"Занимательная математика"

Автор: Фролова Ольга Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "ООШ № 38"
Населённый пункт: город Анжеро-Судженск, Кемеровская область
Наименование материала: рабочая программа факультативного курса
Тема: "Занимательная математика"
Дата публикации: 12.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 38» Утверждаю. ________ Л.Г. Храмова «___» _________ 2015г.
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА
Рабочая программа факультативного курса для 2-4 классов Автор – составитель: О.Г. Фролова, учитель начальных классов МБОУ «ООШ № 38» Принята на педагогическом совете. Протокол № 9 от 30.06.2015г. Анжеро-Судженск 2015
Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе факультативного курса «Развитие творческих способностей младших школьников» авторов - составителей Н. М. Кандыковой – учителя начальных классов г.Междуреченска, О. Е. Мельниковой – учителя начальных классов г. Междуреченска, А. С. Мельниковой – учителя начальных классов г. Междуреченска, рекомендованного научно- методическим Советом Кемеровского областного института усовершенствования учителей. Цель факультативного курса «Занимательная математика» - развитие самостоятельного поискового, исследовательского мышления, формирование творческой активности учащихся. Приоритетная задача курса - научить ребёнка понимать предложенный текст, мысленно составлять план рассуждений проводить рефлексию, контроль, искать несколько ответов на поставленный вопрос, развивать способности к нахождению аналогий. В настоящее время очень важно уметь ориентироваться в море информации, отличить верную версию от ложной, находить причины ошибок. Для этого необходимо развивать критическое мышление, которое предполагает наличие у детей умения решать нестандартные задачи, имеющие несколько способов нахождения ответа. Разбор наиболее распространённых ошибок, обсуждение разных способов решения, их обоснование способствуют развитию активного поискового мышления. Для того чтобы учащиеся 5-7-х классов начали серьёзную научную деятельность, необходимо, чтобы в начальных классах они почувствовали, что размышления над трудными нестандартными задачами могут доставлять подлинную радость. Школа должна научить находить пути решения проблем, формировать у учащихся способность к самостоятельному творческому мышлению. Решение нестандартных задач позволяет учащимся накапливать опыт сопоставления и наблюдения, учит выявлять несложные математические закономерности, высказывать гипотезы. Курс, в основном, строится на индуктивной основе, нацелен на достижение детьми более высокого уровня математической подготовки. Основными принципами построения курса являются: связь с жизнью; доступность; основной метод обучения - исследовательский; наиболее распространенные формы работы с детьми - работа в парах, в группах, индивидуальная. Во втором, третьем, четвёртом классах большое внимание уделяется развитию словесно - логического мышления. Главная цель развития у учащихся наглядно - образного мышления заключается в том, чтобы с его помощью формировать умение рассматривать разные пути, планы, варианты достижения цели, разные способы решения задач. 2
Учащиеся второго - четвёртого классов являются участниками исследовательской деятельности, результатом которой являются: 1.Понимание постановки задачи; 2. Умение составлять плана решения задачи; 3. Осуществление плана решения; 4. Изучение полученного решения; 5. Знание таблицы (схемы), которая помогает ученику самостоятельно начать или продолжить решение любого «нестандартного» задания. 3

Содержание программы

2 класс
34 часа (1 час в неделю)
1. Решение логических задач


Нахождение верного ответа. Нахождение верного вопроса. Нахождение одной части условия. Задачи «Сюжеты». Задачи на установление соответствия трёх пар элементов с помощью графов, таблиц, «дерева». Задачи на движение, упорядочение элементов множества (установление определённого места). Задачи на сравнение.
2. Решение числовых ребусов
Восстановление цифр при сложении, вычитании. Запись суммы разными способами. Составление выражений с помощью знаков действий и цифры, если значение выражения известно.
3. Задачи на внимание для устного и быстрого ответа

4. Задачи на взвешивание без гирь. Задача- ключ (
снятие с чашек весов по одинаковой величине)
5. Задачи на сравнение
Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны знать: из чего состоит анализ задачи; способ уравновешивания весов без гирь. Учащиеся должны уметь: выделять условия и вопрос в сложных задачах, устанавливать зависимость между данными в задаче, находить верный ответ из предложенных вариантов, находить ошибки, обосновывать верные ответы.
3 класс
34 часа (1 час в неделю)
1. Числовые ребусы


Восстановление цифр при сложении, вычитании и умножении. Фиксация обоснования. Указать действия в выражениях. Задачи с «ловушками».
2.Логические, сложно- логические задачи


Описание доказательств решения
3. Переливание


Демонстрация способа решения задач на переливание.
4. Взвешивание
Демонстрация способа нахождения предмета, отличающегося по массе от других. 4

5. Задачи на сравнение


Правильное обоснование решения.
6. Магические квадраты


Демонстрация способа составления магического квадрата.
7. Расставление, расположение, размещение, разбиение, разделение,

размен
Состав числа. Практические знания из жизни.
8. Решение сложных текстовых задач


Решение задач на движение. Понятие задачи. Процесс решения задачи. Задачи, решаемые с вопросами, на составление уравнения, на составление выражения, способом подбора. Классификация задач по способу решения. Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны знать: способы решения задач на переливание, на нахождение предмета, отличаю- щегося по массе от других, способ составления магических квадратов, способ умножения многозначных чисел. Учащиеся должны уметь: классифицировать задачи по способу решения, решать текстовые задачи по вопросам, на составление уравнения и выражения, способом подбора.
4 класс
34 часа (1 час в неделю)
1. Понятие четности
Четность и нечетность числа. Сумма, разность и произведение четных и нечетных чисел. Принцип Дирихле. Решение задач на применение этого принципа.
2.Комбинаторные задачи
(составление «дерева») Решение и оформление текстовых задач разными способами. Задачи на движение. Геометрические задачи. Подробное оформление задач. Моделирование и схематизация.
3. Числовые ребусы


Восстановление цифр при делении. Фиксация и обоснования.
4.Переливание, взвешивание


Оформление задач.
5. Задачи на движение, геометрические задачи


Оформление записей при решении задач. Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны знать: 5
понятие четности- нечетности чисел, способ решения комбинаторных задач, способ деления многозначных чисел. Учащиеся должны уметь: применять понятие четности для решения задач, решать комбинаторные задачи с помощью «дерева» , проводить анализ задачи, моделировать условие и вопрос, планировать решение задачи, видеть разные способы решения, уметь правильно оформить рассуждения и оценивать свой результат (проводить самоконтроль) 6

Тематическое планирование

2 класс
34 часа (1 час в неделю) № п/п Тема Кол-во часов Виды контроля
Решение логических задач

20 час.
1,2,3 Нахождение верного ответа. Из данных ответов выбрать правильный 3 4,5,6 Найдите ошибку в выбранном ответе 3 7 Контрольная работа 1 К.р. 8,9,10 Нахождение верного вопроса 3 11,12 Нахождение одной части условия. Задачи «Сюжеты» 2 13 Установление соответствия трёх пар элементов с помощью графов 1 14,15 Установление соответствия трёх пар элементов с помощью таблицы 2 Тесты 16 Установление соответствия трёх пар элементов с помощью составления «дерева» 1 17,18 Задачи на движение 2 19,20 Установление порядка элементов данного множества предметов 2
Решение числовых ребусов

6 час
1,2 Восстановление цифр 2 3 Запись суммы разными способами 1 4,5 Составление выражений с помощью знаков действий и цифры, если значение выражения известно 2 6 Проверочная работа 1 Пр.р.
Задачи на внимание

2часа

Задачи на сравнение

2 часа

Задачи на взвешивание

4 часа
1 Практическое занятие. Уравновешивание весов 1 Практ. р. 2,3 Решение задач 2 4 Проверочная работа 1 Пр.р.
Итого:

34 часа
7

Тематическое планирование

3 класс
34 часа (1 час в неделю) № п\п Тема Кол-во часов Виды контроля
Числовые ребусы

4 час
1,2 Восстановление цифр при сложении, вычитании, умножении 2 3 Определение действий в выражениях с пропущенными цифрами 1 4 Задачи с «ловушками» 1
Логические, сюжетно- логические задачи

3 час

Переливания. Решение задач

3 час

Решение задач на взвешивание

2 час

Задачи на сравнение

2 час

Составление логических квадратов

2 час

Уроки математического тренинга

5 час
1 Расставление предметов 1 2 Расположение предметов 1 3 Размещение предметов 1 4 Разбиение 1 5 Разделение 1
Олимпиада

1 час

Размен

2 час

Решение сложных текстовых задач

10 час
1 Что такое задача. Виды задач, процесс решения 1 2,3 Урок одной задачи 2 4 Классификация задач по способам решения 1 5,6,7, 8,9 Решение текстовых (олимпиадных) задач 5 10 Контрольная работа 1 К.р.
Итого:

34часа
8

Тематическое планирование

4 класс
34 часа (1 час в неделю)
№ п\п

Тема

Кол-во

часов

Виды

контроля

Понятие четности

10 час
1,2,3 Четность и нечетность чисел. Решение задач 3 4,5,6 Решение задач на применение принципа Дирихле 3 7,8,9 Комбинаторные задачи 3 10 Проверочная работа 1 Пр.р.
Комбинаторные задачи

12 час
11,12, 13 Задачи на движение 3 14,15 Задачи на составление уравнения 2 16,17 Нахождение части от числа и числа по данной части 2 18 Решение олимпиадных задач (текстовых) 1 19,20, 21,22 Решение логических задач с помощью таблиц, «дерева», графов, описания 4
Числовые ребусы

3 час
23 Восстановление цифр при делении 1 24 Нахождение ошибок 1 25 Решение олимпиадных задач «Восстановление цифры» 1
Переливание, взвешивание

6 час
26,27, 28,29 Решение задач на переливание 4 30,31 Решение задач на взвешивание 2
Задачи на движение, геометрические задачи

3 час
32,33 Решение олимпиадных задач на движение 2 34 Геометрические задачи 1
Итого:

34 час


9

Литература
1. Готовимся к олимпиаде: Учебно-методическое пособие / ред. коллегия: Л.А. Богданова, Т.Р. Карпенко, Л.А. Лысенко; Научный консультант Н.В. Орлова. – Кемерово: Изд-во облИУУ, 2001. 2. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М.: Просвещение; Владос, 1994. 3. Зак А.З. Учимся мыслить, стараясь рассуждать. Как проверять и развивать логическое мышление детей 6-15 лет. –М.: Фолиум, 1996. 4. Контроль (контрольные работы) в начальной школе: Традиционные и тестовые задания. Сборник 6. – М.: Начальная школа, 2006. 10