"Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении"

Автор: Кузнецова Екатерина Сергеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Малозиновьевский детский сад "Ласточка"
Населённый пункт: город Семенов, деревня Малое Зиновьево, Нижегородская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении"
Дата публикации: 11.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Малозиновьевский детский сад «Ласточка» Методическая разработка на тему «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении»

Подготовила: Кузнецова Екатерина Сергеевна Старший воспитатель

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................................3

ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения организации развивающей

предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном

учреждении
1.1 Особенности понятия «предметно-пространственная среда» дошкольного учреждения.......................................................................................................................6 1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста........17
ГЛАВА 2. Анализ реализации организации развивающей предметно-

пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении

МБДОУ Малозиновьевском детском саду «Ласточка»
2.1 Особенности актуального уровня развития развивающей предметно- пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении.................26 2.2 Результаты внедрения мер по повышению потенциала развития предметно- пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении.................31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................................35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.........................................................................................37
2

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.
В связи с потребностями модернизации системы образования в Российской Федерации происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В требованиях Федерального государственного стандарта, предметно- пространственная среда обозначена одним из ключевых условий успешного образовательного процесса. А создание предметно-пространственной развивающей среды соответствующей требованиям ФГОС является ключевой задачей дошкольных организаций. Проблема развития предметно-пространственной среды в дошкольных учреждениях неоднократно выступала предметом исследования специалистов из многих областей знаний. Проблема изучения предметно-пространственной среды, как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях имеет три подхода. С одной стороны, она служит основной детерминантой психического развития ребенка (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В.Запорожец, Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.Я. Ляудис, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн, П.М. Якобсон). С другой стороны, рассматривается в связи с развитием эстетических чувств (А.А. Бодалев, Т.П. Гаврилова, Е.Е. Кравцова, Г.Г.Кравцов, А.Н.Леонтьев, Я.З. Неверович). И с третьей как одна из аспектов человеческих отношений (Л.И. Божович, В.К. Котырло, А.Д. Кошелева, В.Й. Мясшцев, Р. Соммер, Г. Сирлс, Е.Ф. Субботский, Д.И. Фельдштейн). Дошкольная педагогика в настоящее время уже располагает значительными сведениями о конкретных воздействиях предметно-пространственной среды при 3
учете и использовании ее в организации детской деятельности (С.Л. Новоселова, Л.И. Новикова, Л.Ф. Обухова, Л.А. Парамонова, Н.П. Сакулина). Развивающая предметная среда детства должна отвечать принципам обогащенности и наукоемкости, содержать природные и социокультурные средства для разнообразной деятельности ребенка. Она предоставляет ребенку условия для творческого духовного развития и возможность «вычерпывать» из нее информацию, необходимую для постановки и решения задач той или иной деятельности. Предметный мир детства - это не только игровая среда, но и среда развития всех специфически детских видов деятельности. Ни один из них не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне вне предметной среды. Деятельность осуществима только при условии, что у ребенка есть соответствующие объекты и средства, сформированы необходимые способы действия. В настоящее время в условиях предметного вакуума у ребенка исчезает стремление узнать новое, порождается апатия, а желание занять себя может приобрести компенсаторное, не в лучшем смысле этого слова, направление. Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным. Эта среда должна отвечать также критериям функционального комфорта и основным положениям эргономики развивающейся детской деятельности. Ее элементы сомасштабны и соотносимы с макро и микро пространством деятельности детей и взрослых (Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Ю.С.Мануйлов, В.С.Мухина, Л.И.Новикова, Е. Торранс, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин). Определение базового содержания компонентов развивающей предметной среды современного детского сада опирается на деятельностно-возрастной подход. Единство педагогического процесса и преемственность этапов развития деятельности в раннем, младшем и старшем дошкольном возрастах обеспечиваются в программе системой развивающей предметной среды с учетом специфики образовательного процесса в возрастных группах детского сада. 4
Особое место занимают исследования, посвященные построению развивающей среды в дошкольных учреждениях (Л.М. Кларина, Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Ю.С. Мануйлов, B.С. Мухина, В.А. Петровский, Л.П. Стрелкова, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин). Накоплен значительный материал, свидетельствующий о возможностях внедрения архитектурных моделей на основе принципов развивающей среды в специально созданных педагогических условиях (Е.Е.Кравцова, В.С.Мухина, Л.И.Новикова). Понятие предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств» (С.Л. Новоселова). Важной задачей ДОО при введении Федеральных государственных образовательных стандартов становиться совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации предметно – пространственной среды, обеспечивающей творческую активность и наиболее полно реализовать себя. В требованиях ФГОС предметно-пространственная среда обозначена одним из ключевых условий успешного образовательного процесса. А создание предметно-пространственной развивающей среды соответствующей требованиям ФГОС является ключевой задачей дошкольных организаций. Предметно- пространственная среда должна стимулировать детей к активности в разных видах деятельности, развивать способности. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения – важный компонент в развитии ребёнка. Деятельность ребёнка зависит от того, как устроена предметно-игровая организация его жизни. Предметно-пространственная среда ДОО является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми. 5

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В

ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

1.1

Особенности понятия «предметно-пространственная среда» дошкольного

учреждения
В связи с потребностями модернизации системы образования в Российской Федерации происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В требованиях Федерального государственного стандарта, предметно- пространственная среда обозначена одним из ключевых условий успешного образовательного процесса. А создание предметно-пространственной развивающей среды соответствующей требованиям ФГОС является ключевой задачей дошкольных организаций. В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых». Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие. Функция педагога заключается в том, чтобы, используя предметно - развивающую среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку. Поэтому особое внимание в детском саду уделяется конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника. 6
Понятие предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств» (С.Л. Новоселова). Важной задачей ДОО при введении Федеральных государственных образовательных стандартов становиться совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации предметно – пространственной среды, обеспечивающей творческую активность и наиболее полно реализовать себя. В требованиях ФГОС предметно-пространственная среда обозначена одним из ключевых условий успешного образовательного процесса. А создание предметно-пространственной развивающей среды соответствующей требованиям ФГОС является ключевой задачей дошкольных организаций. Предметно- пространственная среда должна стимулировать детей к активности в разных видах деятельности, развивать способности. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения – важный компонент в развитии ребёнка. Деятельность ребёнка зависит от того, как устроена предметно-игровая организация его жизни. Предметно-пространственная среда ДОО является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми. Предметно-пространственная среда должна стимулировать детей к активности в разных видах деятельности, развивать способности. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения – важный компонент в развитии ребёнка. Деятельность ребёнка зависит от того, как устроена предметно-игровая организация его жизни. Визуальные характеристики дошкольного образовательного учреждения, то есть то, что ребёнок видит вокруг себя,- важное условие эмоционального воспитания. Всё, что окружает дошкольника, во многом определяет его 7
настроение, формирует отношение к окружающему. Все предметы, убранства, оборудования должны представлять собой единое целое, гармонично сочетаться по цвету, по стилю и материалам, из которых изготовлены. Значит, всё, что окружает ребёнка должно развивать не только умственные способности, но и органы чувств и обеспечивать малышу необходимый психологический комфорт. Но создать такую среду в дошкольном образовательном учреждении бывает очень сложно, зачастую педагогам не хватает знаний, навыков, по данной теме, так же материальных ресурсов для приобретения необходимых игровых и расходных материалов. Это определяет необходимость разработки такой системы создания предметно-пространственной развивающей среды, которая не требовала бы кардинальных перемен, а строилась на основе уже имеющейся развивающей среды. Основой при организации образовательного процесса в дошкольной организации выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни. Развитие ребенка осуществляется только в игре, а не в учебной деятельности. Данный стандарт нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства. Документ делает акцент на отсутствие жёсткой регламентации детской деятельности и выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной программы в дошкольных организациях. Таким образом, при создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо обеспечить реализацию:  образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития; 8
 двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;  различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий. В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать и гарантировать:  охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;  максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации Программы ФГОС, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;  построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;  создание условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования профессиональное развитие педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;  открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охране 9
и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;  построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);  создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья. В каждом дошкольном учреждении развивающая предметно- пространственная среда обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции. В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) развивающей предметно-пространственной среды также необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. 10
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: - реализацию различных образовательных программ; - в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия; - учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды
должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: - игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); - двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; - эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; - возможность самовыражения детей. Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами. 11

2) Трансформируемость

пространства
предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3) Полифункциональность материалов
предполагает: - возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм; - наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды
предполагает: - наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; - периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды
предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; - свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; - исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной

среды
предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. 12
Функции предметно-развивающей среды:  Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.  Стимулирующая – должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.  Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным. Предметно – развивающая среда в детском саду должна:  Иметь привлекательный вид;  Выступать в роли естественного фона жизни ребенка;  Снимать утомляемость;  Положительно влиять на эмоциональное состояние;  Помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;  Давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью. Предметно – развивающая среда должна ориентироваться на «зону ближайшего развития»:  Содержать предметы и материалы известные детям, для самостоятельной деятельности, а также для деятельности со сверстниками;  Предметы и материалы, которыми дети будут овладевать в совместной деятельности с педагогом;  Совсем незнакомые предметы и материалы. При организации предметно – развивающей среды в дошкольном учреждении важнейшим условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей, которые имеют свои отличительные признаки.  Для детей третьего года жизни является свободное и большое пространство, где они могут быть в активном движении – лазании, катании. 13
 На четвертом году жизни ребенку необходим развернутый центр сюжетно- ролевых игр с яркими особенностями атрибутов, дети стремятся быть похожими на взрослых, быть такими же важными и большими.  В старшем дошкольном возрасте проявляется потребность в игре со сверстниками, создавать свой мир игры. Кроме того в предметно- развивающей среде должно учитываться формирование психологических новообразований в разные годы жизни. Вся организация педагогического процесса детского сада предполагает свободу передвижения ребенка по всему зданию, а не только в пределах своего группового помещения. Детям должны быть доступны все функциональные пространства детского сада, включая те, которые предназначены для взрослых. Конечно, доступ в помещения для взрослых, например в методический кабинет, кухню или прачечную, должен быть ограничен, но не закрыт, так как труд взрослых всегда интересен детям. Способность детей-выпускников свободно ориентироваться в пространстве и времени помогает им легко адаптироваться к особенностям школьной жизни. Если позволяют условия учреждения, можно обустроить места для самостоятельной деятельности детей не только в групповых помещениях, но и в спальнях, раздевалках. Все это способствует эмоциональному раскрепощению, укрепляет чувство уверенности в себе и защищенности. Значительную роль в развитии дошкольника играет искусство, поэтому в оформлении детского сада большое место отводится изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Картины, скульптуры, графика, роспись, витражи, декоративные кладки, изделия народного прикладного искусства и т. д. с детства входят в сознание и чувства ребенка. Они развивают мышление, нравственно-волевые качества, создают предпосылки формирования любви и уважения к труду людей. Предметно-пространственная среда организуется по принципу небольших полузамкнутых микропространств, для того чтобы избежать скученности детей и способствовать играм подгруппами в 3-5 человек. Все материалы и игрушки 14
располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, создать условия для общения со сверстниками. Необходимо также предусмотреть «уголки уединения», где ребенок может отойти от общения, подумать, помечтать. Такие уголки можно создать, перегородив пространство ширмой, стеллажами, разместив там несколько мягких игрушек, книг, игр для уединившегося ребенка. В группе создаются различные центры активности:  «Центр познания» обеспечивает решение задач познавательно- исследовательской деятельности детей (развивающие и логические игры, речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; опыты и эксперименты);  «Центр творчества» обеспечивает решение задач активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность);  «Игровой центр», обеспечивающий организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр;  «Литературный центр», обеспечивающий литературное развитие дошкольников;  «Спортивный центр», обеспечивающей двигательную активность и организацию здоровье сберегающую деятельность детей. Есть ряд показателей, по которым воспитатель может оценить качество созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей:  Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения.  Низкий уровень шума в группе (так называемый «рабочий шум»), при этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но тем не менее хорошо всем слышен. 15
 Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью.  Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других продуктов создается детьми в течение дня.  Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад. Создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда. Интеграция образовательных областей в процессе организации комплексной предметно- развивающей и игровой среды детского сада. На основе изученного теоретического материала по проблеме исследования можно сделать следующие выводы: Понятие предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств» (С.Л. Новоселова). Важной задачей ДОО при введении Федеральных государственных образовательных стандартов становиться совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации предметно – пространственной среды, обеспечивающей творческую активность и наиболее полно реализовать себя. Предметно-пространственная среда ДОО является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми. 16

1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного

возраста
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению с взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций на основе индивидной организации возникают сложные специальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты – способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация индивидной организации, в наибольшей степени, выраженные на психофизическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые психические функции, точнее, новые уровни, которым благодаря усвоению речи становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни. Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда потребностей ребенка. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а также потребность к движениях, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений. Развитие ведущих социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение. Взаимоотношения детей в возрасте 5-ти — 6-ти лет со взрослыми и сверстниками усложняются. В исследованиях М.И. Лисиной и ее сотрудников 17
было установлено, что из различных видов общения ребенка со взрослыми (деловых, познавательных, личностных) в 5-6 лет преобладает личностное общение. Анализ мотивов общения у детей данного возраста показывает, что их потребность в беседах на личные темы, обсуждения со взрослыми поведения и поступков других людей и своих собственных с точки зрения нравственных норм значительно больше, чем в возрасте 7-ми лет. Развитие мотивов общения обеспечивает им относительно глубокое и богатое значение о свойствах окружающих взрослых. Кроме того, общаясь со взрослыми, дети лучше узнают самих себя, т.к. они стремятся получить оценку себя и своей деятельности. Важную роль в формировании личности ребенка имеет потребность в общении со сверстниками. Здесь ведущими являются деловые мотивы, возникающие в совместной деятельности. К старшему дошкольному возрасту в совместной деятельности дети уже осваивают следующие формы сотрудничества: чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера; выполняют часть его работы; принимают замечания партнера; исправляют свои ошибки. Накопление практического опыта дошкольника порождает его стремление к самостоятельности. Самостоятельность- продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребенка. В развитии самостоятельности выделяют три ступени: 1) Вырабатываются основные привычки, без помощи и побуждения взрослых. 2) Дошкольник самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных ситуациях. 3) Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенка своего поведения в любых условиях. В дошкольном возрасте к деятельности органов чувств присоединяется деятельность мышления, развитие ощущений чувствительности. Сочетание зрительных ощущений имеет особое значение для познания качеств и свойств предмета и для освоения самого способа его познания. По этой причине для сенсорного развития ребенка важны такие виды деятельности, как танцы, лепка, дидактические игры, рисование. 18
Ролевая игра занимает центральное место в жизнедеятельности детей дошкольного возраста и имеет решающее значение для их психического развития. Игра состоит из того, что дети отражают в ней различные стороны жизни, где приобретаются и уточняются знания об окружающей действительности, осваиваются позиции субъекта деятельности, от которого она зависит. В игре дошкольники активны, творчески преобразуют то, что было воспринято ранее, лучше и свободнее управляют своим поведением. У них формируется поведение, опосредованное образом другого человека. В частом сравнении своего поведения с поведением другого человека у детей появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего «Я». Таким образом, на формирование личности ребенка ролевая игра оказывает большое влияние. Восприятие – приобретает более сложную форму в дошкольном возрасте. Процесс восприятия интериоризируется, теперь ребенку достаточно увидеть предмет и не обязательно проводить по нему воспринимающим органом. Довольно сложно в дошкольном возрасте осуществляется восприятие картинки. В таком процессе наибольшую роль играет вопрос, задаваемый к картинке и ее название. В восприятии пространства, на основе зрительного восприятия, дошкольник уже может ориентироваться в расстоянии. Восприятие времени является более сложным, чем восприятие пространства. Во внимании в дошкольном возрасте происходят значительные изменения, которые обусловлены тем, что объектом познания ребенка становится не только предмет, но и связь его с другими вещами, в первую очередь функциональная, увеличивается роль речи как объекта внимания. В деятельности дошкольника появляются элементы труда, где формируется нравственное качество ребенка, уважение к людям. В процессе наблюдения за трудом взрослых ребенок знакомится с операциями, видами труда, орудиями, приобретает навыки и умения, где в большей степени формируются волевые усилия, наблюдательность, любознательность. 19
Обучение - оказывает большое влияние на умственное развитие. В дошкольном возрасте появляется возможность вводить элементы учебной деятельности, в результате чего ребенок учится понимать задачу, которую ставит перед ним воспитатель, овладевает некоторыми навыками и умениями ее выполнения. Самооценка является важным компонентом учебной деятельности. У детей в возрасте 5-ти — 6-ти лет она только начинает развиваться. Умение оценивать результаты своей деятельности формируется и в других видах деятельности. Это в первую очередь относится к лепке, аппликации, рисованию, конструированию. Ребенок этого возраста способен сравнить свою работу с работой других, может видеть свои удачи и промахи, задумывается о том, как можно выполнить работу на высоком уровне. У детей 3-5 лет возникает чувство уверенности в своих силах, самостоятельности в решениях благодаря накопленному к этому возрасту опыту действий с различными вещами. Ребенок начинает ставить перед собой смелые и разнообразные цели. Ребенку приходится тормозить свои желания, чтобы выполнить какое-либо поручение, что является тренировкой воли. В этом возрасте (5-7 лет) ребенок уже может предвосхищать события и стремится к воображаемой цели, а отодвигание цели требует большой выдержки. Следовательно, возрастает выносливость воли. Таким образом, в дошкольном возрасте во всех психических процессах происходят значительные изменения. В дошкольном периоде появляется личностная форма поведения, связанная не только с выделением собственного «я», но и с принципиально новым типом отношений ребенка к окружающему миру. Ценностные ориентации формируются в общении с взрослыми, в процессе усвоения ребенком норм и правил поведения. В то же время происходит накопление практического опыта непосредственного взаимодействия с социальным окружением. Превращение социальных ценностей в значимые для самого ребенка осуществляется в дошкольном возрасте посредством 20
преобразования эмоциональной сферы, которая начинает связываться с правилами поведения и взаимоотношений людей. В результате к концу дошкольного возраста происходит переход от эмоционально непосредственных к опосредованным нравственным критериям и отношениям. Формирование нравственных понятий в дошкольном возрасте происходит различными путями. При характеристике моральных категорий (доброта, смелость, справедливость), как показано в опыте В.Н.Панферова, дети или называли конкретные случаи поведения, или давали общий смысл понятиям. В общении с взрослым ребенком усваивает моральные понятия вначале в категориальной форме, постепенно уточняя и наполняя их конкретным содержанием, что, несомненно, ускоряет процесс их формирования и вместе с тем создает опасность их формального усвоения. Усвоение нравственных понятий и представлений в их первичной форме создает возможность более глубокого проникновения в мир взрослых и способствует переходу ребенка на новый уровень развития. Его поступки, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками носят уже не непосредственно эмоциональный характер, а начинают опосредоваться и регулироваться моральными нормами. Старший дошкольник 6-7 лет способен сам применять нравственные оценки и пользоваться общими критериями «хорошо – плохо», по которым он осуществляет размежевание социально полезных и отрицательных поступков других людей и своих собственных. Ориентация ребенка на выполнение положительного оцениваемых поступков, выступая в качестве регулятора его поведения, тем самым служит основой для формирования у него разнообразных личностных свойств. При этом важны социально значимые эталоны поведения, которыми становятся литературные герои и непосредственно окружающие ребенка люди. Особое значение в качестве эталона поведения для дошкольника имеют персонажи сказок, где в конкретной, образной, доступной ему форме акцентируются положительные и отрицательные черты характера, что облегчает первоначальную ориентацию ребенка в сложной структуре личности человека. 21
Личность складывается в процессе реального взаимодействия ребенка с миром, включая социальное окружение, и путем усвоения им норм и нравственных критериев, регулирующих его поведение. Различные индивидные, физические, темпераментные особенности как базовые в формировании личности проявляются и фиксируются ребенком в процессе непосредственного взаимодействия в группе, развитие же нравственных качеств опосредовано общением с взрослыми, усвоением нравственных знаний. Н.Е.Анкудинова установила, что физические возможности определяются более точно, чем моральные качества. В оценке последних ребенок 5-7 лет часто применяет понятие неадекватно и в очень общей форме. Личностные эффекты формируются в результате сложного взаимоотношения двух разных линий: реального поведения, поступков ребенка и усвоения им правил нравственных критериев поведения. Свойства личности и индивида, несмотря на их разное происхождение, санкционируются обществом, приобретая тем самым социальную ценность. Это способствует отбору и ускоренному развитию социально значимых свойств. Итак, образование личности посредством нравственных критериев и оценок управляется взрослыми, которые способствуют отбору и тренировке социально значимых свойств. Самостоятельность ребенка начинает проявляться в том случае, когда он применяет к себе и другим нравственные оценки и на этой основе регулирует свое поведение. Это означает, что в этом возрасте складывается такая сложная форма личности, как самосознание. Б.Г.Ананьев выделял в генезе самосознания формирование самооценки, которое связано с развитием оценочных отношений в семейной и коллективной жизни ребенка. Относительная адекватность оценочных суждений ребенка определяется постоянной оценочной деятельностью воспитателей, формированием ими оценочных отношений в группе в связи с выполнением правил поведения, в различных видах деятельности (занятия, игры, дежурство) Влияние оценок родителей на самооценку старшего дошкольника опосредуется характером взаимоотношений в семье. Происходит интериоризация оценок того родителя, который для ребенка представляется, безусловно, значимым лицом, 22
носителем эталонных оценок. Селективность интнриоризации обуславливается, с одной стороны, стилем воспитания родителей, а с другой, социальной перцепцией и пониманием детьми компетентности матери и отца, потребностью ребенка в самоуважении. Следует подчеркнуть широкий диапазон факторов, приводящих к образованию личностных свойств. Они складываются в общении с взрослыми и детьми, в разнообразных формах познания и в различных видах деятельности – в игре, на занятиях и т.д. Конвергенция, взаимодействие разных путей и детерминант развития ребенка в дошкольном возрасте и приводит к возникновению многообразных, сложных, социальных по своей сущности личностных свойств. Таким образом, ребенок-дошкольник смотрит на взрослого как на образец общения, он начинает действовать как большой. К 5 годам у ребенка складывается определенная позиция в группе, происходит дифференциация детей в системе межличностных отношений по социометрическому статусу. В работе Л.Вальковой (1972), подтвердился факт первичного структурирования детской группы. Распределение дошкольников 5-7 лет на подгруппы в зависимости от их положения в детском коллективе показывает, что наибольшее число детей занимает среднее положение в группе на частоте выборов, а наименьшее их количество образуют подгруппы с максимальным и минимальным числом выборов. Дифференциация детского коллектива осуществляется вследствие избирательности выбора, которая связана с формированием в общении, в познавательной и практической деятельности мотивационно-потребностной сферы, личностных характеристик. В результате исследования, проведенного Л.Вальковой, выявились три основные разновидности мотивов, детерминирующих выбор дошкольника: потребность в игровом общении, положительные качества выбираемого и способности другого ребенка к какому- либо конкретному виду деятельности. В 5-7 лет намечаются генетические уровни в развитии мотивационной сферы. Одним из мотивов, побуждающих детей объединяться, является удовлетворением процессом игрового общения. 23
Потребность в нем занимает в этом возрасте первое место. На втором месте находится ориентация на положительные качества личности выбираемого, которые обнаруживаются в общении детей между собой (веселый, честный, добрый и др.). Позже у старших дошкольников 6-7 лет в качестве побудительной силы выбора партнера выступают также его способности к какой-либо конкретной деятельности. Ориентация на личностные особенности, в том числе на такие, которые формируются вне непосредственного игрового общения, на различного рода занятиях, в общении с взрослыми (трудолюбие, послушание, способности к рисованию, танцам, пению), свидетельствует о широкой информационной основе, о разных источниках формирования мотивов, определяющих взаимоотношения в группе. С возрастом растет число и разнообразие мотивов выбора и усложняется их структура. Так, отдельные личностные достоинства, называемые детьми в качестве причины выбора, к концу дошкольного возраста значительно дифференцируются, образуя целый комплекс разнородных черт, где основную роль играют нравственные качества выбираемого. В дошкольном возрасте личностные свойства ребенка начинают выступать в качестве существенных факторов, регулирующих взаимоотношения его с другими детьми и взрослыми и влияющих на ускорение дальнейшего хода социального и культурного развития. В силу глубоких преобразований, которые происходят в 3-7 лет по мере включения ребенка в социальное окружение, этот возраст можно рассматривать как начальный период образования личности, когда впервые создается набор основных свойств, определяющих статус ребенка в группе. Ранее детство до 3 лет является предысторией формирования личности.[46] Дошкольный период является начальным этапом формирования субъекта деятельности. В процессе общения, познания и практической деятельности складываются его основные компоненты, имеющие как общие, так и специфические черты. Переход к дошкольному периоду знаменуется тем, что ребенка перестают удовлетворять простые манипулятивные действия, которыми он овладел в предыдущие годы. 24
На основе изученного теоретического материала по проблеме исследования можно сделать следующие выводы: 1) Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению с взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). 2) В дошкольном периоде появляется личностная форма поведения, связанная не только с выделением собственного «я», но и с принципиально новым типом отношений ребенка к окружающему миру. Ценностные ориентации формируются в общении с взрослыми, в процессе усвоения ребенком норм и правил поведения. Происходит накопление практического опыта непосредственного взаимодействия с социальным окружением. К концу дошкольного периода происходит переход от эмоционально непосредственных, к опосредованным нравственным критериям и отношениям. 3) Дошкольный период является начальным этапом формирования субъекта деятельности. В процессе общения, познания и практической деятельности складываются его основные компоненты, имеющие как общие, так и специфические черты. Переход к дошкольному периоду знаменуется тем, что ребенка перестают удовлетворять простые манипулятивные действия, которыми он овладел в предыдущие годы. Таким образом, начало формирования личности дошкольника и его как субъекта общения. А.Н. Леонтьев связывал с соподчинением мотивов.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ

ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ
25

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ МБДОУ МАЛОЗИНОВЬЕВСКОМ

ДЕТСКОМ САДУ «ЛАСТОЧКА»

2.1 Особенности актуального уровня развития

развивающей предметно-

пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении
В связи с введением ФГОС ДО, вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды в нашем ДОУ является особо актуальным, т.к. она должна обеспечивать возможность педагогам ДОУ эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Целью работы нашего дошкольного учреждения является создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, с учетом требований ФГОС ДО, позволяющей реализовать содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования и достичь планируемых результатов её освоения, развитие социальной культуры дошкольников, познавательного интереса, любознательности. Формирование эмоционального благополучия, индивидуальной комфортности. Для достижения поставленной цели мы выделили следующие задачи: 1.Создать предметно-пространственную среду, с учетом психологических основ конструктивного взаимодействия участников воспитательно- образовательного процесса. 2. Продумать дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения, учитывая психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда. 3. Обеспечить: - возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения; - реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ Малозиновьевского детского сада «Ласточка». 26
Для решения поставленных задач мы разработали «Алгоритм создания предметно-развивающей среды в ДОУ» Шаг 1. Сформулировать цели и задачи работы на основе анализа основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ Малозиновьевского детского сада «Ласточка» в соответствии с возрастными особенностями детей. Шаг 2. Провести оценку и анализ предметно-развивающей среды группового помещения, ДОУ в целом, определив недостающие области. Шаг 3. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей группы. Шаг 4. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей. Шаг 5. Составить план - схему, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых центров. Шаг 6. Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами. Шаг 7. Продумать последовательность внесения изменений предметно- пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств. Таким образом, каждый последующий технологический шаг представляет собой продолжение и развитие предыдущего и в то же время часть целого, поэтому каждый шаг служит всей организационно-педагогической деятельности и обеспечивает достижение поставленной цели – организации предметно- пространственной развивающей среды, позволяющий реализовать содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования и достичь планируемых результатов её освоения. Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать то, что она должна быть: -содержательно-насыщенной, 27
-трансформируемой, - полифункциональной, -вариативной, -доступной, - безопасной. При построении предметно – пространственной среды также учитываются следующие принципы: 1.принцип дистанции, позиции при взаимодействии; 2.принцип активности, самостоятельности, творчества; 3.принцип стабильности, динамичности; 4.принцип комплексирования и гибкого зонирования; 5.принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого; 6.принцип сочетания привычек и неординарных элементов в эстетической организации среды; 7.принцип открытости – закрытости; 8.принцип учёта половых и возрастных различий детей. Развивающая предметно-пространственная среда в младшем дошкольном возрасте: Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии. Это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к 28
людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания. Развивающая предметно-пространственная среда в среднем дошкольном возрасте: Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию. Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать. Развивающая предметно-пространственная среда в старшем дошкольном возрасте: В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Предметно-пространственная развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты. При проектировании развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ мы учитывали: Пространство 29
Время Предметное окружение Такое проектирование среды показывает её влияние на развитие ребёнка. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка. Мы выделяем следующие центры для разного вида активности: - рабочая - активная - спокойная. Развивающая предметно-пространственная среда в нашем ДОУ отражает пять образовательных направлений: 1.социально – коммуникативное развитие; 2. познавательное развитие; 3. речевое развитие; 4. художественно – эстетическое развитие; 5. физическое развитие.
Центры развивающей активности детей
Обстановку в группах создали таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для познания, исследования в разных областях деятельности, игры. Для социально – коммуникативного развития созданы центры: - центр активности (сюжетно – ролевые игры); - центр ПДД; - центр пожарной безопасности; - центр трудовой деятельности. Познавательного развития
:
- центр «Мы познаём мир»; - центр «Я знаю свои права»; 30
- центр «Экспериментирования»; - центр «Моя Россия»; - центр краеведения; - центр «Знаменитые люди г. Семенова»; - центр конструктивной деятельности. Речевого развития: - центр «Грамотейка»; - центр театрализации; - центр «Будем говорить правильно»; - центр «Здравствуй книжка». Художественно – эстетического развития: - центр «Маленький художник»; - центр «Умелые руки»; - центр «Весёлые нотки». Физическое развития
:
- центр «Здоровейка»; - центр спорта «Будь здоров».
2.2 Результаты внедрения мер по повышению

потенциала развития

предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном

учреждении
Одной из задач МБДОУ Малозиновьевского детского сада «Ласточка» на 2015 год стоит дополнение предметно-пространственной среды отвечающей требованием ФГОС. За год коллектив сумел сделать так, чтобы предметно — развивающая среда стала соответствовать всем требованиям нормативных документов. В нашем проекте приняли участие 90 % сотрудников МБДОУ Малозиновьевского детского сада «Ласточка». В ходе его реализации заметно повысится уровень профессионального мастерства педагогов по данной теме. К созданию предметной среды могут быть 31
привлечены не менее 50 % родителей, что поможет налаживанию взаимодействия с ними. Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Воспитанники меньше стали конфликтовать между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад. Планируется, что значительно возрастет продуктивность самостоятельной деятельности: в течение дня дети смогут создать и выполнить много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и т. д. Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в группе играет большую роль в развитии и воспитании ребёнка. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста. Изменения в предметно-пространственной среде группы и ДОУ вызвали количественные и качественные сдвиги, которые произошли в распределении детских активностей. При появлении некоторых материалов и игрушек (например, объектов для изучения), и создании условий для использования игрушек (компоновка игрушек для режиссёрской игры в соответствии с их сюжетообразующей функцией, дополнение их маркерами игрового пространства) произошли и значительные изменения в интересах и деятельности детей. Отмечены и другие изменения в поведении детей. Например, уменьшение количества конфликтов. 32
Результаты диагностики подтверждают, что благодаря созданным условиям предметно – развивающей среды с учётом ФГОС ДО, дети стали более социализированы, умеют общаться друг с другом, смело и свободно передвигаются в пространстве ДОУ, повысился познавательный интерес, любознательность, желание экспериментировать. Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс. Ожидаемые результаты в нашем дошкольном учреждении на этапе завершения внедрения ФГОС ДО: 1. Создание целостной системообразующей развивающей среды ДОУ с учетом принципа взаимосвязанной деятельности всех субъектов образовательного процесса – педагогов, родителей, детей. 2. Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах формирования и использования развивающей предметно- пространственной среды в воспитательно-образовательных целях с детьми в соответствии с ФГОС ДО. 3. Формирование модели современной развивающей предметно- пространственной среды для каждой возрастной группы в соответствии с ФГОС ДО. 4. Сформированность развивающей современной предметно- пространственной среды групп и территории ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО и Основной общеобразовательной программой дошкольного образования, реализуемой в дошкольном учреждении. 5. Алгоритмы использования материалов и оборудования в центрах детской активности в каждой возрастной группе. 6. Позитивное отношение родителей к вопросам создания современной развивающей предметно-пространственной среды в учреждении. 33
Таким образом, проектирование и создание развивающей предметно- пространственной среды приближенной к требованиям ФГОС, является актуальной в связи с тем, что переход на стандарт дошкольного образования в дошкольных организациях практичней начинать с материально-технического оснащения. Но на кардинальные изменения зачастую не хватает материальных ресурсов, поэтому необходимо перерабатывать уже имеющуюся предметно- пространственную среду. Для того чтобы достичь цели исследования необходимо решить ряд задач. Для выявления результатов внедрения мер по повышению потенциала развития предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении было проведено комплексное исследование, в ходе которого были проанализированы основные понятия, характеристики, принципы построения, требования ФГОС ДО к предметно-пространственной развивающей среде дошкольных организаций. Рассмотрено влияние среды на развитие воспитанников. Так же для проектирования развивающей предметно- пространственной среды МБДОУ Малозиновьевского детского сада «Ласточка» был проведен комплексный объемный анализ, разработан проект создания и изменения нашего дошкольного учреждения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ показал, что проектирование и создание развивающей предметно-пространственной среды приближенной к требованиям ФГОС, является актуальным направлением в связи с тем, что переход на стандарт 34
дошкольного образования в дошкольных организациях практичней начинать с материально-технического оснащения. Но на кардинальные изменения зачастую не хватает материальных ресурсов, поэтому необходимо перерабатывать уже имеющуюся предметно-пространственную среду. Для того чтобы достичь цели исследования необходимо решить ряд задач. Для реализации первой задачи был проведен анализ научной и нормативно- правовой литературы по развивающей предметно-пространственной среде. В ходе анализа были изучены основополагающие труды, определяющие такие понятия как «среда», «развивающая среда», «предметно-развивающая среда». Понятие «развивающая среда» было рассмотрено в рамках психологии и педагогики. Так же в рамках решения первой задачи были рассмотрены основные принципы, которые необходимо учитывать при создании развивающей предметно- пространственной среды. В ходе анализа нормативно-правовой литературы были выявлены основные требования к среде и условиям в дошкольных организациях. Для достижения цели исследования, проведен анализ требований ФГОС ДО к предметно-пространственной среде. В исследовании рассмотрены основные понятия ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде. Рассмотрены основные цели, которым должна следовать развивающая предметно-пространственная среда в контексте ФГОС ДО. Главной задачей развивающей предметно-пространственной среды является сохранение и развитие как физического, так и психологического здоровья воспитанников, этот аспект должен прослеживаться во всех компонентах среды. Для решения второй задачи проводился комплексный анализ развивающей предметно-пространственной среды МБДОУ Малозиновьевского детского сада «Ласточка». Таким образом, было проведено комплексное исследование, в ходе которого были проанализированы основные понятия, характеристики, принципы построения, требования ФГОС ДО к предметно-пространственной развивающей среде дошкольных организаций. Рассмотрено влияние среды на развитие воспитанников. Так же для проектирования развивающей предметно- 35
пространственной среды МБДОУ Малозиновьевского детского сада «Ласточка» был проведен комплексный объемный анализ, разработан проект создания и изменения нашего дошкольного учреждения. Анализ литературы показал, что организация предметно-развивающей среды в ДОУ - важный момент, на который старший воспитатель и педагогический коллектив должен обращать особое внимание. При организации предметно-развивающей среды в групповом помещении, раздевалках, коридорах, холлах, на территории детского сада необходимо постараться учесть все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка: закономерности психического развития, показатели здоровья дошкольников, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития. К созданию предметной среды могут быть привлечены не менее 50% родителей, что поможет налаживанию взаимодействия с ними. Правильно созданная предметная среда дает возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Воспитанники меньше будут конфликтовать между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артамонова О. В. Предметно-пространственная среда: её роль в воспитании личности/ О. В. Артамонова//Дошкольное воспитание.-1995.-№ 4 2. Авдулова Т.П. Насыщенность образовательной среды и ее психологическая безопасность// Справочник старшего воспитателя.-2014г.-№8. 36
3. Виноградова Н. А. Интерактивная предметно-развивающая среда детского сада: учебное пособие/ Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева.- М.:Перспектива,2011. 5. Короткова Н.А. . Материалы и оборудование для детского сада: пособие для заведующих и воспитателей: Москва, ЗАО «Элти-Кудиц» 2003г. 6. Епачинцева Н. Д. Организация развивающей среды в ДОУ: автореф.дисс. канд.пед.наук/Н. Д. Епачинцева.-Белгород:БГУ,2001 7. Кларина Л. М.Общие требования к проектированию моделей образовательной среды, способствующей познавательному развитию дошкольников/Л. М. Кларина.-СПб.,1999.-144с.-С.9–18. 8. Комарова О.А. Обеспечение вариативности развивающей среды// Справочник старшего воспитателя-2014г.-№8. 9. Комарова О.А. Наполнение развивающей среды в соответствии с обраовательными областями.//Справочник старшего воспитателя-2014г.-№8. 10. Конвенция о правах ребенка 11.Конституция РФ 12. Красношлык З.П. Психолого-педагогические основы организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении/ Красношлык // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 32-34 13. Кудрявцев В.П. «О «неожиданном» образовании и «ожиданиях» образовательного стандарта // Дошкольное воспитание. 2014 №2. 14. Максимова Г. Ю. Предметно-пространственная среда в контексте отечественной педагогики развития. Актуальные проблемы педагогики: сборник научных трудов.Вып.4/Г. Ю. Максимова, Л. Г. Русова.-Владимир:ВГПУ,2000. 15. Методическое письмо МО РФ от17.05.95 № 61/19-12«О психолого- педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» 16. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей 37
предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С. Л. Новоселова. -М.: Центр инноваций в педагогике,1995г. 17. Основная образовательная программа МБДОУ Малозиновьевского детского сада «Ласточка» 18. Петровский В. А.Построение развивающей среды в дошкольном учреждении/В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. Т. Стрелкова. -М.: Новая школа, 1993г. 19. Письмо МО РФ от 15.03.04 № 03-51-46 ин/14-03 с методическими рекомендациями «О направлении примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье». 20.Полякова М.Н.Особенности организации развивающей среды в возрастных группах детского сада/М. Н. Полякова//Дошкольная педагогика.-2001.- № 1. 21. Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 666 «Об утверждении типового положения о дошкольном учреждении» 22. Федеральный государственный образовательный стандарт (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. 23. Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.12г. 24. Ясвин В. А.Образовательная среда: от моделирования к проектированию/В. А. Ясвин.-М.,2001. 38