Напоминание

Формирование ключевых предметных компетенций средствами учебника по русскому языку для 5 класса Л.М.Рыбченковой

Автор: Морозова Светлана Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 7
Населённый пункт: город Тихорецк, Краснодарский край
Наименование материала: Отчет об апробации
Тема: Формирование ключевых предметных компетенций средствами учебника по русскому языку для 5 класса Л.М.Рыбченковой







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7

ГОРОДАТИХОРЕЦКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОНИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА АЛЕКСЕЯ

ДМИТРИЕВИЧА ПОНОМАРЕВА

Формирование ключевых предметных

компетенций средствами учебника по

русскому языку

для 5 класса Л.М.Рыбченковой

Морозова Светлана Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 7

г. Тихорецка

город Тихорецк

2022

Морозова Светлана Владимировна

Содержание

1. Литературный обзор состояния вопроса.....................................................3

1.1. Русский язык как учебный предмет..........................................................3

1.2. Цели и задачи..............................................................................................4

1.3. Коммуникативная компетенция ...............................................................4

1.4. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции...............5

2. Психолого-педагогический портрет класса................................................6

3. Оценка содержания учебного материала по главам..................................9

3.1. Научный уровень .......................................................................................9

3.2. Значимость для развития личности учащегося.......................................9

3.3. Познавательность материала...................................................................10

3.4.Занимательность изложения....................................................................11

3.5. Язык изложения........................................................................................12

3.6. Особенности оформления........................................................................13

4. Оценка методической схемы (методические подходы, опора на

современные педагогические технологии)...................................................15

4.1. Методические подходы...........................................................................15

4.2. Опора на педагогические технологии ...................................................16

4.3. Актуальность............................................................................................17

4.4. Научность..................................................................................................18

4.5. Результативность .....................................................................................18

5. Описание основных элементов педагогического опыта .......................19

6. Выводы ........................................................................................................25

Библиографический список............................................................................26

Приложение - Презентация УМК Л.М.Рыбченковой.................................27

2

Морозова Светлана Владимировна

1. Литературный обзор состояния вопроса

1.1.

Русский язык как учебный предмет

Русский язык как учебный предмет по праву считается одним из важнейших,

так как является основой развития мышления, интеллектуальных и творческих

способностей учащихся, основой самореализации личности, развития способностей

к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию

учебной деятельности. Русский язык неразрывно связан со всеми школьными

предметами, он влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество

овладения

профессиональными

навыками.

Умение

общаться,

социальная

и

профессиональная активность во многом определяют достижения человека во всех

областях жизни, именно они способствуют социальной адаптации человека к

изменяющимся условиям мира. Этап изучения русского языка в школе на базовом

уровне направлен на повышение речевой культуры школьников, совершенствование

их опыта речевого общения, развитие коммуникативных умений в разных сферах

функционирования языка, расширение культурного кругозора, в основе которого

лежит высокий уровень коммуникативной компетенции. Целями изучения русского

(родного) языка на базовом уровне в средней (полной) школе являются:

- расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного

пространства России и мира; общение через изучение родного языка к ценностям

национальной и мировой культуры; понимание роли русского языка в развитии

ключевых

компетенций,

необходимых

для

успешной

самореализации,

для

овладения будущей профессией, самообразования и социализации в обществе;

-

овладение

основными

понятиями

и

категориями

практической

и

функциональной

стилистики,

обеспечивающими

совершенствование

речевой

культуры, коммуникативными умениями в разных сферах общения; выявление

специфики использования языковых средств в текстах разной функционально-

стилевой и жанровой принадлежности;

- формирование активных навыков нормативного употребления языковых

единиц в разных

сферах общения;

совершенствование

орфографической и

пунктуационной грамотности; воспитание способности к самоанализу и самооценке

на основе наблюдений за речью; совершенствование навыков чтения, аудирования,

говорения и письма;

- приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой,

основной

и

второстепенной

информации;

овладение

разными

способами

информационной переработки текста;

-

расширение

круга

используемых

языковых

и

речевых

средств;

формирование умений активного владения синонимическими средствами языка

(лексическими, грамматическими) для точного и свободного выражения мыслей,

знаний, представлений и чувств

в соответствии с содержанием, условиями и сферой речевого общения;

-

развитие

языкового

вкуса,

потребности

в

совершенствовании

коммуникативных

умений

в

области

родного

языка

для

осуществления

межличностного и межкультурного общения;

3

Морозова Светлана Владимировна

- осознание роли русского языка в получении высшего образования по

избранному

профилю,

готовности

использования

разных

форм

учебно-

познавательной деятельности в вузе.

1.2.

Цели и задачи

Основные задачи учебника русского языка по программе Л.М.Рыбченковой

сводятся к следующему:

1. закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и

графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;

2. совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность

учащихся;

3. закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же

время навыки конструирования текстов;

4. дать общие сведения о языке;

5. обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с

одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их

использования;

6. обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений

на уроках русского языка;

7. способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной

основе.

В связи с подготовкой к ОГЭ и ЕГЭ в тематическое планирование мною

введены следующие изменения: контрольные диктанты заменены на работы

формата

ОГЭ

и

ЕГЭ.

На

уроках

проводятся

разные

виды

тестирования,

разноаспектная работа с текстом.

1.3. Коммуникативная компетенция

Специальными целями преподавания русского языка в школе являются

формирование

языковой,

коммуникативной

и

лингвистической

компетенции

учащихся.

Коммуникативная компетенция предполагает совершенствование владения

видами речевой деятельности, целенаправленное формирование культуры устной и

письменной речи, умений использовать языковые средства в зависимости от

определенной функциональной разновидности языка, готовности к сотрудничеству

и продуктивному коммуникативному взаимодействию; расширение опыта речевого

общения в официальных и неофициальных ситуациях, соответствующих опыту,

интересам,

психологическим

особенностям

учащихся;

развитие

способности

оценивать

речевую

ситуацию,

определять

цели

коммуникации,

учитывать

коммуникативные

намерения

партнера,

выбирать

адекватные

стратегии

коммуникации, оценивать собственное речевое поведение и быть готовым к его

осмысленному изменению. Развитие коммуникативной компетенции происходит в

процессе овладения содержанием всех учебных предметов в школе, однако только

на уроках русского языка этот процесс имеет целенаправленный характер. Другими

словами,

коммуникативные

универсальные

учебные

действия,

которые

поддерживаются целым комплексом школьных предметов, являются в то же самое

время

предметными

компетенциями,

входящими

в

коммуникативную

составляющую содержания учебного предмета «Русский язык». С этих позиций

4

Морозова Светлана Владимировна

определение результатов освоения программы на базовом уровне, отражающих

уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий,

осуществляется на двух уровнях — метапредметном и предметном.

1.4 Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции развиваются на

основе углубления знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении,

его устройстве, развитии и функционировании, общих сведений о лингвистике как

науке и ученых-русистах; предполагают овладение системой знаний о литературной

норме, об основных аспектах культуры речи, о функциональных разновидностях

языка, формирование активных навыков нормативного употребления единиц языка

в

различных

сферах

общения,

совершенствование

орфографической

и

пунктуационной грамотности, обогащение словарного запаса и грамматического

строя речи школьников, формирование способности к анализу и оценке языковых

явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями,

языковыми средствами в дискуссии, при аргументации собственной позиции,

соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи,

правила русского речевого этикета и др.); познавательных универсальных учебных

действий (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую

цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие

тезис;

осуществлять

библиографический

поиск,

извлекать

необходимую

информацию из различных источников; определять основную и дополнительную,

явную и скрытую информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в

зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного

поиска,

в

том

числе

с

помощью

компьютерных

средств;

перерабатывать,

систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);

регулятивных

универсальных

учебных

действий

(ставить

и

адекватно

формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при

необходимости

изменять

ее;

осуществлять

самоконтроль,

самооценку,

самокоррекцию и др.). Совершенствование речевой деятельности, развитие общей

речевой культуры учащихся строится на базовом уровне прежде всего на основе

усвоения элементов современной теории речевого общения, теории речевой

деятельности, а также в процессе многоаспектного языкового анализа речевого

высказывания и практического овладения всеми типами норм современного

русского литературного языка (языковыми, коммуникативными и этическими).

Таким образом, предметные цели учебника русского языка для базового уровня

максимально приближены к потребностям будущего выпускника, отражают

жизненные ориентиры учащихся. Основное внимание на этапе изучения русского

языка уделяется формированию системы коммуникативных умений и навыков,

обеспечивающих успешную коммуникацию в различных ситуациях общения.

Школьники учатся осознанному выбору и организации языковых средств для

достижения коммуникативного совершенства речевого высказывания.

5

Морозова Светлана Владимировна

2. Психолого-педагогический портрет класса

Учащиеся 5 «А» класса обучаются по программе Л.М.Рыбченковой.

Всего в классе 29 человек: 15 мальчиков и 14 девочек. Результаты

диагностики и наблюдений показали, что по своему развитию класс делится на 3

группы:

13 человек - с высоким уровнем обучаемости

(Марина М., Виталий К.,

Валерия К., Илья С., ЮлияЗ., Костя О., Дарья С., Настя С., Валерия З., Саша Т.,

Дарина Ш., Таня Л., Сакинэ А.)

Эти

дети

с

удовольствием

посещают

школу.

Осознают

важность

и

необходимость учения. У них сформировано отношение к себе, как к школьнику.

Дети уравновешенные. Дети владеют развёрнутой системой мотивов, присутствуют

элементы познавательных мотивов. Выражена мотивация достижения успеха.

Быстро включаются в работу. Умеют сравнивать, анализировать, делать выводы.

Быстро усваивают учебный материал.

Любознательны, развиты познавательные процессы, зрительная, слуховая

память. Они легко запоминают учебный материал. Способны сохранять его в памяти

на долгое время. У детей этого уровня развито произвольное внимание. Они

способны распределять и легко переключать внимание. Появляется смысловое

запоминание.

Любят рассуждать, устанавливать причинно - следственные связи. Развито

логическое мышление. Развиты такие мыслительные операции, как: анализ, синтез,

сравнение. Ответы этих детей отличаются глубиной, содержательностью. Учатся

грамотно излагать свои мысли, пытаются отстаивать свою точку зрения.

Хорошо развита речь, эмоциональна, выразительна. Развито творческое

воображение. В процессе творческих заданий обнаружено, что дети хорошо находят

рифмы, сочиняют интересные предложения, рассказы и даже небольшие стишки.

Любят читать. С удовольствием общаются с товарищами, помогают и объясняют

им.

11 человек - со средним уровнем обучаемости.(Михаил Б., Владислав Б.,

Максим К., Никита Г., Ольга П., Дарья М., Саша Ф., Дима Ш., Марина Ч., Женя С.,

Алексей Л.)

Эти дети проявляют интерес к учёбе по- разному. Отношение к себе, как к

школьнику

практически

сформировано.

Мотивация

учения

положительная,

осознанная.

Дети,

у

которых

преобладание

нервных

процессов

торможения

над

процессами

возбуждения.

Они

обладают

средним

уровнем

познавательной

активности и самостоятельности. Проявляют интерес не ко всем школьным

предметам, но всё-таки добиваются хороших результатов в учёбе. Эти дети не сразу

усваивают учебный материал, требуется 1-2 раза повторить нужные определения,

правила, рассуждения, выводы. Они требуют к себе постоянного внимания и

контроля

со

стороны

учителя

и

родителей.

По

ходу

работы

допускает

немногочисленные ошибки, которые не замечает, но при указании на них может

исправить сам. Преобладает механическая память.

6

Морозова Светлана Владимировна

У детей этого уровня недостаточно развито произвольное внимание. Лучше

развито непроизвольное внимание. Но им доступно сохранять внимание в течение

всего урока.

Преобладает наглядно-образное мышление, формируется и развивается –

логическое. Эти дети умеют анализировать, синтезировать, сравнивать. Рассуждают

и делают обобщения, выводы с помощью учителя или сильных учащихся.

Воображение развито хорошо. Развивается творческое воображение.

Эти дети меньше читают, но умеют отвечать на вопросы, затрудняются

выполнять творческие работы. В конечном результате учебный материал усваивают.

Характер учебных действий – среднего уровня. Дети этого уровня способны

хорошо учиться.

5 человек – с низким уровнем обучаемости. ( Юлия В., Саша Х., Кирилл А.,

Виталий М., Дима М.)

Дети с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.

У ребят этой группы отношение к школе положительное, но школа больше

привлекает внеучебными сторонами.

Они

обладают

низким

уровнем

познавательной

активности

и

самостоятельности. Диагностика показала, что эти ребята не уверены в своих силах,

у

них

занижена

самооценка.

Слабое

развитие

воли,

отсутствие

должных

познавательных интересов.

Учебную задачу принимают лишь частично, могут не сохранить её в принятом

объёме до конца занятия. Допускают ошибки не по невнимательности, а так как не

запомнил правила. Ошибки не замечают и не исправляют ни по ходу занятия, ни в

конце.

У этих детей внимание рассеянное. Преобладает непроизвольное внимание и

восприятие. Они тяжело переключают внимание с одного вида деятельности на

другой. Запоминают в основном всё яркое, красочное. У них преобладает

непроизвольное запоминание. Процесс написания, решения, ответа опережает

процесс обдумывания, анализа. Им необходимы упражнения с комментированием.

Повторение правила необходимо подкреплять практической работой с объяснением

каждого действия, рассуждения, что делать вначале, что потом. Они нуждаются в

постоянном напоминании, повторении, индивидуальной помощи, контроле со

стороны учителя.

Развито наглядно-образное мышление. Без опоры на наглядный материал не

умеют осуществлять простейшие мыслительные операции. С трудом находят

различия и сходство. Эта группа детей плохо читает, затрудняется рассказывать,

обобщать, делать выводы.

Учебные действия – предметные. Не развит самоконтроль.

В

целом

класс

уравновешен.

Ребята

способны

к

волевому

усилию.

Сформирован дружный коллектив. Дети охотно общаются друг с другом, помогают

друг другу.

Анализ главы Морфология

В 5-м классе части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для

этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определенный

языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.

7

Морозова Светлана Владимировна

Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных,

глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся

соответствующие

орфограммы

и

сведения

об

отдельных

особенностях

словообразования и словоизменения этих частей речи.

При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за ролью

их в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных,

прилагательных, глаголов и личных местоимений; и их отличия друг от друга.

Одной из ведущих задач изучения частей речи является развитие устной и

письменной речи учащихся, включая обогащение словарного запаса детей,

уточнение смысла слов, которыми дети пользовались ранее, и развитие умения

точно употреблять слова в связной речи.

Таблица 1 - Диагностика исходных знаний, умений и навыков детей

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1.

Знать

части

речи:

имя

существительное,

имя

прилагательное.

1.

Допускают

ошибки

в

определении

частей

речи,

когда они стоят в косвенных

падежах.

2. Умеют находить главные

и

второстепенные

члены

предложения.

2. Умеют находить главные

члены

предложения,

некоторые

испытывают

затруднения

в

подчёркивании

второстепенных

членов

предложения

(дополнение,

определение).

2.

Нуждаются

в

помощи

учителя

при

нахождении

главных и второстепенных

членов предложения.

3. Знают понятие об однородных членах предложения.

3.

Имеют

понятие

об

однородных

членах

предложения.

4.

Умеют

распознавать

части

речи,

знают

их

грамматические

признаки

(род,

число,

падеж

имён

существительных

и

имён

прилагательных).

4.

Умеют

распознавать

части

речи.

Допускают

ошибки

в

определении

некоторых грамматических

признаков (падеж, род имён

прилагательных).

4.

Допускают

ошибки

в

распознавании частей речи и

в

определении

их

грамматических признаков.

5. Умеют определять основную мысль текста.

5.

Выделяют

несущественные качества.

6.

Умеют

правильно

пунктуационно

оформлять

на

письме

простое

предложение,

ставить

запятые

между

однородными

членами

в

изученных случаях.

6. Допускают ошибки при постановке запятых.

8

Морозова Светлана Владимировна

3. Оценка содержания учебного материала по главам

Название главы Морфология

Оценка текста главы (структура, содержание, язык)

3.1. Научный

уровень

Соответствие

обязательному

минимуму содержания

общего образования и

образовательной

программе

Соответствует

Соответствие ведущим

методологическим

подходам и

концепциям данной

науки

В главе реализован коммуникативно-когнитивный

подход в обучении, что означает овладение

различными видами трансформации текста (сжатие,

развёртывание и т.д.) интеграцию процесса изучения

системы языка и процесса речевого развития ученика.

(Работа со схемой на с.5, развитие умений

анализировать и характеризовать значение,

морфологические признаки частей речи упр.266).

Дифференцированный подход к обучению выражен в

предъявлении теоретического и практического

учебного материала на разгых уровнях сложности

(наличие системы разноуровневых заданий А (базовый

уровень), Б (повышенный уровень) упр. 276, 284, 329 и

др.

Обоснованность и

корректность

использования

научного аппарата:

понятий, правил,

определений,

формулировок,

теоретических

положений и т.п.

Параграф № 39. Основной материал: орфографический

минимум, словарная работа, языковой материал для

наблюдения (правила, выводы), дифференцированные

задания. Дополнительный материал: это интересно,

советы помощника, лингвистические игры, рисунки. В

главе описаны не только единицы языка, но и явления

речи: текст и его типы, стили речи, особенности

построения типов текста. Этому способствуют задания

упражнений.

Соответствие

материала

дидактическим

принципам обучения:

научности,

последовательности,

системности,

наглядности,

доступности и др.

Метатекстовый способ представления учебного

материала.

Направленность на

реализацию

образовательных,

воспитательных,

развивающих целей

Огромную воспитательную нагрузку несут связные

тексты. Тексты упражнений интересны в

познавательном отношении. Параграф № 38. Развитие

умений определять род имёни существительного,

группировать слова по заданным морфологическим

9

Морозова Светлана Владимировна

обучения

признакам, совершенствовать умение анализировать

изобразительные средства языка. Усилена

воспитательная направленность; включены сведения

об истории русского языка, этимологии, взаимосвязи

языка и культуры, истории народа его носителя,

особенностях русского менталитета, о национальной

специфике русского языка; рубрика «Это интересно»

с.12; актуализированы межпредметные связи с такими

учебными предметами, как литература, астрономия.

Обоснованность

структуры и логики

изложения материала,

взаимосвязь отдельных

глав

Фиксированный формат учебника и система

«всплывающих окон» создают возможность более

эффективного изучения языкового и речевого

материала; повышают информационную насыщенность

параграфа; позволяют активизировать познавательную

деятельность учащихся; материал рубрик позволяет

связать лингвистический материал с фактами других

наук. (Параграф №39 «Склонение имён

существительных. Падеж. Число»).

Полнота и

лаконичность

изложения

Структура параграфа как способ организации

познавательной деятельности учащихся.

Орфографический практикум. Языковой материал для

наблюдения. Теоретические сведения, правила,

выводы. Система тренировочных упражнений, текст и

система заданий к нему.

Возможности для

репродуктивной

деятельности учащихся

Систематический тренинг в выполнении практических

упражнений, которые помогают организовать

самостоятельную индивидуальную практическую и

исследовательскую деятельность учащихся, отработать

навыки самостоятельной работы; реализуют

дифференцированный подход, учитывающий

индивидуальные способности и склонности учащихся,

активизируют учебно-познавательную деятельность;

формируют навыки самоконтроля, самооценки,

учебной рефлексии. (упр.328 Придумайте и запишите

свои предложения, используя найденные вами эпитеты.

Упр.327. Докажите, что выделенные слова являются

прилагательными. Ответьте на вопрос: «Для чего

нужны прилагательные в художественной речи?»

Рефлексия. Домашнее задание. Задание на полях в

учебнике на с.32, упр. 321.

Возможность для

реализации

межпредметных связей

Формируется представление о родном языке как

средстве общения и получения знаний в разных сферах

человеческой деятельности и на этой основе

реализации межпредметных связей в обучении.

Материал рубрик помогает связать лингвистический

материал с фактами других наук (истории,

культурологии, этнографии и т.д.) Рубрика «Это

интересно» стр.32, 43,лингвистические игры стр.35,

«Из истории языка» стр.37. Живопись, искусство

10

Морозова Светлана Владимировна

(упр.350, 351).

соответствие

возрастным и

психологическим

возможностям

учащихся

Способ подачи нового материала обусловлен также

возрастными особенностями учащихся. Здесь

преобладает индуктивный способ подачи знаний. Это

связано с тем, что именно в 5-м классе, на начальном

этапе изучения систематического курса русского

языка, представляется важным сформировать у

учащихся умение самостоятельно анализировать факты

языка, делать выводы и обобщения. Используется

также и дедуктивный способ подачи нового материала.

В соответствии с возрастными и психологическими

возможностями учащихся представлен материал в

лучших образцах русской классической и современной

художественной литературы. Использование

красочных иллюстраций произведений русской

живописи и графики, фотографий, фотоколлажей и

рисунков. (Упр.362, 365, 366 и т.д.). Упр. 378 –

составление рассказа по рисункам; упр.384, 385,386 и

т.д. Иллюстрация (упр. 432, 433, 434).

Возможности

осуществления

уровневой

дифференциации и

индивидуализации

обучения

Рубрика «Советы помощника» помогает развить

самоорганизацию школьника. Это своеобразная

система «подсказок». Каждая подсказка представляет

собой последовательную систему действий, освоение

которых позволит учащимся выработать навыки

самоорганизации. Учащимся предоставляется

возможность овладеть разными видами учебной

деятельности (предметными и метапредметными;

умениями самостоятельной деятельности, умениями

работы в группе, в паре и т.д. стр.79, 76,66, 60,45 и

т.д.).

Сбалансированность

теоретического и

практического

материала главы

Метатекстовый способ представления учебного

материала. (Параграф №40).

3.2.

Значимость

для развития

личности

учащегося

Направленность на

формирование

научного

мировоззрения,

иерархии ценностей,

способностей к

социальной адаптации

и практической

деятельности

Каждый урок русского языка – не только урок

овладения знаниями о системе языка, языковыми

умениями и навыками, но урок развития речи

учащихся, урок формирования метапредметных

умений и способов деятельности. Выборочное

изложение (упр.284); контрольная работа по

аудированию (цель: анализ сформированности умений

адекватно понимать основную и дополнительную

информацию текста, воспринимаемого на слух;

излагать в письменной форме содержание

прослушанного текста; аргументировать собственное

мнение по вопросу типологической принадлежности

текста). Повествование с элементом описания (упр.

329). Цель: развитие умений анализировать текст с

точки зрения его темы, основной мысли,

11

Морозова Светлана Владимировна

принадлежности к функционально-смысловому типу.

Изложение прочитанного текста (упр.349) Цель:

развитие умений читать и передавать впечатление от

произведения искусства с опорой на текст

искусствоведческого характера, соблюдая стилевое

своеобразие, языковые средства, использованные

автором.

Возможности для

развития

интеллектуальных,

творческих

способностей

Роль текста. Текст не только объект языкового и

речевого анализа, но и – образец для собственного

речевого произведения с учётом всех социальных и

прагматических факторов (особенностей ситуации и

сферы общения, культурно-исторических фоновых

знаний); текст создаёт предметную сторону речевого

высказывания, является одним из средств создания

ситуаций на основе которых происходит реальное

речевое общение. (Средства связи предложений в

тексте. Цель: определение уровня сформированности

умений осуществлять выбор и организацию языковых

средств в соответствии со сферой , ситуацией, темой и

условиями речевого общения и т.д.). А.Раскин. «Когда

папа был маленьким», сочинение «Как папа сочинял

стихи».

Возможности для

развития нравственной

и эмоционально-

чувственной сферы

личности ребенка

Об этом говорилось выше (роль текста).

Возможности для

самостоятельного

изучения учебного

материала

Дополнительная информация содержится в рубриках

«Это интересно», «Из истории языка». Словарной

работе уделяется большое внимание: это касается как

терминологии, так и незнакомых детям слов,

встречающихся в текстах упражнений. Следует

обратить внимание и на всплывающие окна: «Школа

чтения», «Лингвистические игры, задачки», «Советы

помощника», в конце учебника дана «Энциклопедия

советов».

Возможности для

прочного усвоения

знаний учащимися

Наличие системы разноуровневых заданий, которые

позволяют вести дифференцированную работу с

учащимися.

Возможности

материала для

организации контроля

за усвоением знаний

учащимися и

самоконтроля

Ориентация на подготовку учеников к различным

формам контроля – на уровне итоговой аттестации за

курс основной общеобразовательной школы – на

уровне промежуточной аттестации в рамках урочной

деятельности. (Параграф № 56 «Повторение по теме

«Морфология»». Тестовые задания, повторительно-

обобщающие упражнения.

12

Морозова Светлана Владимировна

3.3.

Познаватель

ность

материала

Наличие текстов,

расширяющих

кругозор, углубляющих

понимание и

обобщающих знания

учащихся

См. пункт 2.3. (упр.284, 329, 349). Совершенствование

умения читать и понимать текст (упр. 421 (зад.1), упр.

422 (зад. 3-5). Совершенствование орфографической

грамотности; культуры речи: использование наречий в

речи. Правописание наречий – теоретический материал

на с.70. (упр.416, 417) и т.д.

Направленность на

развитие

познавательной,

активности учащихся

Умение воспроизводить прослушанный или

прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости

(план, пересказ, конспект, аннотация). Умение

находить и исправлять грамматические и речевые

ошибки, недочёты; совершенствовать и редактировать

собственные тексты. (Лингвистические задачи с.66).

Упр.402, 395 и т.д.

Возможности для

пополнения

практического опыта

ребенка

Умение свободно, точно и правильно излагать свои

мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы

построения текста (логичность, сжатость, связность,

соответствие теме, типу речи, жанру, а также с учётом

коммуникативного замысла, адресата и ситуации

общения).

Возможности для

углубленного изучения

предмета

Выступления перед аудиторией сверстников с

небольшими сообщениями, докладом, рефератом;

участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с

использованием различных средств аргументации.

(Вопросы к теме с. 77, упр.425 зад.5, упр.424).

3.4.

Занимательно

сть

изложения

Возможности для

развития интереса к

предмету

Впервые учебник имеет фиксированный формат.

Материал для дополнительных рубрик, переплетаясь с

основным, создаёт насыщенное информационное

пространство, приучающее учащихся наблюдать,

анализировать, сопоставлять и т.д., что прививает вкус

к изучению языка, повышает мотивацию к его

изучению.

Увлекательность

изложения

Всплывающие окна напоминают детям работу с меню

компьютера.

Привлекательность для

самостоятельного

изучения

Отличительной особенностью учебника является также

наличие в нём системы разноуровневых заданий,

которые позволяют всем учащимся выбрать задания

для себя.

Соответствие

возрастным

особенностям

учащихся

Особое внимание уделено текстам, которые взяты из

сказок, басен, детской художественной литературы.

3.5. Язык

изложения

Ясность, точность,

лаконичность в

изложении учебного

Материал подан дифференцированно с выделением

базового ядра, обязательного для усвоения. Правила не

перегружены, доступны для запоминания.

13

Морозова Светлана Владимировна

материала, четкость

формулировок

Яркость и образность

изложения

Широкое и разнообразное использование материала по

истории родного языка, фразеологии, этимологии.

Создание широкого культуроведческого фона путём

включения разнообразного материала о исторических

событиях, народных промыслах и т.д.

Использование

общепринятой

терминологии,

символики и условных

обозначений

В книге используется символика: в рамке даны

правила, которые надо запомнить. !- теоретический

материал; ?- вопросы к теме; Т – толковый словарь; *-

задания повышенной сложности; О – орфографический

практикум и т.д.

Замечания

относительно языка

изложения

3.6

Особенности

оформления

Целесообразность

расположения

иллюстраций

Иллюстративный материал либо дополняет основной

учебный текст, либо конкретизирует его, либо

восполняет материал, отсутствующий в тексте.

Следовательно, онвведён в содержание учебников не

для оживления и развлечения учащихся, а для

разъяснения, предъявления, наглядного представления

фактов и явлений. Иллюстрации малого формата

располагаются на полях, не загромождая страницу

учебника. Иллюстрации картин большего формата, т.к.

при описании картины нужно хорошо её разглядеть.

14

Морозова Светлана Владимировна

4.Оценка

методической

схемы

(методические

подходы,

опора

на

современные педагогические технологии)

4.1.

Методические

подходы

выраженность

мотивационного

компонента

Ориентация главы на планируемые результаты

обучения, на целенаправленную подготовку с 5

класса к итоговой аттестации в 9 и 11 классах.

(Задания тестовой части ЕГЭ по русскому языку

представлены в упр.293, 302, 303,304.305,306 и т.д.)

целесообразность

методики изложения

материала

В учебнике удачно решена ещё одна серьёзная

методическая проблема – разграничение изучаемого

материала по степени важности, необходимости,

значимости. Частично новые знания даются в

заданиях к упражнениям, если эти знания нужны для

овладения умениями и навыками. Например, при

изучении глагола в целый ряд упражнений входит

материал, дополняющий содержание основного

параграфа и способствующий формированию у

школьников соответствующих умений и

навыков:«Обозначьте спряжение. Поставьте глаголы

в форму 1-ого л. м н.ч. и т.д.». Включение

творческих упражнений, с помощью которых

отрабатываются умения:

-писать изложения разных видов (выборочное

изложение упр.284, изложение прочитанного текста

упр.349 и т.д.)

-писать небольшие по объёму сочинения-

рассуждения на лингвистические и морально-

этические темы (сочинение-описание упр.384-386,

сочинение по картине упр.431-434).

Возможность для

сочетания различных

видов деятельности:

индивидуальной,

групповой,

коллективной

Параграф №53 «Правописание окончаний глаголов».

Словарный диктант по материалам параграфов 37-52

(Совершенствуем умение воспринимать информацию

на слух). Далее проверочная работа (цифровой

диктант). Цель: развитие умения опираться на

морфологический анализ при выборе правильного

написания слова (упр.394). Упр. 408 (групповая

работа, т.к. разноуровневые задания). Упр.432

(индивидуальное задание – подготовить сообщение о

художнике) и т.д.

Возможность для

формирования

навыков

самообразования

Пересказывать текст (подробно, сжато, выборочно)

использовать разные приёмы сжатия текста. (Упр.3

параграф №56, упр.284 и т.д.). Подготовка к

написанию сжатого изложения ГИА 9 класс.

Учащиеся самостоятельно создают собственное

речевое высказывание.

Возможность для

осуществления

Репродуктивная деятельность учащихся состоит в

понимании, усвоении и овладении знаниями. Главное

15

Морозова Светлана Владимировна

репродуктивной

деятельности

учащихся

преимущество этого метода – экономичность. Он

обеспечивает возможность передачи значительного

объёма знаний, умений за минимально короткое

время с небольшими затратами усилий. Хочется

отметить, что материал в параграфе учебника

представлен в виде блока, продвигая учащихся от

простейших заданий к более сложным. Работа с

материалом одного параграфа ведётся на нескольких

уроках, поэтому при многократном повторении

прочность знаний становится стабильной.

Возможности

материала для

организации

тематического и

заключительного

повторения

В учебнике даётся материал для тематического и

заключительного повторения. Параграф №56

«Повторение по теме «Морфология». (Устный

материал, тестовые задания, работа с упражнениями).

Возможность

диалогического

изложения материала

Диалогический характер изложения материала

составляет одну из отличительных особенностей

данного учебника: в методическом комплексе

содержится не только традиционные вопросы для

самоконтроля и задания, но и творческие задания,

научные и художественные тексты, расширяющие

горизонты осмысления социальных ситуаций. Это

делает чтение учебника увлекательным занятием,

существенно облегчает организацию учебного

процесса. (Упр.382, 377 и т.д.)

отражение

внутрипредметных

связей

«Усвоение всех понятий в отношении и единстве друг

с другом» (Я.А.Коменский). Это мы наблюдаем в

учебнике, т.к. идёт охват не только определённых

образцов внутрипредметной связи, рассчитанных на

объяснение нового урока, в то же время пополнение

словарного запаса, проведение орфоэпии-орфографии

в связи и единстве друг с другом, обучении

морфологии на основе синтаксиса, а синтаксиса на

основе морфологии и применение на различных

этапах урока ( устные и письменные упражнения

образуют диалектическое единство), умелое

использование монологической и диалогической

формы устной и письменной речи показало, что оно

является вершиной развития речи.

4.2. Опора на

педагогические

технологии

Возможности для

реализации личностно

ориентированных

технологий развития

Общество и сейчас придерживается парадигмы

обучения: учитель – учебник – ученик. А личностно-

ориентированный подход ставит в центр личность

учащегося, обеспечивание комфортных,

бесконфликтных и безопасных условий её развития,

реализацию её природных потенциалов. Учебник

предполагает педагогику сотрудничества. Это

проявляется, прежде всего, в разноуровневом

обучении, полном усвоении знаний. Реализация

16

Морозова Светлана Владимировна

способностей ученика происходит на уроке: при

проверке изученного материала, знаний и умений;

при практической и самостоятельной работе; при

выполнении домашних заданий.

Возможности для

реализации

практической и

лабораторной

деятельности

Разноуровневые задания. Сильные учащиеся

работают с одними заданиями, когда с основным

составом повторяем и закрепляем материал. Группы

обучения в классе комплектуются в соответствии с

индивидуальными возможностями. Формируется

практико-лабораторная база обучения в соответствии

с использованием принципа разноуровнего обучения.

возможности для

организации

экспериментальной,

поисково-

исследовательской

деятельности

Исследовательская деятельность предоставляет

ученику гораздо большую свободу мыслительной

деятельности, чем репродуктивная деятельность.

Задания выходили за рамки учебника. Изучая имена

собственные, учащимся было предложено задание:

«Что в имени твоём?». При повторении учащиеся

готовят карточки для своих товарищей по материалу

пройденному ранее.

Возможности для

организации

проектной

деятельности

Возможности для

реализации

проблемного

обучения

Материал учебника и составляет проблемное

обучение. Постановка проблемы – тема урока

(параграфа), поиск решения – это этап

формулирования нового знания (работа с материалом

параграфа). Проблемное обучение на уроке я часто

объединяю с демонстрацией мультимедийных

презентаций.

Возможности для

организации

совместной работы

учащихся

Об этом уже говорилось выше.

Возможности для

дифференциации и

индивидуализации

обучения

См. выше.

4.3.Актуальность

Практика преподавания показывает, что использование избранной схемы и

структуры изложения учебного материала способствует решению следующих

педагогических

образовательных,

развивающих,

воспитательных

задач:

17

Морозова Светлана Владимировна

реализация

компетентностного

подхода

в

обучении:

формирование

коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) компетенций.

Метапредметные результаты обучения русскому языку сводятся к применению

приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни, в учебной

деятельности

на

метапредметном

уровне

(коммуникативно

целесообразное

взаимодействие с людьми в процессе речевого общения, совместной деятельности;

овладение национально-культурными нормами речевого поведения. Владение всеми

видами речевой деятельности (аудированием, чтением, говорением и письмом).

4.4.Научность

В научном отношении изложение материала соответствует

современным общепринятым подходам и трактовкам. Научный аппарат в

целом адекватен стоящим учебным целям и задачам; уровень сложности и глубины

изложения обоснован.

Материал изложен грамотно и аккуратно.

Замеченные ошибки имеют характер

опечатки: часть 2, упражнение 298 (таблица), где во 2-м склонении в Р.п. и

Д.п. окончания Ю или У, в П.п. окончание Е. Название параграфа 41 звучит так:

«Буквы О и Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных». окончание

Е, а в П.п. окончание И. Нужно: в Р.п. окончания А или Я, в Д.п.

Должно звучать «Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях имён

существительных», т.к. далее в параграфе дан материал о том, когда пишется О, а

когда Е. Букву Ё в окончания имён существительных не вставишь. Ё можно

написать в корне слова.

4.5.Результативность

Избранная методическая схема способствует достижению качественно

новых результатов обучения. В 3-ей четверти качество по русскому языку

было 63%, а в 4-й четверти составило 67%.

Социально-личностными достижениями учащихся в рамках внеурочной

деятельности под моим руководством является участие в различных конкурсах и

олимпиадах:

Муниципальный уровень:

Призёр олимпиады по русскому языку Мельниченко Марина 2014г.

Призёры олимпиады по литературе Мельниченко Марина, Замуруева Юлия,

Абдуллаева Сакинэ 2014г.

4 место Абдуллаева Сакинэ в районном конкурсе «Живая классика».

50% учащихся класса приняли участие во всероссийском конкурсе «Русский

медвежонок».

Диплом «Эрудит России» по русскому языку имеет Мельниченко Марина

2014г.

С обобщением опыта работы по данной теме выступала в г. Краснодаре на

курсах повышения квалификации по теме «Методика работы тьюторов ГИА-9 с

учителями русского языка и литературы». Сертификат 2013г.

18

Морозова Светлана Владимировна

4.6. Новизна и технологичность опыта

Избранная структура учебника и методика изложения способствуют

индивидуализации

обучения,

что

обусловлено

следующими

их

особенностями: теоретический материал для обязательного изучения располагается

на основном поле учебника, вся дополнительная информация – во «всплывающих

окнах». Нестандартные разноуровневые задания, творческие работы активизируют

познавательную деятельность школьников, успешно готовят к итоговой аттестации.

В учебнике заложена современная методика обучения орфографии и

пунктуации, используется арсенал традиционных и нетрадиционных методических

средств

обучения

правописанию

(приёмов

формирования

орфографической

зоркости, развития зрительной памяти, использования разнообразных видов

словарей в орфографических целях, поэтапной отработки орфографического

минимума, привлечения этимологической справки для объяснения правописания и

т.д.).

19

Морозова Светлана Владимировна

5. Описание основных элементов педагогического опыта

В настоящее время в образовании осуществляется переход от «школы знания»

к «школе понимания», которая провозглашает приоритет коммуникации над

информацией, приоритет понимания над знанием. На смену авторитарному субъект-

объектному подходу приходит гуманный личностно-ориентированный подход, в

котором

развитие

учащегося

рассматривается

как

главная

ценность

образовательного процесса. Для большинства концепций образования (система

развивающего обучения, «Школа диалога культур», «Школа коммуникативной

дидактики») и образовательных технологий характерен взгляд на урок как на

коммуникативное событие и большой интерес к детским репликам и версиям.

Осознание

актуальности

проблемы

послужило

постановке

главной

цели

активизации общения - формирование коммуникативной активности обучаемых,

при

которой

наблюдается

поиск

нестандартных

способов

решения

коммуникативных задач, гибкость и мобильность способов действий, переход к

творческой деятельности.

Вопросы создания в процессе обучения условий реального общения

рассматриваются в методике русского языка Л. М. Рыбченковой. Особенно это

важно для формирования коммуникативных умений, которые составляют основу

коммуникативной компетенции (это знание основных понятий лингвистики речи,

умения и навыки анализа текста и речевого общения применительно к различным

сферам и ситуациям общения, с учётом адресата, стиля). Общение предполагает

влияние на действия и эмоциональное состояние собеседника. Приём описания

речевой ситуации как способ мотивированной деятельности, по мнению Л. М.

Рыбченковой , достаточно эффективен, однако осуществлять его на большинстве

уроков вряд ли возможно из-за условности адресата (чаще всего это учитель или

вымышленный собеседник) и недостатка времени при учебном общении с

одноклассниками. Однако эту проблему можно решить, создав условия, в которых

ученики работают вместе, сообща обсуждают и выполняют задания в парах и

группах, при этом учитель получает возможность применять различные формы

учебно-познавательной деятельности в широком диапазоне потребностей. Следует

отметить, что в учебниках русского языка для 5, 6 классов, вышедших в

издательстве «Просвещение» в 2012 году, добавлен ряд упражнений, включающих

моделирование речевых ситуаций как при изучении нового материала, так и при

выполнении упражнений (УМК Л. М. Рыбченковой и др.). Значительное место

отведено работе по развитию речи, во многих темах изучение нового материала

рассматривается на основе диалога, представленного в сюжетных картинках.

Включены параграфы «Устная и письменная речь. Разговорная, книжная и

нейтральная лексика», «Толковые словари», «Энциклопедия советов».

«…Люди, которые плохо владеют речью, имеют некоторое право упрекнуть

своё учебное заведение за то, что оно не научило их пользоваться тем оружием,

которое оказывается более всего нужным»,- так сформулировал основную задачу

работы по развитию речи замечательный лингвист и методист XX в. В. И.

Чернышев. Не сковывать речь детей, сохранять их живое слово, поддержать

стремление детей к самовыражению через словесное творчество, развить у них

20

Морозова Светлана Владимировна

врожденный дар слова — это и есть «открыть уста детей», без чего трудно

представить себе становление личности и будущее наших выпускников.

Что же нужно сделать, чтобы сохранить и развить в детях дар слова?

Прежде всего, необходимо предоставлять детям возможность свободно

говорить и писать - о чем бы им хотелось, что их волнует, интересует, говорить и

писать искренне, с уверенностью, что их поймут.

А для этого нужно, чтобы класс жил в атмосфере взаимного общего интереса

друг к другу, в атмосфере доверия. Эту атмосферу создает (или не создает) своим

поведением учитель как один из участников общения - тем, как он ставит вопрос для

обсуждения, как воспринимает разные мнения, насколько деликатно выражает свое

мнение, оценивает высказывания других.

Нужно также, чтобы дети понимали значение для жизни того, чем они

занимаются. Из этого следуют многие методические выводы о выборе темы для

обмена впечатлениями, о способах ее преподнесения (в частности, через жизненную

речевую ситуацию), о том, чтобы каждый ученик осознавал, чувствовал свое

продвижение в овладении речью, каким-то конкретным коммуникативно-речевым

умением в частности.

Следовательно, в этой большой работе должна быть целенаправленность,

должно быть четкое осознание, прежде всего учителем, чего же конкретно он хочет

добиться на определенном этапе обучения, чему конкретно стремится научить.

Формы работы по моделированию речевых ситуаций

1. Индивидуальная работа учащихся. Учитель заранее даёт задания для

самостоятельной работы, с тем, чтобы на уроке ребёнок мог выступить в

определённой роли, например, учителя, корреспондента, репортёра, экскурсовода,

филолога. Целесообразно использовать при работе по подготовке к сочинению по

картине, знакомстве со словарями, составлении памяток и рекомендаций, проверке

домашнего задания (дети подбирают тексты и предложения для анализа и

предлагают для выполнения всему классу).

Данный вид работы способствует осознанному и прочному усвоению

знаний, умений и навыков, формирует самостоятельность, организованность,

настойчивость

в

достижении

цели,

ответственность

за

порученное

дело.

Способствует развитию монологической речи.

Например: упражнение «Проверь своё воображение». Представь, что ты

скульптор, но не обычный, а сказочный. Создай памятник слову и напиши текст на

тему «Памятник русскому Слову».

2. Фронтальная форма работы. Учитель ведёт работу и непосредственно

общается со всеми учащимися класса, вовлекает в обсуждение проблем, ставит

поисковые задачи. В ходе осуществления этой формы происходит прямое,

непосредственное

идейно-эмоциональное

воздействие

учителя

на

коллектив

учащихся,

которое

должно

пробуждать

у

них

ответные

мысли,

чувства,

переживания. Для того чтобы эта форма была более эффективной, учитель должен

заранее проектировать, а затем и воссоздавать на уроке учебные ситуации,

отвечающие триединой цели урока. В самом начале - обеспечить контакт с классом,

привлечь внимание учеников и их интерес к предстоящему восприятию знаний.

Этой дидактической цели хорошо отвечает учебная проблемная ситуация и

21

Морозова Светлана Владимировна

проверочные вопросы в конце урока, что создаёт на нём и контрольную ситуацию.

Возможно не только проблемное, но и информационное, а также объяснительно-

иллюстративное изложение, но при условии организации взаимодействия с

учениками, общения одновременно со всем составом класса, оказания на него

идейно-эмоционального влияния.

Участвуя в общей работе, ученик ощущает ритм совместного поиска,

разделяет успех общих достижений, проявляет творческую активность.

Например: занятие

по

речевому

этикету

«Учимся

говорить

комплименты». Игра «Тёплый душ». Дети становятся в круг и, обращаясь к

партнёру, продолжают фразу: «Ты мне нравишься тем, что…» (называют черты,

манеры, привычки соседа). Игра может сопровождаться тихой музыкой.

3.

Работа в группах, парах. Данные формы работы чаще всего и

используются при моделировании речевых ситуаций в 5-6 классах. Ребята получают

задания, темы, по которым им предстоит создать и записать речевую ситуацию. Они

распределяют обязанности и роли, подбирают нужную информацию. Оформляют

чаще всего в виде диалога. Затем читают или инсценируют ситуацию.

Учитель

корректирует

работу,

вносит

дополнительную

информацию,

оценивает устную речь, обращает внимание слушателей на правильность выражения

мысли, красоту речи.

При групповой форме деятельности отдельные ученики ставятся в

положение учителя, появляется возможность оказания реальной помощи друг другу.

Групповая

работа

порождает

взаимную

ответственность,

внимательность,

формирует интерес к работе товарища.

4. Коллективная форма работы. Сущность коллективного обучения может

быть сформулирована так: ВСЕ обучают каждого, и каждый обучает всех.

Деятельность каждого участника занятий является общественно полезной. Налицо

совпадение, полное единство коллективных и личных интересов: чем больше и

лучше я обучаю других, тем больше и лучше я знаю сам. Всей работой руководит

педагог, а социальная активность учащихся проявляется непосредственно в учебных

занятиях, что является одним из важнейших условий формирования активной

жизненной позиции каждого ученика. (Диалоговое обучение)

Данная форма работы особенно важна для реализации воспитательной

функции, потому что способствует самопроявлению личности. Ребята могут

проявить свои лидерские качества, оказать поддержку товарищам, что способствует

успешной социализации.

Методы работы

1. Для плодотворного и успешного общения необходимо иметь достаточный

словарный запас, обладать умением красиво выразить свои мысли. Важное место в

системе работы по обогащению и развитию речи занимает словарная работа.

«Усваивая родной язык, ребёнок усваивает не только одни слова, их сложения и

видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрений на предметы,

множество мыслей, чувств»,- утверждал К.Д.Ушинский. Обращаясь к словарям,

учащиеся не только запоминают значение, написание и произношение слов, но и

подбирают синонимы, осмысленно употребляют слова в контексте. Небольшие

22

Морозова Светлана Владимировна

тексты, где ученик пытается дать определение слова-понятия, одновременно

развивают письменную речь и формируют мыслительную деятельность. В

подобных заданиях хороший результат иногда даёт опора на анализ состава слова и

этимологический анализ (работа с этимологическим словарём). С интересом дети

выполняют задания, где надо рассказать об истории происхождения названия

предмета, о значении собственного имени и фамилии. Это стимулирует ребят к

поиску, они расспрашивают своих родных об истории семьи, узнают свои корни,

родословную (выступают в роли исследователей). Итогом их деятельности обычно

становится лингвистический журнал «Что в имени тебе моём?».

2. Упражнения по редактированию текста

При выполнении упражнений по исправлению речевых и грамматических

ошибок ученики исполняют роли редактора, корректора.

3.

Для

развития

коммуникативных

навыков

применяются игровые

технологии. На уроках русского языка в 5 -6 классах эффективен такой приём, как

моделирование речевых ситуаций общения. Например, при изучении темы «Речевой

этикет» дети инсценируют ситуацию благодарности, включающую три основных

компонента:

1) человек, которого благодарят;

2) человек, который благодарит,

3) услуга.

4.

В

старших

классах

рекомендуется

использовать

проблемное и диалоговое обучения, в ходе которых школьники учатся критически

мыслить,

решать

сложные

проблемы,

принимать

продуманные

решения,

эффективно общаться. Для этого используются такие активные формы, как дебаты,

метод мозговой атаки, групповая

дискуссия, интеллектуальный поединок,

турнир ораторов.

5. Работа с текстом. Начиная с 5 класса, учащиеся ставят перед собой

коммуникативные

задачи,

определяют

цель

высказывания,

ищут

способы

аргументации собственных мыслей. Коммуникативная компетенция может быть

сформирована на уровне текста. При работе с текстом не только объясняются

орфограммы,

но

и

ставятся

задачи

речевого

характера,

направленные

на

формирование умения воспринимать текст. Перед учениками постоянно ставятся

вопросы: чего добивался автор текста, какую цель преследовал (рассказать,

проинформировать, описать, охарактеризовать, доказать, убедить, поощрить).

Постепенно ученик сам будет задавать себе эти вопросы, научится понимать даже

скрытые намёки, научится читать между строк. Это способствует обогащению речи

учащихся, побуждает их к поиску, творчеству.

Неиссякаемым источником для речевого развития является язык нашей

классики, обогащающий мир чувств, формирующий нравственность. На уроки

привлекаются тексты, интересные в познавательном и воспитательном отношении.

Через текст ученик усваивает новые знания и ценности, духовную культуру своего

народа, уточняет нравственные и эстетические позиции. Образцовые тексты дают

возможность развивать языковое чутьё, воспитывать эстетическое восприятие речи,

вызывать желание самому творить.

23

Морозова Светлана Владимировна

Таким образом, сочетание всех форм и методов работы способствует

формированию и развитию коммуникативной компетенции учащихся. Поэтапное

усложнение речевой деятельности, начиная с небольших речевых ситуаций общения

и завершая постановкой проблемных вопросов и нахождением путей их разрешения,

способствует активизации мыслительной деятельности и стимулирует детей к

творческой деятельности, неотъемлемой части движения вперёд и развития

творческого потенциала личности, содействуют успешной социализации личности.

24

Морозова Светлана Владимировна

6. Выводы

Актуальность и значимость учебника.

Направленность на взаимосвязанное развитие мышления, познавательных

способностей и коммуникативных умений учащихся во всех видах речевой

деятельности

в

разных

ситуациях

общения.

Интеграция

знаниевого

и

компетентностного подходов к представлению учебного материала. Простота и

лаконизм изложения материала. Ориентация на личностные, метапредметные и

предметные результаты обучения, на активную познавательную деятельность

учащихся. Направленность на индивидуализацию и дифференциацию обучения.

Соответствие основным нормативным документам (ФГОС, учебному плану,

примерным программам, основным направлениям модернизации образования).

Учебник направлен на реализацию следующих целей изучения русского

языка:

-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности;

-воспитание уважения к родному языку;

-овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и

учебной деятельности;

-овладение

навыками

самостоятельной

учебной

деятельности,

самообразования, общеучебными умениями;

-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её

фунционирования.

Соответствие

основному

педагогическому

назначению

и

возрастным

особенностям учащихся.

В целом учебник позволяет сделать обучение русскому языку не только

результативным, но и интересным для школьников. Хорошо подобраны тексты

упражнений (басни, сказки, стихи, отрывки из художественных произведений

русских детских писателей).

Педагогическая целостность и системность продукта (наличие и полнота

обслуживающего

дидактического

аппарата,

заложенные

возможности

для

организации различного рода учебной деятельности, заложенные возможности для

индивидуализации обучения).

Педагогическая эффективность

Продуманность и тщательность исполнения

Общий вывод о пригодности для использования в практике работы школы,

рекомендуемая область применения и направления доработки.

Пригоден для использования в практике работы школы. Учебник позволяет

решить задачи, связанные с воспитанием у школьников материалистического

мировоззрения, высоких моральных качеств, бережного отношения к языку.

25

Морозова Светлана Владимировна

Библиографический список

1. Гаврикова М.Ю., Гаврикова Н.Ю. Говорите красиво! Развитие речи

учащихся 4-11 классов.- Волгоград: "Панорама", 2006.

2.Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразоват.учреждений. В 2ч.

(Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова и др.); Рос. акад. наук, Рос. акад. образования,

изд-во «Просвещение». – 2-е изд., испр.- М.:Просвещение,2012г.

3. Рыбченкова Л.М. Русский язык. Поурочные разработки. 5 класс: пособие

для учителей общеобразоват.учреждений / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования,

изд-во «Просвещение». – М.:Просвещение,2011г.

4.Рыбченкова Л.М., Роговик Т.Н. Русский язык 5 класс Рабочая тетрадь в 2-х

частях– М.:Просвещение,2011г.

5.Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на

уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие.- М.:АРКТИ, 2007.

6.Стативка В.И. Обучение диалогической речи на уроках русского языка. -

РЯШ №6, 2002.

26