Напоминание

Современные формы и методы обучения в условиях цифровизации

Автор: Шипицина Марина Олеговна
Должность: методист
Учебное заведение: ГБПОУ КРК "Интеграл"
Населённый пункт: с. Курсавка
Наименование материала: статья
Тема: Современные формы и методы обучения в условиях цифровизации







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Современные формы и методы обучения в

условиях цифровизации

ГБПОУ КРК «Интеграл»

с. Курсавка

2022г.

Методист, Шипицина М.О.

Электронное обучение - обучение с

помощью интернета и мультимедиа.

Смешанное обучение -

образовательная технология, включающая три

обязательных компонента:

▪ контактные занятия обучающихся с преподавателем;

▪ дистанционные, в том числе онлайн, коммуникации

преподавателя и обучающихся;

▪ самостоятельную работу обучающихся,

организованную преподавателем.

Основные понятия

Гибридное обучение:

▪как полный синоним смешанному обучению;

▪как альтернативный формат обучения

(форматы online и life реализуются параллельно:

часть обучающихся присутствует на занятии очно,

другая часть - с использованием технологий

удаленного подключения)

интеграция дидактических возможностей традиционной и

электронной форм обучения, оптимальное сочетание их

преимуществ;

▪ возможность использования на всех уровнях образования, для

любых профилей, специальностей, направлений подготовки;

▪ существенное повышение возможностей для персонализации и

индивидуализации образовательного процесса;

▪ доминирование в структуре учебного процесса индивидуальной

работы студентов (развитие учебной самостоятельности,

формирование навыков, обеспечивающих возможность

самообразования на последующих этапах жизни);

▪ широкое использование интерактивных технологий, что позволяет

трансформировать позицию

обучающегося (из объекта обучения – в его субъект)

Особенности смешанного обучения

студенты должны обладать базовыми компетенциями в сфере ИКТ,

а также высокой мотивацией к обучению;

неготовность информационно-образовательной среды ОО к

поддержке технологии смешанного обучения;

отсутствие достаточного количества ИТ-специалистов для

решения разнообразных и неординарных задач информатизации

образовательной деятельности ОО;

неготовность многих преподавателей к реализации и применению

технологии смешанного обучения, по причине непонимания ее

перспективности и нежелания осваивать новые образовательные

Технологии;

недостаточное обеспечение онлайн-обучения соответствующими

учебно-методическими материалами.

Ограничения смешанного обучения

Ротация станций - одна из самых популярных и часто используемых

моделей смешанного обучения.

Обучающиеся делятся на три группы по видам учебной деятельности,

каждая группа работает в своей части аудитории (станции): станция

работы с преподавателем, станция онлайн-обучения и станция проектной

работы.

В течение учебного занятия группы перемещаются между станциями

так, чтобы побывать на каждой из них.

Состав групп от занятия к занятию меняется в зависимости от

педагогической задачи.

Станций может быть и две — станция работы с преподавателем и

станция онлайн-работы. В этом случае рекомендуется проводить

уроки проектной работы или занятия в интерактивной форме не реже,

чем каждый третий-четвертый урок.

Работа станций жестко регламентирована, так как детям за короткий

срок (до 10 минут) необходимо что-то сделать, прийти к какому-то

результату. Это же относится и к станции онлайн работы.

Примеры смешанного обучения

Ротация

станци

й

Ротаци

я

лаборат

орий

«Перев

ернуты

й

класс»

Модели смешанного обучения

Обучение в стенах ОО

МОДЕЛИ

РОТАЦИЙ

На уровне учебного плана

В онлайн выводятся те или иные элементы образовательной программы – модули,

дисциплины, курсы, факультативы, практики.

На уровне учебного предмета

В онлайн выводятся некоторые разделы или некоторые этапы работы в рамках учебного

предмета.

На уровне учебного плана

В онлайн выводятся те или иные элементы образовательной программы – модули,

дисциплины, курсы, факультативы, практики.

На уровне учебного предмета

В онлайн выводятся некоторые разделы или некоторые этапы работы в рамках учебного

предмета.

На уровне раздела или темы изучение нового материала,

закрепление, контроль.

На уровне учебного занятия в рамках одного занятия чередуются

этапы «живого» обучения и онлайн-работы студентов.

На уровне раздела или темы изучение нового материала,

закрепление, контроль.

На уровне учебного занятия в рамках одного занятия чередуются

этапы «живого» обучения и онлайн-работы студентов.

На уровне технологии обучения жестко не привязанной

к классно-урочной логике организаций учебных занятий

(часть этапов работы в рамках данной технологии

реализуется в очном формате, часть в формате-онлайн.

На уровне технологии обучения жестко не привязанной

к классно-урочной логике организаций учебных занятий

(часть этапов работы в рамках данной технологии

реализуется в очном формате, часть в формате-онлайн.

Уровни реализации смешанного обучения

Самостоятельное изучение теоретического материала

(просмотр видеолекций, поиск доп.ресурсов, самоконтроль)

Выполнение заданий, мотивирующих на поиск ответа

Обсуждение, ответы на вопросы и дискуссии в форумах.

«ДО»-

Виртуально

Актуализация знаний: отработка сложных

вопросов темы, установление взаимосвязей,

понимания- обратная связь от преподавателя.

Практическая работа – решение задач.

«ВО ВРЕМЯ»-

в аудитории

Подведение итогов: осмысление, доработка

заданий.

Итоговое тестирование по теме.

«ПОСЛЕ»-

виртуально

Технология «Перевернутый класс» для

смешанного обучения

Особенности реализации модели:

преподаватель осуществляет «запуск» раздела или

темы: объясняет новый материал, отвечает на

вопросы, даёт необходимые пояснения к

выполнению заданий, и затем обучающиеся

самостоятельно, в дистанционном режиме

проходят этапы закрепления и контроля знаний.

«Объяснительный класс» противостоит модели

«Перевёрнутый класс»

Объяснительный класс

Особенности реализации моделей смешанного обучения: изучение

той или иной части элементов образовательной программы выводится

в онлайн.

Результаты использования модели: сокращение аудиторной

нагрузки;

разгрузка преподавателей (при использовании возможностей сетевого

взаимодействия, открытых образовательных ресурсов);

сокращение времени на освоение учебного плана;

формирование у студентов самостоятельности и ответственности в

обучении;

развитие у студентов цифровых компетенций как общего характера;

индивидуализация темпов освоения учебного материала.

Модель обеспечивает индивидуальный подход для

студентов с

особыми образовательными потребностями:

обучающиеся с ОВЗ и часто болеющие;

одарённые, высокомотивированные студенты;

осваивающие одновременно более одной основной

образовательной программы;

студенты, совмещающие работу и учёбу;

часто отсутствующие спортсмены и т.д.

Автономный индивидуальный учебный план

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !