Автор: Овсянникова Юлия Владиславовна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 56 УИМ" г. Магнитогорска
Населённый пункт: город Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: Прогамма по профилактике ассоциального поведения МОУ СОШ 56 УИМ "СТЕРЖЕНЬ"
Тема: программа по профилактике асоциального поведения детей и подростков обучающихся в условиях общеобразовательной организации
#СТЕРЖЕНЬ
#СТановлениЕРазвитиеЖизньЕНЬ
программа по профилактике асоциального
поведения детей и подростков
(обучающихся) в условиях
общеобразовательной организации
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа
№ 56 с углубленным изучением математики»
города Магнитогорска
1
Паспорт программы
Наименование
программы
#СТЕРЖЕНЬ
#СТ
ановлени
ЕР
азвитие
Ж
изнь
ЕНЬ
программа по профилактике асоциального поведения детей и
подростков (обучающихся) в условиях общеобразовательной
организации
Руководитель
программы/ответственн
ый
за
реализацию
программы
Хунафина Альфия Габдулловна – заместитель директора по ВР
Воронина Светлана Викторовна – социальный педагог
Овсянникова Юлия Владиславовна – педагог-организатор
Исполнители программы
Овсянникова Юлия Владиславовна – педагог-организатор
Целевые группы
несовершеннолетние в возрасте от 10 до 18 лет (при ранней
профилактике от 7 до 18 лет),
родители,
педагоги (сотрудники)
Цель(-и) программы
Содействие формированию у учащихся социально позитивных
потребностей
и
установок
построения
своей
жизнедеятельности, развитию и раскрытию индивидуальности
школьников,
их
духовно-нравственного
и
творческого
потенциала,
устранению
негативных
явлений
в
сфере
поведения и отношений детей с окружающими
Задачи программы
1.
Формирование
уклада
школьной
жизни,
обеспечивающего создание социальной среды развития
обучающихся,
включающего
урочную,
внеурочную и
общественно
значимую
деятельность,
систему
воспитательных
мероприятий,
культурных
и
социальных
практик,
основанного
на
системе
социокультурных и духовно-нравственных ценностях и
принятых в обществе правилах и нормах поведения в
интересах
человека,
семьи,
общества
и
государства,
российского
общества,
учитывающего
историко-
культурную
и
этническую
специфику
региона,
потребности обучающихся и их родителей (законных
представителей);
2.
Способствовать
усвоению
обучающимися
нравственных
ценностей,
приобретение
начального
опыта
нравственной,
общественно
значимой
деятельности, конструктивного социального поведения,
2
мотивации
и
способности
к
духовно-нравственному
развитию;
3.
Приобщение
обучающихся
к
культурным
ценностям
своего народа, своей этнической или социокультурной
группы, базовым национальным ценностям российского
общества,
общечеловеческим
ценностям
в
контексте
формирования
у
них
российской
гражданской
идентичности;
4.
Формирование
социальной
самоидентификации
обучающихся
посредством
личностно
значимой
и
общественно приемлемой деятельности;
5.
Формирование
у
обучающихся
личностных
качеств,
необходимых
для
конструктивного,
успешного
и
ответственного
поведения
в
обществе
с
учетом
правовых
норм,
установленных
российским
законодательством;
6.
Способствовать
приобретению
знаний
о
нормах
и
правилах
поведения
в
обществе,
социальных
ролях
человека;
формирование
позитивной
самооценки,
самоуважения,
конструктивных
способов
самореализации;
7.
Приобщение
обучающихся
к
общественной
деятельности
и
традициям
организации,
осуществляющей
образовательную
деятельность,
участие
в
детско-юношеских
организациях
и
движениях, спортивных секциях, творческих клубах и
объединениях
по
интересам,
сетевых
сообществах,
библиотечной
сети,
краеведческой
работе,
в
ученическом
самоуправлении,
военно-патриотических
объединениях,
в
проведении
акций
и
праздников
(региональных, государственных, международных);
8.
Участие
обучающихся
в
деятельности
производственных,
творческих
объединений,
благотворительных
организаций;
в
экологическом
3
просвещении
сверстников,
родителей,
населения;
в
благоустройстве школы, класса, сельского поселения,
города;
9.
Формирование способности противостоять негативным
воздействиям
социальной
среды,
факторам
микросоциальной среды;
10.
Развитие
педагогической
компетентности
родителей
(законных
представителей)
в
целях
содействия
социализации обучающихся в семье;
11.
Формирование
у
обучающихся
мотивации
к
труду,
потребности к приобретению профессии;
Срок
реализации
программы
2020-2021 учебный год
Ожидаемые результаты
Мероприятиями программы охвачено:
обучающихся, в возрасте 6,5 – 18 лет, 1194чел.,
родителей – 1589 чел.,
педагогов – чел.
Снижено число:
обучающихся, состоящих на внутришкольном учете – 3 чел
обучающихся, состоящих на учете ПДН – 0чел
Охвачено
обучающихся
индивидуальной
профилактической
работой по проблемам:
употребления ПАВ –0 чел.
правонарушений – 0 чел.
преступлений – 0 чел.
суицидов –0 чел.
экстремизма – 0 чел.
буллинга – 0 чел.
Охвачено семей индивидуальной профилактической работой –
0 чел.
Кол-во
разработанных
индивидуальных
программ
профилактики – 3 чел.
4
1.
План мероприятий
№
п\п
Задача
Мероприятие
Категория
(обучающиеся (класс),
родители (класс),
педагоги (класс))
Срок реализации
1.
Организация
профилактической работы
в ОУ
Заседание Совета профилактики
Обучающиеся,
родители, педагоги
Раз в месяц
Заседание МО классных
руководителей
педагоги
Раз в четверть
Участие в межведомственных
мероприятиях (конференции,
семинары, конкурсы и др.)
Педагоги, родители,
обучающиеся
В течение года по
плану
2.
Предупредить развитие
Мероприятия общей профилактики
5
негативного явления среди
несовершеннолетних в ОУ
(первичная профилактика)
для обучающихся:
Выявление детей, имеющих
факторы риска: диагностика
склонности к правонарушениям,
диагностика суицидальных
намерений и др.
Праздник первого звонка
Урок Победы
Всероссийский урок ОБЖ
День солидарности в борьбе
с терроризмом
День мудрости
День учителя
Ярмарка «Дары осени»
Народов много – страна
одна»
День народного единства
День матери
Я – гражданин
День конституции РФ
День неизвестного солдата
Новогодний праздник
День героев отечества
Всемирный день борьбы со
СПИДОМ
Урок России
Урок мужества
День снятия блокады
Ленинграда
«Заповеди семейного
счастья»
А ну-ка, парни
Сентябрь-октябрь
6
День памяти жертв ДТП
День защитника Отечества
День памяти Россиян,
исполнявших служебный
долг за пределами Отечества
День вывода войск из
Афганистана
WorldSkills Russia
«Билет в будущее»
День родного языка
Разговор о правильном
питании
100 новых профессий
Международный женский
день
День воссоединений Крыма
с Россией
Труд, Талант, Творчество
День здоровья
День космонавтики
День пожарной охраны
День экологических знаний
Национальный день донора
День местного
самоуправления
День солидарности
трудящихся
День победы
Бессмертный полк
Международный день семьи
День славянской
письменности и культуры
7
Общероссийский день
библиотек
Всемирный день без табака
Ночь в музее
Вручение стипендий по
итогам года
Международный день
защиты детей
Реализация проектов/программ в
ОУ (профилактической
направленности)
Программа воспитания и
социализации обучающихся.
Программа «Профилактика
безнадзорности,
правонарушений и
злоупотребления
наркотическими средствами
несовершеннолетними
гражданами на 2020-2022
годы».
Городской проект «ЖИТЬ!»
Педагоги,
обучающиеся
2020-2023 гг.
Реализация программы,
направленной на обучение
жизненным навыкам
Программа воспитания и
социализации обучающихся
Проект «Мой
многонациональный класс»
Традиционный праздник
«Народов много – страна
одна»
Обучающиеся,
родители
В течение года по
плану ВР
8
Проект «Дни открытых
дверей»- презентации вузов
Конкурс учебно-
исследовательских работ и
творческих проектов
«Золотая рыбка»
Городская
Общеобразовательная
общеразвивающая
программа «Я-волонтер»
«Школа – центр социума» в
рамках деятельности фонда –
Эндаумента выпускника
школы №56 И.В. Рыбакова
«Разговор о правильном
питании»
«Школа Светофорных наук»
Акции
«Голубь мира», посвященная
Международному Дню Мира
«Любимой школе - чистый
двор»
Любимому городу – чистые
улицы и скверы»
День гражданской обороны
Всероссийская акция,
посвященная безопасности
школьников в сети Интернет
в рамках дня Интернета в
России (30 сентября)
День учителя
Обучающиеся,
родители
В течение года по
плану ВР
9
Всероссийская акция «Час
кода»
Всемирный день
приветствия
День памяти жертв ДТП
Акция против наркотиков
«Выбери жизнь!»
День неизвестного солдата
День Конституции
Международный день
«Спасибо!»
День снятия блокады
Ленинграда
«Молодѐжь за здоровую
Россию!», посвященная
Международному дню
отказа от курения
Акция «Живая гвоздика»
«Красная ленточка»
(антиСПИД
«Делать братьям меньшим
хорошее - хорошеть самому»
Всемирный день борьбы с
туберкулезом
Всемирный День здоровья
«Наполни сердце добротой»
«Книгам и игрушкам –
вторую жизнь!»
«Маршрут памяти»
Парад Победы
День славянской
письменности и культуры
10
Профилактические акции:
«Подросток»
«Образование - всем детям»
«Я и закон»
«Дети улиц»
«За здоровый образ жизни»
Организация досуговых
мероприятий (кружки, секции),
распространение информации и
включение детей, имеющих
факторы риска
Новус (логическая игра)
Кружок по
искусствоведению
«Гармония»
Вокальный кружок «Поем
вместе»
Хореографический ансамбль
«Грация»
Школа «Волонтерства»
Кружок программирования
«Введение в
программирование на языке
Pithon»
Кружок конструирования,
3D моделирования «Умные
машины»
Объединение школьных
активистов и волонтеров
«Волонтерский клуб»
Кружок «Школьный пресс-
Обучающиеся
В течение года
11
центр»
Лингвистическая студия
«Общение без границ»
Кружок филологии и
языкознания «Русский язык
от А до Я»
Творческое объединение
юных корреспондентов и
журналистов «Основы
журналистики»
Кружок «Шахматный клуб»
Секция «Баскетбол»
Эколого-биологическая
направленность.
Естественно-научное
объединение «Биология: за
страницами учебника»
Интеллектуально-
математический кружок
«Избранные вопросы
алгебры и математического
анализа»
Естественно-научное
объединение «Физика.
Наблюдай, исследуй, мысли»
Мероприятия по защите прав
несовершеннолетних
Линейки порядка, рейды по
классам
20 ноября — Всемирный
день ребѐнка (Отмечается по
решению ООН с 1954 года.
Обучающийся,
родители
В течение года,
согласно плану ВР
12
20 ноября — день принятия
в 1989 г. Конвенции о правах
ребѐнка)
День конституции
Российской Федерации
«Я - гражданин» РФ.
«Административная и
уголовная ответственность
несовершеннолетних».
«Правовая грамотность»,
встреча со специалистами,
представителями органов
власти.
Разработка индивидуальных
программ профилактической
работы или индивидуальных
образовательных программ (с
блоком профилактической работы
по выявленным проблемам)
другое
для родителей:
Родительское собрание или
родительский час по вопросам
формирования коммуникативных
навыков у ребенка, в семье и др.
Темы родительских собраний:
«Возрастные особенности
подростка (11-15 лет)»
«Девиантное поведение –
причины, формы, виды,
коррекция и профилактика
девиантного поведения у
подростков»
Родители
Один раз в
четверть
13
«Переходный возраст:
особенности контакта с
подростками»
«Профилактика употребления
ПАВ среди
несовершеннолетних»
Заседания Общешкольного
родительского комитета
Работа Родительского актива в
городских , областных и
общероссийских совещаниях,
конференциях и т.д.
Два раза в год
В течение года
Индивидуальные или групповые
консультации для родителей детей
«группы риска»
«Семья - здоровый стиль жизни
«Роль семьи в воспитании детей»;
«Разговор с подростком на
взрослом языке»;
«Взаимоотношения в семье»;
«
Наказание и поощрение в семье: за и
против»;
«Влияние психологического климата в
семье на здоровье ребѐнка”.
«Все прекрасное на земле от любви!»
«Что не надо делать родителям?»
«Возрастные особенности подростков».
Обучающиеся,
родители
По
индивидуальному
плану
другое
для педагогов (классных
руководителей, учителей-
предметников):
Педагоги
В течение года
(один раз в месяц)
14
Индивидуальные или групповые
консультации по проблемам работы
с обучающимися
1.
Возрастные особенности
подростков 11-15 лет
2.
Девиантное поведение,
причины, виды, коррекция
девиантного поведения.
3.
Молодежные субкультуры.
4.
Профилактика ПАВ и
правонарушений среди
несовершеннолетних.
5.
Профилактика
суицидального поведения
среди детей.
6.
Способы урегулирования
конфликта.
7.
Вербальные и невербальные
формы поведения
8.
Способы урегулирования
конфликта.
9.
Межличностные
взаимоотношения в
классном коллективе.
Обучающие семинары по
организации и проведению
мероприятий профилактической
направленности
Педагоги
В течение года
15
1.
Девиантное поведение,
причины, виды, коррекция
девиантного поведения.
2.
Профилактика ПАВ и
правонарушений среди
несовершеннолетних.
3.
Профилактика
суицидального поведения
среди детей.
4.
Профилактике потребления
табачных продуктов
«насвай» и «снюс» среди
обучающихся.
5.
Профилактика экстремизма в
молодежной среде.
другое
Тематические профилактические мероприятия:
Информационная безопасность
для обучающихся
«Безопасность в сети Интернет»
для родителей
Как обеспечить безопасность
ребенка в сети Интернет
для педагогов
Всероссийская Акция посвященная
безопасности школьников в сети
Профилактика суицидов
для обучающихся
«Жизненные ценности»
«Линии жизни»
для родителей
«Профилактика суицида и
суицидального поведения у детей и
16
подростков»
для педагогов
«Предупреждение суицидально
поведения для обучающихся»
Профилактика правонарушений
для обучающихся
Уголовная и административная
ответственность для
несовершеннолетних
«Как не стать жертвой
преступления»
Что такое «преступление»,
«правонарушение» и наказание за
это.
для родителей
Что такое «преступление»,
«правонарушение» и наказание за
это.
для педагогов
Что такое «преступление»,
«правонарушение» и наказание за
это.
Профилактика наркомании и токсикомании
для обучающихся
«Скажи, где торгуют смертью?»
Классные часы-беседы со
специалистами.
для родителей
«Скажи, где торгуют смертью?»
Родительские собрание с
привлечением специалистов.
для педагогов
«Скажи, где торгуют смертью?»
17
Тематические лектории.
Профилактика буллинга
для обучающихся
Что такое буллинг?
Кибербуллиг.
для родителей
Буллинг как социальное явление.
Кибербуллиг
для педагогов
Буллинг как социальное явление.
Кибербуллиг
Профилактика экстремизма
для обучающихся
Тематические классные часы
для родителей
Тематические родительские
собрания
для педагогов
Тематические лектории
3.
Выявить
несовершеннолетних,
склонных к девиантному
(асоциальному)
поведению (и их семей) и
организовать их
комплексное
сопровождение в ОУ
(вторичная профилактика)
Выявление несовершеннолетних и
постановка на учет
1.
Заседание Совета
профилактики.
Разработка индивидуальных
программ профилактической
работы или индивидуальных
образовательных программ (с
блоком профилактической работы
по выявленным проблемам) для
несовершеннолетних, состоящих
на учете.
Программа воспитания и
социализации
18
обучающихся.
Программа «Профилактика
безнадзорности,
правонарушений и
злоупотребления
наркотическими средствами
несовершеннолетними
гражданами на 2020-2022
годы».
#СТЕРЖЕНЬ
#СТановлениЕРазвитиеЖизньЕНЬ
Программа по профилактике
асоциального поведения детей и
подростков (обучающихся) в
условиях общеобразовательной
организации
Координация деятельности
специалистов и педагогов в ОУ по
решению проблем
несовершеннолетнего
1.
Оперативное совещание при
директоре по работе с
обучающимся, состоящим
на учете.
2.
Консилиум социальной и
психолого-педагогической
службы по работе с
обучающимся, состоящим
на учете.
По факту
Участие в межведомственном
патронаже/заседаниях КДН
1.
Посещение на дому,
составление акта ЖБУ,
По факту
19
изучение условий
семейного воспитания.
2.
Индивидуально-
профилактическая беседа
при посещении.
для обучающихся
1.
Педагогический патронаж.
2.
Индивидуально -
профилактическая беседа
по проблемам поведения,
успеваемости и
посещаемости.
3.
Тематические беседы с
обучающимся.
4.
Вовлечение обучающегося в
кружки, секции (по
необходимости).
5.
Вовлечение обучающихся в
классные, общешкольные
мероприятия.
Социально-педагогический
патронаж
3.
Посещение на дому,
составление акта ЖБУ,
изучение условий
семейного воспитания.
4.
Индивидуально-
профилактическая беседа
при посещении.
Индивидуальные или групповые
консультации (занятия, тренинги)
для родителей
1.
Роль родителей в
20
пофилактике асоциального
поведения подростка.
2.
Трудности переходного
возраста
3.
Как предупредить
употребление подростками
психоактивных веществ?
Индивидуальные или гру
пповые консультации/тренинги
для педагогов
1 Профилактика и предупреждение
асоциального поведения среди
несовершеннолетних.
2.Как строить общение с детьми.
Обучающие семинары, тренинги
по реализации комплексного
сопровождения
несовершеннолетних и их семей
1.
Школа родительской
Эффективности.
2.
Стрессовые ситуации. Как
помочь ребенку?
3.
Мы вместе.
4.
Воспитание нравственности
в семье.
4.
Способствовать
восстановлению у
несовершеннолетних
утраченных социальных
навыков или организация
восстановительной
(профилактической) среды
Координация деятельности
специалистов и педагогов в ОУ по
решению проблем
несовершеннолетнего
По факту
для обучающихся
По факту
21
(третичная профилактика
– реабилитация,
ресоциализация)
Социально-педагогический
патронаж
По факту
Индивидуальные или групповые
консультации (занятия, тренинги)
По факту
для родителей
По факту
Индивидуальные или групповые
консультации/тренинги
По факту
для педагогов
По факту
Обучающие семинары, тренинги
по реализации комплексного
сопровождения
несовершеннолетних и их семей
По факту
22
Результаты
Показатели:
Значение:
степень
выполнения
программы
мероприятий
Реализация проектов в ОУ
(профилактической направленности):
коллективами обучающихся
педагогами
совместные проекты
начало учебного года
конец учебного года
Мероприятиями программы охвачено
(чел.):
обучающихся
родителей
педагогов
Снижено число (?чел., %):
обучающихся,
состоящих
на
внутришкольном учете
обучающихся,
состоящих
на
учете
ПДН
Охвачено
обучающихся
индивидуальной
профилактической
работой по проблемам (чел.):
правонарушений
преступлений
употребления ПАВ
суицидов
экстремизма
буллинга
Охвачено
семей
индивидуальной
профилактической работой
Кол-во
разработанных
и
реализованных
индивидуальных
профилактических программ
Анализ
Тип проблемы
Формулировка проблемы
Пути преодоления
Организационная
Содержательная
Другая
Перспективы профилактической
работы в ОУ на 2021-2022 учебный
год