Напоминание

Формирование читательской грамотности младших школьников

Автор: Карсаева Екатерина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 1"
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: Формирование читательской грамотности младших школьников







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Под читательской грамотностью сегодня понимается способность учащегося понимать и оценивать

тексты, размышлять над прочитанным, таким образом достигая своих целей и расширяя знания и

возможности для участия в социальной жизни общества.

Формирование читательской грамотности в начальной школе предполагает приобретение и развитие

таких умений как готовность к вдумчивому чтению, способности извлекать необходимую информацию

из текста, быстро ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных

ситуациях.

Предполагаемым результатом формирования читательской грамотности является умение школьников

выделить главную мысль текста.

Хорошего результата дает метод составления «толстых» и «тонких» вопросов по тексту. Учащимся

предлагается придумать 4-6 вопросов к тексту. Одна половина вопросов может начинаться со слов

«кто, что».

Другая, со слов «как вы думаете, почему?»; «В чем различие?», «Что значит следующая фраза героя

…». Такие задания мотивирует учащихся к исследовательской работе со словом и текстом.

При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы у обучающихся

формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия

«читательская грамотность».

Важной составляющей заданий на формирование читательской грамотности является связь с

жизненным опытом детей. Одно из любимых задания детей является создание рекламы прочитанного

произведения. Эта работа может быть, как индивидуальная, так и групповая. Она предполагает такую

организацию учебного процесса, в которой на первый план выдвигается деятельностное общение

учащихся между собой.

Сформированность читательской грамотности детей младшего школьного возраста проявляется в

умении связать сообщение текста с собственными убеждениями и опытом, то есть его убеждениями и

идеями до знакомства с текстом. Для развития и данного навыка применятся следующие методы: