Напоминание

" Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова"

Автор: Раиса Владимировна Лазуткина
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Кабаковская СОШ"
Населённый пункт: Алтайский край, Алейский район, село Кабаково
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: " Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Тема

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

Цель урока

Создать условия для закрепления и отработки умения изменять форму слова и подбирать однокоренные слова с

ударным

гласным, объяснять написание слов с пропущенными буквами; создать условия для определения, на какой вопрос

отвечают проверяемое, проверочное слова

Тип урока

Обобщение и закрепление изученного

Планируемые результаты

(предметные)

Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове; находить в словах букву безударного гласного

звука, написание которой надо проверять; различать проверочное и проверяемое слова; подбирать проверочные

слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова.

Личностные результаты

Формировать учебно-познавательный интерес к изученному материалу и способам решения учебной задачи;

способность к оценке своей учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха в учебной

деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.

Универсальные учебные

действия (метапредметные)

Регулятивные: принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи

под руководством учителя; оценивать результаты своей деятельности;

Познавательные: осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством

учителя); ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения; устанавливать

алгоритм распознавания склонения имени существительного;

Коммуникативные: слушать собеседника и понимать речь других; работать в парах, учитывать мнение партнёра,

высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить

речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Основные понятия и

термины

Проверяемое слово, проверочное слово, безударный гласный звук, корень слова.

Методы, формы работы

Словесный, практический, наглядный; фронтальная, индивидуальная, в парах, групповая

Образовательные ресурсы

Учебник «Русского языка», автор Климанова К.Б. 2 класс, 1 часть, раздаточный материал, мультимедийная

презентация, карточки для рефлексии.

Т Е Х Н О Л О Г И Ч Е С К А Я К А Р Т А У Р О К А

Этапы урока.

Цели.

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися.

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

I.Организационный

момент.

Цель: обеспечить

мотивацию учения

школьников, принятие

ими целей урока;

актуализация

субъективного опыта

учащихся (личностных

смыслов, опорных

знаний и способов

действий, ценностных

отношений).

Приветствие

Эмоциональный

настрой

Проверка

готовности к уроку.

-Добрый день,ребята!Посмотрите на слайд, какое у вас настроение? Вот

вам звездочки, пусть они помогают нам сегодня на уроке.

- Ребята, повернитесь к своему соседу, улыбнитесь друг другу, пожелайте

друг другу удачной работы. Мы вам тоже желаем работать дружно,

активно, и узнать для себя что - то новое.

- Проверьте свою готовность к уроку – на столах у вас должны лежать

учебник русского языка, рабочая тетрадь, дневник и письменные

принадлежности.

- Не будем забывать о правилах посадки. Спинки держим ровно, не

сутулимся, руки должны лежать на парте.

Приветствует

учащихся,

организовывает

проверку рабочего

места, создаёт

положительный

эмоциональный

настрой на урок.

Приветствуют

учителя, друг

друга, проверяют

готовность к

уроку,

эмоционально

настраиваются на

урок.

II. Минутка

чистописания

Цель: закрепить

знания, повторить

учебный материал,

пройденный ранее,

развитие логического

мышления.

Оформление

рабочей страницы в

тетради

- Ребята,поработайте в группе, определите, какие буквы будем писать?

На х.лме з.леный дом,

К дому гном б.жит бегом.

-Докажите,почему о. и е? Какие это гласные? Как проверить?

- Откройте свои рабочие тетради. Отступите от предыдущей работы две

строчки, запишите число и классная работа и выполните показ букв.

- Сравните с образцом на экране, обменяйтесь тетрадками,проверьте

работу

контролирует

оформление

рабочей стр.

тетради.

Работают в

группе,вспомина

ют правило

проверки

безударных

гласных,доказыва

ют,выполняют

показ в тетради.

-самоконтроль и

взаимоконтроль

III. Целеполагание.

Цель: обеспечить

мотивацию учения

школьников, принятие

ими целей урока.

Введение в тему

урока (создание

проблемной

ситуации)

- Ребята,давайте определим цель урока, почему мы писали эти буквы?

- Это гласные, могут быть ударные и безударные в словах, мы учимся

проверять их.

- Правильно, продолжаем нашу работу по отрабатыванию навыков

проверки безударных гласных в корнях слов.

Ребята, я сегодня нашла на столе записку. Сейчас я хочу вам её

прочитать. Слушайте очень внимательно. «Приходи сегодня вечером с

Актуализирует

знания и создает

проблемную

ситуацию;

организует

самостоятельную

работу детей,

побуждает к

высказыванию

Анализируют

проблемную

ситуацию;

отвечают на

вопросы учителя;

высказывают

собственное

мнение;

формулируют

мечом, сыграем ». Ребята расстроились, что не получиться у них поиграть

в футбол.

- Почему так получилось? (потому что написано вместо слова

мячом - мечом)

- Какую орфограмму не знали? (способы проверки написания безударной

гласной в корне слова)

- Как правильно записать это слово? (мяч - с мячом)

- Как вы думаете, что надо делать, чтоб не получилось, как у мальчиков?

(не делать ошибок)

- Какое правило не знали? (написание безударных гласных в корне слова)

- А что для этого надо уметь делать? (проверять написание безударных

гласных в корне слове)

- Какие способы проверки мы знаем? (изменение формы слова, подбор

однокоренных слов)

- Вы все правильно сказали, молодцы! Как вы думаете, над какой

орфограммой мы с вами будем работать? (правописание безударной

гласной)

собственного

мнения;

активизирует

деятельность

обучающихся

через наводящие

вопросы.

вывод, опираясь

на уже

имеющиеся

знания.

Определение темы и

задач урока

- Итак, а теперь сформулируем тему сегодняшнего урока. (способы

проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный в корне

слова)

Определим задачи урока:

- Какие задачи мы сегодня поставим перед собой на уроке?

1. Научимся ставить ударение, выделять корень, подбирать проверочное

слово, обозначать орфограммы;

2. Повторим правило правописания безударной гласной в корне слова;

3. Научимся определять безударный гласный звук в слове и его место в

слове;

4. Научимся находить в словах букву безударного гласного звука,

написание которой надо проверять;

5. Научимся различать проверочное и проверяемое слова;

6. Будем подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора

однокоренного слова.

Подводит к

самостоятельным

выводам о теме

урока,

корректирует

основные задачи

Самостоятельно

определяют тему

урока, планируют

учебную

деятельность в

виде задач.

IV.Повторение и

обобщение изученного

Цель: обеспечить

восприятие,

осмысление и усвоение

Повторение

изученного

материала (на

основе анализа

языкового

- Ребята, давайте проверим нашу грамотность,запишем предложение под

диктовку

Белые снега укрыли лесную речушку.

-Правильно записано у меня на доске?

Ставит учебную

задачу, помогает

осуществить

анализ языкового

материала.

Выполняют

учебные действия

под руководством

учителя,

вспоминают

учащимися изучаемого

материала.

обеспечить закрепление

в памяти учащихся

знаний и способов

действий, которые им

необходимы для

самостоятельной

работы

Физминутка

материала)

Ребята, а вы хотите побыть буквами?

Игра «Живые буквы» Найти свой столбик слов и стать к нему..

(Слово) словарь, (…) моряк, (…) листок, (…) лесник.

емли) земля, (…) врачи, (…) следы, (…) стрижи.

Моряк - море, листок - лист, лесник - лес.

Врачи - врач, следы - след, стрижи - стриж

- Как пишутся в проверочном и проверяемом словах гласные в ударном и

безударном слоге в корне слова? (пишутся

одинаково)

правила

оформления

предложения на

письме.Находят

слова с

безударными

гласными,

аргументируют

ответ,исправляют

ошибки в

предложении на

доске.

Самоконтроль

Находят свои

столбики слов на

доске,выполняют

самоконтроль и

взаимоконтроль

Выполняют

движения для

снятия усталости

Интерактивная игра

– раскраска «

Клоун»

Хотите побыть художниками?Нужно вставить букву,проверить и тогда

получится красивый рисунок

Формулирует

учебную задачу;

организует работу

у ноутбука

Воспринимают

учебную задачу;

работают в группе

у ноутбука,

отвечают на

вопросы учителя,

подбирают

проверочные

слова

формулируют

вывод.

Упр. 150 стр. 98

(под руководством

учителя, с

комментированием)

- Откройте свои учебники на странице 98-ой, смотрим на номер 150-й.

- Прочитайте, что необходимо сделать в упражнение. (прочитать и

записать пары слов, подобрать к каждому слову проверочное слово по

образцу и соединить линией буквы, которыми обозначены ударный и

безударный гласные звуки в корне форм одного и того же слова)

1. … - ск..ла, … - стр..ла, … - н..ра, … - сп..на, … - пл..чо, … - стр..на,

…- ч..сло, … - в..лна, … - ..кно, … - п..сьмо, … - к..са, … - тр..ва,

-

Алгоритм работы со словом.

Формулирует

учебную задачу,

поясняет алгоритм

выполнения

упражнения,

контролирует

алгоритм

действий,

осуществляет

проверку,

подводит

Воспринимают

учебную задачу и

планируют

алгоритм

действий;

выполняют в

соответствии с

инструкцией,

списывают слова,

вставляют

пропущенные

1. Прочитай слово.

2. Поставь ударение.

3. Выдели корень.

4. Найди проверочное слово: измени слово и подбери однокоренные

слова.

5. Напиши слово, вставь букву.

6. Обозначь орфограмму.

Вывод: Итак, можно сделать вывод, что для чтобы подобрать проверочное

слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне,

необходимо просто изменить форму данного слова, так, чтобы безударный

гласный звук в корне стал ударным.

учащихся к

выводу.

буквы, подбирают

к ним

проверочные

слова,

осуществляют

самоконтроль,

формулируют

выводы.

Игра « Рыцари»

Ребята, давайте представим, что вы храбрые рыцари.Только сражаться

будем на карандашах.Я называю слово, вы называете проверочное и

наоборот.

Формулирует

учебную задачу,

поясняет правила

игры.

Воспринимают

учебную задачу ,

включаются в

игру, подбирают

проверяемые и

проверочные

слова.,

осуществляют

самоконтроль,

формулируют

вывод.

Самостоятельная

работа с

самопроверкой по

эталону

На дваре зема. Дует халодный ветер. Падает белый снижок.

- Подумайте, как исправить ошибки? (правильно подобрать проверочное

слово)

- Какую орфограмму нужно проверять? (безударный гласный звук в корне

слова)

- Каким способом можно подобрать проверочные слова? (один-много,

однокоренные слова, большой-маленький)

- Возьмите в руки карандаш и вместе со мной проверим его.

- Но для начала ещё раз вспомните алгоритм проверки безударной

гласной:

- Алгоритм работы со словом.

1.Прочитай слово.

Организует

деятельность по

отработке

изученных знаний

и способов

действий,

объясняет

алгоритм

выполнения

упражнения

Самостоятельно

выполняют

работу по

отработке

изученных знаний

и способов

действий.

2.Поставь ударение.

3.Выдели корень.

4.Найди проверочное слово: измени слово или подбери однокоренные

слова.

5.Напиши слово, вставь букву.

6.Обозначь орфограмму.

- Итак, называем ошибки в первом предложении? (слово «дваре» пишется

через безударную гласную букву «о» и проверочное слово «двор», слово

«зема» пишется через безударную гласную букву «и» и проверочное слово

«зимний»)

- Какие ошибки вы нашли во втором предложении? (слово «халодный»

пишется через безударную гласную букву «о» и проверочное слово

«холод»)

- И какие же вы нашли ошибки в третьем предложении? (слово «билый»

пишется через безударную гласную букву «е» и проверочное слово

«белизна», слово «снижок» пишется через безударную гласную букву «е»

и проверочное слово «снег»)

-

Работа с

карточками-

буквами,

выполнение мини-

проекта

-А теперь, ребята, надо решить, что делать с буквами? Давайте вместе в

группе составим памятку о правописании безударных гласных.

-

Для чего она нужна?

Ставит учебную

задачу; организует

групповую работу

по выполнению

памятки;,

осуществляет

помощь.

Принимают

учебную

задачу,включаютс

я в

работу,распределя

ют

обязанности,соста

вляют памятку..

VI.Итог урока.

Цель: обеспечить

усвоение учащимися

принципов

саморегуляции и

сотрудничества.

Обобщающая

беседа

- Итак, подведём итоги сегодняшнего урока.

- Какую цель мы ставили в начале урока? (научиться находить

орфограмму с безударной гласной и правильно подбирать проверочное

слово разными способами)

- Какое слово является поверочным? (слово с ударным гласным в корне)

- А как правильно подбирать проверочное слово? (чтобы безударная

гласная была под ударением)

- Сколько способов подбора проверочных слов с безударными гласными?

(два, изменить форму слова и подобрать однокоренное слово)

Формирует

целостную

систему ведущих

знаний по теме

урока.

Обобщают и

систематизируют

знания

Рефлексия

- А сейчас каждый возьмёт в руки свою звездочку и прикрепит на доску

Мобилизирует

Соотносят цель

напротив той строки, которая больше всего ему подходит.

Урок полезен,все понятно

Лишь кое-что чуть-чуть неясно

Еще придется потрудиться

Да, трудно все-таки учиться!

- Спасибо за урок. До свидания!

учащихся на

рефлексию своего

поведения;

обеспечивает

усвоение

принципов

саморегуляции и

сотрудничества.

учебной

деятельности и ее

результаты ,

намечают

дальнейшие цели

деятельности.