Напоминание

"Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения"

Автор: Куриленко Оксана Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Гимназия №1" г. Воркуты
Населённый пункт: г. Воркута Республика Коми
Наименование материала: статья
Тема: "Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках

литературного чтения в начальной школе

Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность –

способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально

быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Каковы критерии функционально грамотной личности? Какими качествами

должен обладать младший школьник?

1. Готовность взаимодействовать с окружающим миром, уверенная адаптация.

2. Умение самостоятельно решать учебные и житейские задачи.

3. Способность строить отношения в малой социальной группе, в частности —

в школьном классе.

4. Владение навыками рефлексии, способность посмотреть на себя со стороны,

оценить свою работу.

Как же включить в осмысленную, продуктивную, мотивированную деятельность

всех учащихся класса? Как сформировать «функционально грамотную личность»?

Для выращивания функционально грамотной личности ведущую роль играют не

столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные, что

полностью соответствует новому стандарту. Это залог успешной адаптации в

обществе.

Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий

занимает

чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном

образовательном

стандарте

начального

общего

образования

в

качестве

приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности

младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного

к

использованию читательской деятельности как средства самообразования».

Базовым гуманитарным предметом для формирования читательской

грамотности являются уроки литературного чтения, на которых можно решать не

только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи развития

младшего школьника.

Важной частью работы учителя по данному направлению является

определение результативности деятельности и выявление уровня читательской

грамотности.

Надеюсь, что представленный мной материал вызывет интерес и будет

использован на уроках литературного чтения для формирования читательской

грамотности младших школьников.

За основу в работе я беру технологию смыслового чтения, которая включает в

себя три этапа работы с текстом :

I этап. Работа с текстом до чтения

II этап. Работа с текстом во время чтения

III этап. Работа с текстом после чтения

Рассмотрим несколько приёмов, используемых на уроках литературного чтения

в начальной школе для формирования читательской грамотности.

Приёмы для формирования функциональной грамотности

I этап. Работа с текстом до чтения (предтекстовая деятельность). Она включает:

1. Постановку цели чтения: знакомство

с текстом, его анализ; формирование

навыков осознанного чтения; привитие интереса к чтению.

2. Определение характера текста:

Сплошные тексты (без визуальных изображений

Несплошные тексты (с визуальными изображениями).

3. Просмотр заголовка текста.

4. Предположение о цели его написания, т.е. замысел автора.

Наиболее распространенные приемы:

«Глоссарий»

Цель – актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

1)

Говорю название текста, даю список слов и предлагаю отметить те, которые

могут быть связаны с текстом.

2)

Закончив чтения текста, дети возвращаются к данным словам (это будет уже

послетекстовая стратегия), смотрят на значение и употребление слов, используемых

в тексте.

«Ориентиры предвосхищения»

Цель – актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношения к теме

текста.

1)

Предлагаются учащимся суждения. Они должны отметить те, с которыми

согласны.

2)

После чтения они отмечают их еще раз. Если ответ изменился, то учащиеся

объясняют, почему это произошло (послетекстовая стратегия)

«Рассечение вопроса»

Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия.

Предлагаю ученикам прочитать заглавие текста и предположить, о чем пойдет речь

в тексте ( например, Элеоноры Константиновны Киселёвой «Мальчик-Огонёк»).

«Верите ли вы, что…»

Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время

способствовать

вдумчивой

работе

с

текстом,

критически

воспринимать

информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся

предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста и

после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

1. Верите ли вы, что сегодня мы познакомимся с новым произведением?

2. Верите ли вы, что главным героем будет мальчик?

3. Верите ли вы, что Огонёк может быть мальчиком?

Таким образом, основная цель работы с текстом до чтения - развитие такого

важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умения предполагать,

предвосхищать содержание текста.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

1.Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-

слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с

особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных

впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

2.Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста

или его отдельных фрагментов). Анализ текста. Постановка уточняющего вопроса к

каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Выявление

скрытого смысла произведения, если таковой имеется. Постановка к тексту

обобщающих вопросов, как учителем, так и детьми. Обращение (в случае

необходимости) к отдельным фрагментам текста.

Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования,

оценки).

Во время чтения выдвигаются гипотезы, которые опровергаются и

доказываются в процессе чтения.

К приёмам текстовой деятельности относятся (во время чтения):

«Чтение про себя с вопросами»

Цель

-

научить вдумчиво читать текст,

задавая самому себе

всё

более

усложняющиеся вопросы.

1. Чтение первого абзаца. Задаются вопросы.

2. Чтение про себя второго абзаца. Работайте в парах. Один задаёт вопросы, другой

— отвечает.

3. Чтение третьего абзаца. Меняются ролями. Задают вопросы и отвечают.

«Чтение с остановками»

Цели - управление процессом осмысления текста во время его чтения.

Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них

направлены

на

проверку

понимания,

другие

на

прогноз

содержания

последующего отрывка.

«Чтение про себя с пометками»

Цель - мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ.

Данную стратегию чаще всего использую для работы со сложными научными

текстами. Учащиеся при чтение делают пометки: понял, не понял, надо обсудить.

«Ключевые слова». Это наиболее важные слова в тексте.

«Восстанови текст» (развивает логическое мышление).

«Пирамидная история» (формирует умение создавать сюжетный текст на основе

прочитанного произведения)

«Дерево предсказаний»

Использовать после первой или второй остановки приём «чтения со стопом»

при работе с сюжетными текстами. Тема должна содержать вопрос, адресованный в

будущее. Все версии аргументировать содержанием текста, а не домыслами.

Задание 1:

Прочитайте сказку «Мальчик-Огонёк». Докажите, что это сказка.

Жил на свете Огонёк. Хотелось ему стать мальчиком. Фея превратила его в

мальчугана. Но предупредила:

-О чём может предупредить Фея мальчика-Огонька?

- Если попадёшь в воду – погаснешь.

Как-то вышел Огонёк на берег реки. А там мальчишка тонет. Что делать? Вспомнил

Огонёк слова волшебницы, вспомнил… и

- (Что сделал?)

бросился в воду.

Вытащил на берег мальчишку, но сам погас. Лежат на песке чёрные угольки.

Тут солнце направило сильный луч на мальчика-Огонька и зажгло его. Стал Огонёк

большим Огнём с добрым сердцем.

- Прочитайте то место в сказке, которое заставило вас волноваться.

- Как описан этот момент? Кто задаёт вопрос «Что делать?»

- Прочитайте выразительно предложение с многоточием. Почему это

предложение так построено?

- Почему мальчик бросился в воду?

- Определим порядок событий в сказке. Для этого выполним Задание 2:

обозначьте цифрами правильный порядок развития событий в сказке.

______________________ Запрет

______________________ Появление героя

______________________ Испытание

______________________ Спасение, помощь

Прочитайте названия событий, происходящих в сказке.

Варианты выполнения задания: самостоятельно, в паре, под руководством

учителя.

- Как вы будете работать? (Прочитаем первую часть сказки. Найдём название

события, которое в этой части описано.)

- В каком порядке развиваются события в сказке?

1. Появление героя.

2. Запрет.

3. Испытание.

4. Спасение, помощь.

«Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь

разрешить проблему, формирует нестандартное мышление.

Так, например, предлагаю детям вспомнить пословицы, которые бы подошли к

данной сказке, и записать в тетрадь. Приём работы с пословицами - Логическо –

поисковое задание. В конце урока дети озвучивают свои записи и выбирают

пословицу, наиболее точно отражающую главную мысль сказки.

(Свет не без

добрых людей. Добрый пример лучше ста слов. Ум дает силу, сила дает храбрость.

и т.д.)

Использование этих и других приёмов помогает:

-научить детей ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный

смысл;

-находить в тексте требуемую информацию;

-выделять не только главную, но и второстепенную информацию;

-читать внимательно и вдумчиво.

III этап. Работа с текстом после чтения.

Это:

1.

Смысловая

беседа по тексту.

Коллективное обсуждение прочитанного,

дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок)

произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи

текста или совокупности его главных смыслов.

2. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение

учащихся

к

готовым

иллюстрациям.

Соотнесение

видения

художника

с

читательским представлением.

3. Творческие задания,

опирающиеся на какую-либо сферу читательской

деятельности

учащихся

(эмоции,

воображение,

осмысление

содержания,

художественной

Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским

замыслом.

Приёмы послетекстовой деятельности:

«Тайм-аут»

Цель - самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и в

группе.

1. Чтение первой части текста. Работа в парах.

2. Дети задают друг другу вопросы уточняющего характера. Отвечают на них. Если

нет уверенности в правильности ответа, выносятся вопросы на обсуждение всей

группы после завершения работы с текстом.

«Вопросы после текста»

Классификация вопросов, известная под названием «Таксономия вопросов»,

предполагает баланс между группами вопросов к:

- фактической информации текста, изложенной вербально;

- подтекстовой информации, скрытой между строк, в подтексте;

- концептуальной информации, часто находящейся за пределами текста.

К этим трем группам вопросов сегодня добавляют четвертую – группу оценочных,

рефлексивных вопросов, связанных с критическим анализом текста.

«Написание творческих работ»

хорошо зарекомендовал себя на этапе

закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать аналог

сказки.

Подготовка к составлению сказки.

- Прочитайте вопросы в таблице.

Кто герой сказки? Какой он?

Что может делать?

Что не может делать?

О чём мечтал?

Кому и как помог?

Кем был спасён?

Как вы думаете, что поможет сделать таблица? (Сочинить сказку).

Придумай свою сказку.

Задание 3: составить небольшие сказки по заглавию

«Мальчик – Снеговик»,

«Стеклянный

человечек»,

«Пластилиновый

человечек»,

«Мальчик-Фантик»,

«Девочка – Хрустальная туфелька»

(Представление работ)

Примеры текстов, написанные учащимися 2-4 классов.

Стеклянный человечек.

Жило-было прозрачное стёклышко. Очень хотелось ему стать мальчиком. Услышала

фея его просьбу и превратила в стеклянного мальчика, но предупредила:

- Тебе нужно опасаться прыжков и падений.

Как-то бежал стеклянный человечек по улице и услышал детский крик. Видит:

малыш залез на подоконник и хочет спрыгнуть на землю. Вскочил стеклянный

человечек на подоконник и остановил малыша. А сам не удержался и упал. Но не

разбился. Его спас куст с мягкими широкими листьями.

Теперь они с малышом друзья.

Пластилиновый человечек.

Жил-был пластилиновый шарик. Попросил он волшебницу:

- Преврати меня в мальчика доброго и весёлого.

Волшебница сказала:

- Пусть будет по-твоему. Но тебе нельзя появляться на солнышке. Оно тебя

расплавит.

Однажды гулял пластилиновый мальчик по тенистому лесу. Вдруг видит: девочка

заблудилась и плачет. Вокруг лес, чаща, а на небе палящее солнце. Что делать?

Вспомнил он запрет, вспомнил… И отвёл девочку домой. Но сам расплавился,

потому что на дороге негде было укрыться от солнца.

Увидела девочка, что мальчик превратился в мягкий комочек, и слепила его снова.

«Создание диафильма» На

уроках

литературного чтения предлагаю

ученикам иллюстрирование

изучаемого произведения. Этот вид работы учит

делить текст на смысловые части, к которым надо нарисовать иллюстрацию.

Хорошо проходит данный вид работы в группах.

«Крестики-нолики». Этот прием предполагает два вида работы:

1)

Работа проводится в парах: один ученик «крестик», а другой «нолик». После

прочтения произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания

ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в

игровое поле соответствующий ему знак. Побеждает тот, кто первым выстроит

полный ряд своих знаков.

2)

У каждого ребенка на парте лежит таблица с номерами утверждений. Учитель

читает верные и неверные утверждения к тексту. Если обучающийся согласен, он

ставит в таблице «х», если не согласен – «0».

Все вышеперечисленные приемы были апробированы мною на уроках

литературного чтени. Результаты

диагностики

демонстрируют следующие

показатели сформированности читательской грамотности.

Таблица

Группа умений

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Речевая и читательская

деятельность

47%

58%

64%

81%

Творческая деятельность

56%

62%

75%

89%

Литературоведческая

пропедевтика

63%

68%

77%

87%

Как видно из таблицы, все группы умений показывают положительную

динамику развития, что говорит об успешности применения рассмотренных методов

в учебной деятельности.

Правильно сформированные навыки чтения – мощный инструмент дальнейшего

саморазвития личности. Подобная работа с текстом не только растит читателя, но

имеет и развивающий эффект. Формируется познавательный интерес, развивается

речь, улучшается запоминание материала, активизируется воображение, появляется

внимание к слову, умение сопоставлять факты и делать умозаключения. Технология

смыслового

чтения

позволяет

вырабатывать

правильный

тип

читательской

деятельности, что поможет думающему ребенку стать думающим читателем.

При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов

работы у учащихся формируются навыки мышления, являющимися важными

составляющими понятия «читательская грамотность», которая является базовым

навыком функциональной грамотности младшего школьника.

Таким образом, развитие навыков работы с текстом и информацией становится

одним из приоритетных направлений работы учителя в начальной школе в реалиях

современных требований к образованию. Для достижения высоких результатов в

формировании читательской грамотности у младших школьников работа в этом

направлении должна вестись целенаправленно, системно и непрерывно.

«Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку.

Читать должно быть интересно».

А. Н. Толстой.