Напоминание

Функциональная грамотность

Автор: Шипицина Марина Олеговна
Должность: методист
Учебное заведение: ГБПОУ КРК "Интеграл"
Населённый пункт: с. Курсавка
Наименование материала: статья
Тема: Функциональная грамотность







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Доклад на тему: «Функциональная грамотность».

Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня темой моего доклада

является «Функциональная грамотность».

Что включает в себя понятие «функциональная грамотность» и кто такой

функционально грамотный человек ?

Функционально грамотный человек

- это человек, который способен

использовать все постоянно приобретаемые

в

течение

жизни

знания,

умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных

задач

в

различных

сферах

человеческой

деятельности,

общения

и

социальных

отношений.

Функциональная

грамотность

это

выработанная в процессе учебной и практической деятельности

способность к компетентному и эффективному действию, умение

находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе

практической деятельности и воплощать найденные решения. То есть это

общая грамотность, грамотность в естественных науках, математическая

грамотность, компьютерная

грамотность,

грамотность

в

вопросах

семейной жизни, грамотность в вопросах здоровья, юридическая

грамотность.

А

функциональная

грамотность преподавателя

способность успешно решать постоянно возникающие педагогические задачи

и противоречия, умение видеть, понимать, анализировать, сравнивать,

моделировать,

прогнозировать

явления

педагогической

действительности.

В чем же заключаются особенности формирования

функциональной

грамотности в СПО ?

Прежде всего, необходимо

понимать, что функциональная грамотность студента СПО – это уровень

образованности,

достигнутый

в

процессе

овладения

общими

и

профессиональными компетенциями, зафиксированными в ФГОС СПО,

совокупность личностных качеств, которые проявляются в знаниях, умениях,

способностях и помогают молодому человеку адаптироваться на рынке

труда, принимать осознанные решения в вопросах трудоустройства, в

неоднозначных, нестандартных производственных и жизненных ситуациях.

Следовательно, формирование функциональной грамотности это процесс,

который

осуществляется

в

пределах

освоения

профессиональных

образовательных

программ

СПО,

учитывает

динамично

меняющиеся

требования профессиональных стандартов, работодателей и общества к

личности современного профессионала. А значит основным средством

формирования функциональной грамотности является решение студентами

специально поставленных учебных задач, учебно-практических заданий,

которые должны быть обязательным содержательным компонентом учебных

дисциплин основной профессиональной образовательной программы СПО.

Чтобы оценить уровень функциональной грамотности обучающихся, нужно

дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые

проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило требует

применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или

способов действий, т.е. требует творческой активности.

Поэтому содержание учебных заданий

должно быть направлено на

формирование следующих умений:

самостоятельно осуществлять поиск информации по ключевым словам;

анализировать процессы проведения исследований;

составлять прогнозы на основе имеющихся данных;

интерпретировать научные факты и данные исследований, информацию,

представленную в виде графиков, таблиц, диаграмм; логически

рассуждать;

осуществлять

поиск

доказательств

различных

явлений

действительности и самостоятельно формулировать выводы;

экономически

обосновывать

принятое

решение,

проводить

оценочные расчеты;

взаимодействовать

в

коллективе,

дискутировать,

принимать

управленческие решения;

анализировать ситуацию на рынке труда, соотносить свои

профессиональные возможности и достижения с требованиями

потенциальных работодателей.

Наряду с апробированными педагогическими технологиями

формирования общих и профессиональных компетенций формирование

функциональной грамотности студентов обеспечивается:

созданием атмосферы сотрудничества на занятии;

использованием приемов развития критического мышления;

применением коллективных форм работы;

использованием диалогового обучения и взаимообучения;

внедрением в образовательный процесс критериального обучения,

самооценивания и взаимооценивания;

выявлением

и

поддержкой

обучающихся

с

низкими

учебными

способностями;

применением ролевых и деловых

игры;

внедрением технологий проектного обучения.

Функционально грамотный педагог

должен

обладать

следующими

способностями:

разрешать проблемы, возникающие в ходе образовательного процесса;

предотвращать

конфликтные

ситуации

в

учебно-практической

деятельности студентов;

стимулировать учебную мотивацию студентов, к повышению своего

профессионально-образовательного уровня;

к самооценке, объективной оценке образовательных результатов

студентов; самообразованию и самоанализу;

формировать индивидуальные образовательные траектории студентов,

имеющих

разные

уровни

сформированности

функциональной

грамотности;

к конструктивному межличностному общению;

осваивать новые информационно-цифровые технологии.

В заключении хочется отметить, что формирование

функциональной

грамотности студентов CПO — это многоаспектная проблема решение,

которой может способствовать принятие «Комплексной программы развития

функциональной грамотности, студентов осваивающих образовательные

программы

среднего

профессионального

образования».

Это

позволит

объединить усилия федеральных и региональных органов управления в сфере

образования, образовательных учреждений общего и профессионального

образования, методических служб в части:

финансового,

нормативно-правового

и

информационного

сопровождения

формирования

функциональной

грамотности

студентов;

подготовки,

переподготовки

и

повышения

квалификации

педагогических кадров по вопросам формирования функциональной

грамотности обучающихся, включая дистанционные формы;

организации

экспериментальной

работы

по

формированию

функциональной

грамотности

у

студентов

и

мониторинга

ее

результатов.

разработки

учебных

материалов

по

формирования

функциональной грамотности студентов CПO, включающих учебные

пособия, учебно-практические задания и диагностические материалы;

Благодарю за внимание.