Автор: Шипицина Марина Олеговна
Должность: методист
Учебное заведение: ГБПОУ КРК "Интеграл"
Населённый пункт: с. Курсавка
Наименование материала: статья
Тема: Современные формы и методы обучения в условиях цифровизации
Современные формы и методы обучения в
условиях цифровизации
ГБПОУ КРК «Интеграл»
с. Курсавка
2022г.
Методист, Шипицина М.О.
Электронное обучение - обучение с
помощью интернета и мультимедиа.
Смешанное обучение -
образовательная технология, включающая три
обязательных компонента:
▪ контактные занятия обучающихся с преподавателем;
▪ дистанционные, в том числе онлайн, коммуникации
преподавателя и обучающихся;
▪ самостоятельную работу обучающихся,
организованную преподавателем.
Основные понятия
Гибридное обучение:
▪как полный синоним смешанному обучению;
▪как альтернативный формат обучения
(форматы online и life реализуются параллельно:
часть обучающихся присутствует на занятии очно,
другая часть - с использованием технологий
удаленного подключения)
▪ интеграция дидактических возможностей традиционной и
электронной форм обучения, оптимальное сочетание их
преимуществ;
▪ возможность использования на всех уровнях образования, для
любых профилей, специальностей, направлений подготовки;
▪ существенное повышение возможностей для персонализации и
индивидуализации образовательного процесса;
▪ доминирование в структуре учебного процесса индивидуальной
работы студентов (развитие учебной самостоятельности,
формирование навыков, обеспечивающих возможность
самообразования на последующих этапах жизни);
▪ широкое использование интерактивных технологий, что позволяет
трансформировать позицию
обучающегося (из объекта обучения – в его субъект)
Особенности смешанного обучения
студенты должны обладать базовыми компетенциями в сфере ИКТ,
а также высокой мотивацией к обучению;
неготовность информационно-образовательной среды ОО к
поддержке технологии смешанного обучения;
отсутствие достаточного количества ИТ-специалистов для
решения разнообразных и неординарных задач информатизации
образовательной деятельности ОО;
неготовность многих преподавателей к реализации и применению
технологии смешанного обучения, по причине непонимания ее
перспективности и нежелания осваивать новые образовательные
Технологии;
недостаточное обеспечение онлайн-обучения соответствующими
учебно-методическими материалами.
Ограничения смешанного обучения
Ротация станций - одна из самых популярных и часто используемых
моделей смешанного обучения.
Обучающиеся делятся на три группы по видам учебной деятельности,
каждая группа работает в своей части аудитории (станции): станция
работы с преподавателем, станция онлайн-обучения и станция проектной
работы.
В течение учебного занятия группы перемещаются между станциями
так, чтобы побывать на каждой из них.
Состав групп от занятия к занятию меняется в зависимости от
педагогической задачи.
Станций может быть и две — станция работы с преподавателем и
станция онлайн-работы. В этом случае рекомендуется проводить
уроки проектной работы или занятия в интерактивной форме не реже,
чем каждый третий-четвертый урок.
Работа станций жестко регламентирована, так как детям за короткий
срок (до 10 минут) необходимо что-то сделать, прийти к какому-то
результату. Это же относится и к станции онлайн работы.
Примеры смешанного обучения
Ротация
станци
й
Ротаци
я
лаборат
орий
«Перев
ернуты
й
класс»
Модели смешанного обучения
Обучение в стенах ОО
МОДЕЛИ
РОТАЦИЙ
•
На уровне учебного плана
•
В онлайн выводятся те или иные элементы образовательной программы – модули,
дисциплины, курсы, факультативы, практики.
•
На уровне учебного предмета
•
В онлайн выводятся некоторые разделы или некоторые этапы работы в рамках учебного
предмета.
•
На уровне учебного плана
•
В онлайн выводятся те или иные элементы образовательной программы – модули,
дисциплины, курсы, факультативы, практики.
•
На уровне учебного предмета
•
В онлайн выводятся некоторые разделы или некоторые этапы работы в рамках учебного
предмета.
•
На уровне раздела или темы изучение нового материала,
закрепление, контроль.
•
На уровне учебного занятия в рамках одного занятия чередуются
этапы «живого» обучения и онлайн-работы студентов.
•
На уровне раздела или темы изучение нового материала,
закрепление, контроль.
•
На уровне учебного занятия в рамках одного занятия чередуются
этапы «живого» обучения и онлайн-работы студентов.
•
На уровне технологии обучения жестко не привязанной
к классно-урочной логике организаций учебных занятий
(часть этапов работы в рамках данной технологии
реализуется в очном формате, часть в формате-онлайн.
•
На уровне технологии обучения жестко не привязанной
к классно-урочной логике организаций учебных занятий
(часть этапов работы в рамках данной технологии
реализуется в очном формате, часть в формате-онлайн.
Уровни реализации смешанного обучения
•
Самостоятельное изучение теоретического материала
(просмотр видеолекций, поиск доп.ресурсов, самоконтроль)
•
Выполнение заданий, мотивирующих на поиск ответа
•
Обсуждение, ответы на вопросы и дискуссии в форумах.
«ДО»-
Виртуально
•
Актуализация знаний: отработка сложных
вопросов темы, установление взаимосвязей,
понимания- обратная связь от преподавателя.
•
Практическая работа – решение задач.
«ВО ВРЕМЯ»-
в аудитории
•
Подведение итогов: осмысление, доработка
заданий.
•
Итоговое тестирование по теме.
«ПОСЛЕ»-
виртуально
Технология «Перевернутый класс» для
смешанного обучения
Особенности реализации модели:
преподаватель осуществляет «запуск» раздела или
темы: объясняет новый материал, отвечает на
вопросы, даёт необходимые пояснения к
выполнению заданий, и затем обучающиеся
самостоятельно, в дистанционном режиме
проходят этапы закрепления и контроля знаний.
«Объяснительный класс» противостоит модели
«Перевёрнутый класс»
Объяснительный класс
Особенности реализации моделей смешанного обучения: изучение
той или иной части элементов образовательной программы выводится
в онлайн.
Результаты использования модели: сокращение аудиторной
нагрузки;
разгрузка преподавателей (при использовании возможностей сетевого
взаимодействия, открытых образовательных ресурсов);
сокращение времени на освоение учебного плана;
формирование у студентов самостоятельности и ответственности в
обучении;
развитие у студентов цифровых компетенций как общего характера;
индивидуализация темпов освоения учебного материала.
Модель обеспечивает индивидуальный подход для
студентов с
особыми образовательными потребностями:
обучающиеся с ОВЗ и часто болеющие;
одарённые, высокомотивированные студенты;
осваивающие одновременно более одной основной
образовательной программы;
студенты, совмещающие работу и учёбу;
часто отсутствующие спортсмены и т.д.
Автономный индивидуальный учебный план
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !