Автор: Курскова Лариса Олеговна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 45 имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова" города Калуги
Населённый пункт: Калужская область, город Калуга
Наименование материала: Статья
Тема: Нестандартные приёмы устных вычислений на уроках математике в начальных классах.
Нестандартные приёмы устных вычислений на уроках математике в начальных классах.
Курскова Лариса Олеговна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 45
имени Маршала Советского Союза Г.К.Жукова»
города Калуги.
Формирование у обучающихся начальных классов вычислительных
навыков остаётся одной из главных задач начального обучения, поскольку
вычислительные навыки необходимы как в практической жизни каждого
человека, так и в учении.
Вычислительные навыки – эта высокая степень овладения
вычислительными приёмами. Приобрести вычислительные навыки, значит
для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует
выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, и выполнять
эти операции достаточно быстро.
Полноценный вычислительный навык характеризуется правильностью,
осознанностью, рациональностью, обобщённостью, автоматизмом и
прочностью.
Правильность – ученик правильно находит результат арифметического
действия над данными числами, т. е. правильно выбирает и правильно
выполняет операции, составляющие прём.
Осознанность –ученик осознаёт, на основе каких знаний выбраны
операции и установлен порядок их выполнения. Осознанность проявляется в
том, что ученик в любой момент может объяснить, как, но решал пример и
почему можно так решать.
Рациональность – ученик, сообразуясь с конкретными условиями,
выбирает для данного случая более рациональный приём, т. е. выбирает те из
возможных операций, выполнение которых легче других и быстрее приводит
к результату арифметического действия. Разумеется, что это качество навыка
может проявляться тогда, когда для данного случая существуют различные
приёмы нахождения результата, и ученик используя различные знания,
может сконструировать несколько приёмов и выбрать более рациональный.
Как видим, рациональность непосредственно связана с осознанностью
навыка.
Обобщённость –ученик может применить приём вычисления к большему
числу случаев, т.е. он способен перенести приём вычисления на новые
случаи. Обобщённость так же, как и рациональность, теснейшим образом
связана с осознанностью вычислительных навыков, поскольку общим для
различных случаев вычислений будет приём, основа которого – одни и те же
теоретические положения.
Автоматизм – ученик выделяет и выполняет операции быстро и в
свёрнутом виде, но всегда может вернуться к объяснению выбора системы
операций.
Совершенствование навыков устных вычислений зависит не только от
методики организации занятий, от формы контроля, но и во многом от того,
насколько сами дети проявляют интерес к этой форме работы. Этот интерес
можно вызвать, показав обучающемуся красоту и изящество устных
вычислений, используя не совсем обычные вычислительные приёмы,
помогающие порой значительно облегчить процесс вычисления. Эти приёмы
вычислений могут быть преподнесены в виде занимательных задач.
Как известно дети любят умножать на 10, 100, 1000. В данном случае
умножение заключается в простых приписываний к числу соответственно
одного, двух или трёх нулей. Но можно научить детей быстро и легко
умножать числа на 5, 50, 500. В этом случае при умножении к половине
числа соответственно приписывают один, два или три нуля. Особенно
эффективен этот приём при умножении на эти числа чётного числа.
Например, ( слайд № 1)
68 х 5 = (34 х 2) х 5 = 34 х (2 х 5) = 340
68 х 50 = (34 х 2) х 50 = 34 х (2 х 50) = 3400
При умножении на 5, 50, 500 нечётных чисел, можно воспользоваться
предыдущим приёмом, представив число в виде суммы чётного числа и
единицы и затем применив правило умножения суммы на число, т. е.
распределительный закон умножения относительно сложения ( слайд 2)
17 х 50 = (16 + 1) х 50= 16 х 50 + 1 х 50= 800 + 50 = 850
При делении числа на 5, 50, 500 всё выполняется в обратном порядке:
удваивается делимое: ( слайд 3).
135: 5 = (135 х 2): (5 х 2) = 270: 10 = 27
2150: 50 = (2150 х 2): (50 х 2) = 4300: 100- 43
Вообще, устное умножение больших чисел привлекает внимание учащихся,
так как в начальных классах такое умножение обычно выполняется
письменно и умение учителя умножать, например, на 25 устно
заинтересовывает детей, вызывает их удивление и стремление узнать секрет.
А секрет прост.
Интересен прём умножения на 25, особенно для чисел, кратных четырём:
( слайд 4)
24 х 25 = (6х4) х25= 6 х (4 х 25) = 6 х 100= 600
36 х 25 = (9 х 4) х 25= 9 х (25 х 4) = 900
Этот способ можно распространить и на умножение нечётных чисел на 25,
представив их в виде суммы и разности числа, кратного четырём, и единицы
(или 2):
( слайд 5)
37 х 25 = (36 + 1) 25 = 36 х 25 + 1 х 25 = (4 х 9) 25 + 25= 925
38 х 25= (36 +2) х25= 36 х 25 + 2 х 25= 950
Такой приём умножения на 25 можно распространить и в другом
направлении: умножение чисел на 26 и 24, можно заменить умножением их
соответственно на выражения 25 + 1 и 25 – 1
Например, ( слайд 6)
36 х 26 = 36 х (25 + 1) = 36 х 25 + 36 х 1 = (4х9) х 25 + 36= 936
При делении на 25, как и при делении на 5, всё выполняется в обратном
порядке по сравнению с умножением. Делимое умножается дважды на 2, т.е.
на 4, отбрасывается два нуля.( слайд 7)
175: 25= (175 х 2) х 2 = 175 х 4 = 700
Аналогично, но с ещё большим внешним эффектом можно
продемонстрировать умножение числа на 125, разделив его (если это
возможно) на 8 и умножив на 1000, т.к. 125= 1000 : 8 ( слайд 8)
96 х 125= (96: 8) х 1000= 12 х 1000= 12000
Часто приходится умножать, например, на 9, 99, 999. В этом случае бывает
удобнее представить эти числа в виде 10 – 1, 100 – 1, 1000 – 1, а потом
использовать распределительный закон умножения относительно вычитания.
Например, ( слайд 9 )
678 х 9 = 678 х (10 – 1) = 678 х 10 – 678 х 1= 6780 – 678=6102
34 х 999 = 34 х (1000 – 1) = 34 х 1000 – 34 х 1= 34000 – 34= 34966
Ещё один приём умножения: ( слайд 10 )
14 х 15= 14 х (10 + 5) = 14 х 10 + 14 х 4 = …
Заменяем проще = 14х10 + 7 х 10= (!4 + 7) х10 = 21 х 10
Рассмотрев подчеркнутые выражения, можно сделать вывод(обобщение):
чтобы умножить чётное число на 15, надо к нему прибавить его половину и
результат умножить на 10. ( слайд 11)
48 х 15 = 48 х 10 + 24 х 10= 72 х 10= 720
Если же надо умножить нечётное число, то используем уже известный
приём. ( слайд 12)
23 х15= (22 + 1) х15= 22 х 15 + 1х 15= 330 + 15= 345
37 х 15= (36 + 1) х 15= 36 х15 + 15= 540+ 15= 555
При умножении на 14 или 16 можно заменить умножением его
соответственно на 15 – 1 и 15 + 1
( слайд 13)Чтобы возбудить интерес детей к вычислениям, можно на
внеклассном занятии показать им необычный приём. Таким примером
является способ умножения числа 5, оканчивающегося на себя с
использованием определённого правила. Например, для случая 35 х 35
это правило читается так: число десятков (3) умножить на число на
единицу большее (4) и к результату приписать 25, получится 1225.Этот
приём является частным случаем правила: «Если два числа имеют
равное число десятков, а сумма числа их разрядных единиц равна 10, то
произведение находят так: к произведению числа десятков одного из них
и на единицу большего числа, умноженного на 100, прибавляют
произведение единиц».
Например,
61х69= 6 х (6+ 1) х100 + 1 х 9= 4209
Изложенные выше приёмы помогут учителю в организации устного
счёта, сделают более интересными и полезными внеклассные занятия по
математике, привьют обучающимся интерес к устным вычислениям, а,
следовательно, будут способствовать формированию прочных, устойчивых
вычислительных навыков.
Список литературы
Статьи :Бурлыга А.Я. Интересные приёмы устного счёта //Начальная школа.
1985- №5 – С. 52
Зимовец Н.А., Пащенко В.П. Интересные приёмы устных вычислений//
Начальная школа.1990 - № 6 – С.45-46
Злоцкий П.В. некоторые приёмы организации внеклассной работы по
математике// Начальная школа 1989 - №6 – С.29-32
Чекмарёв Я.Ф. Методика устных вычислений. – М .Просвещение 1970 –
С.238.
Слайд №1.
Слайд № 2.
Слайд №3.
Слайд №4.
Слайд № 5.
Слайд № 6.
Слайд № 7.
Слайд № 8.
Слайд № 9.
Слайд № 10.
Слайд № 11.
Слайд № 12.
Слайд № 13.