Напоминание

Как пополнить словарный запас у детей

Автор: Кузнецова Анна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с-к/в №4
Населённый пункт: город Кропоткин, Краснодарский край
Наименование материала: консультация
Тема: Как пополнить словарный запас у детей







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Консультация для родителей

Как пополнять словарный запас у детей 6-7 лет.

Вашему ребёнку 6 лет, идёт последний год перед школой. Слово “школа”

почти у каждого из нас ассоциируется с первым школьным звонком,

любимой

учительницей,

с

шумными

переменами,

контрольными,

диктантами, с домашним заданием. И каждому родителю хочется, чтобы к

этой новой, порой трудной и ответственной жизни их ребёнок был готов не

хуже других. Боясь что-то недодать в плане интеллектуального развития

своему будущему первокласснику, мамы и папы торопятся записать детей на

различные курсы, подготовительные занятия, считая основной дальнейшего

успешного обучения в школе умения читать и писать.

Но редко кто задумывается, как важно развивать речь, как важен

активный богатый словарь!

Попросите ребёнка рассказать об увиденном или поделиться своими

впечатлениями, и зачастую вы можете заметить, что ребёнка с трудом

подбирает нужные слова, использует в речи слова-паразиты. Очень важна

роль словарного запаса и при овладении в будущем грамотным письмом, так

как для применения многих грамматических правил необходимо уметь

быстро, а главное – правильно подобрать проверочное слово. А это возможно

лишь при достаточном словаре, правильном понимании значения каждого

слова и его смыслового родства с другими. Словарный запас в основном

формируется в семье и складывается к 6-7 годам. Дальше ребёнок будет

«добирать» новые слова за счет прочитанных литературных произведений,

услышанных и усвоенных на экскурсиях и занятиях, при обучении

рассказыванию, во время словесных игр.

Игры и упражнения, направленные на расширение и активизацию

словаря.

Взрослый предлагает ребёнку называть все предметы, мимо которых он

проходит, обязательно указывая, какие они: « Вот девятиэтажный серый дом.

У него много окон и два подъезда. Вот рыжая пушистая кошка».

Что я загадал? Взрослый перечисляет признаки, свойства предмета,

возможные действия с ним: «Круглый оранжевый фрукт, из него можно

сделать сок».

Загадай – мы отгадаем. Составление ребёнком загадок-описаний. При

знакомстве с многозначными словами желательно использовать наглядность:

рисунки, иллюстрации, сами предметы. Например, гуляя по лесу, обратите

внимание на сосновые и еловые иголки, вспомните, что иголки бывают

швейными, медицинскими, иголками у ежа. Попросите ребёнка объяснить

значение слов в словосочетаниях: острая коса – длинная коса.

Большое значение в обогащении детского словаря является работа по

словообразованию. Ребёнок начинает понимать, как образуются новые слова:

названия

детёнышей

животных,

некоторых

слов

(почему

цветок

подснежник, а гриб – подберёзовик). Необходимо учить детей различать и

подбирать слова, близкие и противоположные по значению (синонимы и

антонимы)

Скажи

наоборот.

Взрослый

называет

слово,

а

ребенок

противоположное ему по значению: толстый – тонкий, сильный – слабый,

стоять – идти, война – мир и т.д.

Продолжи цепочку. Взрослый называет одно-два слово, а ребёнок

должен подобрать как можно больше близких по значению слов: пища - еда-

корм - продукты; жилище - дом – квартира - здание; идти – шагать -топать-

шлёпать; весёлый – озорной -смешной. Дети дошкольного возраста учатся не

только соотносить слова по смыслу, но и объяснять их значение (упражнения

«Почему так называют?», «Скажи по-другому»).

Уважаемые родители!

Занимаясь с ребёнком, вы не только расширяете его представления об

окружающем мире, не только развиваете его память, мышление и

воображение.