Напоминание

Особенности формирования коммуникативных УУД обучающихся начальных классов на внеурочных занятиях

Автор: Мирзоян Анна Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №48
Населённый пункт: город Тюмень
Наименование материала: статья
Тема: Особенности формирования коммуникативных УУД обучающихся начальных классов на внеурочных занятиях







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

1.1 Особенности формирования коммуникативных УУД

обучающихся начальных классов на внеурочных занятиях

Цели внеурочной деятельности:

- Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни

в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом

системы

ценностей,

создание

условий

для

многогранного

развития

и

социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время;

-

Создание

воспитывающей

среды,

обеспечивающей

активизацию

социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время,

развитие

здоровой,

творчески

растущей

личности,

с

формированной

гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к

жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую

практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив .

ФГОС

общего

образования

определяют общее

количество

часов внеурочной деятельности на каждом уровне общего образования, которое

составляет:

до 1350 часов на уровне начального общего образования;

до 1750 часов на уровне основного общего образования;

до 700 часов на уровне среднего общего образования .

Внеурочная

деятельность

является

неотъемлемой

частью

образовательной

деятельности

и организуется

по направлениям

развития

личности:

спортивно-оздоровительное,

духовно-нравственное,

социальное,

общеинтеллектуальное, общекультурное.

Опираясь на системно-деятельностный подход (Л.С. Выготский , А.Н.

Леонтьев П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой

авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А.

Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г.

Асмолова была разработана концепция развития универсальных учебных

действий. Данная концепция принимает во внимание опыт компетентностного

подхода, особенно, его упор на способности использования полученных знаний

и навыков на практике учащимися.

В составе универсальных учебных действий можно выделить четыре

блока: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4)

коммуникативный .

Универсальные учебные действия коммуникативного блока занимают

особое место в общей системе УУД. Во-первых, главной в активной

мыслительной

деятельности

учащихся

является

способность

верно

воспринимать

информацию

и

передавать

ее

другим.

От

качества

коммуникации, от способности ученика работать с разными видами текстов

зависит его успеваемость обучения. Следовательно, формирование умений

коммуникации, на наш взгляд, должно стать первостепенной задачей каждого

учителя. Во-вторых, данные умения особенно существенными становятся в

условиях организации разных видов сотрудничества между учащимися, без

чего

невозможно

сформировать

личностные,

регулятивные

и

сами

коммуникативные умения. Учащийся готовится сотрудничать в социуме,

приобретает умения вступать в диалог, принимать участие в совместном

обсуждении

проблем,

обосновывать

собственные

высказывания,

точно

формулировать свои идеи, принимать мнения других людей. Это требует от

учащихся

умений

взаимодействовать,

организовывать

собственную

деятельность и деятельность других.

Подробнее

рассмотрим

коммуникативные

универсальные

учебные

действия, которые обеспечивают социальную компетентность и сознательную

ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по

общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать

в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и

строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и

взрослыми.

Видами коммуникативных действий являются:

-

проектирование

учебного

взаимодействия

с

учителем

и

одноклассниками

формулирование

цели,

роли

участников,

способов

сотрудничества;

- формулирование вопросов – активная совместная в поиске и сборе

информации;

- разрешение конфликтов - обнаружение проблемы, поиск и оценка

различных способов разрешения конфликта, утверждение выводов и их

реализация;

- регулирование действия партнера – контроль, коррекция, оценка

действий партнера;

- способность точно и правильно формулировать свои идеи согласно

задачам и условиям коммуникации; владение монологической и диалогической

формами речи в согласно грамматическим и синтаксическим нормам родного

языка.

Коммуникативные универсальные учебные действия в отличие, в

частности, от познавательных, связаны с методами организации учебно-

воспитательного процесса, а не с содержанием обучения. Для усвоения

коммуникативных УУД необходимы процедуры отличающиеся от освоения

предметных знаний. Учащийся постигает коммуникативные УУД через

включенность в необходимую деятельность и последующую рефлексию своих

действий. Работа по формированию коммуникативных УУД ведется в ходе

освоения

предметных

знаний

при

использовании

специальных

видов

деятельности с предметным содержанием и за счет изменения методов

сотрудничества

учащихся.

Необходимым

содержательным

материалом

являются предметные знания и умения.

- развивающий: предвидение разных вероятных мнений других людей;

развитие способности к самосознанию и рефлексии; • воспитательный:

формирование

критичности;

способность

взять

инициативу

на

себя

в

организации коллективного действия; уважительное отношение к партнерам,

внимание к личности другого; готовность адекватно реагировать на нужды

других; стремление устанавливать доверительные отношения и достигать

взаимопонимания; взаимопомощь в ходе выполнения задания;

- социальный: понимание возможности существования различных

мнений, не совпадающих с личной; формулирование цели и ролей участников,

методов сотрудничества; готовность к рассмотрению различных точек зрения и

выработке общей (коллективной) позиции; умение обосновывать свое мнение,

спорить и бесконфликтно защищать свое мнение; способность организовывать

деловые отношения; создание результативного сотрудничества с ровесниками и

взрослыми; обеспечение бесконфликтной коллективной работы в команде.

Показателями сформированности УУД являются свойства действий,

которые

включают

уровень

(форму)

выполнения

действия;

полноту

(развернутость); разумность; сознательность (осознанность); обобщенность;

критичность и освоенность .

Уровень выполнения действия может выступать в трех основных

формах действия:

в форме реального преобразования вещей и их материальных

заместителей,

материальная

(материализованная

с

заместителями

символами, знаками, моделями) форма действия;

действие в словесной или речевой форме;

действие в уме — умственная форма действия.

Выделяют

6

уровней

сформированности

универсальных

учебных

действий, но для удобства проведения исследования мы сгруппировали их в 3

уровня (таблица 1).

Таблица 1 – Уровни и показатели сформированности универсальных

учебных действий

Уровень

Показатели

Низкий

уровень

отсутствие учебных действий как целостных «единиц» деятельности: ученик

осуществляет только отдельные операции, способен повторять действия учителя,

не планирует и не контролирует свои действия, заменяет учебную задачу задачей

заучивания и воспроизведения

Средний

неадекватный перенос учебных действий на новые виды задач: при изменении

уровень

условий задачи не способен самостоятельно внести коррективы в действия

Высокий

уровень

обобщение учебных действий на основе выявления общих принципов построения

новых способов действий и выведение нового способа для каждой конкретной

задачи

Сформированность коммуникативной успешности по каждому параметру

определяется следующими критериями.

Когнитивный параметр: способность проявлять интерес к общению;

помогать и поддерживать одноклассников, прислушиваться к их советам;

критически относиться к результатам общения, правильно оценивать замечания

одноклассников; ориентироваться в ситуации общения; способность к

самовыражению, самоактуализации через различные виды творчества в

учебной деятельности.

Поведенческий: способность располагать к себе одноклассников; умение

шутить, улыбаться в общении; самостоятельно принимать решения, стремиться

к успеху; способность мимикой или жестами выразить свое отношение к

происходящему; осознавать свое поведение в коллективе, следовать

адекватным формам поведения.

Эмотивный: способность держаться спокойно и уверенно; управлять

своим эмоциональным состоянием; регулировать силу голоса и темп речи

адекватно ситуации общения; сдерживаться в ситуациях конфликта.

Изучая

и

анализируя

проблему

формирования

коммуникативных

универсальных учебных действий, мы пришли к заключению: освоение

учащимися коммуникативными УУД имеет важное значение как в учебно-

воспитательном

процессе,

так

и

вне

школы.

Во-первых,

от

уровня

сформированности коммуникативных УУД зависит успеваемость учащихся: в

случае если ученик при ответе испытывает дискомфорт, то его ответ станет

хуже имеющихся знаний, и поэтому его оценка будет ниже. Во-вторых, от

овладения учащимися коммуникативными УУД зависит благополучие ученика

в классном коллективе. Когда ребёнок легко находит общий язык со

сверстниками, то ему комфортно в коллективе. И напротив, если учение не

способен идти на контакт с ровесниками, то сужается круг его друзей,

возникают негативные эмоции, чувство одиночества в классе, проявление

враждебности и агрессии по отношению к одноклассникам.

Итак, формирование коммуникативных УУД у учащихся содействует не

только процессу умения сотрудничать с другими людьми, но изменять и

передавать информацию, исполнять разные социальные роли в коллективе, но и

является эффективным ресурсом для их благополучной будущей взрослой

жизни.