Напоминание

Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и ц

Автор: Симанова Елена Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ с УИОП №7"
Населённый пункт: город Кашира, Московская область
Наименование материала: разработка урока 3 класс
Тема: Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и ц







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В ОКОНЧАНИЯХ

ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц

Ц е л и : учить обозначать звук [о] после шипящих и ц в окончаниях имен

существительных; развивать умение применения правил.

Х о д у р о к а

I. Чистописание.

иы ын иын

Известный, честный, трудолюбивый.

II. Словарная работа.

Н а д о с к е записаны стихотворные строчки:

В поле колосится

Спелая пшеница.

Мы печем отличные

Пироги пшеничные.

Что на завтрак у синички?

Зернышки пшенички.

З а д а н и е :

выпишите однокоренные слова из стихотворных строчек.

Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные. Выделите корень.

III. Работа над новым материалом.

1. Постановка учебной задачи.

У ч и т е л ь . Вы уже знаете, что обозначение звука [о] после шипящих и ц –

это орфограммы, и умеете правильно писать слова с этими орфограммами. А

сегодня будем учиться обозначать звук [о] после шипящих и ц в окончаниях

имен существительных.

2. Коллективное выведение правила.

Н а д о с к е записаны слова:

свечо́й – ту́чей

карандашо́м – ду́шем

борцо́м – па́льцем

огурцо́м – за́йцем

– Прочитайте слова.

– Какой вывод можете сделать?

Прочитайте правило в учебнике.

3. Упражнение в применении правила.

1) Н а д о с к е записаны слова:

Меч..м, ш..потом, плащ..м, ш..рохом, ш..рсткой, циркач..м, еж..м, свеч..й.

З а д а н и е : вставьте пропущенные буквы. Запишите слова в два столбика в

зависимости от места орфограммы в слове.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

2) Р а б о т а п о в ы б о р у : упражнение 1 (учебник) или упражнение 1

(рабочая тетрадь).

IV. Самостоятельная работа.

В ы п о л н е н и е упражнения 2 (учебник).

V. Повторение изученного материала.

З а д а н и е :

выпишите

три

нарицательных

и

три

собственных

существительных из упражнения 3 (учебник) и поставьте их в форму Т. п.

VI. Итог урока.

– Когда в окончаниях имен существительных после шипящих и ц пишется о,

(е)?

Домашнее задание: упражнение 4 (рабочая тетрадь).