"Музей-хранитель традиций колледжа как фактор патриотического воспитания студентов"

Автор: Литвинова Наталья Анатольевна
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: ГБПОУ "Поволжский государственный колледж"
Населённый пункт: город Самара, Самарская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Музей-хранитель традиций колледжа как фактор патриотического воспитания студентов"
Дата публикации: 12.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Литвинова Н.А., Тюхтенёва Н.Е.
Музей-хранитель традиций колледжа как фактор патриотического

воспитания студентов
Посвящается Н.Г. Постниковой Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества Академик Д. С. Лихачев Ключевые слова: музей, патриотизм, традиции.

Значимость данной темы объясняется важностью возрождения, развития духовно- нравственных ценностей, необходимостью формирования высоких моральных этических качеств студентов, а так же подготовкой молодежи к участию в развитии гражданского общества и российской государственности. Слово « музей» имеет греческое и латинское происхождение. В дословном переводе обозначает «храм». Музей выполняет целый ряд функций: образовательно- воспитательную, исследовательскую, коммуникативную, профориентационную, охранную и т. д. Музей способствует организации образовательного пространства, в центре которого находятся сотворчество, саморазвитие и самореализация студентов и преподавателей. Музей обладает огромным образовательно- воспитательном потенциалом, эффективное использование которого для воспитания молодежи в духе патриотизма, гражданского самосознания - его важнейшая задача. Чаще всего музей, как форма образовательной и воспитательной работы, создаются по инициативе преподавателей, студентов, выпускников учебного заведения. Примером студенческой инициативы является историко-краеведческий музей ГБПОУ «Поволжского государственного колледжа». Он существует с 1972 г. В основе его создания - долгий, упорный, кропотливый труд поисковых групп студентов, изучавших историю родного края, историю Железной дивизии. Работа по сбору материала для музея начата еще в 1969 г. под руководством преподавателя Н. Г. Постниковой и продолжается до сих пор. Все началось с вопроса студентов о судьбе Г.Д.Гая. Так было положено начало долгого поиска. Студенты- активисты музея с помощью сотрудников областного музея краеведения нашли ветеранов Железной дивизии имени Г. Д. Гая: П.С.Зинченко, Ф.С.Матяшина, Ф.Л.Васильченко,
И.Ф.Крайнова, К.М.Павлова. Были тщательно записаны их воспоминания. Оформлены и отправлены запросы в архивы разных музеев страны. Поисковые отряды выезжали в районы боевых действий дивизии. Организаторы музея изучили горы литературы. Шаг за шагом раскрывалась судьба людей необычайно интересных, храбрых, талантливых. Это и было начало большого пути. Обозначив на карте места боев прославленной дивизии, студенты мечтали посетить те города, чьи имена были связаны с Железной дивизией. Накануне 30-летия Победы в Великой Отечественной Войне (1975), члены советы музея побывали в Белоруссии, в городе Лида, в районе которого Железная дивизия с боями выходила из окружения. Много братских могил и памятников воинам встретились им на пути. Обнаружив три безымянных могилы, студенты благоустроили их. На местах кровопролитных боев найдены священные реликвии: пробитые каски, покореженное оружие, пулеметные ленты, гильзы. Жители села Жемыславль подарили ребятам именные капсулы, снятые с погибших солдат. Вернувшись из экспедиции, студенты, преподаватели начали работу по созданию новых экспозиций. Железная дивизия прошла длинный славный путь. Получив свое рождение в годы гражданской войны, дивизия получила следующее боевое крещение в годы Великой Отечественной. Она сражалась на Калининском фронте, участвовала в разгроме гитлеровцев под Сталинградом, освобождала Украину и закончила войну в 100 км от Праги. Военным страницам дивизии посвящен отдельный зал музея. Создание в подвале учебного корпуса блиндажа и диорамы, изображающей подвиг бойца дивизии В.Майборского, который повторил подвиг А.Матросова, но чудом остался жив, стало серьезным экзаменом студентов на гражданскую зрелость. Герой этих событий В.П.Майборский побывал в музее и оставил для экспозиции свою фронтовую гимнастерку, являющуюся реликвией музейного фонда. К 100-летнему юбилею Г.Д.Гая была проведена широкомасштабная экспедиция по городам, пострадавшим в ходе Гражданской и Великой Отечественной войн. Поисковые отряды посетили Ульяновск, Сызрань, Инзу, те города, которые освобождала Железная дивизия в ходе Гражданской войны. Поисковые экспедиции побывали в Ереване, Тбилиси, Баку. Участники экспедиции работали в музеях, архивов, встречались с интересными людьми, с краеведами. Из поездок ребята привезли много новых экспонатов, в том числе землю из городов – героев и мест сражения Железной дивизии: Одессы, Москвы, Керчи, Севастополя и других. Земля была заложена в колбы и установлена в зале Боевой славы . Работа в нем идет под девизом
«Никто не забыт, ничто не забыто». Всего по музею (с учетом комнаты фондов) находится около 4500 единиц экспонатов. Музей Боевой славы колледжа является центром работы по военно-патриотическому воспитанию молодежи с 1972 года. Приказом от 1975 г., 1980 г., 1984 г., 1985 г. музею присвоено звание «Народный» с вручением свидетельств. Имеются дипломы, почетные грамоты, благодарности, трижды музей награждался дипломами и вымпелами комитета ветеранов труда. Музей награжден значками 65 армии и 24 Железной дивизии. Музей, являясь частью открытого образовательного пространства, выступает координатором военно- патриотической деятельности колледжа. В настоящее время в музее проводятся Уроки Мужества, классные часы, факультативные занятия по краеведению, истории Самарского края, встречи с ветеранами войны и труда, с выпускниками колледжа. Студенты выступают с докладами, рефератами, оформляют альбомы, стенгазеты. Студентами организована работа по изучению военной истории Самарского края, созданию летописи колледжа. Регулярно проходят встречи с ветеранами Великой Отечественной Войны, военно-патриотические акции, тематические конференции, посвященные военной тематике и родному краю. Музей ведет активную просветительскую работу, организует Дни Открытых Дверей. На материалах экспозиций музея рассказывается о героическом прошлом Самарского края, воспитывается чувство гордости за свою малую и большую Родину. При проведении экскурсии с учащимися учреждений начального профессионального образования учитывается направленность их профессиональных интересов. Музей колледжа посещают учащиеся различных школ города Самары и области. В работе музея используются разнообразные формы работы. Одним из примеров является подготовка и проведение музейного праздника «Народов дружная семья». Данная форма наиболее удачна с точки зрения эмоционально-практического приобщения молодежи к историческим святыням Отечества, а также непосредственно связана с образовательным процессом. Важным фактором жизни музея является самостоятельность и творческая инициатива студентов, полностью раскрывающаяся в ходе таких мероприятий. Целями и задачами музейного праздника были: - формирование представлений о культурных традициях и особенностях народов Поволжья; - воспитание бережного отношения к культуре, истории разных народов;
- развитие гражданских качеств студентов, патриотического отношения к «малой родине»; - формирование толерантности к культурам различных этнических общностей. В ходе мероприятия студенты продемонстрировали национальные костюмы , познакомили гостей с историей и традициями народов Поволжья. Кроме того были приготовлены национальные блюда и проведена их презентация (рассказ о блюде, форма его подачи). Музейный праздник никого не оставил равнодушным: приглашенные гости становились его активными участниками. В практику просветительной деятельности музея колледжа вошли формы работы, способствующие воспитанию гражданственности. К числу значимых проблем, решаемых при помощи музея, относятся активизация различных процессов формирования личности студента- развитие его творческих способностей, выработке активной жизненной позиции. Сформировать и развить структурные компоненты патриотизма помогают Круглые столы по проблемным вопросам. С использованием материалов музея был проведен круглый стол « Моя Родина- Россия». Целями данного мероприятия были: - воспитание чувства национальной гордости за Отечество; - выработка активной гражданской позиции, толерантного отношения друг к другу; - патриотическое воспитание молодежи. Студентами обсуждались вопросы о роли молодого человека в истории своей страны, преемственности поколений, исторической идентичности, путях решения современной молодежной политики. Участниками круглого стола стали студенты разных отделений и специальностей. В ходе мероприятия студенты получили возможность « примерить» на себя разные социальные роли, продемонстрировать свою точку зрения, видение современной истории. На базе музея в рамках традиционной недели предмета социально-гуманитарных дисциплин была проведена театрализованная экскурсия «Музейный калейдоскоп». Экскурсия создана по традиционной модели путешествия. Она представляла собой прогулку по Самарскому краю на «машине времени» с остановками в различных эпохах истории человечества. Основой послужили экспозиции музея колледжа, которые позволили сформировать целостный образ родного края. Экскурсия предполагала 5 игровых площадок, где развернулись театрализованные действия. Особенность заключалась в том, что наряду с экскурсоводами, сопровождающими группу гостей, в музейных залах работали актеры- студенты, танцевальная и вокальная группы, которые
воссоздавали сцены из жизни Самары и заставляли зрителей окунуться в исторические эпохи, прожить их. Музей колледжа является хранителем и носителем историко-патриотического наследия. Ни для кого не секрет, что приоритеты современного общества расставлены, увы. Не в пользу духовно- нравственных ценностей. В этих условиях особую важность приобретает работа краеведческих кружков. На базе ГБПОУ «ПГК» работает краеведческий кружок под руководством зав. музеем Н.Е. Тюхтенёвой. Здесь студенты являются главными действующими лицами. Руководителю отводиться роль координатора студенческих идей. При музее действует школа юного экскурсовода, в которой юные краеведы изучают историю родного края, учатся работать с архивными материалами, организуют тематические встречи с ветеранами войн, профтехобразования, выпускниками. Результаты музейной работы регулярно представляются на областных, городских, всероссийских научно-практических конференциях, смотрах, конкурсах. Традиционным стало участие студентов- краеведов в профильных музейных сменах, которые позволяют повысить свою квалификацию, помогают оглянуться на старое, уже сделанное, чтобы увидеть перспективы своего роста, обогатиться новыми творческими идеями. Оценка деятельности работы студентов, преподавателей, принимающих участие в жизни музея, находит свое отражение в Книге отзывов. Кроме того, работа историко- краеведческого музея колледжа отражена в СМИ (публикации в областных газетах, газете колледжа, телеканал «ГИС-Самара», «Инструкция по применению» - ТНТ- Самара). Результаты работы музея отмечены дипломами, грамотами. Музей награжден Дипломом I степени за участие в региональном конкурсе образовательных учреждений города Самары и Самарской области «Крылья успеха 2009», «Крылья успеха 2010» в номинации «Хранители истории родного края». Музей имеет сертификат за участие в Международном фестивале народного творчества среди ССУЗов Самарской области «Мы на Волге живем» в номинации «Миротворчество». По результатам областного конкурса, посвященного 70-летию Великой Победы, музей удостоен диплома 2 степени. Таким образом, многолетняя работа музея колледжа свидетельствует о преемственности традиций учебного заведения, их транслирование молодежи. Своими основными задачами мы считаем воспитание патриотического сознания молодежи, сохранение и приумножение пропаганды материалов по истории учебного заведения, родного края, их месте в истории нашей страны. Огромный образовательно-
воспитательный потенциал музея является хорошей базой для такой работы. Музей - это живой организм, находящийся в постоянном развитии. Список литературы: 1. Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. М., 1980. 2. Методика историко- краеведческой работы в школе. Под ред. Н. С. Борисова .М., 1982. 3. Князев Е. А. Анатомия истории. Родная старина.- М,1996.4. 4. Основы музееведения. –М., 2007. 5. Туманов Е. Е. Школьный музей. М. , 2002. 6. Родин А. Ф. , Соколовский Ю. Е. Экскурсионные работы по истории. М., 1974. 7. Шляхтина Л. М. Основы музейного дела. М , 2005. 8. Храмков Л. В. Введение в краеведение. Самара, 2003.