Автор: Степаненко Фания Галимовна
Должность: преподаватель истории и обществознания
Учебное заведение: Приморский строительный колледж
Населённый пункт: г. Артем, Приморский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие мышления на уроках истории
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
НА УРОКАХ ИСТОРИИ
НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Преподаватель Степаненко
Преподаватель Степаненко
Фания Галимовна
Фания Галимовна
«Ум- это хорошо организованная
«Ум- это хорошо организованная
система знаний» К.Д. Ушинский
система знаний» К.Д. Ушинский
Мышление – это познавательная
Мышление – это познавательная
деятельность человека
деятельность человека
Мыслительные операции:
Мыслительные операции:
Анализ
Анализ
Синтез
Синтез
Сравнение
Сравнение
Абстрагирование
Абстрагирование
Конкретизация
Конкретизация
Суждение
Суждение
Умозаключение
Умозаключение
Виды мышления:
Виды мышления:
Конкретно –действенное
Конкретно –действенное
Конкретно-образное
Конкретно-образное
Абстрактное
Абстрактное
Все три вида мышления тесно связаны
Все три вида мышления тесно связаны
друг с другом
друг с другом
Упражнение «Логичность»
Упражнение «Логичность»
Предлагается задание с двумя
Предлагается задание с двумя
связанными между собой суждениями и
связанными между собой суждениями и
вывод заключение. Умозаключение
вывод заключение. Умозаключение
частично дается логично, а в ряде
частично дается логично, а в ряде
случаев – заведомо ложное.
случаев – заведомо ложное.
Необходимо определить какие выводы
Необходимо определить какие выводы
правильные, а какие - ошибочные
правильные, а какие - ошибочные
Распространено ошибочное мнение,
Распространено ошибочное мнение,
что Аляска была продана в правление
что Аляска была продана в правление
Екатерины Второй.
Екатерины Второй.
Выясняем годы правления
Выясняем годы правления
императрицы -1762-1796, затем год
императрицы -1762-1796, затем год
продажи Аляски -1867.Вывод: Аляска
продажи Аляски -1867.Вывод: Аляска
продана через 71 год после смерти
продана через 71 год после смерти
Екатерины Великой.
Екатерины Великой.
Устанавливаем истину: при каком
Устанавливаем истину: при каком
правителе Россия рассталась с
правителе Россия рассталась с
Аляской. В 1867 году правил император
Аляской. В 1867 году правил император
Александр Второй (1855-1881)
Александр Второй (1855-1881)
Еще одно распространенное
Еще одно распространенное
заблуждение: монголо – татарское иго
заблуждение: монголо – татарское иго
на Руси длилось 300 лет
на Руси длилось 300 лет
Началом монголо – татарского ига
Началом монголо – татарского ига
является взятие столицы Древней Руси
является взятие столицы Древней Руси
– Киева в 1240 г. Окончание ига- -
– Киева в 1240 г. Окончание ига- -
«стояние» на реке Угра в 1480.
«стояние» на реке Угра в 1480.
1480-1240= 240 лет.
1480-1240= 240 лет.
Таким образом, учащиеся могут
Таким образом, учащиеся могут
аргументировано доказать свою
аргументировано доказать свою
правоту
правоту
Упражнение «Исключение
Упражнение «Исключение
понятий»
понятий»
Учащимся зачитываются 5 слов, из числа
Учащимся зачитываются 5 слов, из числа
которых 4 объединяются общим
которых 4 объединяются общим
родовым понятием. Необходимо
родовым понятием. Необходимо
вычленить слово, не относящееся к
вычленить слово, не относящееся к
данному понятию.
данному понятию.
Например, тема «Крымская война»
Например, тема «Крымская война»
Корнилов, Истомин, Суворов, Нахимов.
Корнилов, Истомин, Суворов, Нахимов.
Тема «Раскол в церкви»
Тема «Раскол в церкви»
Скит, двоеперстие, раскол, мануфактура,
Скит, двоеперстие, раскол, мануфактура,
старообрядчество.
старообрядчество.
Тема «Культура первой половины Х1Х
Тема «Культура первой половины Х1Х
века»
века»
Тропинин, Кипренский, Крузенштерн,
Тропинин, Кипренский, Крузенштерн,
Федотов
Федотов
Упражнение «Сходство и
Упражнение «Сходство и
различие»
различие»
Учащимся необходимо сравнить между
Учащимся необходимо сравнить между
собой понятия, события, явления,
собой понятия, события, явления,
персоналии.
персоналии.
Сравнить личности:
Сравнить личности:
Степан Разин, Емельян
Степан Разин, Емельян
Пугачев
Пугачев
Сравнить Крымскую и русско-
Сравнить Крымскую и русско-
японскую войны
японскую войны
Сходство: Крымская русско-японская
Сходство: Крымская русско-японская
Героическая Севастополь Порт-Артур
Героическая Севастополь Порт-Артур
оборона
оборона
города
города
Морское Синопское Цусимское
Морское Синопское Цусимское
сражение
сражение
Сходство: Крымская русско-японская
Сходство: Крымская русско-японская
Потеряны острова острова
Потеряны острова острова
земли в дельте Курильской
земли в дельте Курильской
Дуная, гряды,
Дуная, гряды,
Южная Южный
Южная Южный
Бессарабия Сахалин
Бессарабия Сахалин
Сходство: Крымская русско-японская
Сходство: Крымская русско-японская
Наличие Англия, Англия,
Наличие Англия, Англия,
у противника Франция США
у противника Франция США
2 союзников.
2 союзников.
Россия потерпела поражение в этих
Россия потерпела поражение в этих
войнах.
войнах.
Различие Крымская русско-японская
Различие Крымская русско-японская
Оборона Севастополя Порт-Артура
Оборона Севастополя Порт-Артура
на территории на территории,
на территории на территории,
России арендованной
России арендованной
у Китая
у Китая
Различие Крымская русско-японская
Различие Крымская русско-японская
Морское победа поражение
Морское победа поражение
сражение русского русского
сражение русского русского
флота флота
флота флота
в Синоп- в Цусимском
в Синоп- в Цусимском
ском сражении
ском сражении
сражении
сражении
Упражнение «Составь
Упражнение «Составь
предложение, рассказ»
предложение, рассказ»
Предоставляется возможность составить
Предоставляется возможность составить
небольшое повествование о
небольшое повествование о
конкретном событии, явлении, эпохе,
конкретном событии, явлении, эпохе,
используя заданные понятия, термины,
используя заданные понятия, термины,
даты, географические названия. При
даты, географические названия. При
этом в содержание излагаемого
этом в содержание излагаемого
материала закладываются слова, не
материала закладываются слова, не
относящиеся к заданию.
относящиеся к заданию.
Составь предложение
Составь предложение
Половцы, 1239 г, Чернигов, 15 князей,
Половцы, 1239 г, Чернигов, 15 князей,
Киев, Калка, осада города, печенеги, 31
Киев, Калка, осада города, печенеги, 31
мая 1223 г., Сити, сокрушительное
мая 1223 г., Сити, сокрушительное
поражение.
поражение.
31 мая состоялась битва на Калке. Это
31 мая состоялась битва на Калке. Это
была первая битва с монголо-татарами.
была первая битва с монголо-татарами.
Русские дружины 15 князей в союзе с
Русские дружины 15 князей в союзе с
половцами потерпели сокрушительное
половцами потерпели сокрушительное
поражение.
поражение.
Упражнение «Поиск аналогов»
Упражнение «Поиск аналогов»
Называется определенное понятие или
Называется определенное понятие или
событие, а учащиеся находят
событие, а учащиеся находят
аналогичное, ранее изученное и
аналогичное, ранее изученное и
обосновать свой ответ.
обосновать свой ответ.
Например, при изучении темы «Северная
Например, при изучении темы «Северная
война» выясняем цель этой войны –
война» выясняем цель этой войны –
выход России к Балтийскому морю
выход России к Балтийскому морю
(1700 -1721). Учащиеся ранее изучали
(1700 -1721). Учащиеся ранее изучали
тему «Внешняя политика Ивана
тему «Внешняя политика Ивана
Грозного» и помнят, что цель Ливонской
Грозного» и помнят, что цель Ливонской
войны(1558-1583)- выход к Балтийскому
войны(1558-1583)- выход к Балтийскому
морю- не достигнута. А Петру Первому
морю- не достигнута. А Петру Первому
это удалось в ходе Северной войны.
это удалось в ходе Северной войны.
Поиск противоположных
Поиск противоположных
понятий, явлений
понятий, явлений
«Военный коммунизм» - НЭП
«Военный коммунизм» - НЭП
Образование СССР – распад СССР
Образование СССР – распад СССР
Национализация -приватизация
Национализация -приватизация
Построение сообщения по
Построение сообщения по
алгоритму
алгоритму
Алгоритмы могут быть разными.
Алгоритмы могут быть разными.
Например: «факт-причина-повод-
Например: «факт-причина-повод-
сопутствующие события».
сопутствующие события».
9 января 1905 года расстрел мирных
9 января 1905 года расстрел мирных
демонстрантов в Петербурге – рабочие
демонстрантов в Петербурге – рабочие
решили обратиться с петицией к царю-
решили обратиться с петицией к царю-
неудовлетворенность рабочих
неудовлетворенность рабочих
условиями труда- началась революция.
условиями труда- началась революция.
Алгоритм «где – когда - с кем - кто
Алгоритм «где – когда - с кем - кто
возглавил - итог». Невская битва.
возглавил - итог». Невская битва.
На реке Нева - в 1240 г.- со шведами –
На реке Нева - в 1240 г.- со шведами –
русские войска возглавил новгородский
русские войска возглавил новгородский
князь Александр Ярославович, который
князь Александр Ярославович, который
выиграл сражение. В честь победы в
выиграл сражение. В честь победы в
этой битве его стали называть Невским
этой битве его стали называть Невским
Составление схем
Составление схем
Составление таблиц
Составление таблиц
Итоги внешнеполитической деятельности
Итоги внешнеполитической деятельности
СССР в период перестройки
СССР в период перестройки
Работа по развитию мышления позволяет
Работа по развитию мышления позволяет
обеспечивать усвоение больших
обеспечивать усвоение больших
объемов знаний и формировать
объемов знаний и формировать
творчески развитую личность
творчески развитую личность
Спасибо за внимание!!!
Спасибо за внимание!!!