Автор: Каминская Елена Витальевна
Должность: учитель логопед
Учебное заведение: МАОУ СОШ №5 города Тюмени
Населённый пункт: г.Тюмень
Наименование материала: статья
Тема: Восстановление фонематического слуха при сенсорной афазии
Содержание
Введение...................................................................................................................3
1. Основные этапы восстановление речи при сенсорной афазии.......................4
2. Особенности логопедической работы по восстановлению
фонематичесакого слуха при сенсорной афазии..................................................6
Заключение............................................................................................................13
Список литературы...............................................................................................15
2
Введение
В группе остаточных явлений перенесенного инсульта речевые
дисфункции занимают второе по значимости и распространенности место
после двигательных нарушений. Учитывая, что у значительного числа лиц
заболевание
развивается
в
возрасте
социальной
и
профессиональной
активности, проблема афазий стоит довольно остро.
Патогенетические механизмы афазий сложны, ввиду комплексного и
многоуровневого характера организации речевой функции. При сенсорной
(акустико-гностической) афазии, развивающейся при поражении задней
верхневисочной извилины левого полушария, нарушается способность
понимать устную речь. Слух как таковой не нарушается, существенные
нарушения восприятия отмечаются лишь при различении звуков речи [2].
Предполагается, что первичным звеном патогенеза является слуховая
агнозия, лежащая в основе нарушений фонетического слуха. В результате
нарушается способность дифференцировать фонемы, т.е. выделять признаки
звуков речи, несущие в языке смыслоразличительные функции. Следствием
расстройства фонематического слуха является нарушение импрессивного
компонента – понимания речи. Восприятие звуков речи искажается, а также
нарушается стабильность их субъективного звучания [5]. Исходя из того, что
первичным речевым дефектом при сенсорной афазии является нарушение
понимания речи, основной задачей восстановительного обучения является
восстановление представлений о смысловой роли звуков речи (фонем). Это
определило тему исследования: «Восстановление фонематического слуха при
сенсорной афазии».
Целью данной работы является изучение проблемы восстановления
фонематического слуха при сенсорной афазии.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1.Изучить основные этапы восстановление речи при сенсорной афазии.
3
2.Изучить
особенности
восстановления
фонематического
слуха
при
сенсорной афазии.
1. Основные этапы восстановление речи при сенсорной афазии
Исходя из того, что первичным речевым дефектом при сенсорной
афазии
является
нарушение
понимания
речи,
основной
задачей
восстановительного обучения является восстановление представлений о
смысловой роли звуков речи (фонем). Учитывая также, что в зрелой речевой
функции обиходные слова и выражения понимаются не на основе
фонематического знания, а как слухо-речевые штампы, на начальном этапе
работы
ставится
задача
оживления
в
памяти
слов
как
вербально-
невербальных единств [4].
Это предполагает преодоление одного из самых тяжелых расстройств
импрессивной речи при сенсорной афазии — отчуждения смысла слова. В
рамках
этого
вида
работы
используются
слеяуюшие
направления,
рассчитанные на прямые методы обучения:
1. Стимуляция понимания обиходного пассивного словаря.
Для того чтобы оживить в памяти больного предметную отнесенность
звуковых комплексов, представленных теми или иными словами, проводится
показ реальных предметов и картинок с изображением предметов и действий
по
их
названиям,
функциональным,
классификационным
и
другим
признакам, а также показ частей тела на картинке и на себе;
2. Стимуляция понимания ситуативной фразовой речи.
Подготовка к восстановлению письменной речи. Основными из
используемых здесь методов являются:
- раскладывание подписей к предметным и простым сюжетным
картинкам;
-
оживление
единства
«фонема-графема»
путем
выбора
из
предъявленного ряда заданной буквы или слога по их названию;
4
- письмо букв и слогов под диктовку [1].
На последующих этапах доминирующая роль переходит к методам
обучения, рассчитанным на произвольную деятельность. Среди них наиболее
важными являются следующие:
3.
Восстановление
фонематического
слуха
(по
стандартным
методикам).
4. Восстановление понимания значения слова.
В связи с тем, что при данной форме афазии конкретные значения слов
страдают больше, чем абстрактные, в первую очередь закрепляются слова,
представляющие собой предметные номинации. Эта работа требует опоры на
реальные предметы и картинки. Выделяются дифференциальные признаки
предметов,
играющие
существенную
роль
для
соответствующего
предметного образа. Затем уже проводятся: выработка обобщенных понятий
путем классификации предметов по категориям; подбор обобщающего слова
к группам слов, относящихся к той или иной категории; заполнение
пропусков во фразах; подбор синонимов в качестве однородных членов
предложения и вне контекста; работа над омонимами, антонимами и
фразеологизмами [6].
5. Коррекция экспрессивной устной речи.
Основной
задачей
этого
раздела
работы
является
преодоление
характерной для больных с сенсорной афазией логореи и уменьшение
явления «словесного салата». Это достигается с помощью «наложения
рамок»,
ограничивающих
объем
высказывания,
путем
составления
предложений из заданного количества слов. Важной задачей является и
уточнение лексически о и фонетического состава фразы с помощью анализа
и исправления вербальных и литеральных парафазии, допущенных больным
а также устранение элементов аграмматизма с использованием упражнений
по «оживлению» чувства языка, а также анализа и исправления допущенных
грамматических искажений [1].
6. Восстановление письменной речи.
5
При сенсорной афазии причиной нарушения ассоциативной связи
«фонема-графема» является неполноценность самой фонемы. В этом случае
графема, как правило, служит опорой для стабилизации фонемы. В связи с
этим проводится выработка ассоциативной связи «фонема-графема» с опорой
на их смысловую роль [3].
7. Выработка навыка самоконтроля за собственной речью.
Как известно, звуковая лабильность, неконстантность представлений о
звуковом составе слова, «погоня за ускользающим звучанием» (Э.С. Бейн)
требуют выработки у больного способности к самоконтролю за собственной
речью. С этой целью целесообразно:
- предъявление больному деформированных предложений, в том числе
сложносочиненных и сложноподчиненных, для улавливания имеющихся в
них искажений;
- ответы на вопросы в развернутом диалоге и оценка их правильности.
Для этого внимание больного фиксируется на допущенных им ошибках,
предъявляемых графически и в магнитофонной записи [1].
Таким образом, восстановление речи при афазии – поэтапный процесс
включающий: стимуляцию понимания обиходного пассивного словаря;
стимуляцию
понимания
ситуативной
фразовой
речи;
восстановление
фонематического слуха (по стандартным методикам).
восстановление понимания значения слова; коррекцию экспрессивной устной
речи; восстановление письменной речи; выработку навыка самоконтроля за
собственной речью.
2. Особенности логопедической работы по восстановлению
фонематичесакого слуха при сенсорной афазии
В работе по преодолению нарушенных речевых функций у этих
больных логопед должен опираться на сохранные анализаторные оптическую
и кинестетическую системы, на сохранные функции лобных долей, которые в
комплексе создают предпосылки к компенсации нарушенных акустико-
6
гностических функции, а также на височные отделы правого полушария,
дифференцирующие акустические признаки не только тембра, высоты
голоса, но и ритмико-мелодической, интонационной стороны речи.
Первоочередной задачей коррекционной работы будет восстановление
фонематического
слуха
и
вторично
нарушенных
чтения,
письма
и
экспрессивной речи [1].
Частные задачи для каждого больного составляются исходя из этапа
восстановительного обучения и степени тяжести речевого расстройства. Так,
и при грубой сенсорной афазии первостепенным является установление
контакта логопеда с больным, преодоление нарушенного фонематического
слуха. При средней степени акустико-гностической афазии — воспитание
слухового контроля за речью, изжитие вербальных парафазий, преодоление
экспрессивного
аграмматизма,
преодоление
дисграфии.
Логопед
соответственно перечисленным задачам подбирает приемы преодоления
нарушенных
функций:
работу
над
восстановлением
значения
слова,
нахождение
преднамеренных
ошибок
в
речи
логопеда,
заполнение
пропущенных в тексте существительных, местоимений и глаголов из
различных синонимических рядов, написание текстов и их редактирование.
При легкой, очень близкой к акустико-мнестической, сенсорной афазии
используются те же приемы, но в несколько усложненном варианте [2].
В
особо
грубых
случаях
сенсорной
афазии
на
раннем
этапе
восстановления применяются неречевые формы работы, целью которых
является установление контакта с больным, объяснение самого факта
заболевания, организация его учебной деятельности (выполнение посильных
заданий), концентрация внимания. Используется списывание коротких слов к
картинкам и решение простых арифметических примеров. Как правило,
больной охотно приступает к списыванию, но удерживает в зрительной
памяти лишь первую букву слова, а затем пишет серию букв, не относящихся
к списываемому слову. Ему показывают его ошибки, предлагают списывать
слово по буквам, разнося их по клеточкам. В процессе выполнения этих
7
заданий появляется частичное осознание самого факта своего заболевания.
Ребенок, как правило, тяжело его переживает, а в дальнейшем аккуратно
выполняет все задания логопеда. Этап неречевого периода работы может
длиться несколько дней [5].
Восстановление
фонематического
слуха.
Восстановление
фонематического слуха на раннем и резидуальном этапах проводится по
единому плану, с тем только различием, что на раннем этапе нарушение
фонематического слуха бывает более выраженным [3].
Специальная
работа
по
восстановлению
фонематического
слуха
проходит следующие стадии:
Первая стадия — дифференциация слов, контрастных по длине,
звуковому и ритмическому рисунку (дом — лопата, ель — велосипед, кот —
машина, флаг — ворона, мяч — дерево, волк —-парашютист, лев — самолет,
мышь — капуста и т. д.) [4].
Вначале контрастные пары слов логопед дает отдельно (например, кот
— виноград), к каждой паре слов подбирает соответствующие картинки и
пишет четким почерком на отдельных полосках бумаги соответствующие
слова. Затем больному дают прослушать эти слова, соотнести звуковой образ
слова с рисунком и подписью под ним, выбрать то одну, то другую картинку
по заданию, разложить подписи к картинкам, картинки к подписям. На
первых этапах занятий при грубой выраженности нарушения фоне-
матического слуха число прорабатываемых слов не должно превышать
четырех.
Затем
от
занятия
к
занятию
логопед
доводит
число
дифференцируемых на слух контрастных слов до 10—12, выкладывает перед
больным уже не 4, а 6 или 8 картинок с подписями и предлагает больному
сначала разложить подписи, а затем найти картинки по заданию: Покажите
стол, Покажите велосипед, Покажите, где рак и т. д. [6].
Параллельно с этой работой можно вести работу по закреплению
восприятия звучания отдельных слов в прочее списывания, проговаривания
во время списывания и воспитания слухового контроля за проговариванием.
8
Для этого берутся короткие слова, состоящие из одного-двух слогов, не
превышающие звуковой объем в 3—5 фонем [3].
Воспитание
акустического
внимания
начинается
с
оживления
оптического внимания. Этому содействует и опора на
проговаривание, т. е.
на кинестетический контроль при чтении коротких слов. В некоторых
случаях приходится вызывать больному артикуляционные уклады фонем,
восстанавливая соотнесение акустического его образа с артикуляторным,
кинестетическим [2].
На второй стадии проводится дифференциация слов с близкой
слоговой структурой, но далеких по звучанию, особенно в корневой части
слова: рыба—ноги, забор— трактор, арбуз — топор, весло — кошка, шапка
— марка, мост — лист, флаг — стол, чашка — ложка и т. д. Работа на этой и
на всех следующих стадиях восстановления фонематического слуха ведется
также с опорой на предметные картинки, подписи к ним, списывание, чтение
вслух, воспитание акустического контроля за речью [3].
На третьей стадии ведется работа по дифференциации слов с близкой
слоговой структурой, но с далекими по звучанию начальными звуками: рак
— мак, рука — мука, дуб — зуб, дом — сом, кот — рот, пень — тень, рука —
щука; с общим первым звуком и различными конечными звуками: клюв —
ключ, нож — нос, ночь — ноль, лев — лес, ром — рот, лом — лоб, марс —
морж и т. д. Больному предлагается выбрать слова, начинающиеся с того или
иного звука, с опорой на предметные картинки и подписи к ним. В этом
случае
больной
отбирает
в
одну
группу
слова,
начинающиеся
на
определенную букву (к или р) [1].
На
следующей,
четвертой
стадии
работа
ведется
уже
по
дифференциации фонем, близких по своему звучанию, т. е. слов с
оппозиционными звуками: дом — том, дочка — точка, день — тень, дачка —
тачка, бочка — почка, балка — палка, бабочка — папочка, глаз — класс,
гардина — картина, гол — кол, угол — уголь, лук — люк, башня — пашня,
9
бот — пот, забор — запор, уточка — удочка, кадушка — катушка, плоды —
плоты, тропинка — дробинка, забор — собор, козы — косы [6].
При
акустико-гностической
афазии
отмечаются
трудности
дифференциации фонем не только по признаку звонкости — глухости, но и
по другим признакам. Больные смешивают свистящие и шипящие, твердые и
мягкие, а также акустически близкие гласные. Логопед должен предусмот-
реть
задания
на
дифференциацию
слов
с
фонемами,
близкими
по
акустическим признакам: дом — дым, бок — бак, пить — петь, путь — пять,
полка — палка, лук — лак, стол — стул, сор — сыр и т. д. [6].
Для закрепления
однозначного восприятия фонем
используются
различные задания по заполнению в слове и фразе пропущенных букв,
пропущенных во фразе слов с оппозиционными звуками, значение которых
уточняется уже не с помощью рисунка, а посредством фразеологического
контекста. Например: вставить в текст слова туш, душ, дело, тело, будь, путь,
влага, фляга, дочка, точка, Дон, тон, калина, Галина и т. д. И наконец,
закрепление акустических дифференциальных признаков фонем происходит
в виде подбора серий слов на заданную букву: больной сначала выбирает
слова из текстов, в том числе из газетных, а затем подбирает слова на
заданную букву по памяти [6].
Восстановление фонематического слуха длится от двух месяцев до
одного-полутора лет, так как многие больные понимают значение слова
только с помощью контекста и испытывают значительные трудности в
дифференциации близких фонем при самостоятельном письменном изложе-
нии мысли [4].
При
акустико-гностической
афазии,
именуемой
в
клинике
«транскортикальной» сенсорной афазией, больные относительно хорошо
повторяют слова, не понимая их смысла. Чтобы преодолеть это расстройство,
требуется
специальная
работа
над
акустическим
анализом
слоговой
структуры слова. Особое внимание уделяется на первых этапах работы
выбору
дидактического-лексического
материала.
Так
как
больные
10
игнорируют заударные слоги слова, работу необходимо начинать со слов,
состоящих из одного слога, затем из двух слогов с ударным вторым слогом
типа пакет, медаль, стакан, носки, пальто, такси и т. п., обязательно с опорой
на картинки и подписи к ним. Позже можно брать слова из трех открытых
слогов: молоко, хорошо, тишина и т. д. — с опорой на чтение подписей.
Постепенно больной приучается воспринимать слово не глобально, а
чувствовать границы слогов, входящих в слово, и показывать воспринятый
на слух слог, учиться выделять ударный слог. После осознания слоговой
структуры слов с ударением на конечном слоге можно перейти к освоению
двухсложных слов с одинаковым по звуковому составу вторым слогом,
например кошка, чашка, ложка, вилка и т. д. Логопед обращает внимание
больного на общность второго заударного слога в этих словах, и он начинает
воспринимать
их
как
весьма
частотные.
Так
же
восстанавливается
восприятие слов типа башня, пашня, вишня, машина, малина, ворона и
других рифмуемых слов. Затем картинки с различно рифмуемыми словами
объединяются в одну группу, и больные, уже знакомые с отработанной
группой слов, учатся выделять и дифференцировать заударные слоги слова.
Прорабатываемые слова больные начинают употреблять в косвенных
падежах при заполнении пропущенных в фразе слов, а затем им можно
предложить для прослушивания эти слова в новых вариантах с изменениями
гласных: малина — малины — малину и т. д. Так воспитывается восприятие
у больного безударных слогов слова [3].
Кроме восстановления фонематического слуха, при сенсорной афазии
постоянно ведется работа по восстановлению смысловой отнесенности слова
в различных фразеологических контекстах. Например, логопед предлагает
выбрать все острые предметы, изображенные на картинках, все деревянные,
металлические или стеклянные предметы, то, что относится к посуде, к
орудиям труда, к мебели, к обуви и т. д. Такая работа, направленная на
оживление различных смысловых связей слова, облегчает больному выбор
слов в процессе общения, снижает количество вербальных парафазии [1].
11
Наибольшие трудности преодоления нарушений речи наблюдаются
при сочетании акустической агнозии и акустико-гностической афазии,
возникающих при двустороннем поражении височных зон. Восстановление
речи при этом варианте афазии опирается на сохранное чтение про себя,
чтение с губ и остаточные возможности слухового восприятия, которые
позволяют
соотнести
прочитанную
букву,
зрительно
воспринятую
артикуляторную
позицию
звука,
способность
его
имитированного
повторения с воспринятым на слух звуковым сигналом. Преодоление
дефектов «внутреннего» чтения происходит путем многократного списыва-
ния слов, в процессе которого осваивается звуковой состав слова на уровне
внутреннего проговаривания при максимальном включении оптического
контроля [2].
В некоторых случаях грубая акустико-гностическая афазия в сочетании
с акустической агнозией протекает при относительной сохранности устной и
письменной речи, при как бы отключенном акустическом контроле. В этих
случаях приходится прибегать к восстановлению акустического внимания,
причем могут выявиться возможности узнавания больным мелодий песен,
угадывания абриса слов во время восприятия текста напеваемых логопедом
песен, что позволяет затем перейти к восприятию этих слов вне пения. Одной
из особенностей восстановления понимания речи при этом крайне тяжелом
речевом расстройстве является тщательное соблюдение на каждом занятии
очередности сменяемых заданий, закрепляющих уже достигнутые успехи, и
письменное обозначение логопедом каждого нового варианта упражнений,
что облегчает контакт между учителем и учеником. Например, логопед
пишет: диктант цифр, диктант слов к картинкам, заполнение пропущенных в
предложении глаголов и т. п. Несоблюдение этого правила приводит к тому,
что больной перестает понимать логопеда и логопеду приходится для
восстановления плана занятия возвращаться к предыдущим упражнениям [6].
Итак,
способность
восприятия
различий
между
звуками
речи
восстанавливается
с
опорой
на
значение
слова,
звуко-буквенное
12
соотношение,
а
также
на
артикуляторную
сторону
слова.
Так
восстанавливается
основная
для
звуков
речи
черта
—
их
смыслоразличительность. Обходным путем больной научается схватывать
звуковые, фонематические признаки. У него восстанавливается акустическое
постоянство в восприятии речи, слова обретают устойчивый смысл.
13
Заключение
Работа по восстановлению фонематического слуха и восприятия
содержит следующие этапы: первый этап — дифференциация слов,
контрастных по длине, звуковому и ритмическому рисунку (дом — лопата,
ель — велосипед, кот — машина).
К каждой паре слов подбираются картинки, а на отдельных полосках
бумаги пишутся четким почерком слова. Больной соотносит звуковой образ
слова с рисунком и подписью, ему предлагают выбрать то одну, то другую
картинку, разложить подписи к картинкам, картинки к подписям.
Параллельно с этой работой начинается закрепление восприятия
звучания отдельных слов в процессе их списывания, проговаривания слова
во время списывания и воспитания слухового контроля. Для этого берутся
короткие слова, состоящие из одно-двух слогов. Воспитание акустического
внимания больного начинается с оживления оптического внимания.
Второй этап — дифференциация слов с близкой слоговой структурой,
но далеких по звучанию, особенно в корневой части слова: рыба — ноги,
забор — трактор, арбуз — топор. Работа ведется с опорой на картинки,
подписи к ним, списывание, чтение; воспитывается акустический контроль за
своей речью.
Третий этап — дифференциация слов с близкой слоговой структурой,
но с далекими по звучанию начальными звуками (рак — мак, рука — мука); с
общим первым звуком и различными конечными звуками (клюв — ключ,
ночь
— ноль, лев
— лес).
Больному предлагается выбрать слова,
начинающиеся с того или иного звука, опираясь на предметные картинки и
подписи к ним.
Четвертый этап — дифференциация фонем, близких по звучанию (дом.
— том, дом — дым и т. д.).
Для закрепления
однозначного восприятия фонем
используются
различные
варианты
упражнения
по
заполнению
в
слове
и
фразе
14
пропущенных букв, слов с оппозиционными звуками, значение которых
уточняется уже не через рисунок, а через фразеологический контекст.
Например, больному предлагается вставить в текст слова туш, душ, тело,
дело и т. д.
Пятый
этап
—
закрепление
акустических
дифференциальных
признаков фонем при подборе серий слов на заданную букву из текстов.
Восстановление фонематического восприятия длится от 2 месяцев до 1
—1,5 лет, так как во многих случаях понимание значения слова происходит
лишь в контексте и трудности в дифференциации близких фонем еще долго
испытываются при самостоятельном письменном изложении мысли.
15
Список литературы
1.
Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов Т.Г.
Визель. М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005.- 384 с.
2.
Зайцев И.С. Афазия. Учебно-методическое пособие. – Минск: БГПУ
им. Максима Танка, 2006
3.
Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред.
Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
— 680 с.
4.
Оппель
В.В.
Восстановление
речи
при
афазии.
(Методические
указания). - Л.: Медгиз, 1963. - 108 с.
5.
Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение: Учеб. пособие
для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1988. — 207 с.
6.
Шохор-Троцкая (Бурлакова) М. К Речь и афазия. - М.: Изд-во ЭКСМО-
Пресс, В. Секачев, 2001. - 416 с.
16