Автор: Дюкова Александра Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: СОШ №4 г.Белоярский
Населённый пункт: ХМАО-Югра
Наименование материала: мастер-класс
Тема: Эмоциональный интеллект учителя
Разработала
педагог-психолог СОШ №4 г. Белоярский
Дюкова Александра Сергеевна
2022г.
Мастер-класс «Эмоциональный интеллект учителя»
Цель: развитие эмоционального интеллекта педагогов.
Задачи:
провести профилактику эмоционального выгорания
активизировать процесс самопознания
обучить способам развития эмоционального интеллекта
обучить способам стабилизации эмоционального состояния.
Приветствие.
- Здравствуйте, коллеги! Каждый из нас, получив зарплату, хоть раз в
жизни, но сразу же отправлялся в магазин и покупал какую-то безделушку.
Через некоторое же время мы начинаем понимать, что не стоило тратить
заработанные
деньги
на
приобретение
этого
товара,
ведь
никакой
необходимости в нем не было.
- Или бывало ли, что в особенно сложный день хотелось съесть что-то
вкусное? И через некоторое время приходило осознание, что есть то и не
хотелось вовсе.
- Как вы считаете, что является причиной обеих ситуаций?
Педагоги отвечают.
- Верно, эмоции! И сегодня я хотела бы поговорить об эмоциональном
интеллекте
учителя.
По-настоящему
об
эмоциональном
интеллекте
заговорили в 60-х годах прошлого века, основные исследования прошли в 80-
х, а в 1990 году вышла статья Питера Саловея и Джона Майера
«Эмоциональный интеллект». Авторы дали такое определение этому
понятию: «Это способность воспринимать и выражать эмоции, понимать
их и объяснять, ассимилировать эмоции и мысли, регулировать собственные
эмоции и эмоции других людей».
- Как вы считаете, можно ли эмоциональный интеллект применить в
педагогике?
Педагоги отвечают.
-
Учитель
ежеминутно
испытывает
сильнейшее
эмоциональное
напряжение. Это и сочувствие настроению ученика (а ведь ребят много, и у
каждого что-то свое на душе), и ответственность за жизнь и здоровье не
всегда спокойных и дисциплинированных детей, и беспокойство и чувство
вины за не сданный вовремя отчет, и волнение из-за открытого урока... Все
не перечислишь. А ведь еще постоянно возникают конфликтные ситуации, из
которых хочется выйти с честью и минимальными потерями. Высокий
уровень эмоционального интеллекта позволит избежать многих проблем,
главная из которых — профессиональное выгорание учителя. Сегодня я
покажу вам несколько приемов по его развитию.
Упражнение «Найти и запомнить».
- В течение дня найдите десять поводов для радости, порадуйтесь
от души и проследите, как изменилось ваше состояние в этот момент. При
возможности —
посмотритесь
в зеркало,
прочувствуйте
и постарайтесь
запомнить ощущения в теле. На следующий день найдите десять поводов для
удивления
и проследите,
как
меняется
состояние.
По такой же
схеме
отработайте
все
эмоции,
повышающие
эффективность
человеческой
деятельности: принятие, доверие, интерес, восхищение. Попробуйте прямо
сейчас вспомнить 3 радости дня. Кто готов поделиться?
- Согласно концепции Дэниела Гоулмана EQ включает 4 ключевых
компонента:
Понимание своих эмоций: самосознание
Управление собой: самоконтроль
Понимание и принятие эмоций других людей: социальная чуткость
Управление отношениями.
Упражнение «Назойливая муха».
- Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голову
опустите, закройте глаза. Представьте, что на ваше лицо пытается сесть
назойливая муха. Она садится то на нос, то на губы, то на лоб, то на глаза.
Ваша задача — не открывая глаз, согнать назойливое насекомое. Через пару
минут напряжение с мышц лица уходит, а вместе с ним — раздражение.
Техника Я-сообщение
Это психологический термин, обозначающий высказывание человека, в
котором он описывает свои чувства и формулирует свои пожелания с опорой
на собственные мысли и эмоции, стараясь не задевать и не обвинять в этом
окружающих. Строится Я-сообщение по следующему принципу:
1.
Чувства (я злюсь)
2.
Описание факта (когда меня перебивают вопросами)
3.
Мысли (мне сложно говорить, я чувствую неуважение)
4.
Ваши пожелания (прошу вас не перебивать и возможно если вы
дослушаете до конца вопросов будет меньше)
- Я прошу вас объединиться в пары и попробовать превратить «ты-
сообщение» в «я-сообщение».
Раздать педагогам карточки с ситуациями (Приложение).
Упражнение «Дневник эмоций»
- Записывайте каждую эмоцию, которую испытываете в течение дня,
степень её проявления и причину. Например, эмоция — злость, степень — 7
из 10, причины — наступили на ногу. На следующем этапе важно понять, как
эмоция проявляется в теле. Возможно, рядом со злостью вы напишете
«пересыхает во рту, чувствую ком в горле, звенит в голове». Опишите,
какими были руки, ноги в этот момент, ощущались ли тяжесть или
напряжение.
Медитация
— Это практика, в которой человек использует технику, такую как
внимательность, или сосредоточение ума на определенном объекте, мысли
или деятельности, для тренировки внимания и осознанности и достижения
ясного ума, эмоционально спокойного и стабильного состояния. Медитация
снижает частоту сердечных сокращений, потребление кислорода, частоту
дыхания, гормоны стресса, нормализуется деятельность симпатической
нервной системы (связанная с реакцией "сражайся или беги"), наряду со
скромным снижением артериального давления.
Включить медитацию.
Завершение и рефлексия.
- Ценность эмоционального интеллекта в реальной жизни неоспорима.
Как бы ни называть умение понимать себя, владеть собой, стремиться к цели,
сочувствовать окружающим и результативно взаимодействовать с ними,
очевидно, что это ценнейший навык, полезный отнюдь не только в бизнесе
(где о нем впервые заговорили), но и в педагогике.
- У меня всё. Хотелось бы услышать, что полезного было на
сегодняшнем мастер-классе, что вы возьмете в жизнь и работу?
Ты постоянно поступаешь по-своему
_______________________________________________
Ты неправ
_______________________________________________
Ты опять сделала не то, что я тебя попросил
______________________________________________
Ты никогда не помнишь, о чем мы договорились
_____________________________________________
Ты все время меня обвиняешь
____________________________________________