Автор: Иванченко Алена Семеновна
Должность: преподаватель профессиональных дисциплин
Учебное заведение: Аграрно-экономический колледж ГОУ "ПГУ им.Т.Г.Шевченко"
Населённый пункт: Ростовская область Аксайский район Поселок Водопадный
Наименование материала: педагогическая статья
Тема: Педагогика в современных условиях
Большой вклад в изучение истории науки внес академик В.И. Вернадский. Определяя
феномен науки, он писал: "Наука есть создание жизни. Из окружающей жизни научная
мысль берет приводимый ею в форму научной истины материал. Она - гуща жизни - его
творит прежде всего… Наука есть проявление действия в человеческом обществе
совокупности человеческой мысли. Научная мысль, научное творчество, научное знание
идут в гуще жизни, с которой они неразрывно связаны, и самим существованием они
возбуждают в среде жизни активные проявления, которые сами по себе являются не
только распространителями научного знания, но и создают его бесчисленные формы
выявления, вызывают бесчисленный крупный и мелкий источник научного знания".
Если раньше образование получали на всю жизнь, то в современном мире необходимо
образование в течение всей жизни. Поэтому уже в школьном возрасте нужно
сформировать у ребенка привычку постоянно учиться и совершенствоваться, научить
учиться».
Непрерывное образование – это процесс роста образовательного (общего и
профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно
обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий
потребностям личности и общества. Цель непрерывного образования - целостное
развитие человека как личности на протяжении всей его жизни, повышение возможностей
его трудовой и социальной адаптации в быстро меняющемся мире, развитие
способностей обучающегося, его стремлений и возможностей.
Система современного образования, реагируя на текущие потребности
деформированного рынка (в частности, в сторону торгово-посреднических, финансово-
сервисных видов деятельности), способствует искажению истинной кадровой картины,
порождая безработицу среди молодых специалистов. В процессе дифференциации
научной дисциплины выделяются различные области педагогики — общая, дошкольная,
школьная, профессиональная, социальная, возрастная, сравнительная, коррекционная,
военная, спортивная.
В отечественной гуманистической педагогике сегодня сосуществует ряд
концепций, каждая из которых рассматривает и определяет личностное
образование с разных позиций. Они не противоречат друг другу, но фиксируют
внимание на различных аспектах этого процесса.
Каждая из них рассматривает педагогическую деятельность с позиций парадигмы
личностно ориентированного образования. Парадигма - это совокупность
теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное
научное исследование, которая воплощается в научной практике на данном этапе.
Парадигма - это признанные учеными образцы решения научных проблем. Смена
парадигмы обозначает научную революцию. Парадигма в педагогике
(педагогическая парадигма) - это устоявшаяся, ставшая привычной точка зрения,
определенный стандарт, образец в решении образовательных и
исследовательских задач.
Образовательная парадигма базируется на каких-либо ценностях. Именно они
определяют направление педагогического процесса: на интересы общества, государства
или на личность (индивидуально-личностное развитие), взаимоотношения его субъектов
могут быть авторитарными или гуманистическими, содержание - знаниевым или
развивающим, технологии рассчитаны на передачу культурно-исторического опыта или
на развитие его личностного (культурно-генетического) творческого потенциала,
. Педагогический процесс может быть направлен на социум (интересы общества,
государства) или на личность (индивидуально-личностное развитие),
взаимоотношения его субъектов могут быть авторитарными или
гуманистическими, содержание - знаниевым или развивающим, технологии
рассчитаны на передачу культурно-исторического опыта или на развитие его
личностного (культурно-генетического) творческого потенциала, школа может
быть ориентирована на государство или на демократическое общество. Новое
образование "образы ваяет" фундаментальных основ человека новой эпохи.
Исчезает разрыв между теорией, как информационной базой, и практикой, как
опытом применения, между словом и делом. Новая концепция образования и
технологии ее реализации разработаны и успешно применяются уже сегодня.
Традиционно выделяются три научные парадигмы - сравнительно-историческая,
системно-структурная и, наконец, антропоцентрическая.
Сравнительно-историческая парадигма была первой научной парадигмой в
лингвистике, ибо сравнительно-исторический метод был первым специальным
методом исследования языка.
При системно-структурной парадигме внимание было ориентировано на предмет,
вещь, имя, поэтому в центре внимания находилось слово. Существует множество
оснований говорить о наличии общецивилизационного кризиса, истоки которого
восходят к противоречивому восприятию величайших достижений науки и техники
и использованием этих достижений в антигуманных целях. Исследователи пре-
достерегают, что «увеличивающееся число глобальных проблем и их углубление -
явный признак кризиса современной цивилизации. Этот кризис уходит своими кор-
нями в историю именно европейской культуры, которая в последние столетия
стала лидером мирового сообщества. Это кризис форм жизнедеятельности в
первую очередь европейской индустриально-технологической цивилизации,
которая идейно-мировоззренчески, на наш взгляд, восходит к греческой культуре
и философии. Одновременно это кризис современного человека, способа его
самореализации, форм рациональности.
Нестандартность вызовов наступившего столетия выдвигает к образованию во
многом новые требования. Глобализация экономики, быстрая смена технологий,
утверждение новых приоритетов развития общества обуславливает постоянное
возрастание роли образования. Уже в ближайшие десятилетия, когда перед миро-
вым сообществом встанет множество новых, ранее неизвестных, но острейших
проблем, роль знаний, без которых их не решить, неизмеримо возрастает.
Очевидно, что на переднем плане в мировом развитии окажутся те страны и те
народы, которые будут способны обеспечить более высокий уровень
образованности, развития профессионального мастерства людей. Жизнь в
условиях развития демократии, рынка, новейших достижений науки, применения
новых информационных и коммуникационных технологий уже становится в России
реальностью. Постоянный рост значимости знаний, развития науки, создание
новых технологий и наукоемких производств неизбежно повышает требования к
общеобразовательному уровню и профессиональной квалификации каждого
человека, все более смещает акцентна развитии его духовных и
интеллектуальных способностей как непременном условии его социализации,
способности к труду.
крах образования невозможен только при одном случае, если своевременно кор-
ректировать имеющиеся и прогнозируемые стратегические векторы и
направления развития образования.
Модель развивающего образования (В. В. Давыдов, В. В. Рубцов и др.). Эта
модель предполагает организацию образования как особой инфраструктуры
через широкую кооперацию деятельности образовательных систем разного ранга,
типа и уровня. Такое построение позволяет обеспечивать и удовлетворять
потребности различных слоев населения страны в образовательных услугах;
быстро решать образовательные задачи и обеспечивать расширение спектра
образовательных услуг. Образование также получает реальную возможность быть
востребованным другими сферами — впрямую, без дополнительных
согласований с государственной властью. В этом случае сфера образования
выступает в качестве звена социальной практики.
Рационалистическая модель образования (П. Блум, Р. Ганье, Б. Скиннер и др.)
предполагает такую его организацию, которая прежде всего обеспечивает
усвоение знаний, умений, навыков и практическое приспособление молодого
поколения к существующему обществу. В рамках данной модели обеспечивается
передача-усвоение только таких культурных ценностей, которые позволяют
молодому человеку безболезненно вписываться в существующие общественные
структуры. При этом любую образовательную программу можно перевести в
«поведенческий» аспект знаний, умений и навыков, которыми следует овладеть
учащемуся.
Феноменологическая модель образования (А. Маслоу, А. Комбс, К. Роджерс и
др.) предполагает персональный характер обучения с учетом индивидуально-
психологических особенностей обучающихся, бережное и уважительное
отношение к их интересам и потребностям. Его представители отвергают взгляд
на школу как на «образовательный конвейер». Образование они рассматривают
как гуманистическое в том смысле, чтобы оно наиболее полно и адекватно
соответствовало подлинной природе человека, помогло ему обнаружить то, что в
нем уже заложено природой, а не «отливать» в определенную форму,
придуманную кем-то заранее, априори. Педагоги данной ориентации создают
условия для самопознания и поддержки уникального развития каждого ученика в
соответствии с унаследованной им природой, предоставляют как можно больше
свободы выбора и условий для реализации ребенком своих природных
потенциалов и самореализации. Сторонники данного направления отстаивают
право индивида на автономию развития и образования.
В последние два-три года понятие об инновациях в образовании вообще стало
предметом сомнения, и о нем ходят неясные интуитивные мнения и выдумки,
которые колеблются между двумя альтернативами. С одной стороны, говорят, что
инновациями занимаются все – особенно при разработке конкретных
исследовательских тем, а потому и не нуждаются в каком либо особом
исследовании или обсуждении того, что такое инновации в образовании. С другой
стороны маячат идеи о необходимости оценки инноваций, разработки критериев
их валидности, отсеивания мнимых инноваций, что, очевидно, предполагает
построение соответствующей исследовательской программы.
В нашей педагогической мысли до сих пор преобладает устаревшая, классическая
теория систем, далекая от современной теории сложных самоорганизующихся
систем с человеческим фактором, столь же устаревшими являются и трактовки
соотношения теории и практики. Методология исследования пребывает на
уровне, далеком даже от Т. Куна, не говоря уже о современных дискуссиях в
западной философии науки и философии образования. У нас преобладает
дистанцирование от философии образования как особой исследовательской
области в сфере образовательного знания, между тем как большинство
перечисленных выше проблем выходит за пределы собственно педагогических
дисциплин, конкретных исследований и связанных с ними инноваций.
Исследование инновационных процессов и модернизации образования, очевидно,
вовлекает множество различных дисциплин, и их синтез не может обойтись без
соучастия квалифицированной философии образования.
Инновационная деятельность в своей наиболее полной развертке предполагает
систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает
появление действительных инноваций. А именно:
научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового
знания о том, как нечто может быть («открытие») и о том, как нечто можно сделать
(«изобретение»);
проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-
технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных
условиях не-обходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно
быть («инновационный проект»);
Сегодня и психология, и педагогика должны перестать быть пособием о способах
духовной оккупации и духовного кодирования, о техниках педагогической
дрессуры и социальной манипуляции; они должны становиться в подлинном
смысле антропными, человеко-ориентированными науками, способными
целенаправленно строить практики выращивания «собственно человеческого в
человеке». Подобная ориентация резко проблематизирует существующие
представления о содержании образования и профессиональной компетентности
современного педагога. Ведь не секрет, что до сих пор это пресловутое
содержание сводится к ЗУНам, к социально значимым компетенциям, к социально
полезным качествам индивида; т.е. ко всему тому, что так легко утилизируется
социальным производством. За примерами далеко ходить не надо – фактически
все старые, в том числе - и самые новые стандарты образования перенасыщены
именно этим содержанием.
Образование - это всеобщая культурно-историческая форма становления и
развития сущностных сил человека, обретения им образа человеческого во
времени истории и пространстве культуры, человека - способного к
самообразованию, а тем самым и к саморазвитию.
По сути, именно в этом и состоит главный ответ на вопрос: Что же такое сегодня
“инновационное образование”? - Это такое образование, которое способно к
саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих
участников; отсюда главный тезис; инновационное образование - это
развивающее и развивающееся образование.
Так понятое образование действительно может вернуть себе свою историческую
миссию: обеспечивать целостность общественной жизни различных групп
населения, целостность духовно-душевной жизни личности, а главное -
целостность и жизнеспособность различных общностей людей и в первую
очередь - детско-взрослой общности, которая, по сути, и есть субъект
развивающего образования.
В современной педагогике, в педагогической и возрастной психологии произошла
своеобразная “понятийная катастрофа” - одни понятия потеряли свой
категориальный статус, оказались простыми идеологическими штампами (типа:
всестороннее развитие, гармоничная личность и пр.), другие - “поплыли”, стали
аморфными, потеряли свои четкие очертания (например, почти все понятия из
области “воспитание”).
Одной из главных причин такого положения является с трудом преодолеваемый
разрыв между системами научно-философского знания, ориентированного на
образование, и самой образовательной практикой. Более жестко – разрыв между
образовательным знанием и практическим педагогическим действием;
рассогласование и разнородность двух типов производств: «производство»
культурного человека в образовании и «производство» знания о строении и
базовых процессах современного образования. Именно в этом разрыве, в связи с
этими рассогласованиями должны целенаправленно строиться научно-
педагогические инновации, осуществляться инновационная деятельность на всех
уровнях ее организации.
В системе профессионального образования и профессионального развития -
это последовательное введение в содержание образование культуры
проектирования инновационных образовательных практик;
это формирование психологической грамотности, шире - психологической
культуры педагогического труда;
это освоение норм и культуры управления развитием образования,
деятельностью профессиональных педагогических коллективов.
Методы самообучения получили значительное развитие на базе современных
информационных технологий. Если в традиционной образовательной системе
самообучение происходило путем чтения книг, то новые технологии привели к
развитию множества таких методов, при которых обучаемый взаимодействует с
образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателя и других
обучаемых. Для самообучения на базе современных технологий характерен
мультимедиа подход, при котором образовательные ресурсы разрабатываются на
базе множества разнообразных средств.
Педагогические методы на основе коммуникаций "многие - многим"
- это методы, для которых характерно активное взаимодействие между всеми
участниками учебного процесса. Значение этих методов и интенсивность их
использования существенно возрастает с развитием обучающих
телекоммуникационных технологий. Интерактивные взаимодействия между
самими обучающимися, а не только между преподавателем и обучающимися,
становятся важным источником получения знаний. Развитие этих методов связано
с проведением учебных коллективных дискуссий и конференций. Технологии
аудио-, аудиографических и видеоконференций позволяют активно развивать
такие методы в инновационном образовании. Особую роль в учебном процессе
играют компьютерные конференции, которые позволяют всем участникам
дискуссии обмениваться письменными сообщениями как в синхронном, так и в
асинхронном режиме, что имеет большую дидактическую ценность. Компьютерно-
опосредованные коммуникации позволяют активнее использовать такие методы
обучения, как дебаты, моделирование, ролевые игры, дискуссионные группы,
мозговые атаки, методы Дельфи, методы номинальной группы, форумы,
проектные группы и другие.
новый стиль работы преподавателей,
Cодержание педагогической деятельности в инновационном образовательном
процессе существенно отличается от традиционной. Во-первых, значительно
усложняется деятельность по разработке курсов, поскольку быстро развивается
ее технологическая основа. Она требует от преподавателя развития специальных
навыков, приемов педагогической работы. Кроме того, современные
информационные технологии выдвигают дополнительные требования к качеству
разрабатываемых учебных материалов в основном из-за открытости доступа к
ним как большого числа обучаемых, так и других преподавателей и экспертов, что
в принципе усиливает контроль за качеством этих материалов. Во-вторых,
особенностью современного педагогического процесса является то, что в отличие
от традиционного образования, где центральной фигурой является
преподаватель, центр тяжести при использовании новых информационных
технологий постепенно переносится на студента, обучающегося, который активно
строит свой учебный процесс, выбирая определенную траекторию в развитой
образовательной среде. Важной функцией преподавателя становится поддержать
обучающегося в его деятельности, способствовать его успешному продвижению в
море учебной информации, облегчить решение возникающих проблем, помочь
освоить большую и разнообразную информацию. В мировом образовательном
сообществе в связи с этим стал использоваться новый термин, подчеркивающий
большое значение этой функции преподавателей - facilitator - фасилитейтор - (тот,
кто способствует, облегчает, помогает учиться). В-третьих,предоставление
учебного материала, предполагающее коммуникацию преподавателя и
обучаемых, требует в современном образовании более активных и интенсивных
взаимодействий между ними, чем в традиционном классе, где преобладает как бы
обобщенная обратная связь учителя со всем классом, а взаимодействие учителя
с отдельным учеником довольно слабое. Современные коммуникационные
технологии позволяют сделать такое взаимодействие намного более активным, но
это требует от преподавателя специальных дополнительных усилий. Итак,
основные изменения в педагогической деятельности при инновационном
обучении по сравнению с традиционным следующие:
Усложнение деятельности по разработке курсов в связи с быстрым
развитием технологической основы обучения.
Необходимость специальных навыков и приемов разработки учебных
курсов.
Усиление требований к качеству учебных материалов в связи с
открытостью доступа к ним; усиление контроля за качеством учебных
материалов.
Возрастание роли обучаемого в учебном процессе, смещение центра
(фокуса) учебного процесса от преподавателя к студенту.
Усиление функции поддержки студента, помощи ему в организации
индивидуального учебного процесса.
Возможность обратной связи преподавателя с каждым обучающимся при
использовании новых коммуникационных технологий в отличие от
обобщенной обратной связи преподавателя с традиционным классом.
Таким образом, в связи с применением современных компьютерных и
телекоммуникационных технологий в сфере образования происходят
существенные изменения в преподавательской деятельности, месте и роли
преподавателя в учебном процессе, его основных функциях. Именно эти
изменения, а не вытеснение преподавателей компьютерами и видеоустановками
характерны для современного образования.