Автор: Алёшина Елена Александровна Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП ГБОУ СОШ № 5
Населённый пункт: г. Сызрань, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Семья как фактор индивидуализации образования"
Семья как фактор индивидуализации образования
Семья – это ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во
многом зависит дальнейшая судьба человека. Первое, что характеризует семью
как фактор воспитания, - это ее воспитательная среда, в которой естественно
организуется жизнь и деятельность ребенка. Известно, что человек уже с
младенческого возраста развивается как существо социальное, для которого среда
является не только условием, но и источником развития. Взаимодействие ребенка
со средой, и прежде всего с социальной средой, микросредой, усвоение им
«созданной человечеством культурой» (А.Н. Леонтьев) играют первостепенную
роль в его психическом развитии, становлении его личности.
В соответствии с Законом об образовании дошкольное образование в РФ приобрело
статус первого уровня общего образования, субъектами которого являются наряду с
педагогами, родители (законные представители), дети, а также деятели культуры и другие
заинтересованные лица. В Федеральном государственном образовательном стандарте
дошкольного образования позиция ребенка как субъекта образовательного процесса
поставлена в контексте индивидуализации образования. Сформулирован принцип:
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания
своего образования, становится субъектом образования.
Так же провозглашен принцип вариативности, который дает педагогическим
коллективам учебных заведений возможность выбирать и конструировать педагогический
процесс.
Разработаны и внедрены в практику новые образовательные технологии, которые
призваны сделать обучение гуманным, защищающим интересы и здоровье ребенка.
Именно этот фактор - здоровье - заставляет нас сегодня обращаться к личностно-
ориентированным технологиям, к которым относится дифференциация и
индивидуализация учебного процесса.
Образовательный процесс в ДОУ необходимо строить с учетом индивидуальных
особенностей каждого ребенка. Индивидуализация достигается за счет учета наличного
уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности,
которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого
требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, включая здоровье, уровень
физического и эмоционального, а также когнитивного развития.
Индивидуализация образования
– поддержка ребёнка, построение его
образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей его развития.
Индивидуализация дошкольного образования
– построение образовательной
деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам
ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится
субъектом образования
Значительная роль в процессе воспитания подрастающего поколения отводится
сотрудничеству семьи и образовательному учреждению. Для формирования
сотрудничества между взрослыми и детьми в образовательном учреждении важно
представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и
интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность
педагогов, детей и родителей.
Углубление воспитательного процесса за счет включения в него воспитательного
потенциала семьи - единственно правильный путь повышения качества образования и
воспитания. В связи с этим значительно возрастает работа педагога по организации этой
деятельности, от которой зависит успех в решении многих проблем образования и
воспитания.
Педагог, непосредственно работающий с детьми, может по сути своей
профессиональной деятельности внести посильный вклад в дело укрепления семьи.
Организуя в образовательном учреждении совместную работу семьи и ДОУ, он стремится
к достижению конечной цели - обеспечению оптимального личностного развития каждого
ребенка.
Одно из самых серьезных испытаний на пути поиска продуктивного контакта семьи
и ДОУ - это плюрализм мнений, необходимость принимать иной образ мыслей и образ
жизни, как для педагогов, так и для родителей. Это может быть нелегко, однако без
конструктивного диалога сотрудничество между ними невозможно.
Действительно, сотрудничество семьи и образовательной организации - одна из
«вечных» проблем педагогики и решалась по-разному в различные исторические эпохи.
Знание особенностей семьи, выделение на их основе условных групп родителей,
позволит осуществлять дифференцированный подход в руководстве воспитанием
дошкольников в семье.
Формы и методы работы образовательного учреждения и семьи.
К возможным формам и методам реализации целей и задач педагогического
взаимодействия, следует отнести:
- обмен между родителями опыта организации в семье режима дошкольника и
определение условий для его оптимального выполнения;
- контрольная для родителей: «Мой ребёнок: каким я его вижу?»;
- организация встречи педагогов и родителей со специалистами на тему: «Развитие
ребёнка на разных возрастных этапах»;
- творческий отчёт педагогов и родителей: «Какими мы были, какими мы стали».
- педагогический практикум: «Как развивать самостоятельность дошкольника?»;
- консультация для родителей: «Как научить ребёнка дружить?»;
- пресс-конференция: «Педагоги и родители - соавторы развития»;
- анкета для родителей: «Мои родительские проблемы. Какой помощи в их решении я
ожидаю от образовательного учреждения?»;
Следовательно, единство требований к детям, согласованность действий,
совместная работа по закреплению и развитию успехов, а также преодоление недостатков
в формировании развития личности дошкольника - все это обеспечивает положительный
результат общих усилий семьи и ДОУ в воспитании детей.
Ребенок с самого раннего возраста должен расти в атмосфере уверенности в том,
что его индивидуальные способности принимаются и уважаются другими, что его
инициатива и активность будут должным образом истолкованы и поддержаны, что его
стремление познать окружающий мир и себя в нем будет «окультурено» и дополнено не
излишней (на вырост), а актуально «здесь и сейчас» информацией. Это вызывает
необходимость развития всех человеческих сил, безотносительно к какому бы то ни было
заранее установленному идеалу и определяет необходимость изменений в организации
образовательного процесса. Облеченные профессиональной ответственностью взрослые
должны понимать и признавать равноценность различных источников образования,
главным из которых для ребенка-дошкольника является семья. Так достигается
необходимая гибкость и чувствительность к потребностям конкретного человека,
сообщества в целом, а система образования получает новое качество, основанное на
признании многообразия и индивидуальных отличий как базовой ценности жизни.