"Возраст упрямства и строптивости"

Автор: Цикулаева Евгения Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №24 "Радуга"
Населённый пункт: город Невинномысск, Ставропольский край
Наименование материала: Итоговое родительское собрание в 1 младшей группе
Тема: "Возраст упрямства и строптивости"
Дата публикации: 11.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Итоговое родительское собрание в 1 младшей группе
Тема: «Возраст упрямства и строптивости»
Цель:
расширить представление родителей об особенностях возраста трех лет. Выработать совместно с родителями формы помощи и общения с ребенком в этот сложный период.
Задачи:
 Привлечь родителей к обсуждению различных проблемных ситуаций.  Способствовать развитию педагогического и творческого потенциала родителей.  Наметить способы преодоления возникающих проблем в воспитании детей в период кризисного возраста.
Оборудование:
Проектор, ноутбук, На мольберте – тема собрания.
Предварительная работа:
 Название темы встречи  Подготовка фотослайдов;  изготовление цветка цветик-семицветик – «Семизвездие симптомов кризиса 3 лет»  оформление рекомендаций «Как надо и не надо вести себя родителям во время кризиса ребенка 3 лет»  Оформление цитат: «Самое главное для ребенка – чтобы его любили таким, какой он есть» (А. И. Баркан) «Не пытайтесь любыми путями сгладить кризис» (А. И. Баркан) «Чтобы кризис прошел благополучно, любите ребенка» (А. И. Баркан)
План проведения родительского собрания:
Вступительное слово воспитателя. Консультация для родителей «Кризис трёх лет или ….» Вручение памяток для родителей Показ фотослайдов. 1
Анкетирование. Заключительное слово воспитателя ясельной группы.
Ход родительского собрания

1.

Вступительное слово воспитателя
Добрый вечер, уважаемые родители! Вот прошёл наш первый 1- ыйсовместный год. Я хочу вам рассказать о наших достижениях, что мы уже умеем делать, чем овладели нашидети. Мы продолжаем прививать им культурно гигиеническими навыки –формируем умение самостоятельно мыть руки, вытираться своим полотенцем, правильно держать ложку, пользоваться салфетками. Многие дети сами раздеваются и одеваются, а некоторые правильно складывают свою одежду. Словарный запас на конец года увеличился, в играх дети с удовольствием принимают участие. Но в жизни детей, в играх иобщении, главным остаётся взрослый.
2.

«Кризис трех лет или возраст строптивости»
Уважаемые родители, давайте с вами поговорим о кризисе 3-х лет. Хотелось бы рассказать вам об особенностях этого возраста, помочь пережить себе и ребенку это не простое время. Кризисы развития – это относительно короткие периоды в жизни, в течении которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Привыкание к детскому саду совпадает с кризисным периодом в психическом развитии ребенка. К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым , капризным, вздорным. Улыбка умиления на лицах родителей сменяется выражением озадаченности, растерянности и некоторого раздражения. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно 2
удалиться от матери, удлинить психологическую «пуповину», научиться многое делать самому и как-то решать свои проблемы. Кризис трех лет относится к числу острых. Ребенок не управляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка. Симптомы характерные для поведения ребенка в этот период, Л. Выготский назвал «семизвездием симптомов». Поэтому характеристику кризиса 3 лет мы для вас представили виде цветика – семицветика. ( Родители по желанию «отрывают» по лепестку и зачитывают симптомы, потом идет обсуждение.) 1. Негативизм. Ребенок хочет во всем противостоять взрослому, ребенок может даже поступать наперекор самому себе. 2. Упрямство. Ребенок будет стоять на своем до последнего, не потому что он этого хочет, а для того чтобы переупрямить взрослого. 3. Строптивость. Ребенок бунтует против привычных правил и норм. 4. Своеволие. «Я» все стремиться делать сам без помощи взрослого, даже если ему это не под силу. 5. Протест. Ребенок постоянно пытается с кем то воевать, с окружающими и даже с самим собой. 6. Обесценивание родительского авторитета. Может обзывать, дразнить, ругаться. 7. Деспотизм. Ребенок пытается заставить всех плясать под свою дудку. Если в практике общения с ребенком вы сталкиваетесь с подобными ситуациями, проявите терпение и понимание, не сердитесь. С малышом происходит удивительная вещь: он начинает отдалять себя от взрослого, свои действия от действий других, он на практике утверждает свое «Я», строит представление о своих возможностях и умениях и через ваше отношение к нему (уважительное или пренебрежительное) начинает переживать особым образом свою отличность от других, свою самостоятельность. Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не 3
отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том , что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей. И наоборот, внешняя бескризисность, создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений. Зачастую проблемы в поведении детей, их трудности – в нас самих: в нашем диктате и попустительстве, в нашей лжи, в нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами ребенка, и тогда военные действия, которые вы ведете с ребенком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцариться мир. Наиболее правильный ответ на самый трудный вопрос всегда будет связан с сознанием родительской любви к ребенку. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребенку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и мы все преодолеем». Я приготовила для вас памятки с полезными советами, которые помогут вам в семейном воспитании. (Родителям раздаются памятки, приложение 1) Приложение 1 Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности? 1. Понять, что это временно. 4
2. Иметь в запасе множество способов переключения внимания. 3. Учить ребёнка не кричать, а договариваться. 4. Если ребенок проявляет деспотическую власть по отношению к окружающим проговорить свои чувства: я устала, я расстроилась, ты меня огорчил. 5. Пересмотрите свою систему разрешений и запретов. 6. Используйте игру «Наоборот» - в помощь возьмите игрушки. 7. Дайте возможность вывести из тела накопленное напряжение – бегать, прыгать, бить подушки, выдувать мыльные пузыри. 8. Предлагать право выбора. Не предлагать надеть кофту, а спросить: «Какую кофту ты наденешь красную или синюю». 9. Спросить совета: «Какой творожок купить с курагой или без?» 10. Поддерживайте стремление к самостоятельности. 11. Быть всем членам семьи единодушным в вопросах воспитания. 12. Большую роль играет положительный пример взрослых. Бывает родители требуют от ребенка одного, а сами поступают по-другому. 13. Развивать таланты. Играть с детьми, активно включаться в игры, взяв себе какую – нибудь роль. 14. А главное, чтобы кризис прошел благополучно, любите ребенка. Приложение 2
Как надо вести себя родителям с маленьким упрямцем
Обвиняя своего ребенка в упрямстве, задумайтесь, не упрямы ли Вы сами. Достаточно ли у Вас гибкости и воображения, чтобы переключить упрямство ребенка на что-то захватывающее и интересное для него, соответствующее тому полусказочному миру, в котором он живет? Умеете ли 5
Вы отличать оттенки отношений, опираясь на темперамент ребенка, или Вам необходимо только беспрекословное послушание его? Проанализируйте свое поведение по отношению к малышу. Не унижаете ли Вы его? Обвиняя своего ребенка в упрямстве, задумайтесь на минутку: нет ли Вашей вины в этом? Не разряжаетесь ли Вы на нем, не скрывая своего раздражения, помня лишь об обязанностях его и забывая о правах? Вспомните, желанным ли он был? А если вдруг нет… Упрям ли он на самом деле или просто жертва конфликта, потому что, когда конфликты в семье постоянны и родители все свое время на поле боя друг с другом, ребенок невольно впитывает их дух. Когда как будто Вы ни в чем не виноваты, а послекризисный «дух противоречия» у Вашего ребенка все нарастает и нарастает, волнуя очень и беспокоя его самого, ни в коем случае не ругайте малыша. Задумайтесь, что мучает его. Такое поведение обычно сопровождает длительный, неразрешимый для ребенка эмоциональный стресс. Ищите – где источник стресса? Ведь если стресс не прекратится, - то это путь к неврозу. Помните, что упрямство может быть проявлением не только возрастных особенностей ребенка, но и свидетельствовать о заболевании малыша. Как не надо вести себя родителям с маленьким упрямцем Ни в коем случае не требуйте от ребенка невозможного и не пытайтесь унизить его чувство собственного достоинства. Не ведите борьбу с ребенком по разным поводам и пустякам. Не старайтесь одерживать сплошные победы в своих воспитательных мероприятиях, касающихся особенно неукоснительного выполнения основных режимных моментов (еда, сон и т.д.). Помните, что здоровый ребенок не может беспрекословно подчиняться Вам, а, невольно поддерживая упрямство, Вы создаете почву для неврозов. Если Ваш ребенок особенно упрям, прежде чем перевоспитывать его, убедитесь, что он не левша (при некотором доминировании правого полушария у детей очень часто развито упрямство).
3.Раздача памяток по теме консультации.

4.Показ фотослайдов.
Краткое комментирование слайдов ясельной грппы.
5. Анкетирование.
6

6.Заключительное слово.
Уважаемые родители. Я благодарю вас за внимание и за то, что вы нашли время прийти на родительское собрание. 7