Напоминание

Особенности развития познавательной сферы учащихся начальных классов

Автор: Шалина Ольга Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 8
Населённый пункт: г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности развития познавательной сферы учащихся начальных классов







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Особенности развития познавательной сферы учащихся начальных классов

Проблема формирования познавательных интересов является одной из приоритетных в педагогике, от

решения которой зависит совершенствование всего образовательного процесса. В настоящее время перед

школой ставится задача воспитания людей, обладающих развитой познавательной активностью, способных

рационально и активно действовать, принимать целесообразные решения.

Ведущие исследователи в области изучения познавательной деятельности Л.И. Божович, В.Г. Иванов, А.Г.

Ковалёв, В.Н. Мясищев, считают, что познавательный интерес можно признать и одним из самых значимых

факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо на интенсивность протекания познавательной

деятельности учащихся. При наличии познавательных интересов учение становится близкой, жизненно

значимой деятельностью, в которой сам школьник лично заинтересован. Ряд исследований, проведённых по

данной проблеме Г.И. Щукиной, показал, что формирование познавательных интересов и познавательной

активности личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает познавательную

активность, но, в свою очередь, её повышение укрепляет и углубляет познавательный интерес. Г.И. Щукина

выделяет следующие уровни развития познавательного интереса: потребность во впечатлениях

(любопытство), активный поиск предмета или явления (любознательность), устойчивый интерес к познанию

или теоретический интерес.

Первый уровень – это потребность во впечатлениях. Это начальный уровень, фундамент познавательного

интереса. Биологической предпосылкой потребности во впечатлениях является ориентировочный рефлекс.

Второй уровень – это любознательность. О переходе на этот уровень мы можем говорить, когда появляется

интерес не к отдельному стимулу, а к объекту в целом. В этом случае любознательность выражается в

интересе к тем или иным занятиям, в склонности к изучению того или иного предмета. Однако и на этом

уровне интерес носит скорее стихийный, чем целенаправленный характер. Здесь эмоции отодвигают на

второй план цель деятельности.

Третий, высший уровень познавательного интереса – это уровень целенаправленной познавательной

деятельности (теоретический интерес)

Интерес к познанию на этом уровне возникает под влиянием социально значимых целей. Удовольствие,

эмоциональный подъём остаются, но теперь их существование не стихийно, а связано с определёнными

целями. Познавательная деятельность в этом случае имеет объективно полезный результат, но субъективно

эта деятельность по-прежнему должна сопровождаться положительными эмоциями и необходимостью.

Целенаправленность придаёт более зрелый характер методам и организации познавательного процесса.

Большинство психологов считает, что человека формирует вся история его индивидуального и

общечеловеческого развития. Человек действует под влиянием целого ряда факторов, главными из которых

являются потребности. В психологии под потребностью понимается испытываемая человеком нужда в чём-

либо. Для педагогики особый интерес представляет потребность в ориентировочной деятельности.

С проявлением у ребёнка избирательного отношения к явлениям и предметам внешнего мира, взаимосвязь

между потребностью в познании и познавательным интересом усложняется. Самостоятельные действия,

активная деятельность человека, который самостоятельно отыскивает множество путей для удовлетворения

потребности в познании, являются показателями появления этой черты.

Существование потребности в познании расширяет возможности научения, т. е. приобретения

индивидуального жизненного опыта поведения в окружающем мире. Для активного воздействия человека на

окружающую среду, ему необходимо знать объект, на который направлено воздействие. Эта направленность

на познание объекта способствует возникновению новой, чисто человеческой познавательной потребности.

Естественно, что познавательная потребность является составной частью познавательного интереса.

Познавательный интерес, в свою очередь, связан с познавательной деятельностью – основой развития

учащихся. Познавательный интерес способствует развитию личности – самостоятельности, активности и

является движущим моментом познавательной активности. При наличии интереса обучение требует меньше

усилий и затрат и является весьма эффективным.

Исследователи А.А.Кузнецова, В.Н.Кузнецов, С.В.Чукавова отмечают, что познавательный интерес – это

врождённая потребность жизнедеятельности человека. Если у школьника нет интереса к учению, то это

может свидетельствовать о серьёзных недостатках в организации обучения. Многие исследователи также

отмечают, что интерес помогает более быстрому запоминанию, стимулирует внимание и волю.

Известно, что познавательный интерес – это интерес к учебной деятельности, к приобретению научных

знаний. Возникновение познавательного интереса зависит, в первую очередь, от уровня развития ребёнка, его

опыта, ранее приобретённых знаний, а с другой стороны, от способа подачи материала.

Педагогическая наука считает, что познавательный интерес относится к различным областям познавательной

деятельности. Он может быть направлен на получение информации вообще, а может быть углублён в одну

область, иметь узкую направленность, что способствует овладению знаниями, которые представлены в

школьных предметах. При этом он обращён не только к содержанию конкретной дисциплины, но и к

процессу добывания этих знаний, к познавательной деятельности, в которой происходит оперирование уже

приобретёнными способами учения, овладение новыми и их совершенствование.

Особенность познавательного интереса состоит не в простом ознакомлении с предметом, а в том, что

«объектом является сам процесс познавания, который характеризуется стремлением проникать в сущность

явлений, желанием овладеть теоретическими, научными основами определённой области знаний;

относительно устойчивым стремлением к постоянному глубокому и основательному их изучению».

Сознательный произвольный интерес можно целенаправленно формировать в процессе обучения и

воспитания. При этом цель играет определяющую роль в успешном формировании познавательного интереса

и познавательной учебной деятельности, служа для учащихся своеобразным маяком при получении и

использовании знаний. Важно, чтобы учащиеся осознанно принимали цель и осознавали значение и ценность

учебных предметов.