Автор: Шипицина Марина Олеговна
Должность: методист
Учебное заведение: ГБПОУ КРК "Интеграл"
Населённый пункт: с. Курсавка
Наименование материала: статья
Тема: Функциональная грамотность
Доклад на тему: «Функциональная грамотность».
Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня темой моего доклада
является «Функциональная грамотность».
Что включает в себя понятие «функциональная грамотность» и кто такой
функционально грамотный человек ?
Функционально грамотный человек
- это человек, который способен
использовать все постоянно приобретаемые
в
течение
жизни
знания,
умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных
задач
в
различных
сферах
человеческой
деятельности,
общения
и
социальных
отношений.
Функциональная
грамотность
—
это
выработанная в процессе учебной и практической деятельности
способность к компетентному и эффективному действию, умение
находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе
практической деятельности и воплощать найденные решения. То есть это
общая грамотность, грамотность в естественных науках, математическая
грамотность, компьютерная
грамотность,
грамотность
в
вопросах
семейной жизни, грамотность в вопросах здоровья, юридическая
грамотность.
А
функциональная
грамотность преподавателя
—
способность успешно решать постоянно возникающие педагогические задачи
и противоречия, умение видеть, понимать, анализировать, сравнивать,
моделировать,
прогнозировать
явления
педагогической
действительности.
В чем же заключаются особенности формирования
функциональной
грамотности в СПО ?
Прежде всего, необходимо
понимать, что функциональная грамотность студента СПО – это уровень
образованности,
достигнутый
в
процессе
овладения
общими
и
профессиональными компетенциями, зафиксированными в ФГОС СПО,
совокупность личностных качеств, которые проявляются в знаниях, умениях,
способностях и помогают молодому человеку адаптироваться на рынке
труда, принимать осознанные решения в вопросах трудоустройства, в
неоднозначных, нестандартных производственных и жизненных ситуациях.
Следовательно, формирование функциональной грамотности это процесс,
который
осуществляется
в
пределах
освоения
профессиональных
образовательных
программ
СПО,
учитывает
динамично
меняющиеся
требования профессиональных стандартов, работодателей и общества к
личности современного профессионала. А значит основным средством
формирования функциональной грамотности является решение студентами
специально поставленных учебных задач, учебно-практических заданий,
которые должны быть обязательным содержательным компонентом учебных
дисциплин основной профессиональной образовательной программы СПО.
Чтобы оценить уровень функциональной грамотности обучающихся, нужно
дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые
проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило требует
применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или
способов действий, т.е. требует творческой активности.
Поэтому содержание учебных заданий
должно быть направлено на
формирование следующих умений:
самостоятельно осуществлять поиск информации по ключевым словам;
анализировать процессы проведения исследований;
составлять прогнозы на основе имеющихся данных;
интерпретировать научные факты и данные исследований, информацию,
представленную в виде графиков, таблиц, диаграмм; логически
рассуждать;
осуществлять
поиск
доказательств
различных
явлений
действительности и самостоятельно формулировать выводы;
экономически
обосновывать
принятое
решение,
проводить
оценочные расчеты;
взаимодействовать
в
коллективе,
дискутировать,
принимать
управленческие решения;
анализировать ситуацию на рынке труда, соотносить свои
профессиональные возможности и достижения с требованиями
потенциальных работодателей.
Наряду с апробированными педагогическими технологиями
формирования общих и профессиональных компетенций формирование
функциональной грамотности студентов обеспечивается:
созданием атмосферы сотрудничества на занятии;
использованием приемов развития критического мышления;
применением коллективных форм работы;
использованием диалогового обучения и взаимообучения;
внедрением в образовательный процесс критериального обучения,
самооценивания и взаимооценивания;
выявлением
и
поддержкой
обучающихся
с
низкими
учебными
способностями;
применением ролевых и деловых
игры;
внедрением технологий проектного обучения.
Функционально грамотный педагог
должен
обладать
следующими
способностями:
разрешать проблемы, возникающие в ходе образовательного процесса;
предотвращать
конфликтные
ситуации
в
учебно-практической
деятельности студентов;
стимулировать учебную мотивацию студентов, к повышению своего
профессионально-образовательного уровня;
к самооценке, объективной оценке образовательных результатов
студентов; самообразованию и самоанализу;
формировать индивидуальные образовательные траектории студентов,
имеющих
разные
уровни
сформированности
функциональной
грамотности;
к конструктивному межличностному общению;
осваивать новые информационно-цифровые технологии.
В заключении хочется отметить, что формирование
функциональной
грамотности студентов CПO — это многоаспектная проблема решение,
которой может способствовать принятие «Комплексной программы развития
функциональной грамотности, студентов осваивающих образовательные
программы
среднего
профессионального
образования».
Это
позволит
объединить усилия федеральных и региональных органов управления в сфере
образования, образовательных учреждений общего и профессионального
образования, методических служб в части:
финансового,
нормативно-правового
и
информационного
сопровождения
формирования
функциональной
грамотности
студентов;
подготовки,
переподготовки
и
повышения
квалификации
педагогических кадров по вопросам формирования функциональной
грамотности обучающихся, включая дистанционные формы;
организации
экспериментальной
работы
по
формированию
функциональной
грамотности
у
студентов
и
мониторинга
ее
результатов.
разработки
учебных
материалов
по
формирования
функциональной грамотности студентов CПO, включающих учебные
пособия, учебно-практические задания и диагностические материалы;
Благодарю за внимание.