Автор: Кузнецова Анна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с-к/в №4
Населённый пункт: город Кропоткин, Краснодарский край
Наименование материала: консультация
Тема: Как пополнить словарный запас у детей
Консультация для родителей
Как пополнять словарный запас у детей 6-7 лет.
Вашему ребёнку 6 лет, идёт последний год перед школой. Слово “школа”
почти у каждого из нас ассоциируется с первым школьным звонком,
любимой
учительницей,
с
шумными
переменами,
контрольными,
диктантами, с домашним заданием. И каждому родителю хочется, чтобы к
этой новой, порой трудной и ответственной жизни их ребёнок был готов не
хуже других. Боясь что-то недодать в плане интеллектуального развития
своему будущему первокласснику, мамы и папы торопятся записать детей на
различные курсы, подготовительные занятия, считая основной дальнейшего
успешного обучения в школе умения читать и писать.
Но редко кто задумывается, как важно развивать речь, как важен
активный богатый словарь!
Попросите ребёнка рассказать об увиденном или поделиться своими
впечатлениями, и зачастую вы можете заметить, что ребёнка с трудом
подбирает нужные слова, использует в речи слова-паразиты. Очень важна
роль словарного запаса и при овладении в будущем грамотным письмом, так
как для применения многих грамматических правил необходимо уметь
быстро, а главное – правильно подобрать проверочное слово. А это возможно
лишь при достаточном словаре, правильном понимании значения каждого
слова и его смыслового родства с другими. Словарный запас в основном
формируется в семье и складывается к 6-7 годам. Дальше ребёнок будет
«добирать» новые слова за счет прочитанных литературных произведений,
услышанных и усвоенных на экскурсиях и занятиях, при обучении
рассказыванию, во время словесных игр.
Игры и упражнения, направленные на расширение и активизацию
словаря.
Взрослый предлагает ребёнку называть все предметы, мимо которых он
проходит, обязательно указывая, какие они: « Вот девятиэтажный серый дом.
У него много окон и два подъезда. Вот рыжая пушистая кошка».
Что я загадал? Взрослый перечисляет признаки, свойства предмета,
возможные действия с ним: «Круглый оранжевый фрукт, из него можно
сделать сок».
Загадай – мы отгадаем. Составление ребёнком загадок-описаний. При
знакомстве с многозначными словами желательно использовать наглядность:
рисунки, иллюстрации, сами предметы. Например, гуляя по лесу, обратите
внимание на сосновые и еловые иголки, вспомните, что иголки бывают
швейными, медицинскими, иголками у ежа. Попросите ребёнка объяснить
значение слов в словосочетаниях: острая коса – длинная коса.
Большое значение в обогащении детского словаря является работа по
словообразованию. Ребёнок начинает понимать, как образуются новые слова:
названия
детёнышей
животных,
некоторых
слов
(почему
цветок
–
подснежник, а гриб – подберёзовик). Необходимо учить детей различать и
подбирать слова, близкие и противоположные по значению (синонимы и
антонимы)
Скажи
наоборот.
Взрослый
называет
слово,
а
ребенок
–
противоположное ему по значению: толстый – тонкий, сильный – слабый,
стоять – идти, война – мир и т.д.
Продолжи цепочку. Взрослый называет одно-два слово, а ребёнок
должен подобрать как можно больше близких по значению слов: пища - еда-
корм - продукты; жилище - дом – квартира - здание; идти – шагать -топать-
шлёпать; весёлый – озорной -смешной. Дети дошкольного возраста учатся не
только соотносить слова по смыслу, но и объяснять их значение (упражнения
«Почему так называют?», «Скажи по-другому»).
Уважаемые родители!
Занимаясь с ребёнком, вы не только расширяете его представления об
окружающем мире, не только развиваете его память, мышление и
воображение.