Автор: Карсаева Екатерина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 1"
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: Формирование читательской грамотности младших школьников
Под читательской грамотностью сегодня понимается способность учащегося понимать и оценивать
тексты, размышлять над прочитанным, таким образом достигая своих целей и расширяя знания и
возможности для участия в социальной жизни общества.
Формирование читательской грамотности в начальной школе предполагает приобретение и развитие
таких умений как готовность к вдумчивому чтению, способности извлекать необходимую информацию
из текста, быстро ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных
ситуациях.
Предполагаемым результатом формирования читательской грамотности является умение школьников
выделить главную мысль текста.
Хорошего результата дает метод составления «толстых» и «тонких» вопросов по тексту. Учащимся
предлагается придумать 4-6 вопросов к тексту. Одна половина вопросов может начинаться со слов
«кто, что».
Другая, со слов «как вы думаете, почему?»; «В чем различие?», «Что значит следующая фраза героя
…». Такие задания мотивирует учащихся к исследовательской работе со словом и текстом.
При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы у обучающихся
формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия
«читательская грамотность».
Важной составляющей заданий на формирование читательской грамотности является связь с
жизненным опытом детей. Одно из любимых задания детей является создание рекламы прочитанного
произведения. Эта работа может быть, как индивидуальная, так и групповая. Она предполагает такую
организацию учебного процесса, в которой на первый план выдвигается деятельностное общение
учащихся между собой.
Сформированность читательской грамотности детей младшего школьного возраста проявляется в
умении связать сообщение текста с собственными убеждениями и опытом, то есть его убеждениями и
идеями до знакомства с текстом. Для развития и данного навыка применятся следующие методы: