Напоминание

К вопросу изучения произведений Ф. Шопена в ДМШ. Методические комментарии к работе над "Этюдом" Ф. Шопена № 2 ор 25, f moll

Автор: Соврикова Лариса Андреевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования городского округа е"Город Калининград" "Детская музыкальная школа имени Д.Д. Шостаковича"
Населённый пункт: Калининград
Наименование материала: Методическая работа
Тема: К вопросу изучения произведений Ф. Шопена в ДМШ. Методические комментарии к работе над "Этюдом" Ф. Шопена № 2 ор 25, f moll







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования городского округа «Город Калининград»

«Детская музыкальная школа имени Д.Д. Шостаковича»

К вопросу изучения произведений Ф. Шопена в ДМШ.

Методические комментарии

к работе над «Этюдом» Ф. Шопена № 2 ор 25, f moll

Автор методической работы - Соврикова Лариса Андреевна, заслуженный работник

культуры РФ, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества,

заместитель

председателя КРОО «Общество Ф.Шопена» (г. Калининград), координатор музыкально -

просветительского проекта «Гению фортепиано», преподаватель высшей

квалификационной категории ДМШ имени Д.Д. Шостаковича

2022 год

г. Калининград

СОДЕРЖАНИЕ

I.

Введение

II.

К вопросу изучения произведений Ф. Шопена в ДМШ

III.Методические комментарии к работе над «Этюдом»

Ф. Шопена № 2 ор 25, f moll

IV.

О Шопене в России

I. Введение

«Для самых широких кругов слушателей нашей страны Шопен

является, пожалуй, самым любимым из всех нерусских композиторов»-

такое мнение высказал известный отечественный композитор Дмитрий

Кабалевский.

Выдающийся русский музыкальный критик Александр Серов указывал на

«славянизм» музыки Шопена, а Игорь Бэлза - на родственность баллад

Шопена славянским думам, известным уже с конца XVI века, прослеживая в

произведениях польского композитора использование так называемой

славянской кварты.

Действительно, музыка Ф.Шопена любима и популярна в России. Этим

можно объяснить причины возникновения и успешность музыкально –

просветительского проекта «Гению фортепиано» в городе Калининграде,

который длится около15 лет. 1 марта культурный мир чтит память одного из

величайших представителей музыки. И музыкальные приношения

композитору в этот день – это символ памяти и оценки культурного значения

музыки Ф.Шопена. Ежегодно в первый день весны в концертном зале ДМШ

им. Д.Д. Шостаковича звучат произведения великого польского композитора

в исполнении учащихся ДМШ, ДШИ Калининграда и Калининградской

области, студентов Калининградского областного колледжа

им. С.В. Рахманинова. На концертах присутствует музыкальная

общественность города, представители Генерального Консульства

республики Польша в Калининграде, широкий круг любителей музыки

Ф.Шопена. Концерту предшествует возложение цветов к памятнику

Ф.Шопена.

Организатором проекта является Калининградская региональная

общественная организация «Общество Ф.Шопена» (председатель

заслуженный артист РФ Владимир Дмитриевич Слободян) при поддержке

Генерального Консульства республики Польша в Калининграде и

Администрации ДМШ им. Д.Д. Шостаковича.

II. К вопросу изучения произведений Ф. Шопена в ДМШ

Не секрет, что исполнение произведений Шопена для учащихся

музыкальных школ всегда было непростой задачей и вызывало некоторое

опасение. Популяризация музыкального наследия Шопена среди юных

музыкантов - одна из целей, инициированных Калининградской

региональной общественной организацией «Общество Ф.Шопена». Итогом

стали следующие результаты: ежегодные концерты «Гению фортепиано» с

участием учащихся ДМШ, ДШИ Калининграда и Калининградской области,

студентов Калининградского областного колледжа им. С.В. Рахманинова

способствовали расширению исполняемого репертуара и, несомненно,

повышению пианистического уровня молодых дарований Калининградской

области. Ежегодно в концертах принимает участие все более широкий круг

учащихся, преподавателей, а также музыкальных учреждений Калининграда

и области.

Сложился примерный репертуарный список произведений Ф. Шопена по

классам для изучения перспективной группы учащихся ДМШ, ДШИ:

«Ноктюрн» c moll(юношеский)

«Ноктюрн» cis moll(посмертный),

«Полонез» cis moll (юношеский)

4 класс

«Экоссезы»

«Юношеские вальсы»

5класс

«Полонез» cis moll

«Блестящие вариации», ор 12

«Ноктюрн» Es dur, ор 9№2

«Вальс» As dur, ор 69 №1

«Фантазия – экспромт» cis moll

6 класс

«Полонез» c moll

«Полонез» A dur

«Ноктюрн»H dur, ор 32 №1

«Ноктюрн» f moll, ор 55 №1

«Этюд» ор 25 №1

«Этюд» ор 25 №2

«Полоне»з cis moll, 26№1

«Полонез» A dur, ор 40№1

«Полонез» d moll,ор 71 №1

7 класс

«Скерцо» № 2

«Полонез» es moll

«Полонез» c moll

«Экспромт» №1 As dur

«Ноктюрн» As dur ,32№2

«Ноктюрн» fis moll, ор 48№2

«Полонез» es moll, ор26 №2

«Этюд» ор.10, №3

«Этюд» ор.10№5

«Этюд» ор.25 №9

«Тарантелла», ор 43

8 класс

«Баллада» №3

9

класс

«Скерцо» №1

«Скерцо» №3

«Экспромт» №2 Fis dur

«Скерцо» № 2 his moll

«Баллада» №3 As dur

«Полонез» fis moll

«Ноктюрны» cis moll, Des dur, ор 27№31, 2

III. Методические комментарии к работе над «Этюдом» Ф. Шопена

№ 2 ор 25, f moll

Вопросы технического мастерства во все времена волновали музыкантов-

исполнителей. С первых лет обучения учащиеся фортепианных отделений

ДМШ отрабатывают беглость, скорость и ловкость пальцев, изучая «Этюды»

А. Лешгорна, («Школа беглости»), Л. Шитте, А. Лемуана, Г. Беренса,

Э. Нейперта, И. Мошелиса (ор.70, ор.95), М. Мошковского. В своей

многолетней педагогической практике первостепенное значение отвожу

изучению «Этюдов» К.Черни: младшие классы - «Избранные этюды» под

редакцией Г. Гермера, средние классы - К.Черни «Школа беглости», ор. 299,

старшие классы – К.Черни «Искусство беглости», ор 740. Это та

необходимая пианистическая базовая техническая основа, которая позднее

даст возможность ученику исполнять этюды Листа и Шопена.

Конец XVIII- начало XIX века – время бурного развития фортепианного

искусства.

В это время в центре фортепианного исполнительства - виртуоз

-

композитор. Все популярнее становится блестящий стиль игры, для которого

по словам К. Черни, характерно свободное владение высшими степенями

беглости, соединенной всегда с возможно большей отчетливостью.

Особое место в педагогике XIX века занимали великие композиторы и

блестящие пианисты – виртуозы Ф. Шопен и Ф. Лист.

В своей педагогической практике Ф. Шопен придавал большое значение

техническому развитию ученика, но никогда не разделял его от

художественного совершенствования. Для Шопена механическая тренировка

пальцев, без понимания художественной цели, без анализа приемов и их

связи с музыкальным образом, без нахождения методов работы, исходя из

замысла произведения, неприемлема и не может дать ожидаемых

результатов. В педагогике Шопена важны 2 основополагающих принципа:

1. Забота о развитии индивидуального своеобразия каждого пальца в силу

того, что они устроены различным образом;

2.Развитие растяжения между пальцами, гибкости и эластичности (добивался

в «Этюде» №1, ор 10);

Из старой пианистической школы (Клементи, Гуммель) Шопен взял для

выработки техники основной ее принцип- легато с его пальцевой основой,

обогатив мягкостью туше и многокрасочностью звучания.

В «Этюдах» Ф. Шопена успешно сочетаются задачи технического развития

и воспитания художественного исполнительства. Композитор не дал

название ни одному этюду. При этом наполнил каждый глубоким смыслом.

Художественное воплощение образа наряду с техническим

совершенствованием были для Шопена равнозначными исполнительскими

задачами. Будучи блестящим виртуозом – исполнителем и умным и

вдумчивым педагогом, Шопен смог превратить написанные им этюды в

технические произведения с высоким художественным смыслом, яркой

образностью и глубоким эмоциональным содержанием.

В примерном репертуарном списке по классам для изучения перспективной

группы учащихся ДМШ, ДШИ, представленном раннее, «Этюд» f moll № 2,

ор. 25 предложен для изучения в VII классе ДМШ. Рассмотрим некоторые

аспекты работы над «Этюдом» № 2 ор 25 Ф. Шопена

Сохранилось предание, что это музыкальный портрет Марии Водзиньской.

Шуман писал, что этюд f-moll «так прелестен, мечтателен и тих, словно

пение ребенка во сне». Так или иначе, перед нами поэтический образ чуть

легкомысленной мечтательности и неглубокой просветленной грусти. Его

интонационные основы — звуковая ткань быстрого, изящного и напевного

говора, среди которого выделяются отдельные акценты речевых интонаций.

Существеннейшие черты этого этюда — полиритмия и крайнее развитие

мелодических обыгрываний, порождающих эффекты мелодической

полиладовости (например, в тактах 4—5 первые восьмые каждой триольной

группы дают минорную гамму f с двумя полуторатонами, а вторые восьмые

— натуральную гамму f-moll). В конце этюда — плагальный каданс и

романтическая интонация квинты тоники.

Основные технические задачи в работе над этюдом: развитие мелкой

техники, исполнение полиритмии.

На первоначальном этапе работы над этим этюдом важно, чтобы

исполнитель не воспринимал его, как сугубо технический материал (простое

двухголосное изложение; быстрое, равномерное, выдерживаемое на

протяжении всего этюда триольное движение). Изящные, мягкие интонации,

частые модуляции, полетность и трепетность мелодики, «текучесть» темпа

рисуют поэтический нежный изящный образ. Этот образ получает развитие

за счет внутренней динамики, но общий характер пьесы выдерживается от

начала и до конца. Темп исполнения – быстрый (presto), но он не должен

становиться торопливым, сумбурным, необходимо прислушаться к точному

авторскому указанию скорости исполнения. Важно в этом темпе не терять

слуховой контроль. Нельзя допускать механического исполнения,

необходимо откликаться на развитие мелодии, услышать и проинтонировать

все изгибы и повороты в ней, интервалы, опевания основных тонов как в

мелодии, так и в сопровождении, исполнять выразительно и убедительно.

Яркому воплощению образа может способствовать точное исполнение

авторских указаний (педализация, динамические намерения; фразировка,

исключающая прямолинейность в мелодии; выписанные отклонения от

основного темпа без преувеличений в замедлениях, без нарушения общего

движения). Ожидаемый баланс мелодии и аккомпанемента требует

тщательного слухового контроля от исполнителя.

Определенную сложность при работе над этим этюдом у моих учеников

представляла ровность пальцев в правой руке (добивались привычными

способами, играя на форте, пиано, с различными ритмическими ударениями,

различными штрихами), а также качество legato (легато с его пальцевой

основой, глубокое погружение в клавишу без толчков и без лишних

«шлепающих» движений пальцев), непрерывности мелодической лиги

(мешали излишние акценты в началах лиг и в мелодии, и в аккомпанементе;

неточное соотношение слабых и сильных долей в триолях в левой руке).

Также существовали проблемы с метром в левой руке (добивались ровности

в триолях в левой руке, дослушанности и ритмической точности третьей

доли триоли в левой руке).

Данный «Этюд»- нелегкий в работе, но заметно продвигает ученика в

техническом и художественном развитии, становится желанным для

исполнения на конкурсах и концертах.

V. О Шопене в России

Из интервью Игоря Бэлза Гжегожу Вишневскому:

«Вряд ли в какой – либо другой стране польская музыка пользуется такой

симпатией и любовью, как в России. И это явление возникло не сегодня, у

него довольно старые традиции».

Известными интерпретаторами Шопена в России в разные годы были

выдающиеся пианисты: Эмиль Гилельс, Мария Гринберг, Белла Давидович,

Владимир Ашкенази, Виктор Мержанов, Вера Горностаева, Евгений

Малинин, Станислав Нейгауз, Наум Штаркман, Григорий Соколов, Михаил

Плетнев, Евгений Кисин, тринадцатилетним мальчиком представший

впервые перед более широкой публикой с двумя «Концертами» Шопена.

Величайший пианист века Святослав Рихтер начинал с Шопена (первым

фортепианным произведением, которым он овладел, был «Ноктюрн» b moll,

ор 9 №1, а первый свой сольный концерт в Одессе в 1934г. он целиком

посвятил Шопену) и исполнял его чаще всех остальных композиторов.

Из интервью Родиона Константиновича Щедрина Гжегожу Вишневскому

21 октября 2009г.:

«Когда сам я играл этюды Шопена (или слушал их), каждый раз, буквально

каждый, меня - помимо великих музыкальных достоинств – поражало

совершенство решения чисто формальных задач.

Вот идеальная гармония сердца и конструкции…

Мелодический дар Шопена бездонен. Индивидуальность каждой интонации,

каждой фразы, гармонии – уникальна. Недаром Борис Пастернак говорил,

что Шопен поставил свой автограф на всякой ноте своих сочинений.

Музыка Шопена для меня – это никогда не проза, а всегда стихи.

Высокая поэзия, хрупкая и чистая, как вода в роднике».

Дмитрий Дмитриевич Шостакович в статье «Гениальный композитор»

(«Литературная газета» от 15 октября 1949г):

«Фридерик Шопен – один из самых любимых, самых популярных в нашем

народе композиторов. Можно с уверенностью сказать, что он близок и дорог

всем простым людям земли, всем, кто стремится к правде и миру. Нет

человека, любящего музыку, но равнодушного к Шопену. Отчего? Оттого,

что Шопен, как верный друг, говорит только истину. В его музыке –

неподдельная правдивость чувств, мечта о будущем, кристальная честность

горячей, взволнованной мысли. Музыкальный язык композитора классически

прост, идеально выразителен. Любовь к человеку отчетливо, сильно звучит и

в его поэтических, то задумчивых, то страстных прелюдиях и в полных

юмора, огня народных танцах. Душа шопеновской музыки – мелодия -

никогда не бывает искусственной, надуманной, схематичной. Она рождена

жизнью, она полна могущества и силы. Мысль, воплощенная в мелодии,

была для него конкретна и осязаема.

Шопен знал, что хочет сказать каждой музыкальной фразой. Композитор, чья

музыка настолько совершенна, что кажется созданной в одно мгновение,

свободным порывом вдохновения, на самом деле работал тщательно,

настойчиво, упорно. Его рукописи свидетельствуют о вдохновении гения, но

также и о трудолюбии гения.

В этом смысле тонкий и строгий гений Шопена сходен со щедрым и

взыскательным гением Пушкина. Сильная, свободная, лирическая музыка

Шопена входит в открытое сердце, как пушкинский стих».

Используемая литература:

1.

И. Цыпин «Шопен и русская пианистическая традиция»М, 1990

2.

Б. Монсенжон «Рихтер, Диалоги. Дневники» М., 2003

3.

С. Хентова «Шопен, каким мы его слышим» М, 1970

4.

Nurt. 1977, №1

5.

Г. Вишневский «Фридерик Шопен глазами россиян» 2010, Варшава