РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "Правовое обеспечение профессиональной деятельности"

Автор: Миколенко Лариса Геннадьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Сургутский медицинский колледж
Населённый пункт: город Сургут
Наименование материала: учебная программа
Тема: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "Правовое обеспечение профессиональной деятельности"
Дата публикации: 12.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

БУ «Сургутский медицинский колледж»
Департамент образования и молодежной политики

Ханты – Мансийского автономного округа - Югры

Бюджетное учреждение

профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«СУРГУТСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО Зам. директора по УР Протокол № ____ _______И.А. Ситникова «___»__________20___г.
«___»___________
20__г Регистрационный номер _________ от _____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
Специальность 34.02.01 «Сестринское дело» очно-заочная (вечерняя) форма обучения Сургут, 2015г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 060501 Сестринское дело (базовая подготовка)
Организация-разработчик:
бюджетное учреждение среднего профессионального образования Ханты-Мансийского округа – Югры «Сургутский медицинский колледж».
Разработчик:
Миколенко Лариса Геннадьевна, преподаватель 2

СОДЕРЖАНИЕ

стр

4

6

11

12
3
1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ



2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«
Правовое обеспечение профессиональной деятельности
»
1.1.

Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы, составленной в соответствии с ФГОС по специальности 34.02.01 Сестринское дело
1.2.

Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной

образовательной программы:
профессиональный цикл
1.3.

Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам

основания учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. 2. Принимать решения в стандартных и не стандартных ситуациях, нести за них ответственность. 3. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального развития. 4. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководителями, потребителями. 5. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать повышение квалификации. 6. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. 7. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку. 8. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: 1. Основные категории и понятия права. 2. Права свободы и обязанности гражданина РФ. 3. Права гражданина и отдельных групп населения в области охраны здоровья. 4. Порядок приема на работу. 5. Права и обязанности медицинского работника на рабочем месте. 6. Права и обязанности работодателя. 7. Права и обязанности субъектов медицинского страхования. 4
8. Условия наступления и виды уголовной ответственности в профессиональной деятельности.
1.4.

Количество часов на освоение рабочей программы учебной

дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающихся – 54 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 30 часов, самостоятельная работа обучающегося 24 часа. 5

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины в виде учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

30
в том числе практические занятия 12
Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24
в том числе: составление схем, таблиц, планов конспектов, 12 написание рефератов, 8 изучение дополнительной литературы 4 Итоговая аттестация в форме зачета 6

2.2.

Тематический план и содержание учебной дисциплины

« Правовое обеспечение профессиональной деятельности»

Наименование разделов и

тем

Содержание учебного материала,

самостоятельная работа студентов

Объем

часов

уровень

усвоения

1

2

3

4

Раздел 1. Становление

законодательства в области

медицины в РФ.

6

Тема 1.1
. Развитие российских законов о здравоохранении с древности до наших дней.
Содержание учебного материала
2 1 2 3 Законы о здравоохранении в древнем мире. Виды организаций здравоохранения. Понятие о нормативных правовых актах, регулирующих сферу здравоохранения. Роль медицинского права в системе законодательства РФ. 2 Практическое занятие: 1. Решение ситуационных задач 2. Семинарское занятие по разделу 2 Самостоятельная работа студентов: составить терминологический словарь. 4
Раздел 2. Система

подготовки средних

медработников

6

Тема 2.1
. Принципы подготовки дипломированных специалистов со средним мед. образованием в РФ
Содержание учебного материала
2 4 1 2 Понятие о среднем медицинском образовании в РФ. Последипломное образование. Сертификация специалистов. Аттестация средних медицинских работников. 2 Самостоятельная работа: написать реферат по предложенному перечню
Раздел 3. Права,

обязанности и

ответственность ЛПУ и

медработников при

оказании медицинских

20
7

услуг

Тема 3.1
. Права и обязанности пациентов, медицинских работников и ЛПУ
Содержание учебного материала
2 1 2 3 4 Права пациентов. Понятия трудового права. Понятия, стороны и содержание трудового договора. Испытательный срок. Перевод на другую работу. Основания и порядок прекращения трудового договора. Ответственность мед работников. 2
Тема 3.2
. Рабочее время. Охрана труда.
Содержание учебного материала
2 1 2 3 4 5 Нормальная, сокращенная продолжительность рабочего времени. Неполное время и ненормированное. Сверхурочные работы. Компенсационные и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки). Совмещение и совместительство в здравоохранении. Мероприятия по охране труда. Несчастный случай на производстве. «Аварийные» ситуации на рабочем месте. 2
Тема 3.3
.Основы законодательства в обеспечении соц.защиты населения
Содержание учебного материала
2 1 2 Принципы социального страхования Система пенсионного обеспечения граждан. Социальная защита инвалидов. 2
Тема 3.4
. Медицинское страхование в РФ
Содержание учебного материала
2 1 2 Понятие об ОМС и ДМС. История мед.страхования в РФ. Правовые основы мед.страхования в Росии. Финансирование системы ОМС 2 Практические занятия: 1. Решение ситуационных задач. 2. Семинарское занятие. Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовить презентацию по предложенной тематике. 2. Написать реферат: «Совмещение, совместительство и сверхурочные работы в профессиональной деятельности медицинских работников», «Система обязательного и добровольного страхования. Основные положения» 2
Раздел 4. Основы охраны

здоровья граждан РФ

16
8

Тема 4.1
. Общие положения основ охраны здравоохранения граждан РФ
Содержание учебного материала
2 1 Права граждан и отдельных групп населения в области охраны здравоохранения. 2
Тема 4.2
. Экспертиза временной нетрудоспособности
Содержание учебного материала
2 1 2 Понятие экспертизы временной нетрудоспособности. Цели, задачи, порядок проведения, сроки. Деятельность ЭВН. Роль среднего медицинского работника в ЭВН. 2
Тема 4.3.
Медико-социальная экспертиза Практическое занятие: 4 1. Решение ситуационных задач. 2. Семинарское занятие по разделу 4 Самостоятельная работа: 1.Написать реферат: «Реализация прав пациента в ЛПУ». 2.Раскрыть понятие медико-социальной экспертизы, цели, задачи. 3.Составить презентацию: «Порядок проведения медико-социальной экспертизы. Переосвидетельствование» 2
Раздел 5. Особенности

правового регулирования в

отдельных видах

медицинской деятельности

6

Тема 5.1
Законодательные основы отдельных видов медицинской и предпринимательской деятельности
Содержание учебного материала
2 1 2 3 4 Правовые основы оказания психиатрической помощи. Правовое регулирование деятельности целителей и экстрасенсов. Правовые основы проведения трансплантации органов и тканей человека. Эвтаназия. Правовое регулирование репродуктивной деятельности. Лицензирование медицинской деятельности. 2 Самостоятельная работа обучающихся: Составить презентацию: «Уголовная ответственность в профессиональной деятельности медицинских работников» 3 9
Обязательная аудиторная учебная нагрузка: в том числе практические занятия: Самостоятельная работа обучающихся:
Всего
30 12 15
45




10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому

обследованию
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин. Оборудование учебного кабинета: - 30 посадочных мест (по количеству обучающихся); - Рабочее место преподавателя. Технические средства обучения: - Компьютер с лицензионным программным обеспечением.
3.2.Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,

дополнительной литературы.
Основные источники: 1. В.И. Акопов, «Правовое регулирование профессиональной деятельности медицинского персонала», Р-Д, «Феникс», 2015г 2. Г.В.Бирлидис и соавторы, «Правовое обеспечение профессиональной деятельности медицинских работников», - Р-Д, «Феникс», 2009 Дополнительные источники: 1. Конституция РФ 2. Трудовой кодекс РФ 3. Закон «О медицинском страховании граждан РФ» 4. Закон «Об охране здоровья граждан РФ» 11

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

осуществляется преподавателем в процессе проведения семинарских

занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися

индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные

умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и

оценки результатов обучения
1 2
Освоенные умения:
1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. 2. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность. 3. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального развития. 4. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководителями, потребителями. 5. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать повышение квалификации. 6. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. 7. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку. 8. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии,
Текущий контроль:
- индивидуальные устные ответы; - результаты тестирования; - выполнение заданий по сопоставлению основных правовых категорий и понятий; - решение ситуационных правовых задач; - защита рефератов; - выполнение схем и таблиц; 12
инфекционной и противопожарной безопасности.
Усвоенные знания:
1. Основные категории и понятия права. 2. Права свободы и обязанности гражданина РФ. 3. Права гражданина и отдельных групп населения в области охраны здоровья. 4. Порядок приема на работу. 5. Права и обязанности медицинского работника на рабочем месте. 6. Права и обязанности работодателя. 7. Права и обязанности субъектов. 8. Условия медицинского страхования и виды уголовной ответственности в профессиональной деятельности.
Текущий контроль:
- определение разных юридических понятий в форме терминологического диктанта; - индивидуальные устные ответы; - результаты письменного опроса и в форме тестирования; - результаты выполнения проблемных и логических заданий; - результаты защиты рефератов
Итоговый контроль
В форме зачета
Разработчик:
БУ «Сургутский медицинский колледж» преподаватель Миколенко Л.Г.
Эксперты:
___________________ ___________________ __________________ (место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия) ___________________ ___________________ _________________ (место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия) 13
14