Автор: Демьяненко Галина Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ Ямская СОШ
Населённый пункт: Домодедово, Московской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект урока по окружающему миру на тему "Жизнь луга. Луг - природное сообщество" 4 класс
Тема: Жизнь луга. Луг природное сообщество.
Цели: сформировать представление учащихся о луге, как о природном
сообществе; ознакомить с разнообразием живых организмов луга; развивать
познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать,
обобщать и делать выводы.
Ход урока
I.
Организационный момент.
Нет ничего милее
бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
накормит русский лес.
- О каком природном сообществе говорится в стихотворении?
- Почему лес называют природным сообществом?
- А сейчас мы проверим, как вы подготовили домашнюю работу.
II.
Проверка домашнего задания.
1.
Игра «Жизнь леса» (работа в группах)
1 задание
Каждой группе даются карточки: Деревья, Кустарники, Травянистые
растения, Мхи и лишайники.
Задача: распределить этажи.
2
Задание
Каждая группа получает карточки с изображением растений.
Задача: разложить растения по ярусам.
3
задание
Каждая группа получает карточки с изображением животных.
Задача: разложить животных по ярусам.
4
задание
Задача: составить пищевую цепочку, сложившуюся в лесу.
Подведение итогов игры
Побеждает команда, точнее отразившая жизнь леса.
2.
Игра «Съедобные и несъедобные грибы»
Распределить грибы на две группы.
- Какую роль в жизни леса играют грибы?
- Что такое лесная подстилка?
- Какое значение для леса она имеет?
3.
Игра «Да» и «Нет»
Физминутка
- Ребята, я вам задаю вопрос, если вы согласны, то встаёте и хлопаете в
ладоши, если не согласны то сидите.
- нити грибницы срастаются с корнями деревьев и мешают им
всасывать из почвы воду с растворёнными в ней солями;
- грибами питаются многие животные: олени, лоси, белки, сороки,
слизни, разнообразные насекомые;
- грибы препятствуют разложению растительных остатков в лесу;
- опавшие листья и другие отмершие части растений образуют на
поверхности почвы лесную подстилку;
- работу бактерий в лесной подстилке затрудняют насекомые и их
личинки.
III. Работа по теме.
1.
Работа над новой темой.
Внимательно послушайте стихотворение.
На лугу растёт ромашка,
Лютик едкий, клевер-кашка!
Что ещё? Гвоздика, смолка,
Колокольчик, хвощ – как ёлка.
А ещё? Кошачьи лапки,
Одуванчиковые шапки,
Подорожник, васильки,
Грамофончики-вьюнки,
Ещё много разных травок,
У тропинок, у канавок,
И красивых, и пушистых,
Разноцветных и душистых!
Г. Лагздынь
- Какие растения растут на лугу?
- Что объединяет эти травы?
(Это травы. Растут на открытой местности. Любят свет и тепло. Большинство
растений - цветы.)
-
Назовите, другие растения луга.
- Какие из этих растений вам незнакомы? (смолка)
- А вот растение, которое мы зовём ромашкой, оказывается не ромашка, а
вот как называют это растение, вы узнаете из атласа-определителя.
2. Самостоятельная работа.
1 вариант
- Ребята, откройте атлас – определитель на с. 49 и ответьте на этот
вопрос.
2 вариант
- А вы на с. 57 прочитайте о смолке.
- Что интересного узнали об этих растениях?
- Что для вас стало открытием?
- Закройте глаза, представьте летний луг, прислушайтесь. (Звучит запись
голосов животных луга) Кого вы услышали?
- Богат луг разнообразием животных. Сейчас вы сами назовёте их, разгадав
загадки:
Осенью в щель заберётся,
А весной проснётся. (Муха)
Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет. (Бабочка)
Сок из цветка она берёт,
И в сотах копит сладкий мёд. (Пчела)
На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)
Чёрен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Летит – воет,
Сядет – землю роет. (Жук)
3. Работа с учебником.
а) работа с иллюстрацией в учебнике
- Откройте учебник на странице 184 – 185. Рассмотрите жителей луга.
- Назовите насекомых, которые обитают на лугу?
- Назовите птиц.
- Назовите других животных.
- Посмотрите внимательно на жителей луга, есть ли здесь крупные
животные?
- Почему их нет?
- Как вы думаете, нужны ли лугу жуки?
б) – прочитаем на с. 186 статью о жителях луга
IV. Закрепление изученного.
- Используя иллюстрации на с. 184, 185 учебника, составьте цепи питания,
которые сложились на лугу.
Найдите в данной схеме животное, которое поддерживает равновесие в
природном сообществе луга:
Травы гусеницы птицы
V. Подведение итогов.
- Ребята, а сейчас проверим, запомнили ли вы обитателей луга.
Выполним тест с. 52, выполняем только 139 – 142 задания, на следующем
уроке мы поговорим о взаимоотношениях обитателей луга и человека, тогда
и выполним остальные задания.
Самостоятельная работа. Выполнение теста с. 52 задания 139 – 142.
Проверка теста.
- Почему луг называется природным сообществом?
Выставление оценок.
VI. Рефлексия.
- Что понравилось на уроке?
- Что больше запомнилось?
- Что для вас явилось открытием?
VII. Домашнее задание.
Прочитать текст, ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 182 – 190)
Выполнить задания № 3, 5 с.190