Напоминание

"Речевое развитие слабослышащих школьников"

Автор: Лежанкина Оксана Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ "Школа - интернат № 20 "Петроградского района г. Санкт - Петербург
Населённый пункт: Г.Санкт - Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Речевое развитие слабослышащих школьников"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Речевое развитие слабослышащих школьников.

Решение задач речевого развития слабослышащих должно пронизывать всю учебную

и внеклассную работу. Только при таком условии оказывается возможным достичь

успехов в решении этой задачи. Суть такого обучения состоит в том, что учащиеся

овладевают языком не только на уроках русского языка, литературы, развития речи,

но и на других уроках, учителя требуют правильного произношения звуков,

построения фраз. Внеурочная деятельность, внеклассная работа, игровая и трудовая

деятельность, общение в семье –это возможности к развитию разговорно-

обиходной ,описательно-повествовательной речи.

Все это требует особой организации учебного процесса для максимального

расширения речевой практики ( накопление словарного запаса, уточнение звукового

состава слов, их лексического и грамматического значения, автоматизация лексики в

самостоятельных высказываниях и др.) В речевом общении ведущая роль

принадлежит еще и мотивам, побуждающим ребенка вступать в контакты с

одноклассниками, учителями, членами семьи. Сначала это игровая деятельность и

желание в ней участвовать, потом возможность добиться исполнения просьбы,

поручения, поделиться впечатлениями и др. В уместных ситуациях необходимо и

педагогам, и родителям мотивировать детей для развития правильной речи.

«Повтори, я не понял(а), что ты сказал(а)», «Скажи правильно» и др.

Слабослышащие школьники не однородны по своему составу. Это определяется и

различной степенью тугоухости, наличием остаточного слуха и возрастом , когда была

обнаружена тугоухость, когда было проведено слухопротезирование , кохлеарная

имплантация , отсутствием или наличием сопутствующих заболеваний и другими

причинами, влияющими на речевое развитие слабослышащих детей. Успешное

развитие слабослышащих школьников определяется еще и тем, насколько созданы

благоприятные условия для восприятия , понимания и воспроизведения речи.

Например, дети идут в столовую. Эта простая ситуация дает нам массу возможностей

для развития речи детей. «Какой суп вы ели?», «Тебе понравился гарнир?», «Что вы

ели на завтрак?», «Попроси Сашу передать тебе ложку», «Спроси Олю, понравился ей

обед или нет». В игровой форме можно развивать и описательную речь детей.

Например, вот яблоко. Какое оно? Кто придумает больше прилагательных? Какое

яблоко? Кислое, сладкое, вкусное, зелёное, красное, спелое и другие признаки.

Создание ситуаций речевого треугольника возможны не только на организационных

моментах урока, но и в семье. «Саша, спроси у папы, будет он пить чай» (-Папа, ты

будешь пить чай? – Мама, папа сказал, что будет пить чай, но не сейчас) , «Оля,

попроси у папы мороженое» и т.д . Только при создании естественных речевых

ситуаций не только в школе, но в семье, при постоянном контроле

звукопроизношения, построения словосочетаний, предложений возможно добиться

максимальных результатов в развитии речи слабослышащих школьников.

Приведу в качестве примеров случаи из собственной практики.

Антон Г.,( 2 класс, 2 ст тугоухости ) долго не мог научиться читать, обучался по

программе слабослышащих со сложной структурой дефекта (интеллектуальные

нарушения). С ним велась индивидуальная работа с учетом его особенностей. При

чтении простых текстов (прослушивании их Антоном) активно использовался

наглядный материал, видеоматериал по текстам, работа «Соотнеси слово и картинку»

На одном из уроков Антон прочитал слово «А-ня». Мальчик не просто прочитал, а

показал на одноклассницу с таким именем, то есть ребенок осознанно ,осмысленно

прочитал слово и соотнес его с действительностью. Это была большая радость для

меня, Антона и его одноклассников. Принято называть первым словом слово «Мама»,

а у Антона это слово было «Аня».

Вера П. (6 класс, 2-3 ст тугоухости) На уроке русского языка изучали фразеологизмы.

Во время уроков активно использовалась наглядность, презентация, выполняли

разные виды работ, «расшифровывали» фразеологизмы, подбирали к ним картинки.

Подводя итоги, сделали вывод, что фразеологизмы, пословицы, поговорки делают

нашу речь ярче, богаче, интереснее. Через несколько дней Вера П. задала вопрос

учителю биологии: « Мария Ивановна, что вы сидите, как в воду опущенная?». Это

была маленькая победа. А другой ученик Семен В.после изучения этой темы назвал

математику своим «больным местом».

Конечно, важное значение для речевого развития имеет степень тугоухости, возраст

определения слухового дефекта, возраст начала пользования слуховыми аппаратами

или кохлеарным имплантом, правильная реабилитация после К\И , вовремя

организованные занятия со специалистами и ряд других причин. Но не стоит забывать,

что речевое развитие слабослышащих школьников возможно лишь при соблюдении

комплексной учебной и внеклассной работы, союзе семьи и школы, при единых

требованиях к звукопроизношению, построению фразовой речи, при создании

речевых ситуаций и активном участии в нем слабослышащего ребенка.