Напоминание

"Воспитание экологической культуры дошкольников в обогащенной предметно-пространственной среде"

Автор: Урядина Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида №64
Населённый пункт: город Белгород
Наименование материала: материал из опыта работы
Тема: "Воспитание экологической культуры дошкольников в обогащенной предметно-пространственной среде"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Воспитание экологической культуры дошкольников в обогащенной

предметно-пространственной среде.
Начало ХХІ века ознаменовалось выраженным интересом к проблемам основ экологической культуры дошкольников – это новая область дошкольной педагогики. Интерес к этому направлению вызвал всплеск экспериментальной работы по поиску путей обновления содержания, технологий, построение новых моделей формировании экологической культуры. Сегодня стало очевидным, что от самого человека, его внутренних ресурсов, нравственных установок, ценностных ориентации зависит существование биосферы как системы жизни. Осознание этой истины во многом объясняет введенная в последние годы экогуманитарная парадигма образования как основное средство постижения культуры. Для того, чтобы ценности новой культуры соответствовали их природе, глобальным экологическим законам, требуется целенаправленное образование и воспитание. В этой связи особую значимость приобретает решение проблемы развития основ экологической культуры детей в экологическом образовании в дошкольных учреждениях общеразвивающего вида. Социальный заказ общества на экологически грамотную и природосообразную личность предопределил цель экологического образования, направленную на формирование основ экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности. Взаимодействие дошкольников с природой, как фактор основы экологической культуры старших дошкольников посредством обогащения развивающей предметно-пространственной среды ДОУ повысят эффективность формирования основ экологической культуры дошкольников, если будет сопровождаться современным методическим обеспечением воспитательного процесса; реализуется педагогический потенциал воспитательной работы в совместной деятельности педагога и детей; содержательный аспект экологической культуры обеспечивает системность педагогических воздействий на нравственное, эмоциональное и деятельностное развитие личности ребенка.

В настоящее время в области формирования основ экологической культуры просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о
необходимости выхода экологической культуры на качественно новый уровень. На повестку дня встает необходимость глубокого переосмысления опыта разработки проблем формирования основ экологической культуры и поиск принципиально новых подходов к ее организации. Повышение уровня экологической культуры подрастающего поколения находится в прямой зависимости от полноты научных представлений о своеобразии процесса формирования основ экологической культуры на каждом возрастном отрезке и его практической реализации с учетом выявленных особенностей. Экологическая культура – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления с природой. Экологическая культура – это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе. В основе общения дошкольника с природой лежит отношение старшего к младшему (появляется потребность ласкать, заботиться о растениях и животных). Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Эволюционное отношение к нему может проявиться у ребенка как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Проблемы взаимоотношения ребенка и природы получают развитие в работах А.М. Галеева, И.Д. Лаптева, Н.Н. Моисеева, Н.Ф. Реймерса, С.Н. Соломина, Е.К. Федорова и др. Вопросы теории и практики экологической культуры нашли отражение в исследованиях Т.В. Барсуковой, Т.В. Васильевой, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной и др. Необходимость кардинальных изменений в отношении человека к проблемам экологии получило научное обоснование в трудах В.И. Вернадского о ноосфере, согласно которому новые отношения с природой возможны лишь на основе усиления гуманно-биологического смысла экоокультуривания с детских лет. Исследования ведущих психологов (Л.И. Божович, Ж. Готфруа, С.Д. Дерябо, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, А.В. Петровский, К. Роджерс и др.), выявляют внутренние механизмы в качестве важнейших в процессе приобщения к экологической культуре личности уже с детских лет. Экологическая культура в современном мире приобретает первостепенное значение для сохранения жизни на Земле.
Общетеоретические тенденции, сформированные в различных сферах науки, находят новое развитие в дошкольной педагогике. В теории дошкольной педагогики складывается системный подход к решению проблем экологической культуры дошкольников, разрабатываются ее содержание и технологии. Проблемам экологической культуры дошкольников посвящены исследования Э.И. Залкинд, Л.Ф. Захаревич, Е.И. Золотовой, Л.С. Игнатадшой, Н.Н. Кондратьевой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, И.А. Хайдуровой, И.В. Цветковой, Л.Р. Ахметшиной и др. По мнению Н.Ф. Виноградовой, экологическая культура предполагает определенную степень осмысления мира. На этом этапе дошкольного детства ребенок начинает осознавать живое и неживое, себя как живое существо [4]. Киреева Л.Г., Бережнова С.В. считают, что экологическая культура – часть общей человеческой культуры, отдельная ее грань, отражающая взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах деятельности. Б.Т. Лихачев рассматривает экологическую культуру как производную экологического сознания. Она должна строиться на экологических знаниях и включать в себя заинтересованность в природоохранной деятельности. Экологизация окружающей среды – это новое социально- экономическое общественное явление, заключающееся в постоянно увеличивающемся учете экологических требований и условий для предупреждения или снижения вредных последствий от воздействия всех видов человеческой деятельности на окружающую среду и ее составные компоненты. Это обеспечит более высокую эффективность производства на основе совокупного ресурсопотребления и повышения качества окружающей среды. На территории ДОУ имеются экологические объекты, которые носят разноцелевой характер: - для показа детям – альпинарий, розарий, цветники, уксусное дерево, поле и т.д.; - для детской деятельности – птичья столовая, огород, сорочье поселение и т.д.; - для объяснения действия экосистем – старый пень, лиственный лес, поле и т.д.
Оформлена экологическая тропа со следующими остановками: «Альпинарий», «Розарий», «Ель», «Старая рябина», «Березки», «Бабочка» (цветник), «Гусеница» (цветник), «Липовая аллея», «Птичья столовая», «Плодовый сад», «Огород», «Зона лиственного леса», «Царство ящериц», «Старый пень», «Первоцветы», «Дубрава», «Аллея декоративных кустарников», «Виноградник», «Уксусное дерево», «Уголок поля», «Сорочье поселение», «Каштан», «Скворечник», «Аптекарский огород», «Пионы», «Павлин» (цветник), «Самшит». На основе этого у детей формируются элементарные предметные понятия: травы, кустарники, деревья, растения, насекомые, рыбы, птицы, звери, среда обитания, приспособление, сезонные изменения. Также рассматривается роль человека в нарушении и сохранении целостности конкретной экосистемы, правила поведения в ней. Человек охраняет природу, он бережет лес от пожаров, на вырубленных местах сажает молодые деревья. Человек создает заповедники, оберегает растения и животных, занесенных в «Красную книгу» и т.д. Огород представляет собой экологическую точку на открытом хорошо освещенном пространстве. Каждый год на нем произрастают районированные культуры, неприхотливые к условиям обитания и привлекательные для проведения наблюдений. На огороде для детей высаживаются быстро растущие, рано созревающие овощи, которые можно употреблять в пищу и весной и летом. Кроме того, семена и луковицы таких растений специально подбираются крупными, и наши детки смогут посадить их самостоятельно (лук, горох, бобы, редис). На огороде дети могут вырастить и познакомиться с разнообразными сортами лука, салата, моркови, редиса, кабачков, баклажанов. На участке огорода с лекарственными травами (фитоогород) выращиваетя: мята перечная, календула лекарственная, родиола розовая, девясил, подорожник, душица, мать-и-мачеха, тысячелистник обыкновенный и др На участке учреждения имеется место, где произрастает береза. На стволах этих деревьев помещены кормушки и домики для птиц. Зимой дети кормят и наблюдают за птицами. Весной проводятся наблюдения за заселением птичьих домиков. На этом объекте экологической тропы проводятся наблюдения за птицами зимой, дети учатся отличать птиц друг от друга; наблюдают за прилетом птиц. По использованию экологической тропы составлены картосхемы
тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов. Картосхемы для детей содержат небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. В начале тропинки укреплен п лан тропы. Возле каждого объекта тропинки изготовлены таблички с названием . Для организации работы на экологической тропинке разработан специальный «Паспорт экологической тропинки». Паспорт содержит картосхемы тропинки с указанием изучаемых объектов: одна, более сложная схема – для педагогов, вторая – простая – для детей. Здесь же дается описание точек тропы по заданным схемам. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки объектов, и приводится необходимая для воспитателя информация. Так, при описании дерева даются его биологические, экологические характеристики, особенности распространения, происхождение названия, народные названия, отражение его образа в фольклоре (сказки, загадки, пословицы), песнях, стихах, отмечается его связь с другими растениями и животными, роль в жизни людей (оздоровительная, эстетическая и т.д.) и рекомендации по использованию объекта в работе по экологическому воспитанию дошкольников и просвещению родителей. Таким образом, объекты экологической тропинки дают большие возможности для экологического развития ребенка, для проведения систематических наблюдений, игр, инсценировок, эмоционального развития детей, в частности, формирования чувства близости к природе и сопереживания живым организмам.