Автор: Ищенко Марина Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №55"
Населённый пункт: город Иваново, Ивановская область
Наименование материала: план-конспект урока по окружающему миру 1 класс
Тема: "Зимующие птицы"
Конспект урока
по окружающему миру в 1 классе
Тема: «Зимующие птицы».
Цель: как помочь птицам зимой.
Задачи: познакомить с многообразием зимующих птиц; рассмотреть виды
корма для зимующих птиц; развивать внимание, память, мышление;
воспитывать ответственное отношение к природе на примере посильной
помощи людей зимующим птицам.
Оборудование: сигнальные карточки, рисунки с изображениями зимующих
птиц; корм для зимующих птиц; различные виды кормушек, видеоролик
«Помощь птицам».
Ход урока
1.
Организационный момент.
Рады слышать мы звонок,
Начинается урок!
Интересно нам читать,
Думать, спорить, размышлять!
2.
Актуализация знаний. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке вам предстоит самостоятельно назвать тему урока. Перед
вами на доске висят две карточки-подсказки. Чтобы их открыть, необходимо
выполнить несколько заданий.
- Ребята, скажите, какое сейчас время года? (Зима)
- Хорошо ли вы знаете признаки зимы? Давайте сейчас проверим.
Игра «Верно-неверно»
(У учащихся на столе лежат
зеленые и красные карточки.
Если
утверждение верное, дети поднимают зеленую карточку, если не верное –
красную).
1.
Январь - это зимний месяц.
2.
Зимой очень тепло.
3.
Заяц меняет серую шубку на белую.
4.
Первый месяц зимы это февраль.
5.
Зимой лёд превращается в воду.
6.
Зимой катаются на санках, лыжах и коньках.
7.
Вьюга - зимнее явление природы.
8.
Зимой день становится короче.
9.
Зимой отмечают праздник «День знаний».
10.
Медведь зимой спит.
- Молодцы, ребята. Хорошо, справились с заданием. (Учитель открывает
первую картинку темы урока - снежинка.)
- Теперь предстоит открыть вторую картинку. И для вас я подготовила
загадку.
У них есть крылья, голова,
Две лапки, клюв и перья.
Все появляются с яйца.
Слышны их песенки с деревьев. (Птицы)
– Ребята, а для чего нужны птицы в природе? (Они создают красоту
природы, являются санитарами леса, способствуют размножению
растений.)
- На какие две группы делятся птицы? (зимующие и перелетные)
- Молодцы! (Открывается вторая картинка. Ребята высказывают свои
предположения о том, какая тема урока будет сегодня).
– Правильно. Сегодня мы поговорим о птицах, которые проводят с нами
зиму. Как называют таких птиц? (Зимующие птицы.)
- Что вы должны узнать сегодня на уроке? (как помочь птицам зимой).
3. Изучение нового материала.
Знакомство с зимующими птицами. Работа в парах .
- Для того, чтобы познакомится поближе с зимующими птицами, я
предлагаю собрать картинки и узнать, какие же птицы остаются с нами
зимовать. На столе у вас лежат конверты. В конвертиках находятся пазлы.
Если правильно их собрать, то получится картинка зимующей птицы.
Когда картинка собрана, учащиеся выходят к доске показывают и
называют птицу, рассказывают об особенностях тих птиц. Учитель
прикрепляет картинки на доску.
Воробей, синица, поползень, ворона, галка, дятел, снегирь, голубь, щегол,
свиристель, клёст, сорока.
Кормушки для птиц. Их виды.
- А теперь я предлагаю послушать стихотворение. Автор Елена Благинина.
Морозы жесткие
В этом году…
Тревожно за яблоньку
В нашем саду.
Тревожно за жучку-
В её конуре
Такой же морозище,
Как на дворе.
Но больше всего
Беспокойно за птиц, За наших воробышков,
Галок, синиц:
Ведь очень уж холодно
В воздухе им.
Поможем ли мы
Беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко
Пережить холода.
- О чем стихотворение? Кому тяжело в стихотворении? (О птицах и о том,
как им трудно выжить зимой).
- С утра до вечера ищут крохи пропитания, пуховые перья защищают птиц от
холода, но не от голода. В суровые зимы из 10 синиц выживает только одна.
9 синиц погибают. Как вы думаете, что человек может сделать для того,
чтобы помочь птицам? (Кормушки)
- Какими должны быть кормушки? Из чего их можно сделать?
Просмотр видеоролика.
Видов кормушек большое множество: из пластиковых бутылок, из дерева, из
коробки. Также бывают и Экологические кормушки: печенье для птиц, кексы
с
салом,
кормушки
из
овощей,
фруктов
и
орехов.
При
создании
кормушек
разных
конструкций
важно
учитывать
два
следующих правила.
1. У кормушки обязательно должна быть крыша, иначе корм может быть
засыпан снегом или залит дождём, тем самым он станет для птиц
непригодным.
2. Отверстие в кормушке должно быть настолько широким, чтобы птица
могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть её.
4.
Закрепление изученного материала
- И так, кормушка у нас готова (кормушка висит в центре доски). Чем же
наполнить нашу кормушку? Давайте разбираться.
Пища для птичек
разнообразна. Но все же им нельзя давать жареное, соленое, сладкое, острое.
У каждого на парте лежит листочек с заданием «Меню птиц». Ребята, вы
должны внимательно прочитать меню и вычеркнуть те продукты, которые
птицам давать нельзя.
Фронтальная проверка. Учащиеся выходят к доске, выбирают нужную
картинку и кладут в кормушку.
- Молодцы, ребята. Я уверена, что наши птицы не останутся голодными
зимой.
5. Итог урока.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Назовите зимующих птиц. Какой корм им необходим?
– Какую помощь зимой люди могут оказать птицам?
- Ежегодно в нашем городе проводится акция "Покормите птиц!".
Приглашаю всех желающих принять участие (кормушки,
эко-кормушки,
фотоотчет наблюдений за птицами).
6.
Рефлексия.
-
Ребята,
у вас на
партах есть две карточки: зеленая и
красная.
Если
вам все было понятно, поднимите зеленую карточку. Если что-то осталось
непонятно, то красную карточку.