"Семья как фактор индивидуализации образования"

Автор: Алёшина Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП ГБОУ СОШ № 5
Населённый пункт: г. Сызрань, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Семья как фактор индивидуализации образования"
Дата публикации: 12.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Семья как фактор индивидуализации образования
Семья – это ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Первое, что характеризует семью как фактор воспитания, - это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка. Известно, что человек уже с младенческого возраста развивается как существо социальное, для которого среда является не только условием, но и источником развития. Взаимодействие ребенка со средой, и прежде всего с социальной средой, микросредой, усвоение им «созданной человечеством культурой» (А.Н. Леонтьев) играют первостепенную роль в его психическом развитии, становлении его личности. В соответствии с Законом об образовании дошкольное образование в РФ приобрело статус первого уровня общего образования, субъектами которого являются наряду с педагогами, родители (законные представители), дети, а также деятели культуры и другие заинтересованные лица. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования позиция ребенка как субъекта образовательного процесса поставлена в контексте индивидуализации образования. Сформулирован принцип: построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Так же провозглашен принцип вариативности, который дает педагогическим коллективам учебных заведений возможность выбирать и конструировать педагогический процесс. Разработаны и внедрены в практику новые образовательные технологии, которые призваны сделать обучение гуманным, защищающим интересы и здоровье ребенка. Именно этот фактор - здоровье - заставляет нас сегодня обращаться к личностно- ориентированным технологиям, к которым относится дифференциация и индивидуализация учебного процесса. Образовательный процесс в ДОУ необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуализация достигается за счет учета наличного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, включая здоровье, уровень физического и эмоционального, а также когнитивного развития. Индивидуализация образования – поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей его развития. Индивидуализация дошкольного образования – построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования Значительная роль в процессе воспитания подрастающего поколения отводится сотрудничеству семьи и образовательному учреждению. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в образовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей и родителей. Углубление воспитательного процесса за счет включения в него воспитательного потенциала семьи - единственно правильный путь повышения качества образования и воспитания. В связи с этим значительно возрастает работа педагога по организации этой деятельности, от которой зависит успех в решении многих проблем образования и воспитания.
Педагог, непосредственно работающий с детьми, может по сути своей профессиональной деятельности внести посильный вклад в дело укрепления семьи. Организуя в образовательном учреждении совместную работу семьи и ДОУ, он стремится к достижению конечной цели - обеспечению оптимального личностного развития каждого ребенка. Одно из самых серьезных испытаний на пути поиска продуктивного контакта семьи и ДОУ - это плюрализм мнений, необходимость принимать иной образ мыслей и образ жизни, как для педагогов, так и для родителей. Это может быть нелегко, однако без конструктивного диалога сотрудничество между ними невозможно. Действительно, сотрудничество семьи и образовательной организации - одна из «вечных» проблем педагогики и решалась по-разному в различные исторические эпохи. Знание особенностей семьи, выделение на их основе условных групп родителей, позволит осуществлять дифференцированный подход в руководстве воспитанием дошкольников в семье. Формы и методы работы образовательного учреждения и семьи. К возможным формам и методам реализации целей и задач педагогического взаимодействия, следует отнести: - обмен между родителями опыта организации в семье режима дошкольника и определение условий для его оптимального выполнения; - контрольная для родителей: «Мой ребёнок: каким я его вижу?»; - организация встречи педагогов и родителей со специалистами на тему: «Развитие ребёнка на разных возрастных этапах»; - творческий отчёт педагогов и родителей: «Какими мы были, какими мы стали». - педагогический практикум: «Как развивать самостоятельность дошкольника?»; - консультация для родителей: «Как научить ребёнка дружить?»; - пресс-конференция: «Педагоги и родители - соавторы развития»; - анкета для родителей: «Мои родительские проблемы. Какой помощи в их решении я ожидаю от образовательного учреждения?»; Следовательно, единство требований к детям, согласованность действий, совместная работа по закреплению и развитию успехов, а также преодоление недостатков в формировании развития личности дошкольника - все это обеспечивает положительный результат общих усилий семьи и ДОУ в воспитании детей. Ребенок с самого раннего возраста должен расти в атмосфере уверенности в том, что его индивидуальные способности принимаются и уважаются другими, что его инициатива и активность будут должным образом истолкованы и поддержаны, что его стремление познать окружающий мир и себя в нем будет «окультурено» и дополнено не излишней (на вырост), а актуально «здесь и сейчас» информацией. Это вызывает необходимость развития всех человеческих сил, безотносительно к какому бы то ни было заранее установленному идеалу и определяет необходимость изменений в организации образовательного процесса. Облеченные профессиональной ответственностью взрослые должны понимать и признавать равноценность различных источников образования, главным из которых для ребенка-дошкольника является семья. Так достигается необходимая гибкость и чувствительность к потребностям конкретного человека, сообщества в целом, а система образования получает новое качество, основанное на признании многообразия и индивидуальных отличий как базовой ценности жизни.