"Из опыта работы по патриотическому воспитанию"

Автор: Ветелина Ольга Юрьевна
Должность: заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр внешкольной работы "Детский парк"
Населённый пункт: город Сарапул, Удмуртская республика
Наименование материала: статья
Тема: "Из опыта работы по патриотическому воспитанию"
Дата публикации: 11.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы «Детский парк» г.Сарапула Ветелина Ольга Юрьевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Статья: Из опыта работы по патриотическому воспитанию «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего…» Николай Рерих Из опыта работы Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы «Детский парк» имеет свой опыт работы по патриотическому воспитанию (в том числе – средствами музейной педагогики), по использованию национально – регионального компонента в образовательном процессе учреждения. С 2006 по 2009 год в МБУ ДО «Центр внешкольной работы «Детский парк» была успешно реализована программа воспитательной деятельности «Помни корни свои» (приобщение детей к традициям удмуртского народа и народов, проживающих на территории города, через вовлечение в деятельность учреждения), автор – составитель Ветелина О.Ю., заместитель директора по учебно-воспитательной работе. На тот момент по данным переписи в нашем городе проживали люди 64 национальностей. Сарапул русскоязычный город, в состав Удмуртии он вошел только в 1938 году. И познакомить с культурой и традициями титульной нации – было одной из задач программы. И еще одна задача – «Знать свое Отечество во всех его пределах», а именно прививать детям знания о своих исторических корнях, содействовать развитию интереса к истории города. Как результат – выросла активность обучающихся в проектной и исследовательской деятельности по истории родного края, через различные формы работы было отслежено повышение интереса к традициям и культуре народов, проживающих на территории г. Сарапула, активнее и чаще стали использоваться национальные мотивы в изделиях и работах ребят, занимающихся декоративно-прикладным творчеством. После завершения программы в нашем учреждении работа по духовно- нравственному воспитанию гражданина и патриота своей Родины продолжилась в рамках муниципального проекта «Технология внутреннего туризма. Педагогика городского пространства», который является частью комплексной программы Управления образования г.Сарапула «Город – д Орог! Город дор Ог, которые мы выбираем». Программа заняла в 2014 году I место во Всероссийском смотре – конкурсе муниципальных целевых программ и инновационных проектов в номинации «Образование», проходившем в г. Москва. В программе одной из проблем обозначено – гражданское становление молодежи, формировании ее ценностных ориентаций. Один их акцентов сделан на воспитание и становление подрастающего поколения, как граждан исторического города.
Для реализации муниципального проекта «Технология внутреннего туризма. Педагогика городского пространства» в нашем учреждении разработан подпроект «ИсКра» (история края). Актуальность Президент Российской Федерации В.В. Путин в своих обращениях к Федеральному Собранию подчеркивал значимость патриотического воспитания детей и молодежи: « Нам нужны школы, которые воспитывают личность... граждан страны – впитавших её ценности, историю и традиции». Сарапул – один из старейших городов Прикамья, город с богатым историческим прошлым. В нашем городе жила Надежда Андреевна Дурова – первая женщина-офицер, удостоенная Георгиевского креста за участие в войне с Наполеоном . Через сто лет ее подвиг повторила другая наша землячка – Антонина Тихоновна Пальшина, участница 1-й мировой и гражданской войн. К Сарапулу очень подходит словосочетание
"
первый
"
в Удмуртии. Это и открытие первого народного училища и первой земской больницы , женского училища для среднего сословья (позднее преобразованного в гимназию) , публичной земской библиотеки и первой пожарной команды, первой типографии, и первый публичный киносеанс
,
и первыми начали работать музыкальные классы и музей
,
открылся первый драматический театр
.
Все это было создано при активном участии купечества. Богатые сарапульские купцы были меценатами в развитии культурной жизни города. Им было чем гордиться... Мы хотим, чтобы и сегодняшние жители любили, заботились и гордились нашим городом. Независимо от того, кем станут сегодняшние маленькие горожане в будущем и где они будут жить, чтобы помнили и приумножали славу нашего города. «Поощрение развития краеведения — это задача федерального масштаба, важная и для всей России и для отдельных ее регионов — крупных областей и малых городов. Воспитание краеведением подразумевает не только обучение и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностях и достопамятностях, но и развитие потребности в действенной заботе о его будущем, о сохранении его культурного и природного наследия. Подлинное краеведение всегда и краелюбие», – из доклада Сигурда Оттовича Шмидта , председателя союза краеведов России, академика РАО, на Всероссийском семинаре краеведов в г.Зарайске в 2004 году. Цель проекта «ИсКра»: Повышение уровня знаний учащихся по истории и культуре родного города и края в условиях дополнительного образования. Задачи проекта:  Способствовать формированию у обучающихся качеств патриота, активного гражданина, краеведа и краелюба.  Содействовать формированию духовно-нравственных ценностей, социальной и гражданской активности.  Содействовать воспитанию у учащихся чувства уважения к делам и трудам наших современников, гордости за успехи и достижения земляков.  Развивать исследовательские и коммуникативные навыки, умение работать с информацией.  Развивать навык социально-активной практики. Гипотеза: При реализации проекта учащиеся приобретут знания по истории города, символике, достопримечательностях и архитектурных объектах, будут знать имена тех, кто 2
основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной и социально-значимой деятельности. С 2010 года в нашем учреждении организуются и проходят краеведческие занятия для учащихся третьих классов всех школ города в рамках подпроекта «ИсКра» (история края). Ежегодно это 48 – 50 комплектов третьих классов. Ребята не просто присутствуют на занятиях, но и выполняют «домашнее задания» по теме занятий. «Домашнее задание» – это конкурс и, как правило, в рамках конкурса предлагается создание творческого или исследовательского проекта. Проект может быть индивидуальным или групповым. В исследовательскую работу вовлекаются и родители, бабушки и дедушки третьеклассников. Участие семей особенно приветствуется. Так в прошлом 2014 – 2015 учебном году 352 семьи представили исследовательские работы на конкурс рефератов по теме «Моя семья в годы Великой Отечественной войны». В этом учебном году наше учреждение проводит занятия с третьими классами по теме: «Сарапул купеческий или о благих делах и человеческой памяти…» Сарапул знаменит своим историко – культурным и архитектурным наследием. Данные исторических документов свидетельствуют о том, что застройщиками города сто – двести лет назад были богатые купцы. Город тогда был славен производствами кожевенными, да обувными, камская рыба – стерлядь, поставлялась к царскому столу… И мена сарапульских купцов были известны далеко за пределами города: Башенины, Зылевы, Пешехоновы, Бодалевы, Смагины, Дедюхины и др. Благодаря щедрым пожертвованиям купцов в городе в 1910 году был открыт городской водопровод и городская электростанция. Как много сделали купцы, чтобы Сарапул процветал! И нам есть чему у них поучиться. «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились» - из послания президента В.В. Путина Федеральному Собранию. Одной из черт, присущих купцам вообще и сарапульским в том числе, была благотворительность. В процессе проведения различного рода благотворительных мероприятий возникало здоровое соперничество «в проявлении благотворительности». Именно о благом творении, о благих делах купцов, о том, что благие дела на пользу города остаются в памяти людей и поколений - об этом идет разговор на краеведческом занятии. О том, что память человеческая хранит воспоминания о людских делах и судьбах. Системой образования России духовно – нравственное становление детей и молодежи рассматривается как важнейшая составляющая развития общества и государства. Такой подход закреплен Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации». Каким ценностным ориентирам нужно следовать, чтобы быть полезным своей малой Родине, гордиться ею. Какие духовно – нравственные мотивы жизненного поведения нужно избирать, чтобы о тебе помнили… Педагогический коллектив учреждения использует возможности дополнительного образования, а именно тематические краеведческие занятия с учащимися, для совместного поиска детьми и педагогами ответов на эти вопросы. 3