Автор: Онина Юлия Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: СПБ ГБПОУ "ЛИЦЕЙ СЕРВИСА И ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Роль наставничества в профессиональном образовании
Роль наставничества в профессиональном образовании
Аннотация: в статье рассматривается роль наставничества в профессиональном образовании, роль
мастера производственного обучения в работе как наставника и воспитателя, а также деятельность
наставника при подготовке студента для прохождения производственной практики на предприятии.
Ключевые
слова:
студент,
адаптация,
навыки,
личностные
особенности,
обратная
связь,
производственная практика.
Наставничество начало зарождаться в эпоху индустриализации Советского Союза. Начало этого
феномена можно отнести к 1920–1930 гг. Тогда оно называлось «шефство» и существовало под
таким названием вплоть до 1960-х гг. В период 1970–1980 гг. производственная практика учеников и
студентов средних специальных учебных заведений начала нормативно организовываться в условиях
закрепления практиканта на производстве за наставником. Распад Советского Союза в 1990-е гг.
привел к большим переменам в сфере подготовки специалистов и высококвалифицированных
рабочих, институт наставничества был практически забыт и носил в основном формальный характер,
существовал за счет инициативы работников предприятий.
Сегодня острая необходимость в квалифицированных кадрах промышленности страны побудила
руководство страны вспомнить о наставничестве как действенном институте в подготовке кадров и
запустить процессы по его развитию. На это указывали высшие должностные лица государства: в
2017 г. Д.А. Медведев поддержал создание общероссийской системы наставничества, а уже в 2018 г.
В.В. Путин подписал Указ «Об учреждении знака отличия “За наставничество”». При этом весь
период развития наставничества в нашей стране сопровождался уточнением сути этого явления и
определением его понятия.
Наставничество является особым видом трудовой деятельности и представляет собой
последовательность целесообразных действий наставника, направленных на успешную адаптацию
молодого специалиста и его профессиональное становление.
Профессионализация – это процесс становления профессионала. Этот процесс включает: выбор
человеком профессии с учетом своих собственных возможностей и способностей; освоение правил и
норм профессии; формирование и осознание себя как профессионала, обогащение опыта профессии
за счет личного вклада, развитие своей личности средствами профессии и др.
Основными категориями процесса наставничества являются развитие, воспитание и
профессиональная адаптация человека в трудовой производственной деятельности.
Существует несколько моделей наставничества. Для взаимодействия со студентами подходит
модель традиционного наставничества, при котором в центре внимания – профессиональное
развитие подопечного. Наставник передает свой опыт и технические знания, правила и традиции
отношений в организации, дает конструктивную обратную связь и советы, как достичь успеха и
имеет
возможность
понять
и
оценить,
насколько
студент
способен
к
дальнейшему
профессиональному развитию. При этой модели наставничества студент легче и быстрее осваивает
новые функции, роли, корпоративные ценности и традиции.
Мастер производственного обучения исполняет роль и куратора, и воспитателя, и наставника, и,
конечно, просто близкого человека, к которому в любой момент можно обратиться и получить ответ
на интересующий вопрос или просто попросить совета. Такое сочетание функций является самым
эффективным средством в воспитательной работе. Благодаря этому студенты чувствуют
защищенность, поддержку, которая, помимо всего прочего, сопровождается и главными задачами
мастера — воспитательной и обучающей.
Одной из важных моделей наставничества является использование опыта работников предприятий,
баз практики. Когда студенты приходят на производственную практику, их закрепляют за
наставниками, которые в свою очередь передают знания, умения и навыки студентам, в том числе на
основе своего опыта, ради того, чтобы те могли выполнять какие-то работы, предусмотренные
профессией,
по
которой
они
обучаются.
Наставническая
деятельность
направлена
на
профессиональную подготовку того, кто является наставляемым (подшефным). В нашем случае это
студенты, проходящие производственную практику на предприятии.
Профессиональная адаптация – вхождение в профессию, активное ее освоение и нахождение себя в
производственном коллективе. В широком смысле слова под адаптацией понимают взаимное
приспособление специалиста и предприятия, в результате которого работник осваивается на
предприятии. Результатом адаптации являются освоение новой профессиональной деятельности,
приобретение опыта ее выполнения, включение в профессиональное сотрудничество.
Осуществление
профессиональной
адаптации
студента
является
неотъемлемой
частью
наставнической деятельности, поскольку в период производственной практики студент именно
осваивается на предприятии, знакомится с работниками, условиями труда, традициями предприятия,
учится выполнять работы, связанные с его профессией, а также может получать за это заработную
плату. И все это может происходить впервые. Необходимость помощи наставника для успешной
адаптации очевидна.
Результатом наставничества должна стать подготовка высококвалифицированного специалиста,
личности, всесторонне развитой, нравственной, культурной.