Автор: Мирзоян Анна Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №48
Населённый пункт: город Тюмень
Наименование материала: статья
Тема: Особенности формирования коммуникативных УУД обучающихся начальных классов на внеурочных занятиях
1.1 Особенности формирования коммуникативных УУД
обучающихся начальных классов на внеурочных занятиях
Цели внеурочной деятельности:
- Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни
в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом
системы
ценностей,
создание
условий
для
многогранного
развития
и
социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время;
-
Создание
воспитывающей
среды,
обеспечивающей
активизацию
социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время,
развитие
здоровой,
творчески
растущей
личности,
с
формированной
гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к
жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую
практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив .
ФГОС
общего
образования
определяют общее
количество
часов внеурочной деятельности на каждом уровне общего образования, которое
составляет:
до 1350 часов на уровне начального общего образования;
до 1750 часов на уровне основного общего образования;
до 700 часов на уровне среднего общего образования .
Внеурочная
деятельность
является
неотъемлемой
частью
образовательной
деятельности
и организуется
по направлениям
развития
личности:
спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное.
Опираясь на системно-деятельностный подход (Л.С. Выготский , А.Н.
Леонтьев П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой
авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А.
Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г.
Асмолова была разработана концепция развития универсальных учебных
действий. Данная концепция принимает во внимание опыт компетентностного
подхода, особенно, его упор на способности использования полученных знаний
и навыков на практике учащимися.
В составе универсальных учебных действий можно выделить четыре
блока: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4)
коммуникативный .
Универсальные учебные действия коммуникативного блока занимают
особое место в общей системе УУД. Во-первых, главной в активной
мыслительной
деятельности
учащихся
является
способность
верно
воспринимать
информацию
и
передавать
ее
другим.
От
качества
коммуникации, от способности ученика работать с разными видами текстов
зависит его успеваемость обучения. Следовательно, формирование умений
коммуникации, на наш взгляд, должно стать первостепенной задачей каждого
учителя. Во-вторых, данные умения особенно существенными становятся в
условиях организации разных видов сотрудничества между учащимися, без
чего
невозможно
сформировать
личностные,
регулятивные
и
сами
коммуникативные умения. Учащийся готовится сотрудничать в социуме,
приобретает умения вступать в диалог, принимать участие в совместном
обсуждении
проблем,
обосновывать
собственные
высказывания,
точно
формулировать свои идеи, принимать мнения других людей. Это требует от
учащихся
умений
взаимодействовать,
организовывать
собственную
деятельность и деятельность других.
Подробнее
рассмотрим
коммуникативные
универсальные
учебные
действия, которые обеспечивают социальную компетентность и сознательную
ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по
общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать
в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и
взрослыми.
Видами коммуникативных действий являются:
-
проектирование
учебного
взаимодействия
с
учителем
и
одноклассниками
–
формулирование
цели,
роли
участников,
способов
сотрудничества;
- формулирование вопросов – активная совместная в поиске и сборе
информации;
- разрешение конфликтов - обнаружение проблемы, поиск и оценка
различных способов разрешения конфликта, утверждение выводов и их
реализация;
- регулирование действия партнера – контроль, коррекция, оценка
действий партнера;
- способность точно и правильно формулировать свои идеи согласно
задачам и условиям коммуникации; владение монологической и диалогической
формами речи в согласно грамматическим и синтаксическим нормам родного
языка.
Коммуникативные универсальные учебные действия в отличие, в
частности, от познавательных, связаны с методами организации учебно-
воспитательного процесса, а не с содержанием обучения. Для усвоения
коммуникативных УУД необходимы процедуры отличающиеся от освоения
предметных знаний. Учащийся постигает коммуникативные УУД через
включенность в необходимую деятельность и последующую рефлексию своих
действий. Работа по формированию коммуникативных УУД ведется в ходе
освоения
предметных
знаний
при
использовании
специальных
видов
деятельности с предметным содержанием и за счет изменения методов
сотрудничества
учащихся.
Необходимым
содержательным
материалом
являются предметные знания и умения.
- развивающий: предвидение разных вероятных мнений других людей;
развитие способности к самосознанию и рефлексии; • воспитательный:
формирование
критичности;
способность
взять
инициативу
на
себя
в
организации коллективного действия; уважительное отношение к партнерам,
внимание к личности другого; готовность адекватно реагировать на нужды
других; стремление устанавливать доверительные отношения и достигать
взаимопонимания; взаимопомощь в ходе выполнения задания;
- социальный: понимание возможности существования различных
мнений, не совпадающих с личной; формулирование цели и ролей участников,
методов сотрудничества; готовность к рассмотрению различных точек зрения и
выработке общей (коллективной) позиции; умение обосновывать свое мнение,
спорить и бесконфликтно защищать свое мнение; способность организовывать
деловые отношения; создание результативного сотрудничества с ровесниками и
взрослыми; обеспечение бесконфликтной коллективной работы в команде.
Показателями сформированности УУД являются свойства действий,
которые
включают
уровень
(форму)
выполнения
действия;
полноту
(развернутость); разумность; сознательность (осознанность); обобщенность;
критичность и освоенность .
Уровень выполнения действия может выступать в трех основных
формах действия:
в форме реального преобразования вещей и их материальных
заместителей,
материальная
(материализованная
–
с
заместителями
–
символами, знаками, моделями) форма действия;
действие в словесной или речевой форме;
действие в уме — умственная форма действия.
Выделяют
6
уровней
сформированности
универсальных
учебных
действий, но для удобства проведения исследования мы сгруппировали их в 3
уровня (таблица 1).
Таблица 1 – Уровни и показатели сформированности универсальных
учебных действий
Уровень
Показатели
Низкий
уровень
отсутствие учебных действий как целостных «единиц» деятельности: ученик
осуществляет только отдельные операции, способен повторять действия учителя,
не планирует и не контролирует свои действия, заменяет учебную задачу задачей
заучивания и воспроизведения
Средний
неадекватный перенос учебных действий на новые виды задач: при изменении
уровень
условий задачи не способен самостоятельно внести коррективы в действия
Высокий
уровень
обобщение учебных действий на основе выявления общих принципов построения
новых способов действий и выведение нового способа для каждой конкретной
задачи
Сформированность коммуникативной успешности по каждому параметру
определяется следующими критериями.
Когнитивный параметр: способность проявлять интерес к общению;
помогать и поддерживать одноклассников, прислушиваться к их советам;
критически относиться к результатам общения, правильно оценивать замечания
одноклассников; ориентироваться в ситуации общения; способность к
самовыражению, самоактуализации через различные виды творчества в
учебной деятельности.
Поведенческий: способность располагать к себе одноклассников; умение
шутить, улыбаться в общении; самостоятельно принимать решения, стремиться
к успеху; способность мимикой или жестами выразить свое отношение к
происходящему; осознавать свое поведение в коллективе, следовать
адекватным формам поведения.
Эмотивный: способность держаться спокойно и уверенно; управлять
своим эмоциональным состоянием; регулировать силу голоса и темп речи
адекватно ситуации общения; сдерживаться в ситуациях конфликта.
Изучая
и
анализируя
проблему
формирования
коммуникативных
универсальных учебных действий, мы пришли к заключению: освоение
учащимися коммуникативными УУД имеет важное значение как в учебно-
воспитательном
процессе,
так
и
вне
школы.
Во-первых,
от
уровня
сформированности коммуникативных УУД зависит успеваемость учащихся: в
случае если ученик при ответе испытывает дискомфорт, то его ответ станет
хуже имеющихся знаний, и поэтому его оценка будет ниже. Во-вторых, от
овладения учащимися коммуникативными УУД зависит благополучие ученика
в классном коллективе. Когда ребёнок легко находит общий язык со
сверстниками, то ему комфортно в коллективе. И напротив, если учение не
способен идти на контакт с ровесниками, то сужается круг его друзей,
возникают негативные эмоции, чувство одиночества в классе, проявление
враждебности и агрессии по отношению к одноклассникам.
Итак, формирование коммуникативных УУД у учащихся содействует не
только процессу умения сотрудничать с другими людьми, но изменять и
передавать информацию, исполнять разные социальные роли в коллективе, но и
является эффективным ресурсом для их благополучной будущей взрослой
жизни.