"Индивидуально-дифференцированный подход к обучению чтению и письму незрячих школьников"
Автор: Арасланова-Кургановская Надежда Витальевна Должность: преподаватель английского языка
Учебное заведение: ГБПОУ АО "Астраханский губернский техникум"
Населённый пункт: г. Астрахань
Наименование материала: исследование
Тема: "Индивидуально-дифференцированный подход к обучению чтению и письму незрячих школьников"
Индивидуально-дифференцированный подход к обучению чтению и письму
незрячих школьников
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - гласит народная
мудрость. Зрение играет большую роль в онтогенетическом развитии
человека. С помощью зрительного анализатора осуществляется 90%
восприятия внешнего мира.
Слабовидящий или слепой, как и всякий ребенок, развивается,
накапливает жизненный опыт, в соответствии со своими возможностями он
приспосабливается к жизни, готовится к ней. От родителей и педагогов
зависит, насколько он разовьет свои возможности и насколько активно и
творчески он сможет участвовать в жизни общества.
Часто у детей с патологией органов зрения наблюдается немного
замедленное развитие, что вызвано меньшим и несколько бедным запасом
представлений, недостаточной гибкостью двигательной сферы,
ограниченностью в овладении пространством, а самое главное – меньшей
активностью при познании окружающего мира.
Одна из главных задач в начальной школе - обучение ребенка
грамотному письму. Речь является важнейшим фактором в развитии личности
и возникает на почве познания окружающего мира. Развитие речи происходит
благодаря накоплению впечатлений от познания окружающей
действительности, что является движущим фактором для стимулирования
общения.
Дефекты зрительного анализатора в той или иной мере отражаются на
формировании устной, и, в особенности, письменной речи. Недостаток
зрения сказывается на общем кругозоре слабовидящего, на формировании в
первые годы жизни умения вычленять фигуры из фона, узнавать сходные
предметы в наглядных различных ситуациях, дифференцировать зрительные
образы и обогащать мир наглядных представлений.
Известно, что у некоторых детей с аномалиями развития трудности
восприятия усугубляются вследствие внутреннего отказа-недоверия к
собственным возможностям, что еще больше ограничивает наглядный опыт
слабовидящих и затрудняет раннее речевое и общее развитие (П.К. Анохин,
Л.С. Выготский, и др.).
Письменная речь (чтение и письмо) формируется на базе устной речи и
представляет собой более высокий этап развития. Сложные
условнорефлекторные связи письменной речи присоединяются к уже
сформировавшимся связям второй сигнальной системы (устной речи) и
развивают её. В процессе письменной речи устанавливаются новые связи
между словом слышимым, произносимым и словом видимым. Чтение и
письмо – это зрительная форма существования устной речи. Поскольку
зрительный анализатор у детей, обучающихся в специальных коррекционных
классах, значительно отличатся от нормального уровня функционирования,
освоение письменной речи в большинстве случаев происходит с трудом и
растянуто во времени. Но иногда можно наблюдать, как при значительном
снижении центрального зрения учащиеся воспринимают те или иные тексты
быстрее, чем дети с более высокой остротой зрения, что объясняется
компенсаторным развитием других зрительных функций и всей нервной
системы.
Замечено, что у слабовидящих детей замедлены реакции узнавания и
различения. В связи с этим, даже вполне обученный слабовидящий читает
медленнее, чем нормально видящий ученик. Это особенно важно при
обучении чтению, так как существует зависимость между скоростью
узнавания и возможностями опознания букв, что отрицательно сказывается
на понимании текстов. Поэтому, медленно читающие слабовидящие дети
часто задерживаются на стадии различения букв, запаздывают при
образовании слогов и, в особенности, смыслового объединения слов и
словосочетаний, что не может не отразиться в дальнейшем на процессе
овладения письмом.
Среди слабоуспевающих и неуспевающих слабовидящих школьников
выделяются дети, которые испытывают выраженные и стойкие затруднения в
овладении письменной речью. Они либо вовсе не овладевают грамотой в
условиях школьного обучения, либо пишут и читают с характерными
ошибками, заметно отличающими их письмо и чтение от письменной речи
одноклассников. Затруднения в усвоении письменной речи в ряде случаев
влекут за собой слабую успеваемость по другим предметам. Неуспеваемость
слабовидящих школьников, характеризующаяся резким отставанием по
чтению и письму, - довольно распространенное явление. В некоторых
случаях эти трудности бывают настолько стойкими, что сохраняются в
средней и старшей школе. Следовательно, логопедическая помощь
слабовидящим детям является залогом успешности в обучении и важнейшим
условием развития личности ребенка.
Так как у детей с нарушениями зрения речь призвана выполнять и
компенсаторную функцию, формировать углубленные представления и
реальные знания об окружающем мире, значение логопедической коррекции
трудно переоценить.
Если реальный горизонт восприятия слабовидящего беднее, чем у
зрячего ребенка, то при систематическом чтении достигается овладение
миром идеальных и, вместе с тем, наглядных представлений, восполняющих
недостаток зрительных ощущений, а обучение чтению становится средством,
расширяющим возможности овладения действительностью.
Опыт постоянного общения со слабовидящими школьниками убеждает
в том, что обучение чтению слабовидящих приобретает для них характер
коренной перестройки их жизнедеятельности, повышает активность,
формирует устойчивую познавательную установку, и можно утверждать, что
индивидуальные различия перекрывают групповые в отношении
возможностей дальнейшего развития.
Список литературы
1.
Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овла
дения детьми
чтением и письмом. – М., 1995.
2.
Беккер Р. Нарушения речи как фактор, обусловливающий
затруднения в обучении чтению и правописанию.
V научная сессия по
дефектологии. – М., 1976.
3.
Бугриенко Е.А., Цукерман Г.И. Чтение без принуждения. - М., 1997.
4.
Волкова Л.С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у
слепых и слабовидящих детей. - Л., 1982.
5.
Выготский Л.С. Основные проблемы дефектологии. // Собрание
сочинений в 6-ти томах под ред. Т. А. Власовой. — Т. 5. — М.: Педагогика,
1983.