"Неформальное общение в волонтерской деятельности"
Автор: Долинская Лилия Рашидовна Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО, Тюменская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Неформальное общение в волонтерской деятельности"
Выступление
педагога-психолога
Долинской Л.Р.
«Неформальное общение в волонтерской деятельности, как
основа воспитательного процесса»
«Для воспитания детей нужен не великий ум,
а большое сердце- способность к общению, к признанию равенства душ».
С. Соловейчик
Основной целью своей работы в этом направлении считаю
предоставление
учащимся-волонтерам
психологических средств, обеспечивающих
личностное
саморазвитие, понимание самих себя,
своего места в мире, других людей, а также
понимание будущего, которое затронет их.
Не для кого не секрет, что в нашей школе на протяжении ряда лет существует
волонтерская организация «ЗОЖигайкии». Цель нашей волонтерской миссии
формирование и утверждение позитивного отношения всех участников- образовательного
процесса к здоровью, убежденности в возможности его сохранения и улучшения; освоение
навыков здорового образа жизни, а также содействие тому, чтобы выбор поведения,
полезного здоровью, стал прочной мотивацией в дальнейшей жизни.
Число волонтеров входят как учащиеся, организационный состав 15 человек,
состав разновозрастной.
Основными принципами волонтёрской деятельности является
добровольность;
безвозмездность;
добросовестность (волонтёр, взявший на себя работу, должен довести её до конца);
Правила деятельности волонтера:
Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
Будь генератором идей!
Уважай мнение других!
Критикуешь – предлагай, предлагаешь — выполняй!
Обещаешь – сделай!
Не умеешь – научись!
Будь настойчив в достижении целей!
Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.
Как педагог-психолог я стремлюсь к тому, чтобы в сознании каждого волонтера утверждалась вера
в самого себя я смогу, у меня все получиться.
В своих наблюдениях я замечаю, что
слово как составляющая общения
приобретает силу воздействия лишь в том случае, если учитель узнал ученика, проявил к
нему внимание, чем-то помог ему. Эта активность является следствием доверительных,
добрых отношений между учителем и учениками в любом возрасте. А.Ф. Кони говорил,
что
«Слово — одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится
могучим и неотразимым, сказанное умело, искренне и вовремя. Оно способно увлекать за собой
самого говорящего и ослеплять его и окружающих своим блеском.
Неформальное общение —
это ваша своеобразная связь с другим человеком, построенная на взаимном принятии
личностных свойств и достоинств, которая предполагает определенный уровень
понимания, согласия, психологической близости. Именно в этих отношениях
удовлетворяется потребность в самореализации, в уважении и принятии.
Неформальные отношения с научной точки зрения — малоизученное явление.
Часто внешне они могут никак не проявляться, наоборот, положительные эмоции как бы
затушеваны. И нет нужды их демонстрировать, так как человек, с которым существует
взаимопонимание, знает об этих отношениях, а вы, в свою очередь, уверены в нем. Вам
наверняка знакома эта внутренняя взаимная открытость, уверенность, настроенность друг
на друга, осуществляемая без дополнительных усилий. Иногда вы выглядите как
«заговорщики», ведь понимаете близкого человека по намекам и без слов. А слов и не
нужно, во-первых, потому что нет нужды долго объяснять свою мысль, во-вторых,
камуфлировать ее словесными формулами.
Психологи считают, что неформальные отношения существуют на основе двух уровней
психологической близости: первичном и рациональном.
Первичный уровень возникает уже при первом контакте (длительное знакомство не
требуется, создается ощущение, что вы сто лет знаете друг друга). Он характеризуется
высокой спонтанностью эмоционального восприятия, неосознанностью и мало поддается
волевому регулированию. Этому уровню близости свойственны легкость, высокая степень
доверия и понимания, правильный прогноз партнера в ситуации и, наконец, принятие его
со всеми сильными и слабыми сторонами.
Рациональный уровень основан на понимании сходства установок, ценностей, норм,
жизненного опыта. Он возникает на определенном этапе отношений с человеком,
осознается и регулируется нами.
Считается, что отношения, основанные на общих ценностях и интересах (рациональный
уровень), более устойчивы на работе, нежели отношения на основе симпатий и антипатий.
Если вы внимательно присмотритесь к существующим в вашем коллективе неформальным
связям, то они, скорее всего, будут укладываться в одну из пяти форм взаимодействия:
1.
«Пара» — два человека взаимно симпатизируют друг другу. Часто один из них
бывает лишь дополнением или «спутником» другого.
2.
«Треугольник» — три человека симпатизируют друг другу и составляют свое
маленькое, но вместе с тем очень тесное ядро коллектива.
3.
«Квадрат» — может образовываться как совокупность пар, отношения между
которыми не обязательно имеют одинаковую интенсивность.
4.
«Цепочка» — это линейная связь между несколькими людьми, которая при
определенных условиях может стать источником слухов, «испорченного телефона».
5.
«Звезда» — основывается на неформальном лидере, к которому приближены
несколько членов коллектива.
Каждая из этих форм неформального общения так или иначе возникает в любом трудовом
коллективе с определенной целью, а именно — наилучшей адаптации к его внутренним
Трудности и противоречия
Наверное, невозможно однозначно оценить все «за» и «против» неформального общения
на работе. Тем более что грань между формальным и неформальным всегда размыта. С
одной стороны, никакие формальные процедуры не в силах вытеснить неформальные
отношения и устранить личные интересы из взаимодействия.
Встречаясь с волонтерами мы вместе радуемся и анализируем, упорно думаем над
проблемами.
Могу привести пример: ребята волонтеры прибегают на переменах
рассказывают о событиях в семье и школе, об обидах, огорчениях и радостях,
прочитанных книгах и передачах. Такое общение помогает мне усилить воспитательную
силу воздействия на личность моего воспитанника, предупредить срывы в его поведении,
наладить контакт, выслушать его точку зрения,
вместе с ним порадоваться за его
результаты.
В общении с детьми я всегда основываюсь на психологическую установку: надо
разгадать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его
характеру. У каждого свой темперамент, способности, характер: один очень легко всем
увлекается, другому всё быстро надоедает, один трудолюбив, другой не прочь полениться.
И всё это надо учитывать при организации любой творческой деятельности. Для каждого
нужен свой конкретно-специфический, индивидуализированный стиль общения.
Работа с детьми это не только вечная молодость, это ещё и вечное развитие,
движение вперёд. Нашей профессии психолога, можно позавидовать, она даёт
возможность развиваться творчески, духовно. Любой путь бывает, не прост, на
психологическом тоже много трудностей и препятствий. Добиться успеха психологу
помогают наука, способности, оптимизм, ну и безусловно воспитанники которые бегут к
тебе с идеями, горящими глазами.
Детей учат не наставления (педагога), а стиль взаимодействия. Личность педагога, его
профессиональное общение, его успех служат ключом к успеху обучения и воспитания
детей. А отношения, строящиеся на основе взаимного уважения, равенства, соучастия,
веры в способности, дают возможность самореализации и личностного развития каждого
из участников.
Учителя спросили в юбилей,
Вручив ему букет из незабудок:
-Какой урок из тысяч на земле
Остался самым памятным как будто.
Ответил многоопытный мудрец:
-Дается он благословеньем свыше,
Когда биенье ученических сердец
Сквозь тишину небесную я слышу!
И тишина невысказанных слов
Была такой внимательной и чуткой.
- Я помню всех своих учеников,-
Добавил он и обнял незабудки.