Напоминание

Александровский мост в период Великой Отечественной Войны

Автор: Назарова Светлана Владимировна
Должность: преподаватель физической культуры
Учебное заведение: ГБПОУ "Октябрьский техникум строительных и сервисных технологий им.В.Г.Кубасова"
Населённый пункт: Самарская область, г. Октябрьск
Наименование материала: разработка классного часа
Тема: Александровский мост в период Великой Отечественной Войны







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Самарской области

«Октябрьский техникум строительных и сервисных технологий

им. В.Г. Кубасова»

Классный час на тему:

«Александровский мост

в Великую Отечественную войну».

Подготовила: преподаватель

Назарова Светлана Владимировна.

Октябрьск, 2022

Сценарий классного часа

Цели:

-

Воспитать у обучающихся патриотические чувства к своей

Родине, гордость за её героическое прошлое, уважение к участникам

Великой Отечественной войны, готовность к жертвенным поступкам во имя

величия и процветания России.

-

Формировать четкое представление о той страшной опасности,

которую несут фашизм, война, против человеческой жизни.

-

Способствовать расширению представлений о подвиге нашего

народа во время Великой Отечественной войны, о мужестве, отваге.

Задачи:

1.

Образовательные:

-

Погрузить детей в атмосферу военного времени.

-

Расширить знания обучающихся о событиях 1941-1945 гг.

-

Пробудить интерес к изучению исторического прошлого нашей

Родины.

2.

Воспитательные:

-

Воспитание у обучающихся благодарной памяти опростых

советскихлюдях победивших фашизм, чувства гордости за свою страну.

-

Воспитание уважения к подвигам героев Великой Отечественной

войны и чувства гордости за них.

-

Воспитание уважения и благодарности к ветеранам ВОВ.

-

Воспитание честности, благородства, сострадания.

Преемственность героических традиций старших поколений для

обеспечения

счастливого

будущего

своей

Родины.

Содействовать

воспитанию патриотизма и любви к Родине.

Октябрьск — один из молодых городов Самарской области, но его

история уходит своими корнями в далекое прошлое.Тянется городок по

высокому берегу, по зеленым, цветущим холмам. Город как город, похожий

на многие малые города России, но есть у него своя неповторимая изюминка,

которая отличает его от остальных - железнодорожный мост.

Немного истории о городе. Батраки (старое название г. Октябрьск)

1704 году официальные документы относят первое упоминание о селе

Батраки. Село Батраки появляется для обслуживания волжского перевоза,

для переправы товаров и скота, идущих по гужевому тракту с Урала

в Москву.

Батраки развивались как центр перевалки грузов леса, зерна, нефти

и нефтепродуктов. В первой половине ХIХ века грузы перевозились по Волге

гребными и парусными судами и баржами с конной тягой.

В 1846 году началось регулярное сообщение по Волге. Позднее, когда

потребность в новых видах речного транспорта стала более актуальной, по

Волге открылось регулярное пароходное сообщение.

Развитие

речного

судоходства

привело

к строительству

новых

причалов и пристаней не только в городах, но и в некоторых крупных селах.

Во второй половине ХIХ века в России началось бурное строительство

железных дорог.

Правительство решает проложить железную дорогу к Поволжью —

важнейшему

хлебному

региону

страны. В

октябре 1874 г. вводится

в

эксплуатацию Моршано-Сызранская железная дорога.

12 октября первый поезд прибыл на ее конечный пункт станцию

Батраки.

Моста

через

Волгу

тогда

не было.

Пассажиров

и грузы

переправляли летом на пароходах, а зимой в экипажах. Мост через Волгу

был крайне необходим.

Местом

его

строительства

выбрали

участок

в 10 км восточнее

Батраков. Проект моста разработал выдающийся русский инженер и ученый

в области

строительной

механики

и мостостроения

профессор

Петербургского института путей сообщения Н.А. Белелюбский.

Работы по строительству моста были начаты в июле 1875 года под

руководством полковника А.Е. Струве, но в ноябре он отказался от них, так

как одновременно строил мост на Неве. Все остальное время строительством

руководил инженер Михайловский. Непосредственным производителем

работ с самого начала и до их завершения (с июля 1875 по август 1880 года)

был инженер В.М.Березин. Строительство его из-за стратегической важности

курировал лично император Александр II.

Стройка продолжалась четыре года. 30 августа 1880 года в весьма

торжественной обстановке мост был открыт. Министр путей сообщения

Российской империи, генерал-адъютант Посьет объявил о наименовании его

Александровским получивший название Александровский (в честь 25-летия

царствования Александра II).

Мост

поразил

воображение

современников

(его

длина

составляла 1436 м, длина каждого из 13 пролетов по 110,7 м) и долгое время

считался самым большим в Европе.

В

годы

Великой

Отечественной

войны

мост

имел

важное

стратегическое значение, он стал главным связующим звеном между

действующей армией и тылом. Каждые 4-5 минут через мост проходили

составы с горючим, боеприпасами, танками и орудиями для действующей

армии. Обратно шли поезда с ранеными и эвакуированными, оборудованием

и техникой, требующей ремонта.

В 1942 году, в самый разгар Сталинградской битвы,

фашистская

авиация

не раз

предпринимала

попытки

разбомбить

не только

этот

важнейший для нашей страны объект, но и железнодорожную станцию

Батраки, где располагались склады с горючим. Однако системы ПВО в этом

районе работали очень четко, и немцам так и не удалось нанести мосту

ощутимый вред.

Кроме того, немцы предпринимали и совсем уже экзотические попытки

подрыва моста с помощью плавающих мин, которые самолеты люфтваффе

сбрасывали в Волгу выше по течению. Но все эти мины были обезврежены

охранявшими мост сотрудниками НКВД.

От налетов фашистских бомбардировщиков мост охраняли летчики 802

авиаполка.

Рано утром 4 октября 1942 года в дивизионах объявили боевуютревогу

и молодые солдаты стали участниками и свидетелями мужественного

поступка советского летчика. Службы военной разведки обнаружили

немецкий бомбардировщик Ю-88, направлявшийся в сторону моста. По

тревоге были подняты три истребителя МиГ-3 в составе совсем молодых

летчиков 802-го полка ПВО: Шутова, Стрельцова и Бакулина. “Юнкерс” шел

на высоте 7000 метров в твердой уверенности, что его не перехватят, но

тройка

истребителей

вступила

в

бой.

Огнем

бортового

оружия

бомбардировщика был поврежден самолет Стрельцова, и он ушел на

запасной аэродром “Кузнецк”. В азарте боя израсходовал боезапас Бакулин и

тоже ушел в сторону. Кончились снаряды и у Николая Шутова, но,

оставшись один на один с очень мощной вражеской машиной, он продолжал

преследовать врага (Рисунок 1).

Рисунок 1 - Портрет летчика Николая Шутова

Пытаясь уйти от истребителя, “Юнкерс” вошел в пике, которое

оказалось для него смертельным. Шутов протаранил бомбардировщик.

Немецкий экипаж выбросился на парашютах и вскоре был взят в плен.

Однако сам Шутов не смог выбраться из сильно поврежденной машины и

разбился вместе с ней в районе села Баклуши Ульяновской области. Николаю

Шутову был 21 год.

Отважного летчика похоронили на кладбище города Сызрани. За

доблесть и мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР Н.Ф.

Шутов посмертно награжден орденом Ленина.

Первый памятник летчику-герою был установлен на Волжском склоне

в его 65-летие, на том самом месте, где находился наблюдательный пункт

зенитного полка.

Рисунок 2 – Первый памятник летчику Николаю Шутову

В 2007 г. администрация города Октябрьска выступила с инициативой

об открытии обелиска советскому летчику Николаю Шутову.

В 2018 г. состоялось торжественное открытие обелиска – памятник

летчику Николаю Шутову с волжского склона перенесли на аллею девушек-

зенитчиц

767-го

зенитно-артиллерийского

полка,

охранявших

Александровский железнодорожный мост в годы войны (Рисунок 3).

Рисунок 3 – Новый памятник летчику Н. Шутову в г. Октябрьске

Александровский мост в годы Великой отечественной войны охраняли

девушки -зенитчицы 767-го зенитно-артиллерийского полка.767 зенитно-

артиллерийский

полк

вел

противовоздушную

оборону

главного

стратегического объекта, соединявшего западную и восточную части страны

- железнодорожного моста через Волгу.

В апреле 1942 года, когда решалась судьба страны, в городе

Куйбышеве (ныне Самара) был сформирован 767 зенитно-артиллерийский

полк. Он прошел от берегов Волги до берегов Вислы. По приказу Родины

военную форму одели сотни тысяч девушек и женщин. Было им чуть больше

18-ти лет.

С разных городов и сел Поволжья потянулись в полки

противовоздушной обороны сотни девчат. Пройдя курс молодого бойца,

торжественно приняв присягу, “солдаты в юбках” были распределены по

подразделениям, и у девчат началась усиленная учеба.

А ближе к осени всё больше раздавалось не учебных, а самых

настоящих боевых тревог.

Тревожная молодость их прошла в землянках, у орудий, пулеметов,

аппаратов связи, дальномеров. Многие начали свой военный путь на станции

Батраки, защищая Александровский мост. Через него всю войну шло

снабжение армии боевой техникой и боеприпасами.

Зенитная батарея

находилась на Усковской горе.

Одна из зенитчиц, Мария Васильевна Тишкина, тогда просто Маша,

рассказывала, что на всю жизнь остался в ее памяти визг моторов

немецких бомбардировщиков.

Появлялись

они

часто,

но

боялись

приближаться и сбрасывали свой груз в Волгу. Только однажды фашистам

удалось прорваться к позициям, но к мосту их не допустили. Гитлеровцы

сбросили бомбы на посёлок, загорелся лесной склад и столовая лесозавода.

Но повторный заход на посёлок фашисты сделать не сумели - помешали

наши зенитки. Девушки – зенитчицы отстояли мост.

Тогда для девичьего состава 767 зенитно-артиллерийского полка

боевые награды были еще впереди.

В ночь с 3 на 4 июля 1943 года бомбардировщик “Хенкель-III”

совершил налет на мост. “Приближение цели к зоне огня определялось по

звуку (шуму) самолета. Каждый имел свой отличительный и характерный

звук, который знали все, и особенно разведчики”, - из воспоминаний

прибориста Кати Грачевой.

«Батареи открыли шквальный заградительный огонь, не дав самолету

произвести прицельный сброс бомб. Одна из бомб взорвалась в районе

водонапорной башни лесопильного завода, а вторая не взорвалась. У

железнодорожного полотна разъезда Правая Волга к утру бомба была

извлечена и обезврежена».

Очень мало информации о зенитчицах. Но все же сохранились

фамилии отважных девчат: Печникова Сима, Лихманова Зоя, Лихачева

Катерина, Рыбаченок Нина, Шиндина Маша, Лисина Лиза, Чумак Мария,

Хромова Лидия – связист, Комратова Анна –дальномерщица, Фомичева Аля,

Куликова Юля, Шикина Сима – дальномерщица, Родионова Маша, Жарова

Дарья (Рисунок 4).

Рисунок 4 – Фото зенитчиц, защитниц Александровского моста

К лету 1944 года боевая задача 767-го ЗАП практически была

выполнена, и весь полк перебросили на фронт, на территорию Польши, где

он и дислоцировался до конца войны.

«13 мая 1945 года объявлен командованием первый за всю войну

выходной день. 18 июля 1945 года мы - девушки и солдаты старших

возрастов - под командованием командиров батарей и взводов направились

на сборный пункт дивизии для последующей отправки домой”, - из

воспоминаний Симы Шикиной, дальномерщицы 7-й батареи 767-го ЗАП.

Из пожелания Маши Родионовой, комсорга управления дивизиона,

младшему сержанту Зине Богатиковой: “Зина! Вспомни эти дни, наши

трудности. Они принесли в твою жизнь много нового, обогатили опытом.

Пусть, как мираж, в твоей памяти проносятся иногда дни Отечественной

войны. Вспомни родные Батраки, наш путь от Волги до Вислы, наши беседы

и шутки. Пусть всё прошлое станет дорогим. Сегодня ты оставляешь нас,

едешь к новым людям. Желаю тебе найти в них таких же друзей, как и ты.

Будь счастлива, не забывай сержанта”.

В 1985 году к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-

1945 годов в городе Октябрьск (в прошлом рабочий поселок Батраки)

зенитчицами 767-го зенитно-артиллерийского полка высажена березовая

аллея (Рисунки 5-6).

Рисунок 5 –Березовая аллея зенитчицам в г. о. Октябрьск (1)

Рисунок 6 - Березовая аллея зенитчицам в г. о. Октябрьск (2)

8 мая 2017 года на березовой аллее было открытие памятной

стелы зенитчицам

767-го

зенитно-артиллерийского

полка,

охранявших

Александровский железнодорожный мост в годы Великой отечественной

войны.

Центральная

скульптура

мемориального

комплекса

представлена

птицей, сидящей на символическом мосте, под которым висят колокола.

Рисунок 7 - Центральная скульптура мемориального комплекса,

установленного в г. Октябрьск

Чуть позднее в 1989 году одной из зенитчиц полка С.М.Печниковой

(Шикиной) создана рукописная книга из воспоминаний однополчан 767-го

зенитного полка и название ей дано "ПАМЯТЬ СЕРДЦА".

Небольшой отрывок из книги:

«…Поезд прибыл на станцию Батраки. Девушкам объяснили, что они

поступают в распоряжение 767 зенитно-артиллерийского полка и будут

охранять от налетов немецкой авиации мост через Волгу.Приняли военную

присягу. Маму сразу определили в подразделение связи, где она получила

уже углубленные знания сначала как телефонистка, а потом и как радистка.

Девушек обучали стрельбе из зенитных установок, а также учили стрелять из

винтовки, нести службу по охране моста. Жили в землянках. На условия не

жаловались. Охрана моста была делом не простым, особенно зимой. Мама

рассказывала, что пока стояли на посту, временами промерзали до костей.

Она хоть была небольшого роста, но несла службу как все. Очень метко

стреляла из винтовки и ее даже рекомендовали к службе в качестве снайпера

на передовой. Но не довелось.

Молодым девушкам выдавали грубое нижнее белье, на котором в

свободное время они вышивали цветы. Ничего не поделаешь – женщины они

и на войне женщины... Среди ее сослуживцев были девушки из Ульяновской

области. Они быстро сдружились и поддерживали отношения и после войны.

О том налете, когда немецкие самолеты не смогли сбросить бомбы на мост,

она тоже рассказывала.Покидать место службы не разрешалось никому.

Никаких побывок.

В 1943 году некоторым родственникам, которые жили недалеко,

разрешили навестить служащих. Приехала на несколько часов и мама Даши.

Местные

фотографы

сделали

маленькое

памятное

фото.

Может быть, если посмотреть со стороны, служба по охране моста выглядела

совсем не героически, но если принять во внимание, что женщинам служить

в полевых условиях куда тяжелее, чем мужчинам, то становится понятным,

какие лишения приходилось выносить совсем еще молодым девчонкам. По

нашим понятиям еще детям…»

Создана эта рукопись с целью сохранить историю для внуков и

правнуков.

Сегодня нам, жителям малого города Самарской области Октябрьска-

на-Волге, важно сохранить важные факты самобытной истории родных мест,

чтобы каждый житель малого города и ребенок, и взрослый знал кем и чем

ему гордиться на своей малой Родине (Рисунок 8).

Рисунок 8 – Александровский мост через р. Волга в г. Октябрьск

Таким образом, Александровский железнодорожный мост через р.

Волга - действующее мостовое сооружение стратегического назначения,

стратегически важная артерия, соединяющая правый и левый берега великой

русской реки, ставшая для жителей города Октябрьска и Губернии объектом

патриотизма.