Автор: Копцева Светлана Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 26
Населённый пункт: пос.Новонежино
Наименование материала: сборник
Тема: Сборник заданий по формированию читательской грамотности
Сборник заданий по формированию читательской
грамотности.
«Наши
дети
умеют
читать!
Они
просто
не
умеют
понимать
прочитанное…»
-
такой
вывод
сделали
учёные
по
результатам
международных исследований PISA в области читательской грамотности.
Поэтому должна быть выработана определенная тактика по обеспечению
нового формата обучения языковой личности, способного реально и
продуктивно вписаться в любую жизненную сферу. Первыми шагами,
прежде
всего,
необходимо
конструирование
дополнительных
заданий
уровнего
характера,
которые
обеспечат
повышение
мотивации
у
обучающихся и развитие базовых и ключевых компетенций.
Формирование читательской грамотности обучающихся - это одна из
актуальных проблем современного образования.
В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры,
дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому,
осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из
главных задач начального обучения.
В своей практике учителя сталкиваются со следующими проблемами:
- дети имеют низкую скорость чтения;
- зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при
чтении;
- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
- затрудняются кратко пересказать содержание
1.Упражнения для развития навыков чтения.
- чтение вслух;
- чтение про себя;
- жужжащее чтение;
- хоровое чтение;
- чтение «цепочкой» (по слову, предложению, абзацу);
- динамическое чтение;
- чтение в темпе скороговорки;
- «Буксир» (учитель читает, дети следят за ним, в любой момент можно
попросить ребенка продолжить чтение);
- «Очередь» (Оно заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с
чтением на максимально доступной каждому скорости чтения молча с
чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме
осуществляется по команде учителя “Молния!» и продолжается от 20
секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/);
- «Прыжки» (через слово, через строчку);
- «Ловушка» (с заменой слов, ищут замену);
- «Голова и хвост» (находят и дочитывают начатое предложение);
- «Прятки» (найти слово с определённым признаком);
- «Фотоглаз» (чтение за короткое время, воспроизведение прочитанного);
- антиципация слов, предложений, пословиц;
- чтение через решётку (из полосок бумаги);
Для формирования навыков выразительного чтения использую:
- выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений;
- выделение голосом различных слов в предложении;
-
работу
над
артикуляцией
(звуки,
слоги,
скороговорки,
труднопроизносимые слова, чёткость окончаний, чтение на одном дыхании);
- чтение одного предложения с разной интонацией;
- «Эхо» (за учителем);
- чтение с настроением (угадать настроение читающего ученика)
- «Голоса» (подражая кому-либо);
- по ролям;
- разметка текста (паузы, логическое ударение);
- работа над художественными средствами поэтической речи, как в
лирическом, так и в прозаическом произведении (сравнения, эпитеты,
метафоры, олицетворения);
- конкурс чтецов.
2.Тексты для проверки читательских умений( Приложение 1)
3.Таблицы Шульте ( Приложение2)
регулярная работа с таблицами Шульте позволит:
развить внимание и
память
;
активизировать развитие мыслительных процессов;
расширить угол зрения;
активировать развитие мозга
;
развить быстроту реакции.
Кроме
этого
таблицы
Шульте
уже
давно
используются
для
улучшения навыков чтения.
Тренируясь
с
таблицами
Шульте,
у
детей
развивается
прекрасно внимание
и память. При выполнении упражнения мозг должен
выполнять одновременно две задачи: держать все числа в поле зрения и
называть их в определённой очередности.
В дальнейшем, при чтении, ребенок будет видеть уже больший фрагмент
текста, начнёт правильно прочитывать окончания слов за счёт того, что будет
видеть все слово целиком до момента прочтения. Это будет способствовать
не только увеличению скорости чтения, но и улучшению качества чтения.
Как работать с таблицами Шульте?
1.
Расположите таблицу на расстоянии 30-40 см от глаз ребёнка;
2.
Ребёнок находит центр таблицы и фиксирует взгляд;
3.
Не совершая движений глазами, ребёнок находит и показывает все
числа по порядку;
4.
Периодически меняйте таблицу.
4.Приемы активного чтения.
-
Приём «Корзина идей»-
Это прием организации индивидуальной и
групповой работы учеников на начальной стадии урока. Он позволяет
выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На
доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано
все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
-Прогнозирование с помощью открытых вопросов
Чтение текста по
частям и постановка открытых вопросов: что будет с героями дальше?
Почему так думаете? Как выглядели герои? и т.д.Вопросы могут быть
фактические, уточняющие (ты так считаешь?), объясняющие (почему?),
творческие (в вопросе есть частица «бы», элементы предположения,
прогноза), оценочные (чем то-то отличается от того-то?), практические (как
поступили бы на месте героя? Где в обычной жизни…?).
Прием «Ассоциативный куст» Учитель пишет ключевое слово или
заголовок текста, учащиеся один за другим высказывают свои ассоциации,
учитель
записывает.
Использование
этого
приема
позволяет
актуализировать знания, мотивировать последующую деятельность,
активизировать познавательную деятельность учащихся, настроить их на
работу.
1. Ученики про себя читают небольшой по объему текст или часть текста,
останавливаясь на указанных местах.
2. Учитель задает проблемный вопрос по прочитанному.
3. Ответы нескольких учеников обсуждают в классе.
4. Ученики делают предположение относительно дальнейшего развития
события.
- Приём «Ромашка вопросов» ромашка Блума» Одним из основных
приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и
поиск ответов на них. Наиболее удачная классификация вопросов была
предложена американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом.
Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести
лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть
индивидуальной, парной или групповой. Цель — с помощью 6 вопросов
выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление
авторской позиции (в художественных и публицистических текстах).
-Толстый
и
тонкий
вопросы«Тонкие»
вопросы
требуют
простого,
односложного
ответа,
фактического.
«Толстые»
вопросы
требуют
подробного, развёрнутого ответа.Работа может быть организована как в паре,
так и в группе. Даётся задание к тексту составить по 2-4 толстых и тонких
вопроса, занести их в таблицу, поработать с вопросами в парах, выбрать
наиболее интересные, которые можно задать всему классу.
-Дневник двойных записей. Для формирования умения задавать вопросы
во
время
чтения,
критически
оценивать
информацию,
сопоставлять
прочитанное с собственным опытом.
1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.
2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты,
которые поразили, удивил, напомнили о каких-то фактах, вызвали
какие-
либо
ассоциации;
в
правой
–
написать
лаконичный
комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации
вызвал, на какие мысли натолкнул.
Приложение 1
Проверка читательских умений работать с текстом художественного
произведения
Диагностическая работа.1 класс
«Гусь»
Дикий серый гусь – умная и осторожная птица.
К тому же [рыба, птица, пчела] сильная. Может, обороняясь, наносить
мощные удары крыльями. Прилетают [утки, гуси, грачи] к нам весной и
улетают осенью, обычно выстраиваясь высоко в небе клином.
Люди, заслышав их спокойное гоготанье обычно долго провожают их
глазами – гуси [поползли, полетели]! Живут [утки, гуси, грачи]
в речных поймах, на озёрах, болотах, в густых зарослях тростника и камыша.
От [коричневого, серого, чёрного] гуся пошли все породы домашних [гусей,
уток, грачей].
А. Тамбиев
Вопросы:
1.
О ком рассказывается в тексте?
2.
Какой птицей автор называет дикого северного гуся?
3.
К каким птицам можно отнести дикого гуся? К перелётным или
зимующим? Найди подтверждение в тексте.
4.
Прочитай предложение, в котором рассказывается, как защищается
гусь от врагов.
5.
Какие звуки издаёт гусь?
6.
Расскажи, где живут дикие гуси?
7.
Кто является предком домашнего гуся?
8.
Видел ли ты дикого гуся и домашнего? Как ты думаешь, чем они
отличаются друг от друга? Чем отличается их образ жизни?
9.
Нарисуй дикого гуся и расскажи о нём, используя слова и предложения
из текста.
Диагностическая работа. 2 класс
Дождь
Жил-был дождик. Косматый, длинноволосый дождь. Если он сердился,
холодные пряди его мокрых волос хлестали людей по лицам. Когда дождик
был в хорошем настроении, его мягкие волосы ласково касались ваших щёк.
И всё-таки дождь был косматым. И ему это надоело…
– Постригусь, – решил дождик. Отправился к парикмахеру. Отрезал месяц-
серп волосы дождику.
Пока дождь бегал к месяцу, ничего хорошего не случилось. Наоборот. Листья
на деревьях потускнели, привяли. Цветы на клумбах опустились, вянут.
Люди ходят серые, пыльные, вялые. Засыхают люди.
Разволновался дождик.
– Сейчас, – говорит, – я вас всех быстренько полью, вам легче станет!
Оживёте сразу.
Дождь торопится, распустил волосы-струи, поливает.
– Ну же! – кричат люди.
– Жарко…– плачут цветы.
– Сохнем, – шелестят листья.
– Да что вы? – не понимает дождь. – Я же поливаю.
Бьют короткие волосы-струи, но не достают даже до крыши самых высоких
домов.
Сухо, всё суше на земле. В пыль рассыпаются цветы, шуршат почти мёртвые
листья, молчат потерявшие веру люди.
И тут только понял дождь, что он наделал. Понял, что пока будут отрастать
струи, погибнут цветы, листья, люди…
– Глупый я, беззаботный я, – плакал дождь. Плакал, плакал, плакал… И
слёзы его упали на землю. Поток слёз.
И встали цветы – ожили! И весело зашелестели листья – ожили! И вздохнули
легко люди – ожили!
(По Н. Абрамцевой)
Ответь на вопросы и выполни задание. Для этого ты можешь перечитывать
текст.
1. О чем рассказывается в произведении?
1) О том, как жил косматый длинноволосый дождик
2) О том, как дождик пошёл к парикмахеру
3) О том, как дождик спас от гибели цветы, листья, людей
4) О том, как дождь расплакался
2. Где происходят действия, описанные в тексте?
1) в деревне
2) в городе
3) в саду
4) в лесу
3. В какое время года происходят события, описанные в тексте?
1) осенью
2) зимой
3) весной
4) летом
4. Из-за чего у постриженного дождика не получалось полить землю?
Подчеркни в тексте нужное предложение.
5. Впиши нужное слово.
Листья на деревьях _______________________ , привяли.
6. Дождик расплакался, потому что
1) он отправился к парикмахеру
2) молчат потерявшие веру люди
3) он не успеет спасти цветы, листья, людей
4) он глупый и беззаботный
7. Что стало с листьями, цветами, людьми без дождя? Найди слова-
действия.Выпиши из текста по два подходящих слова.
Листья на деревьях ____________________, ________________________.
Цветы на клумбах ____________________, ________________________.
Люди ____________________, _________________________.
8. Укажи, в каком порядке происходили события. Цифра 1 уже стоит,
поставь цифры 2, 3, 4, 5.
Поток слез
Месяц-серп отрезал дождику волосы
Ожившая земля
1. Дождику надоело быть косматым
Сухо, всё суше на земле
9. В какой книге ты посоветуешь другу искать это произведение?
1) Стихи
2) Басни
3) Рассказы
4) Сказки
10. Какая пословица больше всего подходит к тексту?
1) Книга для ума – что тёплый дождик для всходов.
2) Делать добро спеши.
3) Человек без труда – что земля без воды.
4) Под лежачий камень вода не течёт.
11. Как ты думаешь, можно ли назвать дождик равнодушным?
Диагностическая работа. 3 классе
Зимний запас
Белка на зиму грибы сушит, бурундук собирает орехи и семена, водяная
крыса прячет в норе картошку. Сойка рассовывает по ухоронкам жёлуди, сыч
замораживает в дупле мышей и птичек. Но хитрее всех Медведь делает.
Встречает его как-то Заяц и спрашивает:
- Все в лесу делом заняты, запасы к зиме готовят, один ты, Медведь, без
забот шатаешься. Вот придёт зима – что лопать-то станешь, беззаботный?
А Медведь отвечает:
- Ты, косой, за меня не волнуйся! Я своё дело знаю. Я, если хочешь знать,
самоед! Я зимой сам себя ем. Осенью нагуляю под шкурой сала – на всю
зиму хватит. Чего и тебе, косой, советую.
Приуныл Заяц и отвечает:
- Э, Медведь, нам, зайцам, зимой не до жиру, а быть бы живу!
Вот такая сказочка и такая быль…
Н. Сладков
1. Найди утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного
текста, и отметь его "+".
Сыч замораживает в дупле мышей и птичек.
Заяц запасает веточки различных растений.
Волка ноги кормят.
Медведь спит в лесной берлоге.
2. Объясни, почему текст называется «Зимний запас».
Текст называется «Зимний запас» потому,
__________________________________________________________________
____
3. Определи главную мысль (идею) данного произведения. Отметь свой
ответ «+».
Каждый по-своему к зиме готовится.
Беспокойство зайца о подготовке медведя к зиме.
Белка, бурундук, сойка, сыч готовятся к зиме.
Сколько в этой истории сказочного!
4. Определи жанр данного произведения. Отметь свой ответ «+».
Сказка
Быль
Сказка-несказка
Рассказ
5. В каком из сборников можно было бы поместить это произведение?
Отметь свой ответ «+».
Рассказы о природе.
Сказки-несказки Н. Сладкова и Э. Шима.
Сказки о животных.
Лесная газета. Справочник о природе.
6. Укажи, в каком порядке встречаются в тексте данные предложения.
Все в лесу делом заняты, запасы к зиме готовят, один, ты, Медведь, без забот
шатаешься.
Э, Медведь, нам, зайцам, зимой не до жиру, а быть бы живу.
Сойка рассовывает по ухоронкам жёлуди, сыч замораживает в дупле мышей
и птичек.
Ты, косой, за меня не волнуйся! Я своё дело знаю. Я, если хочешь знать,
самоед!
7. Составь план к данному тексту.
__________________________________________________________________
_____
8. Дай толкование (объяснение) слова «ухоронка». Отметь свой ответ
«+».
Тайничок
Дупло
Кладовочка
Секретик
9. Выпиши 2 слова, которые в тексте заменяют слово «медведь»
__________________________________________________________________
_____
10. Объясни пословицу: «Не до жиру, быть бы живу».
Диагностическая работа. 4 класс
ЛУК – ОТ СЕМИ НЕДУГ
Что твоя мама сегодня готовит на обед? Щи из свежей капусты?
В щи, как и в большинство супов, раньше всего кладут лук.
Посмотрим,
какой лук выбрала мама. Лук-то ведь разный бывает.
Лук-слизун похож на пучок густой травы.
У лука-батуна луковка едва заметна, зато его длинные листья (их
называют перьями) с весны до осени зелены и свежи.
Есть многоярусный лук. Он никогда не цветет. Вместо цветков на
стебле
висят луковки-малютки, по нескольку штук в связке, одна связка над
другой. Они поспевают в воздухе, таки не коснувшись земли.
Есть лук, который три раза меняет свое имя. Его семена называют
«лук-
чернушка». Из черного, как уголёк, семечка, вырастает маленькая
луковка. Как её теперь называют? Лук-севок. Весной её посадят на
грядку, она растолстеет, станет похожа на репку. Какое у неётеперь
имя? Лук-репка.
В старину на Руси были сёла, где в каждой избе жили огородники. На
продажу заезжим купцам всем селом растили один и тот же овощ.
Были
сѐла огуречные. Семьдесят пять сортов лука-репки оставили нам в
наследство русские огородницы. От матери – дочке, от бабушки –
внучке
передавался секрет.
Репчатый лук и выбрала мама и начала чистить. Но что с ней? Она
улыбается, а на глазах у неё слезы. Почему?
Что такое луковица? Дом без окон и дверей, хитро запрятанная
спаленка,
где между сочными, белыми чешуйками до поры до времени спят
луковые почки-детки, зачатки будущих ростков.
Снаружи стенки луковой детской спаленки тоже покрыты чешуйками,
только сухими, золотистыми. Чем толще эта золотистая покрышка, тем
дольше будет храниться лук, тем крепче сон деток. Разрезав ножом
луковицу, мама нарушила их покой.
Зверь будет когтями и зубами драться за своих детёнышей. А как
может
сохранить своих деток -лук? У него ведь ни когтей, ни зубов. Но у лука
есть особое, удивительное оружие.
Из разрезанной луковицы вылетают стрелы. Мама не могла их
разглядеть – они невидимы.
Но она их почувствовала – у нее защипало глаза.
Мама отделалась слезами, глаза у неё остались целы. А вот если на
пути
летящих луковых стрел окажутся разносчики болезней, вредные
микробы, им не сдобровать.
Если человек две-три минуты пожует лук, во рту у него не останется ни
одного вредного микроба – все они будут убиты.
Ещё в глубокой древности люди догадывались, что лук – не только
вкусная приправа ккушаньям: он ещё и целебен.
Учёные доказали, что летучие вещества, которыми лук защищает своих
деток, могут защищать и здоровье человека.
Недаром русский народ сложил поговорку:
«Лук – от семи недуг».
(Н. Надеждина)
Вопросы и задания
Прочитай текст «Лук – от семи недуг» Н. Надеждиной. Выполни
задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию
прочитанного текста.
1. Какой лук похож на пучок густой травы?
А) Многоярусный лук;
Б) лук-слизун;
В) лук-батун.
2. У какого лука перья с весны до осени зелены и свежи?
А) Многоярусный лук;
Б) лук-батун;
В) лук-слизун.
3. Какой лук никогда не цветёт?
А) Многоярусный лук;
Б) лук-слизун;
В) лук-батун.
4. Какой лук три раза меняет своё имя?
А) Лук-слизун;
Б) лук-батун;
В) лук-репка.
5. Сколько сортов репчатого лука нам оставили в наследство русские
огородницы?
А) 75;
Б) 57;
В) 77.
6. Между какими чешуйками до поры до времени спят луковые почки-
детки?
А) Сочными, белыми;
Б) сухими, золотистыми.
7. Каким удивительным оружием вооружён репчатый лук?
А) Шпагой;
Б) стрелами;
В) мечом.
8. Какими целебными свойствами обладают луковые стрелы?
А) Вызывают слезы;
Б) имеют приятный запах;
В) убивают вредных микробов.
9. Объясни с помощью других слов значение слова недуг:
А) Сильное недомогание, болезнь;
Б) враг;
В) человек, не умеющий дружить.
10. Какой научный термин, обозначающий разносчиков болезней,
встретился тебе в тексте?
11. Восстанови с помощью цифр верную последовательность пунктов
плана текста.
А) Удивительное оружие.
Б) Хитро спрятанная спаленка.
В) Такой разный лук.
Г) Лук с тремя именами.
12. О чём этот текст?
13. Выпиши из текста предложение, помогающее понять, какую
главную
мысль автор решил
нам сообщить.
14. Если тебе нужно получить дополнительные научные сведения о
луке,
к какой книге
(книгам) ты обратишься?
15. Придумай и запиши вопросы (3–4), ответы на которые есть в тексте.
ВОРОБЕЙ
Прочитай текст И.С. Тургенева «Воробей». Выполни задания. Найди
утверждения,
соответствующие
содержанию
прочитанного
текста,
и
подчеркни их.
Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди
меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед
собой дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около
клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берѐзы
аллеи) и сидел неподвижно ,беспомощно растопырив едва прораставшие
крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с
близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой еѐ
мордой – и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком
прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собой своё детище..., но всё его
маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он
жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всѐ-
таки он не могу сидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее
его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу. Я
поспешил отозвать смущённого пса и удалился, благоговея.
Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической
птицей, перед любовным её порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только
любовью держится идвижется жизнь.
(И.С. Тургенев)
1. Где происходят события, описанные в тексте?
а) В лесу;
б) в саду;
в) в парке.
2. Почему молодой воробей выпал из гнезда?
а) Ветер сильно качал дерево;
б) воробышек пробовал летать;
в) другие птенцы вытолкнули его из гнезда.
3. На каком дереве было воробьиное гнездо?
а) На осине;
б) на берёзе;
в) на яблоне.
4. Почему старый черногрудый воробей камнем упал перед мордой
собаки?
а) Ринулся спасать своё детище;
б) сорвался с ветки дерева;
в) хотел испугать собаку.
5. Восстанови с помощью цифр последовательность действий воробья,
сорвавшегося с
близкого дерева.
а) Ринулся спасать.
б) Упал.
в) Заслонил.
г) Прыгнул.
6. Как ты понимаешь выражение он жертвовал собою?
а) Был готов отдать свою жизнь ради спасения птенца;
б) хотел умереть;
в) хотел отогнать собаку.
7. Запиши, о какой силе, сильнее воли воробья, говорит автор.
8. Подумай, какое выражение лучше других помогает понять главную
мысль текста.
а) На смелого собаки лают, а трусливого кусают.
б) Счастье на стороне смелых.
в) Любовь сильнее смерти и страха смерти.
9. Восстанови с помощью цифр деформированный план прочитанного
текста.
а) Отчаянный поступок старого воробья.
б) Возвращение с охоты.
в) Отступление Трезора.
г) Встреча с беспомощным воробышком.
д) Любовь сильнее смерти.
10. От чьего лица ведѐтся повествование?
11. Подумай, к какому жанру мы отнесѐм данный текст:
а) сказка;
б) басня;
в) рассказ.
Приложение2
Классические Таблицы Шульте
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4
Вариант 5
Вариант 6
Вариант 7
Вариант 8
Вариант 9
Вариант 10
Буквенные таблицы Шульте (Русские)
Буквенные таблицы Шульте (Латинские)
Красно-черные таблицы Шульте-Горбова
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4
Вариант 5
Вариант 6
Вариант 6
Вариант 7
Вариант 8
Вариант 8
Вариант 9
Вариант 10
Вариант 11
Таблицы Шульте 3x3
Таблицы Шульте4x3
Таблицы Шульте 4x4
Таблицы Шульте5x4