РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "Правовое обеспечение профессиональной деятельности"
Автор: Миколенко Лариса Геннадьевна Должность: преподаватель
Учебное заведение: Сургутский медицинский колледж
Населённый пункт: город Сургут
Наименование материала: учебная программа
Тема: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "Правовое обеспечение профессиональной деятельности"
БУ «Сургутский
медицинский колледж»
Департамент образования и молодежной политики
Ханты – Мансийского автономного округа - Югры
Бюджетное учреждение
профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«СУРГУТСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО Зам. директора по УР
Протокол № ____ _______И.А. Ситникова
«___»__________20___г. «___»___________ 20__г
Регистрационный
номер _________
от _____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
Специальность
34.02.01 «Сестринское дело»
очно-заочная (вечерняя) форма обучения
Сургут, 2015г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС)
по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО)
060501 Сестринское дело (базовая подготовка)
Организация-разработчик: бюджетное учреждение среднего
профессионального образования Ханты-Мансийского округа – Югры
«Сургутский медицинский колледж».
Разработчик:
Миколенко Лариса Геннадьевна, преподаватель
2
СОДЕРЖАНИЕ
стр
4
6
11
12
3
1.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
« Правовое обеспечение профессиональной деятельности »
1.1.
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы, составленной в соответствии
с ФГОС по специальности 34.02.01 Сестринское дело
1.2.
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: профессиональный цикл
1.3.
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам
основания учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
1.
Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
2.
Принимать решения в стандартных и не стандартных ситуациях, нести за
них ответственность.
3.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач,
а также для своего профессионального развития.
4.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководителями, потребителями.
5.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, планировать повышение
квалификации.
6.
Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям
народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
7.
Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к
природе, обществу, человеку.
8.
Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда,
производственной санитарии, инфекционной и противопожарной
безопасности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
1.
Основные категории и понятия права.
2.
Права свободы и обязанности гражданина РФ.
3.
Права гражданина и отдельных групп населения в области охраны
здоровья.
4.
Порядок приема на работу.
5.
Права и обязанности медицинского работника на рабочем месте.
6.
Права и обязанности работодателя.
7.
Права и обязанности субъектов медицинского страхования.
4
8.
Условия наступления и виды уголовной ответственности в
профессиональной деятельности.
1.4.
Количество часов на освоение рабочей программы учебной
дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающихся – 54 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 30 часов,
самостоятельная работа обучающегося 24 часа.
5
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины в виде учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
54
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
30
в том числе практические занятия
12
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
24
в том числе:
составление схем, таблиц, планов конспектов,
12
написание рефератов,
8
изучение дополнительной литературы
4
Итоговая аттестация в форме зачета
6
2.2.
Тематический план и содержание учебной дисциплины
« Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
Наименование разделов и
тем
Содержание учебного материала,
самостоятельная работа студентов
Объем
часов
уровень
усвоения
1
2
3
4
Раздел 1. Становление
законодательства в области
медицины в РФ.
6
Тема 1.1 . Развитие
российских законов о
здравоохранении с древности
до наших дней.
Содержание учебного материала
2
1
2
3
Законы о здравоохранении в древнем мире.
Виды организаций здравоохранения. Понятие о нормативных правовых актах,
регулирующих сферу здравоохранения.
Роль медицинского права в системе законодательства РФ.
2
Практическое занятие:
1.
Решение ситуационных задач
2.
Семинарское занятие по разделу
2
Самостоятельная работа студентов: составить терминологический словарь.
4
Раздел 2. Система
подготовки средних
медработников
6
Тема 2.1 . Принципы
подготовки дипломированных
специалистов со средним мед.
образованием в РФ
Содержание учебного материала
2
4
1
2
Понятие о среднем медицинском образовании в РФ. Последипломное
образование.
Сертификация специалистов. Аттестация средних медицинских работников.
2
Самостоятельная работа: написать реферат по предложенному перечню
Раздел 3. Права,
обязанности и
ответственность ЛПУ и
медработников при
оказании медицинских
20
7
услуг
Тема 3.1 . Права и
обязанности пациентов,
медицинских работников и
ЛПУ
Содержание учебного материала
2
1
2
3
4
Права пациентов.
Понятия трудового права. Понятия, стороны и содержание трудового договора.
Испытательный срок. Перевод на другую работу.
Основания и порядок прекращения трудового договора. Ответственность мед
работников.
2
Тема 3.2 . Рабочее время.
Охрана труда.
Содержание учебного материала
2
1
2
3
4
5
Нормальная, сокращенная продолжительность рабочего времени. Неполное
время и ненормированное.
Сверхурочные работы. Компенсационные и стимулирующие выплаты (доплаты и
надбавки). Совмещение и совместительство в здравоохранении.
Мероприятия по охране труда.
Несчастный случай на производстве. «Аварийные» ситуации на рабочем месте.
2
Тема 3.3 .Основы
законодательства в
обеспечении соц.защиты
населения
Содержание учебного материала
2
1
2
Принципы социального страхования
Система пенсионного обеспечения граждан. Социальная защита инвалидов.
2
Тема 3.4 . Медицинское
страхование в РФ
Содержание учебного материала
2
1
2
Понятие об ОМС и ДМС. История мед.страхования в РФ.
Правовые основы мед.страхования в Росии.
Финансирование системы ОМС
2
Практические занятия:
1.
Решение ситуационных задач.
2.
Семинарское занятие.
Самостоятельная работа обучающихся:
1.
Подготовить презентацию по предложенной тематике.
2.
Написать реферат: «Совмещение, совместительство и сверхурочные работы в
профессиональной деятельности медицинских работников», «Система
обязательного и добровольного страхования. Основные положения»
2
Раздел 4. Основы охраны
здоровья граждан РФ
16
8
Тема 4.1 . Общие положения
основ охраны
здравоохранения граждан РФ
Содержание учебного материала
2
1
Права граждан и отдельных групп населения в области охраны здравоохранения.
2
Тема 4.2 . Экспертиза
временной
нетрудоспособности
Содержание учебного материала
2
1
2
Понятие экспертизы временной нетрудоспособности. Цели, задачи, порядок
проведения, сроки.
Деятельность ЭВН. Роль среднего медицинского работника в ЭВН.
2
Тема 4.3. Медико-социальная
экспертиза
Практическое занятие:
4
1.
Решение ситуационных задач.
2.
Семинарское занятие по разделу
4
Самостоятельная работа:
1.Написать реферат: «Реализация прав пациента в ЛПУ».
2.Раскрыть понятие медико-социальной экспертизы, цели, задачи.
3.Составить презентацию: «Порядок проведения медико-социальной экспертизы.
Переосвидетельствование»
2
Раздел 5. Особенности
правового регулирования в
отдельных видах
медицинской деятельности
6
Тема 5.1 Законодательные
основы отдельных видов
медицинской и
предпринимательской
деятельности
Содержание учебного материала
2
1
2
3
4
Правовые основы оказания психиатрической помощи. Правовое регулирование
деятельности целителей и экстрасенсов.
Правовые основы проведения трансплантации органов и тканей человека.
Эвтаназия.
Правовое регулирование репродуктивной деятельности.
Лицензирование медицинской деятельности.
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Составить презентацию: «Уголовная ответственность в профессиональной
деятельности медицинских работников»
3
9
Обязательная аудиторная учебная нагрузка:
в том числе практические занятия:
Самостоятельная работа обучающихся:
Всего
30
12
15
45
10
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обследованию
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
-
30 посадочных мест (по количеству обучающихся);
-
Рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
-
Компьютер с лицензионным программным обеспечением.
3.2.Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы.
Основные источники:
1.
В.И. Акопов, «Правовое регулирование профессиональной деятельности
медицинского персонала», Р-Д, «Феникс», 2015г
2.
Г.В.Бирлидис и соавторы, «Правовое обеспечение профессиональной
деятельности медицинских работников», - Р-Д, «Феникс», 2009
Дополнительные источники:
1.
Конституция РФ
2.
Трудовой кодекс РФ
3.
Закон «О медицинском страховании граждан РФ»
4.
Закон «Об охране здоровья граждан РФ»
11
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения семинарских
занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные
умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
1
2
Освоенные умения:
1. Понимать сущность и социальную
значимость будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
2. Принимать решения в
стандартных и нестандартных
ситуациях, нести за них
ответственность.
3. Осуществлять поиск и
использование информации,
необходимой для эффективного
выполнения возложенных на него
профессиональных задач, а также для
своего профессионального развития.
4. Работать в коллективе и команде,
эффективно общаться с коллегами,
руководителями, потребителями.
5. Самостоятельно определять задачи
профессионального и личностного
развития, заниматься
самообразованием, планировать
повышение квалификации.
6. Бережно относиться к
историческому наследию и
культурным традициям народа,
уважать социальные, культурные и
религиозные различия.
7. Быть готовым брать на себя
нравственные обязательства по
отношению к природе, обществу,
человеку.
8. Организовывать рабочее место с
соблюдением требований охраны
труда, производственной санитарии,
Текущий контроль:
- индивидуальные устные ответы;
- результаты тестирования;
- выполнение заданий по
сопоставлению основных правовых
категорий и понятий;
- решение ситуационных правовых
задач;
- защита рефератов;
- выполнение схем и таблиц;
12
инфекционной и противопожарной
безопасности.
Усвоенные знания:
1. Основные категории и понятия
права.
2. Права свободы и обязанности
гражданина РФ.
3. Права гражданина и отдельных
групп населения в области охраны
здоровья.
4. Порядок приема на работу.
5. Права и обязанности
медицинского работника на
рабочем месте.
6. Права и обязанности работодателя.
7. Права и обязанности субъектов.
8. Условия медицинского
страхования и виды уголовной
ответственности в
профессиональной деятельности.
Текущий контроль:
- определение разных
юридических понятий в форме
терминологического диктанта;
- индивидуальные устные ответы;
- результаты письменного опроса и
в форме тестирования;
- результаты выполнения
проблемных и логических заданий;
- результаты защиты рефератов
Итоговый контроль
В форме зачета
Разработчик:
БУ «Сургутский
медицинский
колледж»
преподаватель Миколенко Л.Г.
Эксперты:
___________________ ___________________ __________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
___________________ ___________________
_________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
13
14