"Индивидуально-дифференцированный подход к обучению чтению и письму незрячих школьников"

Автор: Арасланова-Кургановская Надежда Витальевна
Должность: преподаватель английского языка
Учебное заведение: ГБПОУ АО "Астраханский губернский техникум"
Населённый пункт: г. Астрахань
Наименование материала: исследование
Тема: "Индивидуально-дифференцированный подход к обучению чтению и письму незрячих школьников"
Дата публикации: 11.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Индивидуально-дифференцированный подход к обучению чтению и письму незрячих школьников «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - гласит народная мудрость. Зрение играет большую роль в онтогенетическом развитии человека. С помощью зрительного анализатора осуществляется 90% восприятия внешнего мира. Слабовидящий или слепой, как и всякий ребенок, развивается, накапливает жизненный опыт, в соответствии со своими возможностями он приспосабливается к жизни, готовится к ней. От родителей и педагогов зависит, насколько он разовьет свои возможности и насколько активно и творчески он сможет участвовать в жизни общества. Часто у детей с патологией органов зрения наблюдается немного замедленное развитие, что вызвано меньшим и несколько бедным запасом представлений, недостаточной гибкостью двигательной сферы, ограниченностью в овладении пространством, а самое главное – меньшей активностью при познании окружающего мира. Одна из главных задач в начальной школе - обучение ребенка грамотному письму. Речь является важнейшим фактором в развитии личности и возникает на почве познания окружающего мира. Развитие речи происходит благодаря накоплению впечатлений от познания окружающей действительности, что является движущим фактором для стимулирования общения. Дефекты зрительного анализатора в той или иной мере отражаются на формировании устной, и, в особенности, письменной речи. Недостаток зрения сказывается на общем кругозоре слабовидящего, на формировании в первые годы жизни умения вычленять фигуры из фона, узнавать сходные предметы в наглядных различных ситуациях, дифференцировать зрительные образы и обогащать мир наглядных представлений. Известно, что у некоторых детей с аномалиями развития трудности
восприятия усугубляются вследствие внутреннего отказа-недоверия к собственным возможностям, что еще больше ограничивает наглядный опыт слабовидящих и затрудняет раннее речевое и общее развитие (П.К. Анохин, Л.С. Выготский, и др.). Письменная речь (чтение и письмо) формируется на базе устной речи и представляет собой более высокий этап развития. Сложные условнорефлекторные связи письменной речи присоединяются к уже сформировавшимся связям второй сигнальной системы (устной речи) и развивают её. В процессе письменной речи устанавливаются новые связи между словом слышимым, произносимым и словом видимым. Чтение и письмо – это зрительная форма существования устной речи. Поскольку зрительный анализатор у детей, обучающихся в специальных коррекционных классах, значительно отличатся от нормального уровня функционирования, освоение письменной речи в большинстве случаев происходит с трудом и растянуто во времени. Но иногда можно наблюдать, как при значительном снижении центрального зрения учащиеся воспринимают те или иные тексты быстрее, чем дети с более высокой остротой зрения, что объясняется компенсаторным развитием других зрительных функций и всей нервной системы. Замечено, что у слабовидящих детей замедлены реакции узнавания и различения. В связи с этим, даже вполне обученный слабовидящий читает медленнее, чем нормально видящий ученик. Это особенно важно при обучении чтению, так как существует зависимость между скоростью узнавания и возможностями опознания букв, что отрицательно сказывается на понимании текстов. Поэтому, медленно читающие слабовидящие дети часто задерживаются на стадии различения букв, запаздывают при образовании слогов и, в особенности, смыслового объединения слов и словосочетаний, что не может не отразиться в дальнейшем на процессе овладения письмом. Среди слабоуспевающих и неуспевающих слабовидящих школьников
выделяются дети, которые испытывают выраженные и стойкие затруднения в овладении письменной речью. Они либо вовсе не овладевают грамотой в условиях школьного обучения, либо пишут и читают с характерными ошибками, заметно отличающими их письмо и чтение от письменной речи одноклассников. Затруднения в усвоении письменной речи в ряде случаев влекут за собой слабую успеваемость по другим предметам. Неуспеваемость слабовидящих школьников, характеризующаяся резким отставанием по чтению и письму, - довольно распространенное явление. В некоторых случаях эти трудности бывают настолько стойкими, что сохраняются в средней и старшей школе. Следовательно, логопедическая помощь слабовидящим детям является залогом успешности в обучении и важнейшим условием развития личности ребенка. Так как у детей с нарушениями зрения речь призвана выполнять и компенсаторную функцию, формировать углубленные представления и реальные знания об окружающем мире, значение логопедической коррекции трудно переоценить. Если реальный горизонт восприятия слабовидящего беднее, чем у зрячего ребенка, то при систематическом чтении достигается овладение миром идеальных и, вместе с тем, наглядных представлений, восполняющих недостаток зрительных ощущений, а обучение чтению становится средством, расширяющим возможности овладения действительностью. Опыт постоянного общения со слабовидящими школьниками убеждает в том, что обучение чтению слабовидящих приобретает для них характер коренной перестройки их жизнедеятельности, повышает активность, формирует устойчивую познавательную установку, и можно утверждать, что индивидуальные различия перекрывают групповые в отношении возможностей дальнейшего развития.

Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овла дения детьми чтением и письмом. – М., 1995. 2. Беккер Р. Нарушения речи как фактор, обусловливающий затруднения в обучении чтению и правописанию. V научная сессия по дефектологии. – М., 1976. 3. Бугриенко Е.А., Цукерман Г.И. Чтение без принуждения. - М., 1997. 4. Волкова Л.С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей. - Л., 1982. 5. Выготский Л.С. Основные проблемы дефектологии. // Собрание сочинений в 6-ти томах под ред. Т. А. Власовой. — Т. 5. — М.: Педагогика, 1983.