Автор: Раиса Владимировна Лазуткина
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Кабаковская СОШ"
Населённый пункт: Алтайский край, Алейский район, село Кабаково
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: " Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова"
Тема
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова
Цель урока
Создать условия для закрепления и отработки умения изменять форму слова и подбирать однокоренные слова с
ударным
гласным, объяснять написание слов с пропущенными буквами; создать условия для определения, на какой вопрос
отвечают проверяемое, проверочное слова
Тип урока
Обобщение и закрепление изученного
Планируемые результаты
(предметные)
Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове; находить в словах букву безударного гласного
звука, написание которой надо проверять; различать проверочное и проверяемое слова; подбирать проверочные
слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова.
Личностные результаты
Формировать учебно-познавательный интерес к изученному материалу и способам решения учебной задачи;
способность к оценке своей учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха в учебной
деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.
Универсальные учебные
действия (метапредметные)
Регулятивные: принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи
под руководством учителя; оценивать результаты своей деятельности;
Познавательные: осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством
учителя); ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения; устанавливать
алгоритм распознавания склонения имени существительного;
Коммуникативные: слушать собеседника и понимать речь других; работать в парах, учитывать мнение партнёра,
высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить
речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Основные понятия и
термины
Проверяемое слово, проверочное слово, безударный гласный звук, корень слова.
Методы, формы работы
Словесный, практический, наглядный; фронтальная, индивидуальная, в парах, групповая
Образовательные ресурсы
Учебник «Русского языка», автор Климанова К.Б. 2 класс, 1 часть, раздаточный материал, мультимедийная
презентация, карточки для рефлексии.
Т Е Х Н О Л О Г И Ч Е С К А Я К А Р Т А У Р О К А
Этапы урока.
Цели.
Виды работы
Содержание взаимодействия с учащимися.
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
I.Организационный
момент.
Цель: обеспечить
мотивацию учения
школьников, принятие
ими целей урока;
актуализация
субъективного опыта
учащихся (личностных
смыслов, опорных
знаний и способов
действий, ценностных
отношений).
Приветствие
Эмоциональный
настрой
Проверка
готовности к уроку.
-Добрый день,ребята!Посмотрите на слайд, какое у вас настроение? Вот
вам звездочки, пусть они помогают нам сегодня на уроке.
- Ребята, повернитесь к своему соседу, улыбнитесь друг другу, пожелайте
друг другу удачной работы. Мы вам тоже желаем работать дружно,
активно, и узнать для себя что - то новое.
- Проверьте свою готовность к уроку – на столах у вас должны лежать
учебник русского языка, рабочая тетрадь, дневник и письменные
принадлежности.
- Не будем забывать о правилах посадки. Спинки держим ровно, не
сутулимся, руки должны лежать на парте.
Приветствует
учащихся,
организовывает
проверку рабочего
места, создаёт
положительный
эмоциональный
настрой на урок.
Приветствуют
учителя, друг
друга, проверяют
готовность к
уроку,
эмоционально
настраиваются на
урок.
II. Минутка
чистописания
Цель: закрепить
знания, повторить
учебный материал,
пройденный ранее,
развитие логического
мышления.
Оформление
рабочей страницы в
тетради
- Ребята,поработайте в группе, определите, какие буквы будем писать?
На х.лме з.леный дом,
К дому гном б.жит бегом.
-Докажите,почему о. и е? Какие это гласные? Как проверить?
- Откройте свои рабочие тетради. Отступите от предыдущей работы две
строчки, запишите число и классная работа и выполните показ букв.
- Сравните с образцом на экране, обменяйтесь тетрадками,проверьте
работу
контролирует
оформление
рабочей стр.
тетради.
Работают в
группе,вспомина
ют правило
проверки
безударных
гласных,доказыва
ют,выполняют
показ в тетради.
-самоконтроль и
взаимоконтроль
III. Целеполагание.
Цель: обеспечить
мотивацию учения
школьников, принятие
ими целей урока.
Введение в тему
урока (создание
проблемной
ситуации)
- Ребята,давайте определим цель урока, почему мы писали эти буквы?
- Это гласные, могут быть ударные и безударные в словах, мы учимся
проверять их.
- Правильно, продолжаем нашу работу по отрабатыванию навыков
проверки безударных гласных в корнях слов.
Ребята, я сегодня нашла на столе записку. Сейчас я хочу вам её
прочитать. Слушайте очень внимательно. «Приходи сегодня вечером с
Актуализирует
знания и создает
проблемную
ситуацию;
организует
самостоятельную
работу детей,
побуждает к
высказыванию
Анализируют
проблемную
ситуацию;
отвечают на
вопросы учителя;
высказывают
собственное
мнение;
формулируют
мечом, сыграем ». Ребята расстроились, что не получиться у них поиграть
в футбол.
- Почему так получилось? (потому что написано вместо слова
мячом - мечом)
- Какую орфограмму не знали? (способы проверки написания безударной
гласной в корне слова)
- Как правильно записать это слово? (мяч - с мячом)
- Как вы думаете, что надо делать, чтоб не получилось, как у мальчиков?
(не делать ошибок)
- Какое правило не знали? (написание безударных гласных в корне слова)
- А что для этого надо уметь делать? (проверять написание безударных
гласных в корне слове)
- Какие способы проверки мы знаем? (изменение формы слова, подбор
однокоренных слов)
- Вы все правильно сказали, молодцы! Как вы думаете, над какой
орфограммой мы с вами будем работать? (правописание безударной
гласной)
собственного
мнения;
активизирует
деятельность
обучающихся
через наводящие
вопросы.
вывод, опираясь
на уже
имеющиеся
знания.
Определение темы и
задач урока
- Итак, а теперь сформулируем тему сегодняшнего урока. (способы
проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный в корне
слова)
Определим задачи урока:
- Какие задачи мы сегодня поставим перед собой на уроке?
1. Научимся ставить ударение, выделять корень, подбирать проверочное
слово, обозначать орфограммы;
2. Повторим правило правописания безударной гласной в корне слова;
3. Научимся определять безударный гласный звук в слове и его место в
слове;
4. Научимся находить в словах букву безударного гласного звука,
написание которой надо проверять;
5. Научимся различать проверочное и проверяемое слова;
6. Будем подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора
однокоренного слова.
Подводит к
самостоятельным
выводам о теме
урока,
корректирует
основные задачи
Самостоятельно
определяют тему
урока, планируют
учебную
деятельность в
виде задач.
IV.Повторение и
обобщение изученного
Цель: обеспечить
восприятие,
осмысление и усвоение
Повторение
изученного
материала (на
основе анализа
языкового
- Ребята, давайте проверим нашу грамотность,запишем предложение под
диктовку
Белые снега укрыли лесную речушку.
-Правильно записано у меня на доске?
Ставит учебную
задачу, помогает
осуществить
анализ языкового
материала.
Выполняют
учебные действия
под руководством
учителя,
вспоминают
учащимися изучаемого
материала.
обеспечить закрепление
в памяти учащихся
знаний и способов
действий, которые им
необходимы для
самостоятельной
работы
Физминутка
материала)
Ребята, а вы хотите побыть буквами?
Игра «Живые буквы» Найти свой столбик слов и стать к нему..
(Слово) словарь, (…) моряк, (…) листок, (…) лесник.
(Земли) земля, (…) врачи, (…) следы, (…) стрижи.
Моряк - море, листок - лист, лесник - лес.
Врачи - врач, следы - след, стрижи - стриж
- Как пишутся в проверочном и проверяемом словах гласные в ударном и
безударном слоге в корне слова? (пишутся
одинаково)
правила
оформления
предложения на
письме.Находят
слова с
безударными
гласными,
аргументируют
ответ,исправляют
ошибки в
предложении на
доске.
Самоконтроль
Находят свои
столбики слов на
доске,выполняют
самоконтроль и
взаимоконтроль
Выполняют
движения для
снятия усталости
Интерактивная игра
– раскраска «
Клоун»
Хотите побыть художниками?Нужно вставить букву,проверить и тогда
получится красивый рисунок
Формулирует
учебную задачу;
организует работу
у ноутбука
Воспринимают
учебную задачу;
работают в группе
у ноутбука,
отвечают на
вопросы учителя,
подбирают
проверочные
слова
формулируют
вывод.
Упр. 150 стр. 98
(под руководством
учителя, с
комментированием)
- Откройте свои учебники на странице 98-ой, смотрим на номер 150-й.
- Прочитайте, что необходимо сделать в упражнение. (прочитать и
записать пары слов, подобрать к каждому слову проверочное слово по
образцу и соединить линией буквы, которыми обозначены ударный и
безударный гласные звуки в корне форм одного и того же слова)
1. … - ск..ла, … - стр..ла, … - н..ра, … - сп..на, … - пл..чо, … - стр..на,
…- ч..сло, … - в..лна, … - ..кно, … - п..сьмо, … - к..са, … - тр..ва,
-
Алгоритм работы со словом.
Формулирует
учебную задачу,
поясняет алгоритм
выполнения
упражнения,
контролирует
алгоритм
действий,
осуществляет
проверку,
подводит
Воспринимают
учебную задачу и
планируют
алгоритм
действий;
выполняют в
соответствии с
инструкцией,
списывают слова,
вставляют
пропущенные
1. Прочитай слово.
2. Поставь ударение.
3. Выдели корень.
4. Найди проверочное слово: измени слово и подбери однокоренные
слова.
5. Напиши слово, вставь букву.
6. Обозначь орфограмму.
Вывод: Итак, можно сделать вывод, что для чтобы подобрать проверочное
слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне,
необходимо просто изменить форму данного слова, так, чтобы безударный
гласный звук в корне стал ударным.
учащихся к
выводу.
буквы, подбирают
к ним
проверочные
слова,
осуществляют
самоконтроль,
формулируют
выводы.
Игра « Рыцари»
Ребята, давайте представим, что вы храбрые рыцари.Только сражаться
будем на карандашах.Я называю слово, вы называете проверочное и
наоборот.
Формулирует
учебную задачу,
поясняет правила
игры.
Воспринимают
учебную задачу ,
включаются в
игру, подбирают
проверяемые и
проверочные
слова.,
осуществляют
самоконтроль,
формулируют
вывод.
Самостоятельная
работа с
самопроверкой по
эталону
На дваре зема. Дует халодный ветер. Падает белый снижок.
- Подумайте, как исправить ошибки? (правильно подобрать проверочное
слово)
- Какую орфограмму нужно проверять? (безударный гласный звук в корне
слова)
- Каким способом можно подобрать проверочные слова? (один-много,
однокоренные слова, большой-маленький)
- Возьмите в руки карандаш и вместе со мной проверим его.
- Но для начала ещё раз вспомните алгоритм проверки безударной
гласной:
- Алгоритм работы со словом.
1.Прочитай слово.
Организует
деятельность по
отработке
изученных знаний
и способов
действий,
объясняет
алгоритм
выполнения
упражнения
Самостоятельно
выполняют
работу по
отработке
изученных знаний
и способов
действий.
2.Поставь ударение.
3.Выдели корень.
4.Найди проверочное слово: измени слово или подбери однокоренные
слова.
5.Напиши слово, вставь букву.
6.Обозначь орфограмму.
- Итак, называем ошибки в первом предложении? (слово «дваре» пишется
через безударную гласную букву «о» и проверочное слово «двор», слово
«зема» пишется через безударную гласную букву «и» и проверочное слово
«зимний»)
- Какие ошибки вы нашли во втором предложении? (слово «халодный»
пишется через безударную гласную букву «о» и проверочное слово
«холод»)
- И какие же вы нашли ошибки в третьем предложении? (слово «билый»
пишется через безударную гласную букву «е» и проверочное слово
«белизна», слово «снижок» пишется через безударную гласную букву «е»
и проверочное слово «снег»)
-
Работа с
карточками-
буквами,
выполнение мини-
проекта
-А теперь, ребята, надо решить, что делать с буквами? Давайте вместе в
группе составим памятку о правописании безударных гласных.
-
Для чего она нужна?
Ставит учебную
задачу; организует
групповую работу
по выполнению
памятки;,
осуществляет
помощь.
Принимают
учебную
задачу,включаютс
я в
работу,распределя
ют
обязанности,соста
вляют памятку..
VI.Итог урока.
Цель: обеспечить
усвоение учащимися
принципов
саморегуляции и
сотрудничества.
Обобщающая
беседа
- Итак, подведём итоги сегодняшнего урока.
- Какую цель мы ставили в начале урока? (научиться находить
орфограмму с безударной гласной и правильно подбирать проверочное
слово разными способами)
- Какое слово является поверочным? (слово с ударным гласным в корне)
- А как правильно подбирать проверочное слово? (чтобы безударная
гласная была под ударением)
- Сколько способов подбора проверочных слов с безударными гласными?
(два, изменить форму слова и подобрать однокоренное слово)
Формирует
целостную
систему ведущих
знаний по теме
урока.
Обобщают и
систематизируют
знания
Рефлексия
- А сейчас каждый возьмёт в руки свою звездочку и прикрепит на доску
Мобилизирует
Соотносят цель
напротив той строки, которая больше всего ему подходит.
Урок полезен,все понятно
Лишь кое-что чуть-чуть неясно
Еще придется потрудиться
Да, трудно все-таки учиться!
- Спасибо за урок. До свидания!
учащихся на
рефлексию своего
поведения;
обеспечивает
усвоение
принципов
саморегуляции и
сотрудничества.
учебной
деятельности и ее
результаты ,
намечают
дальнейшие цели
деятельности.