Напоминание

Учет денежных средств в кассе

Автор: Казыханова Елена Яковлевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: АНПОО "Бирский кооперативный техникум"
Населённый пункт: город Бирск, Республика Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Учет денежных средств в кассе







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Башпотребсоюз

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация

«Бирский кооперативный техникум»

Казыханова Е.Я.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока

Учёт денежных средств в кассе

Учёт денежных средств в кассе

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО МДК 01.01

ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

АКТИВОВ ОРГАНИЗАЦИИ

для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по

отраслям)

Бирск 2019

Башпотребсоюз

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация

«Бирский кооперативный техникум»

Казыханова Е.Я.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока

Учёт денежных средств в кассе

Методическую разработку составила:

преподаватель Казыханова Е.Я.

Методическое пособие обсуждено на заседании

цикловой комиссии по укрупнённой группе «Экономика и управление»

Учебно-методическое издание одобрено на заседании

методического совета АНО СПО «БИРСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ»

Рецензент:

Трушкова В.И. – преподаватель АНПОО «Бирсккооптехникум»

УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В КАССЕ. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ПО МДК 01.01 Практические основы бухгалтерского учета активов организации для

обучающихся по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по

отраслям) — Бирск, АНПОО «Бирсккооптехникум» 2019.

Рекомендовано

к

изданию

методическим

советом

АНПОО

«Бирсккооптехникум». В издании представлена разработка урока по МДК 01.01

ПРАКТИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ

БУХГАЛТЕРСКОГО

УЧЕТА

ИМУЩЕСТВА

ОРГАНИЗАЦИИ.

В течение занятия работа студентов строится, опираясь на активные формы

организации занятия.

Предназначено для преподавателей образовательных организаций среднего

профессионального образования.

© БАШПОТРЕБСОЮЗ

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

2

«БИРСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ»

СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация…………………………………………………………….......

4

Введение…………………………………………………………………..

5

Технологическая карта урока……………………………………….…..

6

Структура урока………………………………………………………….

8

Ход урока………………………………………………………………....

8

Заключение……………………………………………………………….

14

Список рекомендуемой литературы……………………………………

15

3

АННОТАЦИЯ

В данной методической разработке урока приведены задания для

контроля знаний, умений, навыков по теме «Учет денежных средств в

кассе».

Контрольная

работа

представляет

собой

выполненную

в

письменном виде самостоятельную учебную работу, раскрывающую

теоретические и практические проблемы по соответствующим вопросам.

Контрольная работа предназначена для итогового контроля и

оценки

знаний

и

умений

аттестуемых,

соответствующих

контролируемым компетенциям по программе ПМ 01. Документирование

хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества

организации,

программы

подготовки

специалистов

среднего

звена

38.02.Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Контрольная

работа состоит из двух заданий: 1 – решение тестовых заданий, второе

задание практическое.

Данная методическая работа может быть полезна преподавателям

при подготовке к уроку по ПМ 01. Документирование хозяйственных

операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации в

соответствии с рабочей программой профессионального модуля для

профессиональных образовательных учреждений.

4

ВВЕДЕНИЕ

Кассовые операции занимают одно из центральных мест в

хозяйственной деятельности организации. Потребность в наличных

денежных

средствах

возникает

постоянно

и

связана

с

выплатой

заработной платы, пособий, средств на командировочные и хозяй-

ственные расходы, оплатой услуг наличными и т. п.

Бухгалтерский учет денежных средств имеет важное значение для

правильной организации денежного обращения расчетов и кредитования

в

народном

хозяйстве,

в

укреплении

платежной

дисциплины,

в

эффективном использовании финансовых ресурсов. В условиях рыночной

экономики любой бухгалтер должен исходить из принципа, что умелое

использование денег и денежных средств само по себе может приносить

предприятию дополнительный доход.

Актуальность данной темы методической разработки обусловлена

тем, что от успешности решения задачи правильной организации

денежного обращения, контроля за кассовой и расчетной дисциплиной

предприятия,

во

многом

зависит

его

платежеспособность,

своевременность выплаты заработной платы персоналу, расчетов с

различными кредиторами, платежей в бюджет и др.

Данная

тема

входит

в

программу

профессиональных

образовательных организаций, реализующих программу подготовки

специалистов среднего звена

на основе Федерального государственного

образовательного

стандарта

по

специальности

среднего

профессионального образования

38.02.01 Экономика и бухгалтерский

учет (по отраслям).

5

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

МДК 01.01

Практические основы бухгалтерского учета имущества

организации

Тема урока: Учёт денежных средств в кассе

Тип урока: урок контроля знаний и умений

Вид урока: контрольная работа

Цель методическая: разработка заданий для контроля знаний, умений,

навыков по теме «Учёт денежных средств в кассе»

Цели образования:

Обучающая:

-формировать ПК 1.3 Проводить учет денежных средств, оформлять

денежные и кассовые документы;

ПК 1.4 Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества

организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

Развивающая:

-формировать ОК 2 Организовывать собственную деятельность,

выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных

задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и

нести за них ответственность.

Воспитывающая:

-

формировать ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость

своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 5 Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать

информацию с использованием информационно-коммуникационных

технологий.

Форма организации: фронтальная, групповая.

6

Методы обучения: компьютерная симуляция, кейс - метод.

Внутрипредметные связи: урок строится на знаниях, полученных по

теме: «Учет денежных средств в кассе».

Межпредметные связи: урок строится на знаниях, полученных при

изучении

дисциплин:

«Основы

бухгалтерского

учета»,

«Информационные технологии в профессиональной деятельности».

Технические средства:

компьютер с лицензионным программным

обеспечением и мультимедиапроектор.

Структура урока:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

обучающихся.

3)Выявление

знаний,

умений

и

навыков,

проверка

уровня

сформированности у студентов общеучебных умений (выполнение

заданий).

4) Рефлексия (подведение итогов занятия).

7

ХОД УРОКА

ЭТАПЫ

ЗАДАЧИ

СОДЕРЖАНИЕ

ЭТАПА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Организационный

этап

Подготовка

обучающихся к

работе на уроке.

Приветствие,

активизация

обучающихся, создание

предпосылок для

вызова мотивации к

работе на уроке.

Приветствие.

Активизирует внимание

обучающихся,

настроить обучающихся

на работу.

Приветствие. Доклад

дежурного.

Настраиваются на работу

на уроке.

Постановка цели и

задач урока.

Мотивация учеб

ной деятельности

обучающихся

Целеполагание.

Создание

мотивации к

дальнейшей

работе на уроке.

Формулировка целей и

задач урока.

Объявляет тему урока

Формулируют цели

урока.

Выявление знаний,

умений и навыков,

проверка уровня

сформированности

у студентов обще

учебных умений

Проверка знаний,

умений, навыков

по теме «Учет

денежных средств

в кассе».

Выполнение

контрольной работы.

Направляет

деятельность

обучающихся

Студенты слушают,

выполняют контрольную

работу

Рефлексия

(подведение итогов

занятия)

Анализ и оценка

успешности

достижения цели

и задач урока.

Добиться

поставленных

результатов.

Наметить

перспективу

последующей

работы.

Формирование выводов

по уроку.

Самоанализ

деятельности.

Самооценка

преподавателя о

проведенном занятии с

компьютерной

симуляцией, достиже-

нии поставленных

целей обучения.

Намечает перспективу

последующей работы.

Самооценка

обучающихся по работе с

компьютерной

симуляцией, выявление

приобретенных

профессиональных

знаний и умений,

личностных качеств.

.

Задания

для выполнения контрольной работы

ВАРИАНТ 1

ЗАДАНИЕ 1 :Выбрать номер правильного ответа:

1.

Кто несет ответственность за сохранность денежных средств в кассе предприятия?

А) кассир; Б) главный бухгалтер; В) руководитель;

Г) руководитель и главный бухгалтер.

2.

Полученные денежные средства от учреждений банков организация может

расходовать:

8

А) на любые цели, предусмотренные уставом организации;

Б) только на те цели, на которые они получены;

В) на любые собственные цели, не запрещенные законодательством РФ;

Г) только на покупку товара.

3.

На основании какого регистра аналитического учета производят записи по дебету счету

50 «Касса» в ведомости №1?

А) на основании кассовых отчетов;

Б) на основании выписок банка с расчетного счета;

В) на основании кассовых ордеров;

Г) на основании платежных поручений.

4.

В расходном кассовом ордере допущена ошибка при исчислении суммы. Какой способ

исправления ошибки наиболее приемлем в данном случае

А) сторно;

Б) дополнительной записи;

В) корректурный;

Г) документ должен быть уничтожен и выписан новый документ.

5.

Кто уполномочен подписывать приходные кассовые ордера?

А) руководитель и главный бухгалтер; Б) только руководитель;

В) только главный бухгалтер; Г) финансовый директор и главный бухгалтер.

6.

Сдача наличных денежных средств на расчетный счет оформляется:

А) денежным чеком; Б) объявлением на взнос наличными;

В) платежным поручением; Г) или чеком или объявлением на взнос наличными.

7.

Какой записью на счетах бухгалтерского учета отразится сумма недостача денежных

средств в кассе предприятия, обнаруженная в результате инвентаризации?

А) Дт 50 КТ 91/1; Б) Дт 51 Кт 94; В) Дт 94 Кт 50; Г) Дт 50 Кт 94.

8.

Кассовая книга – это:

А) первичный документ; Б) регистр аналитического учета;

9

В) регистр синтетического учета; Г) нет правильного ответа.

9. Выберите правильную запись на счетах бухгалтерского учета: в кассу поступили денежные

средства от покупателей в оплату готовой продукции:

А) Дт 51 Кт 62; Б) Дт 50 Кт 51;

В) Дт 50 Кт 62; Г) Дт 62 Кт 50.

10. Кто оформляет кассовые ордера?

А) бухгалтер; Б) кассир; В) руководитель;

Г) лицо, вносящее денежные средства в кассу.

ВАРИАНТ 2

ЗАДАНИЕ 1 :Выбрать номер правильного ответа:

1.

Сколько кассовых книг может быть на предприятии?

А) только одна; Б) две обязательно;

В) количество кассовых книг зависит от масштабов деятельности организации; Г) нет

правильного ответа.

2.

Чьи подписи содержит денежный чек?

А) руководителя, главного бухгалтера, работника, на чье имя выписан чек;

Б) руководителя и главного бухгалтера;

В) кассира организации;

Г) работников банка, так как чек - банковский документ.

3.

Кто производит записи в кассовой книге организации?

А) главный бухгалтер, так как он контролирует работу всех работников бухгалтерии;

Б) бухгалтер, который контролирует работу кассира;

В) кассир; Г) финансовый менеджер.

4.

На основании какого бухгалтерского регистра производятся записи в журнале – ордере

№ 1 ?

А) на основании приходных и расходных кассовых ордеров;

10

Б) на основании денежных чеков;

В) на основании кассовых отчетов;

Г) на основании расходных кассовых ордеров.

5.

Кто устанавливает лимит наличных денежных средств в кассе организации?

А) обслуживающий банк; Б) Центральный банк РФ;

В) организация самостоятельно, известив об этом обслуживающий банк;

Г) Сберегательный банк РФ, так как он – государственный банк РФ.

6.

В скольких экземплярах оформляется договор об индивидуальной материальной

ответственности кассира?

А) в одном – только для кассира; Б) в одном – только для руководителя;

В) в двух – для руководителя и кассира;

Г) в трех – для руководителя, главного бухгалтера и кассира.

7.

Выберите правильную запись на счетах бухгалтерского учета: выдано из кассы

подотчетному лицу в возмещение перерасхода по авансовому отчету:

А) Дт 50 Кт 71; б) Дт 51 Кт 71; В) Дт 71 Кт 51; Г) Дт 71 Кт 50.

8.

Кто несет на предприятии ответственность за организацию работы кассы, как

структурного подразделения бухгалтерии?

А) кассир; б) главный бухгалтер; В) руководитель;

Г) руководитель и главный бухгалтер.

9.

На каком счете отражается выручка, сданная из кассы инкассатору?

А) 57; Б) 50/2; В) 51; Г) 91.

10. Допускаются ли исправления в кассовой книге?

А) допускаются корректурным способом;

Б) не допускаются;

В) допускаются только с разрешения обслуживающего банка;

Г) допускаются способом сторно.

11

Эталон ответов к тестам

ВАРИАНТ 1

ВАРИАНТ 2

№ вопроса

Правильный ответ

№ вопроса

Правильный ответ

1

В

1

А

2

Б

2

А

3

А

3

В

4

Г

4

В

5

В

5

В

6

Б

6

В

7

В

7

Г

8

В

8

В

9

В

9

А

10

А

10

А

Условия выполнения задания

1. Место выполнения задания: кабинет №15.

2. Максимальное время выполнения задания: 15 мин.

3. На каждый вопрос даны 3 варианта ответа, один из которых – верный.

Оценивание теста обучающихся производится по следующей схеме:

«5» - получают учащиеся в том случае, если верные ответы составляют от 80% до 100% от

общего количества;

«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют от 71до 79% от общего

количества;

«3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов;

«2» - соответствует работа, содержащая менее 50% правильных ответов.

КЕЙС

ЗАДАНИЕ

для компьютерной симуляции

Работа в программе «1-С: Бухгалтерия».

Студенты обеспечиваются методическими пособиями к выполнению следующих

действий:

Порядок проведения работы

1.

Составление приходных и расходных кассовых ордеров за указанный

период в системе «1-С: Бухгалтерия».

12

2.

Формирование отчетов кассира за указанный период также в системе «1-С:

Бухгалтерия».

3.

Формирование регистров аналитического учета по счету 50 «Касса»:

Кассовая книга.

Исходные данные

Хозяйственные операции за февраль

Дата

Содержание операции

Сумма, руб.

Дебет

Кредит

1

2

3

4

5

6

Остаток на 1.02.20 г.

6000

1

1

Приходный кассовый ордер №1

Поступили деньги в кассу с расчетного счета:

- на выплату зарплаты

- на хозяйственные и командировочные

расходы

60 000

12 000

2

1

Приходный кассовый ордер №2

Поступили деньги в кассу за отпущенную за

наличный расчет продукцию

7000

3

1

Приходный кассовый ордер №3

Поступили деньги в кассу от Петрова П.В. в

возмещение материального ущерба

2000

4

1

Расходный кассовый ордер №1

Выдана из кассы заработная плата

40 000

5

2

Расходный кассовый ордер №2

Выдано из кассы Котову К.В. В возмещение

перерасхода по подотчетным суммам

200

6

2

Расходный кассовый ордер №3

Выдана из кассы заработная плата

14 000

7

5

Объявление

на

взнос

наличными,

расходный кассовый ордер №4

Сдана на расчетный счет не полученная в

срок заработная плата

5000

8

5

Расходный кассовый ордер №5

Выдана зарплата депонентам

5 000

10

5

Приходный кассовый ордер№4

Внесено

в

кассу

за

реализованную

продукцию

15 000

11

7

Приходный кассовый ордер№5

Возвращен

остаток

подотчетных

сумм

Зайцевым З.В.

35

13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе

контроля знаний и умений студенты показали уровень

сформированности

ПК 1.3 Проводить учет денежных средств, оформлять

денежные и кассовые документы;

ПК 1.4 Формировать бухгалтерские

проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов

бухгалтерского учета.

В ходе урока сформированы ОК 1 Понимать сущность и социальную

значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и

способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и

качество;

ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и

нести за них ответственность.

ОК 5 Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать

информацию

с

использованием

информационно-коммуникационных

технологий.

14

Список рекомендуемой литературы

1. Конституция Российской Федерации.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации с изменениями.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая

изменениями.

3. Трудовой кодекс Российской Федерации с изменениями.

4. Федеральный закон от 06 декабря 2011 г. №402-ФЗ "О бухгалтерском

учете" (в действующей редакции).

5. Федеральный закон от 27.07.2010 №208-ФЗ "О консолидированной

финансовой отчетности" (в действующей редакции).

6. Постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. №283 "Об

утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии

с международными стандартами финансовой отчетности".

7. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 №94н "Об утверждении Плана

счетов

бухгалтерского

учета

финансово-хозяйственной

деятельности

организаций и Инструкции по его применению" (в действующей редакции).

8. Приказ Минфина России от 29.07.1998 №34н "Об утверждении

Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в

Российской Федерации" (в действующей редакции).

9. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 №43н "Об утверждении Положения

по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99) (в

действующей редакции).

10. Приказ Минфина РФ от 2 июля 2010 г. №66н "О формах бухгалтерской

отчетности организаций" (в действующей редакции).

11. Приказ Минфина России от 06.10.2008 №106н "Об утверждении

положений по бухгалтерскому учету" (вместе с "Положением по бухгалтерскому

учету "Учетная

политика организации" (ПБУ 1/2008)", "Положением по

бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008)")(в

действующей редакции).

12. Алисенов, А. С. Бухгалтерский финансовый учет: учебник и практикум

для среднего профессионального образования / А. С. Алисенов. — 3-е изд.,

перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 471 с.

13. Воронченко, Т. В. Основы бухгалтерского учета: учебник и практикум

для среднего профессионального образования / Т. В. Воронченко. — 3-е изд.,

перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 283 с.

14. Дорман, В. Н.

Коммерческая организация: доходы и расходы,

финансовый результат: учебное пособие для среднего профессионального

15

образования / В. Н. Дорман; под научной редакцией Н. Р. Кельчевской. —

Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 107 с.

15. Захаров, И. В. Бухгалтерский учет и анализ: учебник для среднего

профессионального образования / И. В. Захаров, О. Н. Тарасова; под редакцией

И. М. Дмитриевой. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 423 с.

16. Прокопьева, Ю. В. Бухгалтерский учет и анализ: учебное пособие для

СПО / Ю. В. Прокопьева. — Саратов: Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2019.

17. Журналы «Бухгалтерский учет», «Финансы», «Новости реформы бух.

учета», «Международные стандарты финансовой отчетности».

18.

Нормативные

акты

по

финансам,

налогам,

страхованию

и

бухгалтерскому учету. Приложение к журналу «Финансы». М., «Финансы и

статистика».

19. Нормативные акты для бухгалтера. М., «Главбух».

16