Напоминание

Сказка- как инструмент повышения функциональной грамотности и результативности патриотического воспитания

Автор: Бачьев Василий Афанасьевич
Должность: заведующий библиотеки-филиала №8
Учебное заведение: МКУ "Усть-Майская МЦБС"
Населённый пункт: село Эжанцы Усть-Майский улус Республика Саха Якутия
Наименование материала: Статья.
Тема: Сказка- как инструмент повышения функциональной грамотности и результативности патриотического воспитания







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Сказка – как инструмент повышения функциональной грамотности и

результативности патриотического воспитания детей.

Функциональная грамотность – это умение использовать полученные

знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях жизни. Ребенок

должен с детства научиться самостоятельно добывать новые знания, их

переработку, осмысление, всесторонний анализ и применять эти знания в

новой

ситуации.

Основой

функциональной

грамотности

и

духовно-

нравственного воспитания является устное творчество детей. Наиболее

подходящим

средством

для

развития

устного

творчества

детей

и

результативности патриотического воспитания можно выделить

сказки.

Нужны ли сказки современным детям?

Вопрос риторический, но по сущности философский, затрагивает

актуальную

проблему

современности

проблему

формирования

фундаментальных навыков мотивированной деятельности

и воспитания

детей. Одни родители спросят: «Воспитание детей – при чем тут сказки?», а

другие скажут: «Мы постоянно читаем сказки детям, и что – воспитываем?».

Прежде всего мы, взрослые, сами должны познать сущность сказки.

Только тогда мы сумеем использовать величайшую воспитательную и

образовательную силу духовного наследия наших предков.

Давайте сначала разберемся, что такое сказка.

Сказка- один из жанров фольклора, либо литературы. Сказка фольклорная

-эпический

жанр

письменного

и

устного

народного

творчества.

К

фольклорным сказкам относятся все народные сказки, такие как «Колобок»,

«Сивка-бурка», «Сказка о серебряном блюдечке» и т.д. Сказка литературная

– эпический жанр, ориентированное на вымысел произведение, тесно

связанное к конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной

форме. К таким сказкам относятся сказки А.С. Пушкина, «Чиполлино»

Джанни Родари, «Незнайка» Николая Носова, повесть-сказка «Гарри Поттер

и философский камень» Джоан Роулинг.

А теперь обратимся ко времени сочинения сказок:

- народные сказки появились в 16-17 веках;

- литературные сказки берут начало в 18 веке. Здесь следует отметить, что

наиболее известные сказки написаны в периоды социального бедствия

народа (сказки А.С. Пушкина в царское время, «Чиполлино» Джанни Родари

охватывает период голода в Италии в послевоенное время 1945-1950 годов,

«Гарри Поттер и философский камень» Джоан Роулинг жизнь бедноты в

США в ХХ веке).

Из обзора сюжетов сказок выстроим краткое обобщение:

- основная сюжетная линия сказок – построение сытой и богатой жизни для

народа;

- в сказках главные герои являются истинными сеятелями добра (помогают

попавшим в беду, отпускают зверей и птиц, к врагам относятся со

снисхождением и т.д.);

- выходцы из бедноты становятся добрыми правителями;

- мечта о сытной жизни материализуется «скатертью-самобранкой»;

- сказки пронизаны духом любви к родине, к людям.

Таким образом, можно сделать выводы – сюжетную основу народных

сказок составляет социальная сторона жизни народа в определенном отрезке

времени, положительные персонажи сказок являются носителями духовно-

нравственного потенциала народа, а сами сказки выступают в роли мощных

воспитательных средств.

Дорогие друзья, вооружившись знаниями о происхождении и сущности

сказок, попробуем разобраться о роли родителей в образовании и воспитании

ребенка.

Все развитие ребенка дошкольного возраста обусловлено общением с

близкими взрослыми. В отечественной психологии развитие рассматривается

как присвоение ребенком знаний и опыта, накопленного человечеством, где

носителем этого опыта на первых порах выступает взрослый человек.

Чрезвычайно высокий темп психического, личностного и физического

развития в этот период позволяет ребенку в кратчайшие сроки пройти путь

от беспомощного существа до человека, владеющего всеми основными

началами человеческой культуры. Ребенок должен идти по этому пути не в

одиночестве, рядом с ним постоянно должны находиться взрослые, родители.

Многие педагоги и психологи утверждают, что ребенок психологически и

личностно формируется уже к 5-6 годам, а затем в воспитательный процесс

вступает другое понятие – корректировка.

Из вышеизложенного мы выяснили, что для воспитания основных

человеческих качеств ребенка, нам отводится промежуток времени от

рождения до 5-6 лет. Далее начинается трудная и болезненная деятельность

родителей по коррекции ошибок, допущенных в период воспитания. Русская

пословица: «Что посеешь, то и пожнешь!» очень четко и философски

раскрывает

характеристику

воспитательной

работы

семьи

в

этот

ответственный промежуток времени.

Следующий наш шаг, попробуем разобраться в негативных тенденциях в

воспитательном процессе:

- в последнее время все чаще у детей дошкольного возраста возникают

проблемы с произношением отдельных звуков. Из десяти детей двое- трое

имеют отклонения в произношении. Откуда возникают эти проблемы?

Большинство специалистов утверждают, что эти проблемы возникают в

результате

применения

родителями

при

разговоре

с

ребенком

уменьшительно-ласкательных

слов

и

копирования

детьми

речи

из

мультфильмов, а также слабого контроля над произношением ребенка со

стороны родителей;

- в последнее время отмечается скудность словарного запаса детей, в

катастрофическом положении оказалось устное творчество, проблемным

становится

составление

рассказа,

пересказ

содержания

услышанного.

Воображение,

фантазия

у

детей

развиваются

слабо

и

находятся

в

ограниченном пространстве компьютерных игр и мультиков. В организации

досуга детей преобладает обывательское пользовательское отношение ко

всему (смартфоны, планшеты и т.д.), которая ограничивает творческую

деятельность;

- с малых лет детям прививается культ насилия и жестокости, кумирами

детей становятся жестокие, кровожадные герои фильмов и компьютерных

игр. Законы волчьей стаи, где выживают только сильнейшие, внедряются в

сознаниях детей. Вот откуда жестокость, насилие во взрослой жизни;

- в современных сказках отсутствует культ труда и культ Человека труда.

Рекламируется жизнь задарма, которая функционирует по принципу: «Кто не

работает – тот ест!».

Вот, разложив по полочкам все наши знания о сказке и о проблемах

воспитания детей, мы подошли к самому главному вопросу – в чем

заключается воспитательная и образовательная сила сказки.

Сила первая. Сказка обогащает словарный запас детей, помогает правильно

строить предложения, учит понимать содержание текстов, развивает память,

умение слушать и самое главное - формирует коммуникативные способности

и правильную рефлексию.

Сила вторая. Духовно-нравственное составляющее сказки воспитывает в

детях доброту, отзывчивость, любовь к людям и родине. Сказочные

богатыри, стоящие на страже мира и земли, являются примером для

воспитания патриотических чувств у детей.

Сила третья. Сказки пронизаны духом социальной справедливости, победы

добра над злом. В сказках труд облагораживает людей, выступает средством

достижения благополучия народа.

Сила четвертая. Сказка помогает развитию воображения и фантазии детей,

развивает лексико-грамматическое оформление высказывания, повышает

уровень связности устной речи, готовит пропагандиста духовного наследия

народа.

Раньше мы думали, что читать или рассказывать сказки детям дело

второстепенное. Теперь мы знаем, что это самый главный и важный

инструмент духовно-нравственного, психологического воспитания детей,

беспроигрышное средство развития речи, воображения, развития устного

творчества, памяти и самое главное – навыков применения полученных

знаний в практике.

Как же нам организовать эту деятельность?

Конечно, открывать заново Америку не будем, но постараемся детям

организовать МИР сказок желанным, волшебным…

Самым простым и практичным способом этой деятельности является

организация семейных вечеров сказок. Периодичность выбирайте вы сами,

но не менее 2 – 3 раз в неделю. Для этих вечеров нужно создать условия.

Первое условие. Нужно создать комфортный психологический и бытовой

климат

в

детской

комнате.

Пользуйтесь

различными

атрибутами,

освещением – одним словом фантазируйте. Обязательно в эту творческую

деятельность включите своего ребенка – пусть творит и фантазирует.

Второе условие. В зависимости от предпочтений ребенка определите

тематику сказок, постарайтесь удовлетворить его запрос.

Третье условие.

В первое время, в отсутствие детей, потренируйтесь в

выразительном чтении или рассказе, повышайте уровень артистизма. Всегда

говорите

четко,

внятно,

выразительно,

старайтесь

меньше

говорить

уменьшительно-ласкательные

слова.

Повторяйте

с

ребенком

труднопроизносимые слова со звуками Р, Л, Д, Ж, Ц, К, Т.

Четвертое

условие.

Путем

наблюдений

постарайтесь

установить

промежуток времени, при котором ребенок активно слушает и реагирует. В

дальнейшем этот отрезок времени сделайте опорным при проведении

вечеров сказки.

Пятое условие. Всегда старайтесь подчеркивать лучшие поступки сказочных

героев, доброту, отзывчивость, трудолюбие, любовь к людям и родине.

При правильной организации вечеров сказки у ребенка формируется и

развивается устное творчество – столь необходимое умение в обучении и во

взрослой жизни. Устное творчество – это правильная связная речь, богатый

словарный запас, умение доводить до слушателя свои мысли, умение

слушать и искать новое. Если у ребенка развито устное творчество, то смело

можно говорить о хорошо развитом воображении и памяти. Помните, через

духовную силу сказки, вы без нотаций и громких слов воспитываете у детей

позитивные человеческие качества, которых так не хватает в наше время.

Что же для этого сделать? Все это очень просто и не отнимет у вас

много времени!

Первым делом нужно разбудить интерес ребенка к сказкам. Для

реализации этой цели в первое время надо рассказывать или читать

несложные сказки, узнать любимую тематику сказок и определить время

активного реагирования ребенка. Продолжительность этой деятельности

зависит от подготовленности ребенка.

Затем приступаете к использованию эффективной современной методики –

сторителлинг. Принцип работы методики заключается в использовании

ключевых сюжетов сказки для формирования и развития воображения,

памяти и устного творчества. После чтения или рассказа, вы, совместно с

ребенком, выбираете наиболее понравившийся сюжет и на основе этого

сюжета придумываете свою сказку. В первое время помогайте ребенку

сочинять, затем давайте ему самостоятельность. Со временем попробуйте

давать ему «домашнее задание» - к следующему разу придумать свою

авторскую сказку или рассказ по данному сюжету. Старайтесь всегда

следить за чистотой речи, произношения, связности речи, поправляйте

ошибки, радуйтесь и сопереживайте вместе с ним, вместе придумайте и

рисуйте иллюстрации к сочинениям.

Увеличение объема и сложности сочинений ребенка определите по мере

освоения

им

приемов

устного

творчества,

правильности

построения

предложений и смыслового содержания сочинений.

Постарайтесь по этой методике систематически заниматься с детьми до 7

лет.

Помните, вам для формирования основных психологических качеств и

навыков ребенка отводится время от 1 до 5-6 лет. За этот период времени

постарайтесь не делать из смартфонов и телевизоров воспитателей своих

детей! Читайте и любите сказки – источники добра и народной мудрости.

Желаю Вам успехов в этой многогранной заботе о будущем своих детей и

всегда помните философскую сущность народной мудрости: «Что посеешь –

то и пожнешь!».