Напоминание

Эмоциональный интеллект учителя

Автор: Дюкова Александра Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: СОШ №4 г.Белоярский
Населённый пункт: ХМАО-Югра
Наименование материала: мастер-класс
Тема: Эмоциональный интеллект учителя







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Разработала

педагог-психолог СОШ №4 г. Белоярский

Дюкова Александра Сергеевна

2022г.

Мастер-класс «Эмоциональный интеллект учителя»

Цель: развитие эмоционального интеллекта педагогов.

Задачи:

провести профилактику эмоционального выгорания

активизировать процесс самопознания

обучить способам развития эмоционального интеллекта

обучить способам стабилизации эмоционального состояния.

Приветствие.

- Здравствуйте, коллеги! Каждый из нас, получив зарплату, хоть раз в

жизни, но сразу же отправлялся в магазин и покупал какую-то безделушку.

Через некоторое же время мы начинаем понимать, что не стоило тратить

заработанные

деньги

на

приобретение

этого

товара,

ведь

никакой

необходимости в нем не было.

- Или бывало ли, что в особенно сложный день хотелось съесть что-то

вкусное? И через некоторое время приходило осознание, что есть то и не

хотелось вовсе.

- Как вы считаете, что является причиной обеих ситуаций?

Педагоги отвечают.

- Верно, эмоции! И сегодня я хотела бы поговорить об эмоциональном

интеллекте

учителя.

По-настоящему

об

эмоциональном

интеллекте

заговорили в 60-х годах прошлого века, основные исследования прошли в 80-

х, а в 1990 году вышла статья Питера Саловея и Джона Майера

«Эмоциональный интеллект». Авторы дали такое определение этому

понятию: «Это способность воспринимать и выражать эмоции, понимать

их и объяснять, ассимилировать эмоции и мысли, регулировать собственные

эмоции и эмоции других людей».

- Как вы считаете, можно ли эмоциональный интеллект применить в

педагогике?

Педагоги отвечают.

-

Учитель

ежеминутно

испытывает

сильнейшее

эмоциональное

напряжение. Это и сочувствие настроению ученика (а ведь ребят много, и у

каждого что-то свое на душе), и ответственность за жизнь и здоровье не

всегда спокойных и дисциплинированных детей, и беспокойство и чувство

вины за не сданный вовремя отчет, и волнение из-за открытого урока... Все

не перечислишь. А ведь еще постоянно возникают конфликтные ситуации, из

которых хочется выйти с честью и минимальными потерями. Высокий

уровень эмоционального интеллекта позволит избежать многих проблем,

главная из которых — профессиональное выгорание учителя. Сегодня я

покажу вам несколько приемов по его развитию.

Упражнение «Найти и запомнить».

- В течение дня найдите десять поводов для радости, порадуйтесь

от души и проследите, как изменилось ваше состояние в этот момент. При

возможности —

посмотритесь

в зеркало,

прочувствуйте

и постарайтесь

запомнить ощущения в теле. На следующий день найдите десять поводов для

удивления

и проследите,

как

меняется

состояние.

По такой же

схеме

отработайте

все

эмоции,

повышающие

эффективность

человеческой

деятельности: принятие, доверие, интерес, восхищение. Попробуйте прямо

сейчас вспомнить 3 радости дня. Кто готов поделиться?

- Согласно концепции Дэниела Гоулмана EQ включает 4 ключевых

компонента:

Понимание своих эмоций: самосознание

Управление собой: самоконтроль

Понимание и принятие эмоций других людей: социальная чуткость

Управление отношениями.

Упражнение «Назойливая муха».

- Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голову

опустите, закройте глаза. Представьте, что на ваше лицо пытается сесть

назойливая муха. Она садится то на нос, то на губы, то на лоб, то на глаза.

Ваша задача — не открывая глаз, согнать назойливое насекомое. Через пару

минут напряжение с мышц лица уходит, а вместе с ним — раздражение.

Техника Я-сообщение

Это психологический термин, обозначающий высказывание человека, в

котором он описывает свои чувства и формулирует свои пожелания с опорой

на собственные мысли и эмоции, стараясь не задевать и не обвинять в этом

окружающих. Строится Я-сообщение по следующему принципу:

1.

Чувства (я злюсь)

2.

Описание факта (когда меня перебивают вопросами)

3.

Мысли (мне сложно говорить, я чувствую неуважение)

4.

Ваши пожелания (прошу вас не перебивать и возможно если вы

дослушаете до конца вопросов будет меньше)

- Я прошу вас объединиться в пары и попробовать превратить «ты-

сообщение» в «я-сообщение».

Раздать педагогам карточки с ситуациями (Приложение).

Упражнение «Дневник эмоций»

- Записывайте каждую эмоцию, которую испытываете в течение дня,

степень её проявления и причину. Например, эмоция — злость, степень — 7

из 10, причины — наступили на ногу. На следующем этапе важно понять, как

эмоция проявляется в теле. Возможно, рядом со злостью вы напишете

«пересыхает во рту, чувствую ком в горле, звенит в голове». Опишите,

какими были руки, ноги в этот момент, ощущались ли тяжесть или

напряжение.

Медитация

— Это практика, в которой человек использует технику, такую как

внимательность, или сосредоточение ума на определенном объекте, мысли

или деятельности, для тренировки внимания и осознанности и достижения

ясного ума, эмоционально спокойного и стабильного состояния. Медитация

снижает частоту сердечных сокращений, потребление кислорода, частоту

дыхания, гормоны стресса, нормализуется деятельность симпатической

нервной системы (связанная с реакцией "сражайся или беги"), наряду со

скромным снижением артериального давления.

Включить медитацию.

Завершение и рефлексия.

- Ценность эмоционального интеллекта в реальной жизни неоспорима.

Как бы ни называть умение понимать себя, владеть собой, стремиться к цели,

сочувствовать окружающим и результативно взаимодействовать с ними,

очевидно, что это ценнейший навык, полезный отнюдь не только в бизнесе

(где о нем впервые заговорили), но и в педагогике.

- У меня всё. Хотелось бы услышать, что полезного было на

сегодняшнем мастер-классе, что вы возьмете в жизнь и работу?

Ты постоянно поступаешь по-своему

_______________________________________________

Ты неправ

_______________________________________________

Ты опять сделала не то, что я тебя попросил

______________________________________________

Ты никогда не помнишь, о чем мы договорились

_____________________________________________

Ты все время меня обвиняешь

____________________________________________