Напоминание

Методические рекомендации по проведению классного часа с обучающимися "Коммуникативный треннинг"

Автор: Ситникова Галина Петровна
Должность: преподаватель психологии общения
Учебное заведение: ГБПОУ Пермский машиностроительный колледж
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методические рекомендации по проведению классного часа с обучающимися "Коммуникативный треннинг"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Пермский машиностроительный колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ

КЛАССНОГО ЧАСА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ

«КОММУНИКАТИВНЫЙ ТРЕННИНГ»

Составитель:

Г.П.

Ситникова

преподаватель

предметно-цикловой

комиссии

экономико-гуманитарных

дисциплин

ГБПОУ

«Пермский

машиностроительный колледж»

2021

Коммуникативный тренинг

«Пути к взаимопониманию»

Цели.

Дидактическая. Закреплять представления о процессе общении как обмене

информацией, взаимном влиянии и взаимопонимании, а также механизмах

взаимопонимания в процессе общения.

Развивающая. Развивать навыки эффективного общения.

Воспитательная.

Воспитывать желание преодолевать коммуникативные

барьеры в общении, интерес к общению как к жизненно необходимой

потребности человека.

Задачи:

- расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях

общения;

-

отработка

навыков

понимания

других

людей,

себя,

а

также

взаимоотношений между людьми;

- овладение навыками эффективного слушания;

- активизация процесса самопознания и самоактуализации;

Оборудование: «браслетики для Хвастунов», притча «Выведи козу», ручки,

карандаши, резинки, чистые листы, мяч, карточки для игры «Крокодил»,

«жемчужины» (бусины - по 5 штук каждому участнику), корона для

королевы (короля).

Ход

Организационный момент.

Учащиеся сидят на стульях, поставленных полукругом.

Ведущий: - Наша встреча сегодня проходит в режиме психологического

тренинга.

Это

тренинг

эффективного

общения

называется

«Путь

к

взаимопониманию».

И наши задачи на сегодня:

1.

Закреплять

представления

о

процессе

общении

как

обмене

информацией,

взаимном

влиянии

и

взаимопонимании,

а

также

механизмах взаимопонимания в процессе общения.

2.

Развивать навыки эффективного общения.

3.

Учиться

преодолевать

коммуникативные

барьеры

в

общении,

относиться к общению как к жизненно необходимой потребности

человека.

Давайте повторим принципы тренинга.

1.

Будьте активными!

2.

Умейте слушать друг друга! (Это означает необходимость смотреть на

говорящего и не перебивать его).

3.

Говорим по существу! (Не отклоняемся от обсуждаемой темы).

4.

Делимся

чувствами!

(Важно,

чтобы

каждый

участник

имел

возможность свободно высказываться).

5.

Проявляем уважение! (недопустимо высказывать оценки в отношении

других людей лишь на основании высказанных ими мыслей).

6.

Правило поднятой руки! (Высказываться по очереди, когда один

говорит, остальные молча слушают и, прежде чем взять слово,

поднимают руку).

7.

Без оценок! (Принимаются разные точки зрения, никто друг друга не

оценивает).

8.

Конфиденциальность! (То, что происходит на занятии, остается между

участниками).

9.

Правило

"стоп".

(Если

обсуждение

какого-то

личного

опыта

участников становится неприятным или небезопасным, тот, чей опыт

обсуждается, может закрыть тему, сказав "стоп".

Основная часть

1. Разминка. Упражнение «Хвастуны».

Назначение:

- создание условий и формирование навыков самораскрытия;

- совершенствование навыков группового выступления.

Участники садятся в большой круг и получают задание (время для

подготовки 2-3 минуты). "Каждый должен похвастаться перед группой

каким-либо своим качеством, умением, способностью, рассказать о своих

сильных сторонах - о том, что он любит и ценит в себе".

2. «Выведи козу»

Цели: Снять напряжение и провести эмоциональный разогрев группы,

развить умение избавиться от эмоционального напряжения и ментальных

барьеров.

Ведущий рассказывает хасидскую притчу:

Бедный еврей пришел к раввину:

- Ребе, как жить? Семья большая, все в одной комнатке. Нет больше сил.

Подскажи как справиться с напастью7

-у тебя коза есть? спрашивает раввин.

- Есть.

- Приведи ее в свою каморку.

- Но там в каморке и я, и жена, и пятеро детишек! Куда же я еще и козу

приведу.

- Пришел за советом, значит слушай, что тебе говорят. Приведи козу и

посели ее в доме.

Через несколько дней еврей прибегает снова.

- Ребе! Совсем невмоготу! Жизнь невмочь!

- А ты выведи козу из комнаты!

…Вывел еврей козу, и стало жить несравненно проще и лучше.

А теперь задание: в течение 2 минут каждый на листке пишет проблему,

которая сейчас, в эти минуты, является помехой для общения. Когда каждый

написал свои помехи, ведущий просит:

- Всмотритесь в написанное. Прочитайте то, что занимает ваши мысли и

чувства. Сложите пожалуйста свои листки в карманы, в сумки, спрячьте или

порвите их. «Выведите козу!» И… забудьте о том, что написано, как

минимум, до конца нашей встречи.

3. Упражнение «Я хочу тебе сказать…»

Цель: Снятие барьеров и страхов в процессе межличностного

взаимодействия.

Участники, передавая по кругу мячик, говорят друг другу фразу,

которая начинается со слов: «Здравствуй (имя участника)! Я хочу тебе

сказать, что …».

4. Ожидания и опасения

Цель: Совершенствование навыков общения, повышение уверенности в

себе, формирование навыков саморегуляции.

Участники на листах бумаги пишут свои ожидания и опасения насчет

тренинга (с правой стороны листа – ожидания, с левой – опасения). Листы

можно не подписывать. Тренер собирает листочки. Зачитывает их и по ходу

поясняет цели предстоящей работы, комментируя насколько обоснованы те

или иные ожидания и опасения.

5. Игра "Крокодил"

Цели:

1.

Снятие

барьеров

и

страхов

в

процессе

межличностного

взаимодействия.

2.

Повышение сплоченности группы.

Ведущий говорит о том, что многие люди боятся показаться

окружающим смешными, нелепыми, и спрашивает участников, кому знакомо

это чувство. Следующая игра предлагается, как средство избавиться от этого

опасения. Группа разбивается на две команды. Первая команда загадывает

некоторое слово или словосочетание (можно - названия предметов, часто

встречающихся в обиходе), вторая - делегирует своего участника (лучше,

если добровольно), которому сообщается загаданное слово. Последний

должен изобразить это слово только с помощью жестов и мимики, а его

команда

попытаться

понять,

что

были

загадано.

Команды участников группы загадывают слова по очереди. После того, как в

роли изображающего побывало большинство участников, можно обсудить

собственные чувства, возникавшие, когда приходилось что-то изображать.

6. Игра «Жемчужная королева (король)».

Цель: развивать коммуникативные умения; развивать речь; создать

благоприятную атмосферу.

Количество участников: до 20 человек.

Время проведения: до 30 минут.

Материальное обеспечение: «жемчужины» (бусины - по 5 штук

каждому участнику).

Каждому студенту раздается по пять «жемчужин» Студенты ходят по

аудитории и вступают друг с другом в разговор. Встречаясь, им необходимо

друг другу по очереди задавать такие вопросы, чтобы в ответ они услышали

слово «Да» или «Нет».

Если студент, отвечающий на вопрос, произносит одно из этих слов, то

отдает собеседнику одну «жемчужину». После этого они расходятся и ищут

следующих партнеров для разговора.

У кого «жемчужины» закончились, тот выбывает из коммуникации. У

кого после завершения будет самое большое количество «жемчужин», тот –

«Жемчужная королева (король)». На королеву или короля надеваем корону,

делаем снимок монарха с его свитой

Взаимодействуя,

студентам

необходимо

выполнять

следующие

правила:

- нельзя молчать;

- нельзя избегать контакта и уходить от вопроса.

Заключительное слово.

Ведущий:

Многочисленные исследования показывают, что успех человека,

работающего в сфере постоянного общения, на 80% зависит от его

коммуникативной компетентности. Неумение общаться с окружающими

людьми может оказаться одной из решающих причин увольнения или

неприема на работу. Статистика говорит, что семеро из десяти уволенных

расстаются со своим местом не потому, что не справляются со своими

обязанностями, а из-за конфликтов с сотрудниками и руководителями, также

восемь человек из десяти не проходят предварительное собеседование с

работодателями при приеме на работу по причине неэффективного общения.

Затруднения в общении… Вам конечно знакомо чувство скованности,

неуверенности, волнения, беспокойства, боязнь показаться неумным. Все это

происходит с вами, когда необходимо начать беседу с малознакомым

человеком, попросить о чем либо, выступить публично, познакомиться с

представителем другого пола… Вы конечно не против общения с этими

людьми, просто не можете справиться с чувством, что они негативно вас

оценят, станут критиковать или посмеются над вами. Поэтому избираете

самый простой путь – начинаете ограничивать общение. В первый момент

это как будто помогает. Но это не выход!