Автор: Дмитриева Вера Михайловна
Должность: заведующий отделением социальной реабилитации
Учебное заведение: ГКУСО "Невинномысский СРЦН "Гавань"
Населённый пункт: город Невинномысск
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Тематическая неделя, как форма организации работы в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних"
Консультация для педагогов «Тематическая неделя, как форма
организации работы в социально-реабилитационном центре для
несовершеннолетних»
Обеспечение
каждому
ребёнку
необходимых
условий
для
социализации и формирования полноценной личности, требует внедрения в
практику
работы
социальных
учреждений
для
несовершеннолетних,
комплекса мер, направленных на решение данных задач.
Интересные формы работы с детьми способствуют наилучшему
взаимодействию между всеми субъектами педагогического процесса. Одной
из таких форм работы является «тематическая неделя». Основная цель
проведения
тематических
недель
–
это
систематизация,
углубление,
обобщение знаний воспитанников по определённой теме. Сущностью
тематической недели является то, что ядром воспитательного процесса
становится событие.
Тема недели позволяет объединить все виды детской деятельности,
сделать их интересными, максимально полезными для воспитанников.
Мероприятия, проводимые во время тематической недели, способствуют
развитию
творческого
взаимодействия
между
детьми
разных
групп,
воспитателями, специалистами центра. Они могут иметь разные формы
проведения: игры – путешествия, экспериментирования, познавательные
занятия, наблюдения, экскурсии, мастер – классы, квесты и др. Данные
мероприятия преследуют несколько задач одновременно.
Во-первых, решается познавательная задача: в зависимости от темы
недели, мероприятия включают в себя новый материал (в соответствии с
воспитательной программой и с учетом всех возрастных групп учреждения),
который
рассматривается
несколько
в
другом
аспекте,
чем
на
реабилитационных
занятиях,
что
способствует
наилучшему
усвоению
материала.
Во-вторых,
раскрывается
социальный
аспект
педагогического
процесса,
это:
взаимодействие
детей
разных
возрастов,
привлечение
специалистов
не
только
как
зрителей,
но,
прежде
всего,
как
непосредственных участников.
Весь ход тематической недели планируется заранее. Четкий план позволяет
избежать
перегрузки
детей,
а
также
накладок
с
задействованными
специалистами. Педагоги планируют основные мероприятия, а специалисты
подключаются к их подготовке и проведению.
Решению задач тематической недели так же способствует насыщенная
предметно-развивающая
среда,
которая
предполагает
периодическую
сменяемость
игрового
материла,
появление
новых
предметов,
стимулирующих запланированную взрослым деятельность. Организованная
предметно-развивающая среда строится с ориентацией на «зону ближайшего
развития» каждого ребёнка и предоставляет детям возможность выбирать не
только деятельность, но и содержание, и уровень сложности игр, заданий.
Все материалы, размещённые в центрах активности, открыты и доступны
детям.
Таким
образом,
включение
в
воспитательную
деятельность
тематических недель помогают поддержать мотивацию детей к получению
знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в группе,
установлению доброжелательной атмосферы.
Тематическая
неделя
должна
закончиться
итогом.
Итоговое
мероприятие должно отразить всё содержание тематической недели.
В результате может быть создана методическая копилка наиболее
интересных и успешных итоговых мероприятий тематических недель по всем
возрастным группам.
С помощью тематических дней воспитатель сможет планировать интересную
и содержательную
работу
с детьми,
решать
различные
воспитательные,
развивающие задачи. Когда ребенок участвует
в тематическом дне, у него
развивается познавательная мотивация и увлеченность, он начинает следовать
культурным нормам — в том числе правилам взаимодействия с другими людьми.
Правильный отбор тематической информации способствует её лучшему
усвоению
воспитанниками,
появлению
многочисленных
возможностей
для
развития их понятийного мышления, основных навыков, экспериментирования
и игры.
Во время тематических дней воспитатели должны проявлять творчество,
учитывать
уровень
знаний
и умений
детей
своей
группы,
придумывать
сюрпризные моменты, элементы включения дошкольников в игры и занятия.
При организации разных видов детской деятельности, объединенных одной
темой, роль воспитателя становится свободной, партнерской: вместе играем, ищем
ответы
на вопросы,
занимаемся
творчеством.
Включенность
воспитателя
в деятельность наравне с детьми делает процесс эмоционально насыщенным
и результативным.
Данные мероприятия преследуют несколько задач одновременно.
Во-первых, решается познавательная задача: в зависимости от темы недели,
мероприятия включают в себя новый материал, в соответствии с образовательной
программой и с учетом всех возрастных групп ДОУ, который рассматривается
несколько в другом аспекте, чем на занятиях, что способствует наилучшему
усвоению материала.
Во-вторых, раскрывается социальный аспект педагогического процесса, это:
взаимодействие детей разных возрастов, привлечение родителей не только как
зрителей, но, прежде всего, как непосредственных участников. Ну и, конечно же,
силами
взрослых
и детей,
решается
задача
художественно-эстетического
направления, которая является приоритетом ДОУ.
Игра занимает в тематическом дне особое место. Воспитатель должен
создать
условия,
чтобы
заинтересовать
детей
различными
видами
игр,
сформировать
у них
игровые
умения.
Игра
во время
тематического
дня —
свободная
самостоятельная
деятельность
дошкольников.
При
этом
нужно
продумать, как реализовать большую часть ее содержания.
Важно
правильно
оснастить
предметно-развивающую
среду
в группах
в соответствии
с темой
дня.
Согласно
ФГОС
ДО развивающая
предметно-
пространственная
среда
должна
обеспечивать
максимальную
реализацию
образовательного
потенциала
пространства
группы
и быть
содержательно-
насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной
и безопасной.
Пособие адресовано воспитателям дошкольных образовательных организаций.