Напоминание

Роль наставничества в профессиональном образовании

Автор: Онина Юлия Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: СПБ ГБПОУ "ЛИЦЕЙ СЕРВИСА И ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Роль наставничества в профессиональном образовании







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Роль наставничества в профессиональном образовании

Аннотация: в статье рассматривается роль наставничества в профессиональном образовании, роль

мастера производственного обучения в работе как наставника и воспитателя, а также деятельность

наставника при подготовке студента для прохождения производственной практики на предприятии.

Ключевые

слова:

студент,

адаптация,

навыки,

личностные

особенности,

обратная

связь,

производственная практика.

Наставничество начало зарождаться в эпоху индустриализации Советского Союза. Начало этого

феномена можно отнести к 1920–1930 гг. Тогда оно называлось «шефство» и существовало под

таким названием вплоть до 1960-х гг. В период 1970–1980 гг. производственная практика учеников и

студентов средних специальных учебных заведений начала нормативно организовываться в условиях

закрепления практиканта на производстве за наставником. Распад Советского Союза в 1990-е гг.

привел к большим переменам в сфере подготовки специалистов и высококвалифицированных

рабочих, институт наставничества был практически забыт и носил в основном формальный характер,

существовал за счет инициативы работников предприятий.

Сегодня острая необходимость в квалифицированных кадрах промышленности страны побудила

руководство страны вспомнить о наставничестве как действенном институте в подготовке кадров и

запустить процессы по его развитию. На это указывали высшие должностные лица государства: в

2017 г. Д.А. Медведев поддержал создание общероссийской системы наставничества, а уже в 2018 г.

В.В. Путин подписал Указ «Об учреждении знака отличия “За наставничество”». При этом весь

период развития наставничества в нашей стране сопровождался уточнением сути этого явления и

определением его понятия.

Наставничество является особым видом трудовой деятельности и представляет собой

последовательность целесообразных действий наставника, направленных на успешную адаптацию

молодого специалиста и его профессиональное становление.

Профессионализация – это процесс становления профессионала. Этот процесс включает: выбор

человеком профессии с учетом своих собственных возможностей и способностей; освоение правил и

норм профессии; формирование и осознание себя как профессионала, обогащение опыта профессии

за счет личного вклада, развитие своей личности средствами профессии и др.

Основными категориями процесса наставничества являются развитие, воспитание и

профессиональная адаптация человека в трудовой производственной деятельности.

Существует несколько моделей наставничества. Для взаимодействия со студентами подходит

модель традиционного наставничества, при котором в центре внимания – профессиональное

развитие подопечного. Наставник передает свой опыт и технические знания, правила и традиции

отношений в организации, дает конструктивную обратную связь и советы, как достичь успеха и

имеет

возможность

понять

и

оценить,

насколько

студент

способен

к

дальнейшему

профессиональному развитию. При этой модели наставничества студент легче и быстрее осваивает

новые функции, роли, корпоративные ценности и традиции.

Мастер производственного обучения исполняет роль и куратора, и воспитателя, и наставника, и,

конечно, просто близкого человека, к которому в любой момент можно обратиться и получить ответ

на интересующий вопрос или просто попросить совета. Такое сочетание функций является самым

эффективным средством в воспитательной работе. Благодаря этому студенты чувствуют

защищенность, поддержку, которая, помимо всего прочего, сопровождается и главными задачами

мастера — воспитательной и обучающей.

Одной из важных моделей наставничества является использование опыта работников предприятий,

баз практики. Когда студенты приходят на производственную практику, их закрепляют за

наставниками, которые в свою очередь передают знания, умения и навыки студентам, в том числе на

основе своего опыта, ради того, чтобы те могли выполнять какие-то работы, предусмотренные

профессией,

по

которой

они

обучаются.

Наставническая

деятельность

направлена

на

профессиональную подготовку того, кто является наставляемым (подшефным). В нашем случае это

студенты, проходящие производственную практику на предприятии.

Профессиональная адаптация – вхождение в профессию, активное ее освоение и нахождение себя в

производственном коллективе. В широком смысле слова под адаптацией понимают взаимное

приспособление специалиста и предприятия, в результате которого работник осваивается на

предприятии. Результатом адаптации являются освоение новой профессиональной деятельности,

приобретение опыта ее выполнения, включение в профессиональное сотрудничество.

Осуществление

профессиональной

адаптации

студента

является

неотъемлемой

частью

наставнической деятельности, поскольку в период производственной практики студент именно

осваивается на предприятии, знакомится с работниками, условиями труда, традициями предприятия,

учится выполнять работы, связанные с его профессией, а также может получать за это заработную

плату. И все это может происходить впервые. Необходимость помощи наставника для успешной

адаптации очевидна.

Результатом наставничества должна стать подготовка высококвалифицированного специалиста,

личности, всесторонне развитой, нравственной, культурной.