"Неформальное общение в волонтерской деятельности"

Автор: Долинская Лилия Рашидовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО, Тюменская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Неформальное общение в волонтерской деятельности"
Дата публикации: 16.09.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Выступление педагога-психолога Долинской Л.Р. «Неформальное общение в волонтерской деятельности, как основа воспитательного процесса» «Для воспитания детей нужен не великий ум, а большое сердце- способность к общению, к признанию равенства душ». С. Соловейчик Основной целью своей работы в этом направлении считаю предоставление учащимся-волонтерам психологических средств, обеспечивающих личностное саморазвитие, понимание самих себя, своего места в мире, других людей, а также понимание будущего, которое затронет их. Не для кого не секрет, что в нашей школе на протяжении ряда лет существует волонтерская организация «ЗОЖигайкии». Цель нашей волонтерской миссии формирование и утверждение позитивного отношения всех участников- образовательного процесса к здоровью, убежденности в возможности его сохранения и улучшения; освоение навыков здорового образа жизни, а также содействие тому, чтобы выбор поведения, полезного здоровью, стал прочной мотивацией в дальнейшей жизни. Число волонтеров входят как учащиеся, организационный состав 15 человек, состав разновозрастной. Основными принципами волонтёрской деятельности является  добровольность;  безвозмездность;  добросовестность (волонтёр, взявший на себя работу, должен довести её до конца);
Правила деятельности волонтера:
Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих. Будь генератором идей! Уважай мнение других! Критикуешь – предлагай, предлагаешь — выполняй! Обещаешь – сделай! Не умеешь – научись! Будь настойчив в достижении целей!
Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания. Как педагог-психолог я стремлюсь к тому, чтобы в сознании каждого волонтера утверждалась вера в самого себя я смогу, у меня все получиться. В своих наблюдениях я замечаю, что слово как составляющая общения приобретает силу воздействия лишь в том случае, если учитель узнал ученика, проявил к нему внимание, чем-то помог ему. Эта активность является следствием доверительных, добрых отношений между учителем и учениками в любом возрасте. А.Ф. Кони говорил, что «Слово — одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренне и вовремя. Оно способно увлекать за собой самого говорящего и ослеплять его и окружающих своим блеском.
Неформальное
общение — это ваша своеобразная связь с другим человеком, построенная на взаимном принятии личностных свойств и достоинств, которая предполагает определенный уровень понимания, согласия, психологической близости. Именно в этих отношениях удовлетворяется потребность в самореализации, в уважении и принятии. Неформальные отношения с научной точки зрения — малоизученное явление. Часто внешне они могут никак не проявляться, наоборот, положительные эмоции как бы затушеваны. И нет нужды их демонстрировать, так как человек, с которым существует взаимопонимание, знает об этих отношениях, а вы, в свою очередь, уверены в нем. Вам наверняка знакома эта внутренняя взаимная открытость, уверенность, настроенность друг на друга, осуществляемая без дополнительных усилий. Иногда вы выглядите как «заговорщики», ведь понимаете близкого человека по намекам и без слов. А слов и не нужно, во-первых, потому что нет нужды долго объяснять свою мысль, во-вторых, камуфлировать ее словесными формулами. Психологи считают, что неформальные отношения существуют на основе двух уровней психологической близости: первичном и рациональном.
Первичный уровень
возникает уже при первом контакте (длительное знакомство не требуется, создается ощущение, что вы сто лет знаете друг друга). Он характеризуется высокой спонтанностью эмоционального восприятия, неосознанностью и мало поддается волевому регулированию. Этому уровню близости свойственны легкость, высокая степень доверия и понимания, правильный прогноз партнера в ситуации и, наконец, принятие его со всеми сильными и слабыми сторонами.
Рациональный уровень
основан на понимании сходства установок, ценностей, норм, жизненного опыта. Он возникает на определенном этапе отношений с человеком, осознается и регулируется нами. Считается, что отношения, основанные на общих ценностях и интересах (рациональный уровень), более устойчивы на работе, нежели отношения на основе симпатий и антипатий. Если вы внимательно присмотритесь к существующим в вашем коллективе неформальным связям, то они, скорее всего, будут укладываться в одну из пяти форм взаимодействия: 1.
«Пара»
— два человека взаимно симпатизируют друг другу. Часто один из них бывает лишь дополнением или «спутником» другого. 2.
«Треугольник»
— три человека симпатизируют друг другу и составляют свое маленькое, но вместе с тем очень тесное ядро коллектива.
3.
«Квадрат»
— может образовываться как совокупность пар, отношения между которыми не обязательно имеют одинаковую интенсивность. 4.
«Цепочка»
— это линейная связь между несколькими людьми, которая при определенных условиях может стать источником слухов, «испорченного телефона». 5.
«Звезда»
— основывается на неформальном лидере, к которому приближены несколько членов коллектива. Каждая из этих форм неформального общения так или иначе возникает в любом трудовом коллективе с определенной целью, а именно — наилучшей адаптации к его внутренним
Трудности и противоречия
Наверное, невозможно однозначно оценить все «за» и «против» неформального общения на работе. Тем более что грань между формальным и неформальным всегда размыта. С одной стороны, никакие формальные процедуры не в силах вытеснить неформальные отношения и устранить личные интересы из взаимодействия. Встречаясь с волонтерами мы вместе радуемся и анализируем, упорно думаем над проблемами. Могу привести пример: ребята волонтеры прибегают на переменах рассказывают о событиях в семье и школе, об обидах, огорчениях и радостях, прочитанных книгах и передачах. Такое общение помогает мне усилить воспитательную силу воздействия на личность моего воспитанника, предупредить срывы в его поведении, наладить контакт, выслушать его точку зрения, вместе с ним порадоваться за его результаты. В общении с детьми я всегда основываюсь на психологическую установку: надо разгадать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру. У каждого свой темперамент, способности, характер: один очень легко всем увлекается, другому всё быстро надоедает, один трудолюбив, другой не прочь полениться. И всё это надо учитывать при организации любой творческой деятельности. Для каждого нужен свой конкретно-специфический, индивидуализированный стиль общения. Работа с детьми это не только вечная молодость, это ещё и вечное развитие, движение вперёд. Нашей профессии психолога, можно позавидовать, она даёт возможность развиваться творчески, духовно. Любой путь бывает, не прост, на психологическом тоже много трудностей и препятствий. Добиться успеха психологу помогают наука, способности, оптимизм, ну и безусловно воспитанники которые бегут к тебе с идеями, горящими глазами. Детей учат не наставления (педагога), а стиль взаимодействия. Личность педагога, его профессиональное общение, его успех служат ключом к успеху обучения и воспитания детей. А отношения, строящиеся на основе взаимного уважения, равенства, соучастия, веры в способности, дают возможность самореализации и личностного развития каждого из участников.
Учителя спросили в юбилей, Вручив ему букет из незабудок: -Какой урок из тысяч на земле Остался самым памятным как будто. Ответил многоопытный мудрец: -Дается он благословеньем свыше, Когда биенье ученических сердец Сквозь тишину небесную я слышу! И тишина невысказанных слов Была такой внимательной и чуткой. - Я помню всех своих учеников,- Добавил он и обнял незабудки.