Автор: Куриленко Оксана Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Гимназия №1" г. Воркуты
Населённый пункт: г. Воркута Республика Коми
Наименование материала: статья
Тема: "Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения"
Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках
литературного чтения в начальной школе
Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность –
способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально
быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Каковы критерии функционально грамотной личности? Какими качествами
должен обладать младший школьник?
1. Готовность взаимодействовать с окружающим миром, уверенная адаптация.
2. Умение самостоятельно решать учебные и житейские задачи.
3. Способность строить отношения в малой социальной группе, в частности —
в школьном классе.
4. Владение навыками рефлексии, способность посмотреть на себя со стороны,
оценить свою работу.
Как же включить в осмысленную, продуктивную, мотивированную деятельность
всех учащихся класса? Как сформировать «функционально грамотную личность»?
Для выращивания функционально грамотной личности ведущую роль играют не
столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные, что
полностью соответствует новому стандарту. Это залог успешной адаптации в
обществе.
Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий
занимает
чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном
образовательном
стандарте
начального
общего
образования
в
качестве
приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности
младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного
к
использованию читательской деятельности как средства самообразования».
Базовым гуманитарным предметом для формирования читательской
грамотности являются уроки литературного чтения, на которых можно решать не
только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи развития
младшего школьника.
Важной частью работы учителя по данному направлению является
определение результативности деятельности и выявление уровня читательской
грамотности.
Надеюсь, что представленный мной материал вызывет интерес и будет
использован на уроках литературного чтения для формирования читательской
грамотности младших школьников.
За основу в работе я беру технологию смыслового чтения, которая включает в
себя три этапа работы с текстом :
I этап. Работа с текстом до чтения
II этап. Работа с текстом во время чтения
III этап. Работа с текстом после чтения
Рассмотрим несколько приёмов, используемых на уроках литературного чтения
в начальной школе для формирования читательской грамотности.
Приёмы для формирования функциональной грамотности
I этап. Работа с текстом до чтения (предтекстовая деятельность). Она включает:
1. Постановку цели чтения: знакомство
с текстом, его анализ; формирование
навыков осознанного чтения; привитие интереса к чтению.
2. Определение характера текста:
Сплошные тексты (без визуальных изображений
Несплошные тексты (с визуальными изображениями).
3. Просмотр заголовка текста.
4. Предположение о цели его написания, т.е. замысел автора.
Наиболее распространенные приемы:
«Глоссарий»
Цель – актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.
1)
Говорю название текста, даю список слов и предлагаю отметить те, которые
могут быть связаны с текстом.
2)
Закончив чтения текста, дети возвращаются к данным словам (это будет уже
послетекстовая стратегия), смотрят на значение и употребление слов, используемых
в тексте.
«Ориентиры предвосхищения»
Цель – актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношения к теме
текста.
1)
Предлагаются учащимся суждения. Они должны отметить те, с которыми
согласны.
2)
После чтения они отмечают их еще раз. Если ответ изменился, то учащиеся
объясняют, почему это произошло (послетекстовая стратегия)
«Рассечение вопроса»
Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия.
Предлагаю ученикам прочитать заглавие текста и предположить, о чем пойдет речь
в тексте ( например, Элеоноры Константиновны Киселёвой «Мальчик-Огонёк»).
«Верите ли вы, что…»
Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время
способствовать
вдумчивой
работе
с
текстом,
критически
воспринимать
информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся
предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста и
после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.
1. Верите ли вы, что сегодня мы познакомимся с новым произведением?
2. Верите ли вы, что главным героем будет мальчик?
3. Верите ли вы, что Огонёк может быть мальчиком?
Таким образом, основная цель работы с текстом до чтения - развитие такого
важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умения предполагать,
предвосхищать содержание текста.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
1.Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-
слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с
особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных
впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
2.Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста
или его отдельных фрагментов). Анализ текста. Постановка уточняющего вопроса к
каждой смысловой части.
3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Выявление
скрытого смысла произведения, если таковой имеется. Постановка к тексту
обобщающих вопросов, как учителем, так и детьми. Обращение (в случае
необходимости) к отдельным фрагментам текста.
Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования,
оценки).
Во время чтения выдвигаются гипотезы, которые опровергаются и
доказываются в процессе чтения.
К приёмам текстовой деятельности относятся (во время чтения):
«Чтение про себя с вопросами»
Цель
-
научить вдумчиво читать текст,
задавая самому себе
всё
более
усложняющиеся вопросы.
1. Чтение первого абзаца. Задаются вопросы.
2. Чтение про себя второго абзаца. Работайте в парах. Один задаёт вопросы, другой
— отвечает.
3. Чтение третьего абзаца. Меняются ролями. Задают вопросы и отвечают.
«Чтение с остановками»
Цели - управление процессом осмысления текста во время его чтения.
Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них
направлены
на
проверку
понимания,
другие
—
на
прогноз
содержания
последующего отрывка.
«Чтение про себя с пометками»
Цель - мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ.
Данную стратегию чаще всего использую для работы со сложными научными
текстами. Учащиеся при чтение делают пометки: понял, не понял, надо обсудить.
«Ключевые слова». Это наиболее важные слова в тексте.
«Восстанови текст» (развивает логическое мышление).
«Пирамидная история» (формирует умение создавать сюжетный текст на основе
прочитанного произведения)
«Дерево предсказаний»
Использовать после первой или второй остановки приём «чтения со стопом»
при работе с сюжетными текстами. Тема должна содержать вопрос, адресованный в
будущее. Все версии аргументировать содержанием текста, а не домыслами.
Задание 1:
Прочитайте сказку «Мальчик-Огонёк». Докажите, что это сказка.
Жил на свете Огонёк. Хотелось ему стать мальчиком. Фея превратила его в
мальчугана. Но предупредила:
-О чём может предупредить Фея мальчика-Огонька?
- Если попадёшь в воду – погаснешь.
Как-то вышел Огонёк на берег реки. А там мальчишка тонет. Что делать? Вспомнил
Огонёк слова волшебницы, вспомнил… и
- (Что сделал?)
бросился в воду.
Вытащил на берег мальчишку, но сам погас. Лежат на песке чёрные угольки.
Тут солнце направило сильный луч на мальчика-Огонька и зажгло его. Стал Огонёк
большим Огнём с добрым сердцем.
- Прочитайте то место в сказке, которое заставило вас волноваться.
- Как описан этот момент? Кто задаёт вопрос «Что делать?»
- Прочитайте выразительно предложение с многоточием. Почему это
предложение так построено?
- Почему мальчик бросился в воду?
- Определим порядок событий в сказке. Для этого выполним Задание 2:
обозначьте цифрами правильный порядок развития событий в сказке.
______________________ Запрет
______________________ Появление героя
______________________ Испытание
______________________ Спасение, помощь
Прочитайте названия событий, происходящих в сказке.
Варианты выполнения задания: самостоятельно, в паре, под руководством
учителя.
- Как вы будете работать? (Прочитаем первую часть сказки. Найдём название
события, которое в этой части описано.)
- В каком порядке развиваются события в сказке?
1. Появление героя.
2. Запрет.
3. Испытание.
4. Спасение, помощь.
«Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь
разрешить проблему, формирует нестандартное мышление.
Так, например, предлагаю детям вспомнить пословицы, которые бы подошли к
данной сказке, и записать в тетрадь. Приём работы с пословицами - Логическо –
поисковое задание. В конце урока дети озвучивают свои записи и выбирают
пословицу, наиболее точно отражающую главную мысль сказки.
(Свет не без
добрых людей. Добрый пример лучше ста слов. Ум дает силу, сила дает храбрость.
и т.д.)
Использование этих и других приёмов помогает:
-научить детей ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный
смысл;
-находить в тексте требуемую информацию;
-выделять не только главную, но и второстепенную информацию;
-читать внимательно и вдумчиво.
III этап. Работа с текстом после чтения.
Это:
1.
Смысловая
беседа по тексту.
Коллективное обсуждение прочитанного,
дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок)
произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи
текста или совокупности его главных смыслов.
2. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение
учащихся
к
готовым
иллюстрациям.
Соотнесение
видения
художника
с
читательским представлением.
3. Творческие задания,
опирающиеся на какую-либо сферу читательской
деятельности
учащихся
(эмоции,
воображение,
осмысление
содержания,
художественной
Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским
замыслом.
Приёмы послетекстовой деятельности:
«Тайм-аут»
Цель - самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и в
группе.
1. Чтение первой части текста. Работа в парах.
2. Дети задают друг другу вопросы уточняющего характера. Отвечают на них. Если
нет уверенности в правильности ответа, выносятся вопросы на обсуждение всей
группы после завершения работы с текстом.
«Вопросы после текста»
Классификация вопросов, известная под названием «Таксономия вопросов»,
предполагает баланс между группами вопросов к:
- фактической информации текста, изложенной вербально;
- подтекстовой информации, скрытой между строк, в подтексте;
- концептуальной информации, часто находящейся за пределами текста.
К этим трем группам вопросов сегодня добавляют четвертую – группу оценочных,
рефлексивных вопросов, связанных с критическим анализом текста.
«Написание творческих работ»
хорошо зарекомендовал себя на этапе
закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать аналог
сказки.
Подготовка к составлению сказки.
- Прочитайте вопросы в таблице.
Кто герой сказки? Какой он?
Что может делать?
Что не может делать?
О чём мечтал?
Кому и как помог?
Кем был спасён?
Как вы думаете, что поможет сделать таблица? (Сочинить сказку).
Придумай свою сказку.
Задание 3: составить небольшие сказки по заглавию
«Мальчик – Снеговик»,
«Стеклянный
человечек»,
«Пластилиновый
человечек»,
«Мальчик-Фантик»,
«Девочка – Хрустальная туфелька»
(Представление работ)
Примеры текстов, написанные учащимися 2-4 классов.
Стеклянный человечек.
Жило-было прозрачное стёклышко. Очень хотелось ему стать мальчиком. Услышала
фея его просьбу и превратила в стеклянного мальчика, но предупредила:
- Тебе нужно опасаться прыжков и падений.
Как-то бежал стеклянный человечек по улице и услышал детский крик. Видит:
малыш залез на подоконник и хочет спрыгнуть на землю. Вскочил стеклянный
человечек на подоконник и остановил малыша. А сам не удержался и упал. Но не
разбился. Его спас куст с мягкими широкими листьями.
Теперь они с малышом друзья.
Пластилиновый человечек.
Жил-был пластилиновый шарик. Попросил он волшебницу:
- Преврати меня в мальчика доброго и весёлого.
Волшебница сказала:
- Пусть будет по-твоему. Но тебе нельзя появляться на солнышке. Оно тебя
расплавит.
Однажды гулял пластилиновый мальчик по тенистому лесу. Вдруг видит: девочка
заблудилась и плачет. Вокруг лес, чаща, а на небе палящее солнце. Что делать?
Вспомнил он запрет, вспомнил… И отвёл девочку домой. Но сам расплавился,
потому что на дороге негде было укрыться от солнца.
Увидела девочка, что мальчик превратился в мягкий комочек, и слепила его снова.
«Создание диафильма» На
уроках
литературного чтения предлагаю
ученикам иллюстрирование
изучаемого произведения. Этот вид работы учит
делить текст на смысловые части, к которым надо нарисовать иллюстрацию.
Хорошо проходит данный вид работы в группах.
«Крестики-нолики». Этот прием предполагает два вида работы:
1)
Работа проводится в парах: один ученик «крестик», а другой «нолик». После
прочтения произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания
ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в
игровое поле соответствующий ему знак. Побеждает тот, кто первым выстроит
полный ряд своих знаков.
2)
У каждого ребенка на парте лежит таблица с номерами утверждений. Учитель
читает верные и неверные утверждения к тексту. Если обучающийся согласен, он
ставит в таблице «х», если не согласен – «0».
Все вышеперечисленные приемы были апробированы мною на уроках
литературного чтени. Результаты
диагностики
демонстрируют следующие
показатели сформированности читательской грамотности.
Таблица
Группа умений
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Речевая и читательская
деятельность
47%
58%
64%
81%
Творческая деятельность
56%
62%
75%
89%
Литературоведческая
пропедевтика
63%
68%
77%
87%
Как видно из таблицы, все группы умений показывают положительную
динамику развития, что говорит об успешности применения рассмотренных методов
в учебной деятельности.
Правильно сформированные навыки чтения – мощный инструмент дальнейшего
саморазвития личности. Подобная работа с текстом не только растит читателя, но
имеет и развивающий эффект. Формируется познавательный интерес, развивается
речь, улучшается запоминание материала, активизируется воображение, появляется
внимание к слову, умение сопоставлять факты и делать умозаключения. Технология
смыслового
чтения
позволяет
вырабатывать
правильный
тип
читательской
деятельности, что поможет думающему ребенку стать думающим читателем.
При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов
работы у учащихся формируются навыки мышления, являющимися важными
составляющими понятия «читательская грамотность», которая является базовым
навыком функциональной грамотности младшего школьника.
Таким образом, развитие навыков работы с текстом и информацией становится
одним из приоритетных направлений работы учителя в начальной школе в реалиях
современных требований к образованию. Для достижения высоких результатов в
формировании читательской грамотности у младших школьников работа в этом
направлении должна вестись целенаправленно, системно и непрерывно.
«Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку.
Читать должно быть интересно».
А. Н. Толстой.