Автор: Казыханова Елена Яковлевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: АНПОО "Бирский кооперативный техникум"
Населённый пункт: город Бирск, Республика Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Учет денежных средств в кассе
Башпотребсоюз
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация
«Бирский кооперативный техникум»
Казыханова Е.Я.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока
Учёт денежных средств в кассе
Учёт денежных средств в кассе
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО МДК 01.01
ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
АКТИВОВ ОРГАНИЗАЦИИ
для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по
отраслям)
Бирск 2019
Башпотребсоюз
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация
«Бирский кооперативный техникум»
Казыханова Е.Я.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока
Учёт денежных средств в кассе
Методическую разработку составила:
преподаватель Казыханова Е.Я.
Методическое пособие обсуждено на заседании
цикловой комиссии по укрупнённой группе «Экономика и управление»
Учебно-методическое издание одобрено на заседании
методического совета АНО СПО «БИРСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Рецензент:
Трушкова В.И. – преподаватель АНПОО «Бирсккооптехникум»
УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В КАССЕ. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
ПО МДК 01.01 Практические основы бухгалтерского учета активов организации для
обучающихся по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по
отраслям) — Бирск, АНПОО «Бирсккооптехникум» 2019.
Рекомендовано
к
изданию
методическим
советом
АНПОО
«Бирсккооптехникум». В издании представлена разработка урока по МДК 01.01
ПРАКТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ
БУХГАЛТЕРСКОГО
УЧЕТА
ИМУЩЕСТВА
ОРГАНИЗАЦИИ.
В течение занятия работа студентов строится, опираясь на активные формы
организации занятия.
Предназначено для преподавателей образовательных организаций среднего
профессионального образования.
© БАШПОТРЕБСОЮЗ
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
2
«БИРСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ»
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация…………………………………………………………….......
4
Введение…………………………………………………………………..
5
Технологическая карта урока……………………………………….…..
6
Структура урока………………………………………………………….
8
Ход урока………………………………………………………………....
8
Заключение……………………………………………………………….
14
Список рекомендуемой литературы……………………………………
15
3
АННОТАЦИЯ
В данной методической разработке урока приведены задания для
контроля знаний, умений, навыков по теме «Учет денежных средств в
кассе».
Контрольная
работа
представляет
собой
выполненную
в
письменном виде самостоятельную учебную работу, раскрывающую
теоретические и практические проблемы по соответствующим вопросам.
Контрольная работа предназначена для итогового контроля и
оценки
знаний
и
умений
аттестуемых,
соответствующих
контролируемым компетенциям по программе ПМ 01. Документирование
хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества
организации,
программы
подготовки
специалистов
среднего
звена
38.02.Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Контрольная
работа состоит из двух заданий: 1 – решение тестовых заданий, второе
задание практическое.
Данная методическая работа может быть полезна преподавателям
при подготовке к уроку по ПМ 01. Документирование хозяйственных
операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации в
соответствии с рабочей программой профессионального модуля для
профессиональных образовательных учреждений.
4
ВВЕДЕНИЕ
Кассовые операции занимают одно из центральных мест в
хозяйственной деятельности организации. Потребность в наличных
денежных
средствах
возникает
постоянно
и
связана
с
выплатой
заработной платы, пособий, средств на командировочные и хозяй-
ственные расходы, оплатой услуг наличными и т. п.
Бухгалтерский учет денежных средств имеет важное значение для
правильной организации денежного обращения расчетов и кредитования
в
народном
хозяйстве,
в
укреплении
платежной
дисциплины,
в
эффективном использовании финансовых ресурсов. В условиях рыночной
экономики любой бухгалтер должен исходить из принципа, что умелое
использование денег и денежных средств само по себе может приносить
предприятию дополнительный доход.
Актуальность данной темы методической разработки обусловлена
тем, что от успешности решения задачи правильной организации
денежного обращения, контроля за кассовой и расчетной дисциплиной
предприятия,
во
многом
зависит
его
платежеспособность,
своевременность выплаты заработной платы персоналу, расчетов с
различными кредиторами, платежей в бюджет и др.
Данная
тема
входит
в
программу
профессиональных
образовательных организаций, реализующих программу подготовки
специалистов среднего звена
на основе Федерального государственного
образовательного
стандарта
по
специальности
среднего
профессионального образования
38.02.01 Экономика и бухгалтерский
учет (по отраслям).
5
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
МДК 01.01
Практические основы бухгалтерского учета имущества
организации
Тема урока: Учёт денежных средств в кассе
Тип урока: урок контроля знаний и умений
Вид урока: контрольная работа
Цель методическая: разработка заданий для контроля знаний, умений,
навыков по теме «Учёт денежных средств в кассе»
Цели образования:
Обучающая:
-формировать ПК 1.3 Проводить учет денежных средств, оформлять
денежные и кассовые документы;
ПК 1.4 Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества
организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
Развивающая:
-формировать ОК 2 Организовывать собственную деятельность,
выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных
задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность.
Воспитывающая:
-
формировать ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость
своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 5 Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать
информацию с использованием информационно-коммуникационных
технологий.
Форма организации: фронтальная, групповая.
6
Методы обучения: компьютерная симуляция, кейс - метод.
Внутрипредметные связи: урок строится на знаниях, полученных по
теме: «Учет денежных средств в кассе».
Межпредметные связи: урок строится на знаниях, полученных при
изучении
дисциплин:
«Основы
бухгалтерского
учета»,
«Информационные технологии в профессиональной деятельности».
Технические средства:
компьютер с лицензионным программным
обеспечением и мультимедиапроектор.
Структура урока:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
обучающихся.
3)Выявление
знаний,
умений
и
навыков,
проверка
уровня
сформированности у студентов общеучебных умений (выполнение
заданий).
4) Рефлексия (подведение итогов занятия).
7
ХОД УРОКА
ЭТАПЫ
ЗАДАЧИ
СОДЕРЖАНИЕ
ЭТАПА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Организационный
этап
Подготовка
обучающихся к
работе на уроке.
Приветствие,
активизация
обучающихся, создание
предпосылок для
вызова мотивации к
работе на уроке.
Приветствие.
Активизирует внимание
обучающихся,
настроить обучающихся
на работу.
Приветствие. Доклад
дежурного.
Настраиваются на работу
на уроке.
Постановка цели и
задач урока.
Мотивация учеб
ной деятельности
обучающихся
Целеполагание.
Создание
мотивации к
дальнейшей
работе на уроке.
Формулировка целей и
задач урока.
Объявляет тему урока
Формулируют цели
урока.
Выявление знаний,
умений и навыков,
проверка уровня
сформированности
у студентов обще
учебных умений
Проверка знаний,
умений, навыков
по теме «Учет
денежных средств
в кассе».
Выполнение
контрольной работы.
Направляет
деятельность
обучающихся
Студенты слушают,
выполняют контрольную
работу
Рефлексия
(подведение итогов
занятия)
Анализ и оценка
успешности
достижения цели
и задач урока.
Добиться
поставленных
результатов.
Наметить
перспективу
последующей
работы.
Формирование выводов
по уроку.
Самоанализ
деятельности.
Самооценка
преподавателя о
проведенном занятии с
компьютерной
симуляцией, достиже-
нии поставленных
целей обучения.
Намечает перспективу
последующей работы.
Самооценка
обучающихся по работе с
компьютерной
симуляцией, выявление
приобретенных
профессиональных
знаний и умений,
личностных качеств.
.
Задания
для выполнения контрольной работы
ВАРИАНТ 1
ЗАДАНИЕ 1 :Выбрать номер правильного ответа:
1.
Кто несет ответственность за сохранность денежных средств в кассе предприятия?
А) кассир; Б) главный бухгалтер; В) руководитель;
Г) руководитель и главный бухгалтер.
2.
Полученные денежные средства от учреждений банков организация может
расходовать:
8
А) на любые цели, предусмотренные уставом организации;
Б) только на те цели, на которые они получены;
В) на любые собственные цели, не запрещенные законодательством РФ;
Г) только на покупку товара.
3.
На основании какого регистра аналитического учета производят записи по дебету счету
50 «Касса» в ведомости №1?
А) на основании кассовых отчетов;
Б) на основании выписок банка с расчетного счета;
В) на основании кассовых ордеров;
Г) на основании платежных поручений.
4.
В расходном кассовом ордере допущена ошибка при исчислении суммы. Какой способ
исправления ошибки наиболее приемлем в данном случае
А) сторно;
Б) дополнительной записи;
В) корректурный;
Г) документ должен быть уничтожен и выписан новый документ.
5.
Кто уполномочен подписывать приходные кассовые ордера?
А) руководитель и главный бухгалтер; Б) только руководитель;
В) только главный бухгалтер; Г) финансовый директор и главный бухгалтер.
6.
Сдача наличных денежных средств на расчетный счет оформляется:
А) денежным чеком; Б) объявлением на взнос наличными;
В) платежным поручением; Г) или чеком или объявлением на взнос наличными.
7.
Какой записью на счетах бухгалтерского учета отразится сумма недостача денежных
средств в кассе предприятия, обнаруженная в результате инвентаризации?
А) Дт 50 КТ 91/1; Б) Дт 51 Кт 94; В) Дт 94 Кт 50; Г) Дт 50 Кт 94.
8.
Кассовая книга – это:
А) первичный документ; Б) регистр аналитического учета;
9
В) регистр синтетического учета; Г) нет правильного ответа.
9. Выберите правильную запись на счетах бухгалтерского учета: в кассу поступили денежные
средства от покупателей в оплату готовой продукции:
А) Дт 51 Кт 62; Б) Дт 50 Кт 51;
В) Дт 50 Кт 62; Г) Дт 62 Кт 50.
10. Кто оформляет кассовые ордера?
А) бухгалтер; Б) кассир; В) руководитель;
Г) лицо, вносящее денежные средства в кассу.
ВАРИАНТ 2
ЗАДАНИЕ 1 :Выбрать номер правильного ответа:
1.
Сколько кассовых книг может быть на предприятии?
А) только одна; Б) две обязательно;
В) количество кассовых книг зависит от масштабов деятельности организации; Г) нет
правильного ответа.
2.
Чьи подписи содержит денежный чек?
А) руководителя, главного бухгалтера, работника, на чье имя выписан чек;
Б) руководителя и главного бухгалтера;
В) кассира организации;
Г) работников банка, так как чек - банковский документ.
3.
Кто производит записи в кассовой книге организации?
А) главный бухгалтер, так как он контролирует работу всех работников бухгалтерии;
Б) бухгалтер, который контролирует работу кассира;
В) кассир; Г) финансовый менеджер.
4.
На основании какого бухгалтерского регистра производятся записи в журнале – ордере
№ 1 ?
А) на основании приходных и расходных кассовых ордеров;
10
Б) на основании денежных чеков;
В) на основании кассовых отчетов;
Г) на основании расходных кассовых ордеров.
5.
Кто устанавливает лимит наличных денежных средств в кассе организации?
А) обслуживающий банк; Б) Центральный банк РФ;
В) организация самостоятельно, известив об этом обслуживающий банк;
Г) Сберегательный банк РФ, так как он – государственный банк РФ.
6.
В скольких экземплярах оформляется договор об индивидуальной материальной
ответственности кассира?
А) в одном – только для кассира; Б) в одном – только для руководителя;
В) в двух – для руководителя и кассира;
Г) в трех – для руководителя, главного бухгалтера и кассира.
7.
Выберите правильную запись на счетах бухгалтерского учета: выдано из кассы
подотчетному лицу в возмещение перерасхода по авансовому отчету:
А) Дт 50 Кт 71; б) Дт 51 Кт 71; В) Дт 71 Кт 51; Г) Дт 71 Кт 50.
8.
Кто несет на предприятии ответственность за организацию работы кассы, как
структурного подразделения бухгалтерии?
А) кассир; б) главный бухгалтер; В) руководитель;
Г) руководитель и главный бухгалтер.
9.
На каком счете отражается выручка, сданная из кассы инкассатору?
А) 57; Б) 50/2; В) 51; Г) 91.
10. Допускаются ли исправления в кассовой книге?
А) допускаются корректурным способом;
Б) не допускаются;
В) допускаются только с разрешения обслуживающего банка;
Г) допускаются способом сторно.
11
Эталон ответов к тестам
ВАРИАНТ 1
ВАРИАНТ 2
№ вопроса
Правильный ответ
№ вопроса
Правильный ответ
1
В
1
А
2
Б
2
А
3
А
3
В
4
Г
4
В
5
В
5
В
6
Б
6
В
7
В
7
Г
8
В
8
В
9
В
9
А
10
А
10
А
Условия выполнения задания
1. Место выполнения задания: кабинет №15.
2. Максимальное время выполнения задания: 15 мин.
3. На каждый вопрос даны 3 варианта ответа, один из которых – верный.
Оценивание теста обучающихся производится по следующей схеме:
«5» - получают учащиеся в том случае, если верные ответы составляют от 80% до 100% от
общего количества;
«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют от 71до 79% от общего
количества;
«3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов;
«2» - соответствует работа, содержащая менее 50% правильных ответов.
КЕЙС
ЗАДАНИЕ
для компьютерной симуляции
Работа в программе «1-С: Бухгалтерия».
Студенты обеспечиваются методическими пособиями к выполнению следующих
действий:
Порядок проведения работы
1.
Составление приходных и расходных кассовых ордеров за указанный
период в системе «1-С: Бухгалтерия».
12
2.
Формирование отчетов кассира за указанный период также в системе «1-С:
Бухгалтерия».
3.
Формирование регистров аналитического учета по счету 50 «Касса»:
Кассовая книга.
Исходные данные
Хозяйственные операции за февраль
№
Дата
Содержание операции
Сумма, руб.
Дебет
Кредит
1
2
3
4
5
6
Остаток на 1.02.20 г.
6000
1
1
Приходный кассовый ордер №1
Поступили деньги в кассу с расчетного счета:
- на выплату зарплаты
- на хозяйственные и командировочные
расходы
60 000
12 000
2
1
Приходный кассовый ордер №2
Поступили деньги в кассу за отпущенную за
наличный расчет продукцию
7000
3
1
Приходный кассовый ордер №3
Поступили деньги в кассу от Петрова П.В. в
возмещение материального ущерба
2000
4
1
Расходный кассовый ордер №1
Выдана из кассы заработная плата
40 000
5
2
Расходный кассовый ордер №2
Выдано из кассы Котову К.В. В возмещение
перерасхода по подотчетным суммам
200
6
2
Расходный кассовый ордер №3
Выдана из кассы заработная плата
14 000
7
5
Объявление
на
взнос
наличными,
расходный кассовый ордер №4
Сдана на расчетный счет не полученная в
срок заработная плата
5000
8
5
Расходный кассовый ордер №5
Выдана зарплата депонентам
5 000
10
5
Приходный кассовый ордер№4
Внесено
в
кассу
за
реализованную
продукцию
15 000
11
7
Приходный кассовый ордер№5
Возвращен
остаток
подотчетных
сумм
Зайцевым З.В.
35
13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе
контроля знаний и умений студенты показали уровень
сформированности
ПК 1.3 Проводить учет денежных средств, оформлять
денежные и кассовые документы;
ПК 1.4 Формировать бухгалтерские
проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов
бухгалтерского учета.
В ходе урока сформированы ОК 1 Понимать сущность и социальную
значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество;
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность.
ОК 5 Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать
информацию
с
использованием
информационно-коммуникационных
технологий.
14
Список рекомендуемой литературы
1. Конституция Российской Федерации.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации с изменениями.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая
изменениями.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации с изменениями.
4. Федеральный закон от 06 декабря 2011 г. №402-ФЗ "О бухгалтерском
учете" (в действующей редакции).
5. Федеральный закон от 27.07.2010 №208-ФЗ "О консолидированной
финансовой отчетности" (в действующей редакции).
6. Постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. №283 "Об
утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии
с международными стандартами финансовой отчетности".
7. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 №94н "Об утверждении Плана
счетов
бухгалтерского
учета
финансово-хозяйственной
деятельности
организаций и Инструкции по его применению" (в действующей редакции).
8. Приказ Минфина России от 29.07.1998 №34н "Об утверждении
Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в
Российской Федерации" (в действующей редакции).
9. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 №43н "Об утверждении Положения
по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99) (в
действующей редакции).
10. Приказ Минфина РФ от 2 июля 2010 г. №66н "О формах бухгалтерской
отчетности организаций" (в действующей редакции).
11. Приказ Минфина России от 06.10.2008 №106н "Об утверждении
положений по бухгалтерскому учету" (вместе с "Положением по бухгалтерскому
учету "Учетная
политика организации" (ПБУ 1/2008)", "Положением по
бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008)")(в
действующей редакции).
12. Алисенов, А. С. Бухгалтерский финансовый учет: учебник и практикум
для среднего профессионального образования / А. С. Алисенов. — 3-е изд.,
перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 471 с.
13. Воронченко, Т. В. Основы бухгалтерского учета: учебник и практикум
для среднего профессионального образования / Т. В. Воронченко. — 3-е изд.,
перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 283 с.
14. Дорман, В. Н.
Коммерческая организация: доходы и расходы,
финансовый результат: учебное пособие для среднего профессионального
15
образования / В. Н. Дорман; под научной редакцией Н. Р. Кельчевской. —
Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 107 с.
15. Захаров, И. В. Бухгалтерский учет и анализ: учебник для среднего
профессионального образования / И. В. Захаров, О. Н. Тарасова; под редакцией
И. М. Дмитриевой. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 423 с.
16. Прокопьева, Ю. В. Бухгалтерский учет и анализ: учебное пособие для
СПО / Ю. В. Прокопьева. — Саратов: Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2019.
17. Журналы «Бухгалтерский учет», «Финансы», «Новости реформы бух.
учета», «Международные стандарты финансовой отчетности».
18.
Нормативные
акты
по
финансам,
налогам,
страхованию
и
бухгалтерскому учету. Приложение к журналу «Финансы». М., «Финансы и
статистика».
19. Нормативные акты для бухгалтера. М., «Главбух».
16