Напоминание

Кукольный театр на немецком языке

Автор: Жанна Вячеславна Корчакана
Должность: учитель иностранного языка
Учебное заведение: МБОУ Средняя школа № 56
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Авторская программа внеурочной деятельности
Тема: Кукольный театр на немецком языке







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Кукольный театр на немецком языке»

(наименование)

_______________3 года________________

(срок реализации программы)

______________8-10 лет_______________

(возраст обучающихся)

1.

Пояснительная записка

Данная программа внеурочной деятельности составлена для учащихся 2-4 классов

общеобразовательных

школ

в

соответствии

с

требованиями

федерального

государственного образовательного стандарта начального общего образования, в том

числе

к планируемым результатам освоения основной образовательной программы

начального общего образования, на основе концепции духовно-нравственного развития и

воспитания личности.

Несмотря на то, что во многих школах преобладает изучение английского языка, в

настоящее время возрастает интерес к немецкому языку. Это обусловлено, прежде всего,

тем, что культурные и экономические связи России и Германии продолжаются более 500

лет. Молодёжные форумы и встречи наших двух стран, возможности школьного обмена

повышают популярность изучения немецкого языка.

Этому же может способствовать организация работы в школе кружка для

учащихся младшего школьного возраста, которые только начали изучать немецкий язык.

В настоящий момент актуальным, на мой взгляд, является разнообразное использование

театрального творчества школьников. Введение преподавания театрального искусства в

общеобразовательную

школу

способно

эффективно

повлиять

на

воспитательно-

образовательный процесс. К тому же, занятия в кружке кукольного театра помогают

учащимся увидеть истинные возможности изучения иностранного языка и убедят их в

том, что они изучают его «для жизни, а не для школы».

Одной

из

основных

задач

педагога

является

обеспечение

социализации

обучающихся, формирование общей культуры личности, инициативности, способности

творчески мыслить и находить нестандартные решения, а также акцентировать внимание

каждого учащегося на его успехах в процессе обучения.

Творческая

деятельность позволяет реализовать

ребенку

свои

творческие

способности,

которые

не

всегда

проявляются

в

учебной

деятельности

общеобразовательных школ. Следует отметить, что детская потребность в игре совпадет с

игровой природой актерского искусства. Работая на сценической площадке, дети

приобретают такие качества, как уверенность в своих силах, концентрация, умение

свободно держаться на публике, думать и действовать в условиях экстремальной

ситуации, взаимодействие с партнером, самостоятельность мышления, творческое

воображение, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Развитие этих качеств является актуальным при формировании личности ребенка в

современных условиях и способствует самореализации ребенка в будущем.

Цели и задачи программы

Основной целью организации работы кружка «Кукольный театр на немецком

языке» является расширение сферы применения навыков и умений, приобретенных в

обязательном курсе немецкого языка и расширение языковой среды.

Следовательно,

организация внеурочной деятельности направлена на достижение

следующих целей:

Формирование

умения общаться на иностранном языке на элементарном уровне с

учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников;

Приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка:

знакомство младших школьников с миром кукольного театра, с зарубежным детским

фольклором

и

доступными

образцами

художественной

литературы;

воспитание

дружелюбного отношения к представителям других стран;

Развитие

речевых,

интеллектуальных

и познавательных способностей

младших

школьников, развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;

Воспитание и разностороннее развитие младшего школьника средствами иностранного

языка и театрального искусства.

Деятельностный характер кукольного театра соответствует природе младшего школьника,

воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать

иноязычную речевую деятельность в театральную, дает возможность осуществлять

разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе.

С учетом сформулированных целей организация работы кружка «Кукольный театр

на немецком языке» направлена на решение следующих задач:

формирование

представлений

об

иностранном

языке

как

средстве

общения,

позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими или пишущими на

иностранном языке;

расширение лингвистического кругозора младших школьников; освоение элементарных

лингвистических представлений, доступных младшим школьникам на элементарном

уровне;

обеспечение коммуникативно-психологической адаптации детей к новому языковому

миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования

иностранного языка как средства общения;

развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и

воображения в процессе участия в спектаклях, ролевых играх;

развитие эмоциональной сферы детей в процессе постановки кукольных спектаклей на

иностранном языке;

2

приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на

иностранном языке различных ролей в игровых ситуациях и пьесах на иностранном

языке;

духовно-нравственное воспитание школьника, понимание и соблюдение им таких

нравственных устоев семьи как любовь к близким, взаимопомощь, уважение к

родителям, забота о младших;

развитие познавательных способностей, овладение умением координирования работы в

разных видах деятельности, умением работать в паре, в группе.

Пути, средства и методы достижения цели

Достигнуть целей, поставленных в данной Программе, можно использовать

следующие пути и методы.

1.

В центре процесса организации кукольного театра на немецком языке

находится личность ученика, его интересы и потребности. Речь идет о необходимости

реализации личностно-ориентированного подхода в обучении иностранному языку.

Процесс

следует

организовать

таким

образом,

чтобы

он

был

направ лен

на

формирование

и

развитие

языкового

и

речевого

творчества,

познавательной

активности каждого

учащегося,

предоставляя каждому возможность осознать,

осмыслить

новый

языковой

материал,

получить

достаточную

практику

для

формирования необходимых навыков и умений.

2.

Необходимо

предоставить

учащимся

возможность

самостоятельно

мыслить, решать интересные и важные для них проблемы, размышлять и рассуждать

над возможными путями решения этих проблем. Важно, чтобы в центре внимания

учащихся были идея, мысль, само высказывание, чтобы внимание было направлено

прежде всего на содержание этого высказывания, а уже во вторую очередь на

языковую форму. При такой организации учебного процесса язык выступает в своей

первичной функции — как средство формирования и формулирования мыслей.

3.

Организация кружка «Кукольный театр на немецком языке» нацелена на

развитие у школьников способностей использовать немецкий язык как инструмент

общения в диалоге культур современного мира, т.е. на развитие межкультурной

компетенции учащихся.

4.

Данный вид работы носит деятельностный характер. Процесс обучения

предусматривает участие каждого во внеурочной деятельности, сочетание различных

режимов

работы:

индивидуальной,

парной,

групповой;

использование

так

называемой

проектной

методики.

Необходимо

обеспечить

выход

иноязычной

речевой

деятельности

в

другие

виды

деятельности:

игровую,

трудовую,

эстетическую.

5.

Обучение немецкому языку и театральному искусству носит системный

и целостный характер, т.е. предполагает обучение всем видам речевой деятельности в

тесной взаимосвязи, причем каждый вид речевой деятельности может выступать и

как цель, и как средство обучения.

3

6.

Процесс обучения строится поэтапно: от отработки отдельных речевых

действий и выполнения этих действий с опорой на образец к действиям без опор, к

так называемому свободному устному общению.

7.

Принцип автономности обучения играет в современном образовании

особую роль в силу большого потока информации, с которым учащиеся сталкиваются

на каждом шагу. И в этих условиях особенно важно научить школьников

самостоятельно работать с информацией, критически ее осмысливать, делать выводы

и аргументировать их, подкрепляя необходимыми фактами, решать возникающие

проблемы, добывая необходимый для этого материал.

8.

Организация кружка «Кукольный театр на немецком языке» направлена

на формирование личности учащегося, создание у каждого учащегося системы

моральных ценностей, оценочно-эмоционального отношения к миру, на повышение

способности

учащихся

свободно

и

творчески

мыслить,

саморазвиваться

и

самосовершенствоваться.

Сроки реализации программы и распределение часов по годам обучения

Представленная программа организации работы кружка «Кукольный театр на

немецком языке» реализуется в течение трех лет: во 2, 3, 4 классах начальной школы, что

соответствует изучению иностранного языка на начальном этапе в общеобразовательной

школе.

Программа предусматривает работу кружка: 34 часа во 2, 3, 4 классах (1 час в

неделю, 34 учебные недели в каждом классе). Всего на организацию кружка «Кукольный

театр на немецком языке» в начальной школе отводится 102 часа.

Характеристика возрастной группы учащихся

Программа рассчитана на обучение детей в возрасте 8 - 10 лет в течение трех

учебных лет.

Известно,

что

учащиеся

данного

возраста

характеризуются

большой

восприимчивостью к изучению иностранного языка, так как их речевая способность еще

находится в стадии интенсивного развития, их речевые механизмы подвижны, легче

«подстраиваются» к иностранному языку, чем в более позднем возрасте.

Однако от учителя требуется хорошее знание возрастных особенностей младших

школьников, без учета которых нельзя рассчитывать на успех в работе, а именно:

большая склонность к игровой деятельности и отсутствие психологических

барьеров в ситуациях, требующих речевого взаимодействия и ролевого перевоплощения;

недостаточное развитие произвольного внимания и логической памяти, что делает

необходимым больше опираться на непроизвольное внимание и эмоционально-образную

память;

4

быстрая утомляемость (поэтому важно переключать детей с одного вида

деятельности на другой, использовать двигательную активность).

Занимаясь таким видом театральной деятельности как кукольный театр, ребенок

может воспитать в себе творческие и человеческие качества. Дети – самые лучшие актеры,

поскольку они непосредственны, активны, эмоциональны. Игра для них – естественная

потребность. Необходимо не только научить их владеть куклой, как сценическим

партнером, но и голосом, мимикой, т.е. выразительными средствами актера. Кукольное

театральное искусство позволяет заниматься этим осознанно. Участие в создании самих

кукол, декораций и представления в целом позволяет приобрести так же дополнительные

практические навыки. А так же навыки работе в команде, коллективе.

Дети набираются в кружок свободно с учетом их желаний. Количество

обучающихся может колебаться от 10 до 15 человек. Кукольный театр – искусство

коллективное. Оно включает в себя деятельность различных специалистов: драматурга,

режиссера, художника, композитора, осветителя и многих других. Все они работают над

созданием спектакля как единого целого, таким образом, каждый из учащихся может

иметь несколько поручений в кружке, например: быть одновременно артистом и рабочим

сцены или бутафором.

Формы организации внеурочной деятельности

В процессе обучения используются следующие формы занятий:

вводное занятие

комбинированное учебное занятие,

занятие-презентация,

экскурсия, виртуальная экскурсия,

выставка,

творческая мастерская, мастер-класс,

игры, упражнения и этюды с куклами,

постановочные работы над спектаклем.

2.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов, блоков,

тем

Всего,

час

Количество

часов

Характеристика

деятельности

обучающихся

Аудито

рные

Внеау

дитор

ные

I год обучения

1

Зарождение театрального

искусства. Кукольный театр.

2

2

Урок-презентация,

виртуальная

экскурсия.

2

Знакомство с перчаточной куклой.

3

1

2

Презентация,

зрительный ряд, игры

с куклами.

3

Работа над спектаклем «В гостях у

Кузи».

6

1

5

Чтение по ролям,

монолог, полилог.

5

4

Изготовление кукол к спектаклю

«В гостях у Кузи».

6

2

4

Творческая

мастерская, мастер-

классы

5

Слово, движение и создание

куклы.

5

1

4

Упражнения с

куклами

6

Мизансценирование. Работа по

картинам. Этюды на материале

спектакля «В гостях у Кузи».

6

1

5

Этюды с куклами

7

Подготовка к выступлению.

3

1

2

Постановочные

работы

8

Генеральная репетиция.

2

2

Прогон спектакля

9

Показ спектакля «В гостях у Кузи»

зрителю.

1

1

Творческий отчет

Итого:

34

9

25

II год обучения

1

Появление кукольного театра в

Европе. История театра кукол в

Германии.

2

2

Урок-презентация,

виртуальная

экскурсия.

2

Знакомство с тростевой куклой.

3

1

2

Презентация,

зрительный ряд, игры

с куклами.

3

Работа над спектаклем «Золушка».

6

1

5

Чтение по ролям,

монолог, полилог.

4

Изготовление кукол к спектаклю

«Золушка».

6

2

4

Творческая

мастерская, мастер-

классы

5

Слово, движение и создание

куклы.

5

1

4

Упражнения с

куклами

6

Мизансценирование. Работа по

картинам. Этюды на материале

спектакля «Золушка».

6

1

5

Этюды с куклами

7

Подготовка к выступлению.

3

1

2

Постановочные

работы

8

Генеральная репетиция.

2

2

Прогон спектакля

9

Показ спектакля «Золушка»

зрителю.

1

1

Творческий отчет

Итого:

34

9

25

III год обучения

1

История театра кукол в России.

2

2

Урок-презентация,

виртуальная

экскурсия.

2

Знакомство с театром срединных

кукол.

3

1

2

Презентация,

зрительный ряд, игры

с куклами.

3

Работа над спектаклем «Снежная

королева».

6

1

5

Чтение по ролям,

монолог, полилог.

4

Изготовление кукол к спектаклю

«Снежная королева».

6

2

4

Творческая

мастерская, мастер-

классы

5

Слово, движение и создание

куклы.

5

1

4

Упражнения с

куклами

6

Мизансценирование. Работа по

6

1

5

Этюды с куклами

6

картинам. Этюды на материале

спектакля «Снежная королева».

7

Подготовка к выступлению.

3

1

2

Постановочные

работы

8

Генеральная репетиция.

2

2

Прогон спектакля

9

Показ спектакля «Снежная

королева» зрителю.

1

1

Творческий отчет

Итого:

34

9

25

3.

Содержание обучения

2 класс

Т е м а

1 . Зарождение театрального искусства. Кукольный театр. Возникновение

театра как вида искусства. Искусство театра кукол. Виды кукол и их возможности (2

часа).

Т е м а 2 . Знакомство с перчаточной куклой. Анатомия театральной куклы. Элементы

сценического мастерства. Знакомство кружковцев с основными технологическими

процессами (изготовление кукол и оформление кукольного спектакля путем бесед и

показа готовых кукол или рисунков и чертежей). (3 часа).

Т е м а 3 . Работа над спектаклем «В гостях у Кузи». Выбор пьесы. Читка. Анализ:

идея, время, место действия, конфликт, образы в пьесе и их характерные черты.

Распределение ролей (6 часов).

Т е м а 4 . Изготовление кукол к спектаклю «В гостях у Кузи». Изготовление головы.

Изготовление папье-маше. Раскрой и шитье рубашки (основы) Изготовление ног и рук для

куклы(6 часов).

Т е м а 5 . Слово, движение и создание куклы. Репетиция на ширме с куклой, движения

говорящей куклы, работа над текстом, упражнения с реквизитом. Техника речи

(упражнения для четкого произношения) (5 часов).

Т е м а 6 . Мизансценирование. Работа по картинам. Этюды на материале спектакля

«В гостях у Кузи». Работа с куклой (движения, текст). Изготовление рисованных

декораций: грунтовка холста, нанесение трафарета, монтировка мягких декораций

(драпировка тканью задника и т. д.). Изготовление реквизита (6 часов).

Т е м а 7 . Подготовка к выступлению. Прогон всего спектакля. Разбор и устранение

ошибок спектакле. Отработка отдельных картин и ролей. Движение кукол, игра с

реквизитом. Окончание работ по материальной части спектакля (кукол, реквизита,

декораций, ширм). (3 часа).

Т е м а 8 . Генеральная репетиция. Прогон всего спектакля. Обсуждение участниками

кружка работы над спектаклем. Отработка неудавшихся кусков, картин. Общие замечания

об оформлении. Свет. Музыкальное сопровождение (2 часа).

Т е м а

9 .

Показ спектакля «В гостях у Кузи» зрителю.

Итоги работы кружка.

Выделение активных участников – оформителей спектакля, лучших исполнителей (1 час).

3 класс

Т е м а

1 .

Появление кукольного театра в Европе. История театра кукол в

7

Германии.

История появления кукольного театра в Европе. Путешествие куклы

Пульчинелла в Германию. Гансвурст и Касперле (2 часа).

Т е м а 2 . Знакомство с тростевой куклой. Анатомия театральной куклы. Элементы

сценического мастерства. Движения куклы: появление на ширме, уровень, походка, бег,

наклоны, приседание, работа с предметами (реквизитом). Общение с партнером в

ситуации «Знакомство» (3 часа).

Т е м а 3 . Работа над спектаклем «Золушка».

Выбор пьесы. Читка. Анализ: идея,

время, место действия, конфликт, образы в пьесе и их характерные черты. Распределение

ролей (6 часов).

Т е м а 4 . Изготовление кукол к спектаклю «Золушка». Изготовление кукол, работа с

головками (левкас, патронки). Подготовка: парички, глаза, нос, рот. Изготовление

реквизита к спектаклю (6 часов).

Т е м а 5 . Слово, движение и создание куклы. Мизансценирование отдельных картин.

Этюды на материал спектакля. Работа по созданию кукол: грим куклы (расписывается по

эскизу красками). Пошив костюма, Изготовление рук и ног. Изготовление плоских,

рисованных декораций для спектакля (5 часов).

Т е м а 6 . Мизансценирование. Работа по картинам. Этюды на материале спектакля

«Золушка». Музыкальные занятия. Занятия по технике речи, по оформлению спектакля.

Изготовление рисованных декораций: грунтовка холста, нанесение трафарета, монтировка

мягких декораций. Изготовление реквизита (6 часов).

Т е м а 7 . Подготовка к выступлению. Воспитание дисциплины в кружке в период

показа спектакля — четкое понимание исполняемых ролей и навыки кукловождения.

Распределение обязанностей: подготовка кукол

к

спектаклю, поднятие и опускание

занавеса, освещение, место каждого кружковца, участвующего в спектакле (3 часа).

Т е м а 8 . Генеральная репетиция. Прогон всего спектакля. Обсуждение участниками

кружка работы над спектаклем. Общие замечания об оформлении. Свет. Музыкальное

сопровождение (2 часа).

Т е м а 9 . Показ спектакля «Золушка» зрителю. Итоги работы кружка. Выделение

активных участников – оформителей спектакля, лучших исполнителей (1 час).

4 класс

Т е м а 1 . История кукольного театра России. Сведения из истории возникновения

кукольного театра в России. Кукла Петрушка. Государственный центральный театр кукол

им.С.В.Образцова (2 часа).

Т е м а

2 .

Знакомство с театром срединных кукол.

Элементы сценического

мастерства. Движения куклы: появление на ширме, уровень, походка, бег, наклоны,

приседание, работа с предметами (реквизитом) (3 часа).

Т е м а 3 . Работа над спектаклем «Снежная королева». Выбор пьесы. Читка. Анализ:

идея, время, место действия, конфликт, образы в пьесе и их характерные черты.

Распределение ролей (6 часов).

Т е м а

4 .

Изготовление кукол к спектаклю «Снежная королева».

Изготовление

8

кукол. Общая работа руководителя над спектаклем (постановочная) и индивидуальная с

каждым исполнителем (развитие навыков и умения водить куклу). Рисунок роли.

Действие кукольного персонажа в предлагаемых обстоятельствах (6 часов).

Т е м а 5 . Слово, движение и создание куклы. Слово, движение и создание куклы.

Репетиция на ширме с куклой, движения говорящей куклы, работа над текстом,

упражнения с реквизитом. Мизансценирование отдельных картин. Техника речи

(упражнения для четкого произношения) (5 часов).

Т е м а 6 . Мизансценирование. Работа по картинам. Этюды на материале спектакля

«Снежная королева». Максимум внимания к кукле и ее сценической жизни. Работа с

куклой (движения, текст). Музыкальные занятия. Этюды на материале спектакля.

Отработка мизансцен. Изготовление реквизита (6 часов).

Т е м а 7 . Подготовка к выступлению. Прогон всего спектакля. Разбор и устранение

ошибок спектакле. Отработка отдельных картин и ролей. Движение кукол, игра с

реквизитом. Окончание работ по материальной части спектакля (кукол, реквизита,

декораций, ширм) (3 часа).

Т е м а 8 . Генеральная репетиция. Прогон всего спектакля. Обсуждение участниками

кружка работы над спектаклем. Общие замечания об оформлении (2 часа).

Т е м а

9 . Показ спектакля «Снежная королева» зрителю. Итоги работы кружка.

Выделение активных участников – оформителей спектакля, лучших исполнителей (1 час).

4.

Предполагаемые результаты реализации программы

Личностные результаты: к концу обучения в кружке учащиеся знают, что такое

кукольный театр, чем он отличается от других видов искусства. Знают общие сведения из

истории развития кукольного театра России и Германии.

Умеют самостоятельно изготовить перчаточную куклу, владеют навыками работы

с разными видами кукол.

Имеют понятие о нормах поведения на сцене и в зрительном зале. Умеют образно

мыслить, концентрировать внимание. Приобретают навыки общения с партнером,

элементарного актерского мастерства, образного восприятия окружающего мира.

В области немецкого языка: расширяется лексический запас учащихся в пределах

программных тем, повышается уровень практического владения немецким языком,

улучшается.

Метапредметными результатами являются:

развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных

ролей в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;

развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные

языковые

и

речевые

средства

для

успешного

решения

элементарной

коммуникативной задачи;

расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;

9

развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника;

формирование мотивации к изучению иностранного языка.

5.

Формы и виды контроля

Контроль и оценка обучающихся в кружке осуществляется при помощи текущего

контроля в форме викторин и зачетов по этюдным работам с куклами на материале пьесы.

Возможно проведение мастер-класса в форме открытого занятия кружка для

посещения другими учащимися с целью повышения мотивации изучения немецкого

языка.

Главным видом контроля является спектакль, который проводится в конце каждого

года.

6. Методические рекомендации.

Сейчас невозможно сказать точно, когда появилась первая в мире кукла. Из

археологических раскопок и дошедших до нас исторических источников можно сделать

вывод, что во все времена куклы были неизменными спутниками человека.

… Вот первобытный человек

надевает на себя ритуальную маску. Древние

египтяне изготавливают каменные статуи для празднеств, посвященных богам Осирису и

Исиде. Древнегреческие актеры надевают на себя маски злых и добрых героев, богов и

простых смертных. Гигантские древнеримские статуи поворачивают головы и кивают.

Католические мадонны льют слезы. А народные Петрушки, Панчи, Полишинели,

Гансвурсты поносят служителей культа.

Давайте вспомним, что у каждого из нас в раннем детстве наверняка был свой

кукольный театр. В нем не было ширмы, декораций, специально изготовленных кукол,

осветителей, аппаратуры. Он существовал просто в окружающем нас мире и немножко в

нашем воображении. Но как он был богат и разнообразен! Вот в песочнице воздвигаются

крепости. Их крутые стены штурмуют оловянные солдатики. А когда нет под рукой

солдатиков, вместо них действуют спички под командование толстого генерала Коробки.

В быстрых веселых ручейках, соревнуясь, плавают коробочки, простейшие бумажные

лодочки, но теперь это уже быстроходные шхуны, фрегаты, каравеллы…

С этих игр начинается кукольный театр. Игра с предметом – это его истоки.

На первом этапе следует определиться, каким из видов кукольного театра вам

хотелось бы заниматься.

Среди театров кукол различают три основных типа:

1. Театр верховых кукол (перчаточных, гапитно-тростевых и кукол иных

конструкций), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно

скрыты от зрителей ширмой, но бывает и так, что они не скрываются и видны зрителям

целиком или на половину своего роста.

2. Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью

ниток, прутов или проволоками. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже

скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской или падугой. В некоторых

случаях актёры-кукловоды, как и в театрах верховых кукол, видны зрителям целиком или

на половину своего роста.

10

3. Театр кукол срединных (не верховых и не низовых) кукол, управляемых на

уровне актёров-кукловодов. Срединные куклы бывают объёмными, управляемыми

актёрами-кукловодами либо со стороны, либо изнутри кукол больших размеров, внутри

которых находится актёр-кукловод. К числу срединных кукол относятся, в частности,

куклы Театра теней. В таких театрах актёры-кукловоды не видны зрителям, так как

находится за экраном, на который проецируются тени от плоских или не плоских кукол-

актёров.

В

качестве

срединных

кукол-актёров

используются

куклы-марионетки,

управляемые сзади кукол видимыми или не видимыми зрителям актёрами-кукловодами.

Либо перчаточные куклы или куклы-актёры других конструкций.

В представленной программе использованы два вида театра кукол: театр верховых

кукол (2 и 3 класс), а так же театр срединных кукол(4 класс). Выбор этих видов

обусловлен, прежде всего, тем, что проще учащиеся овладевают навыками работы с

перчаточной куклой, затем с тростевой. На последнем году обучения в кружке

использован срединный театр, как наиболее доступный для работе в школе.

7.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического

обеспечения

Кол-во

1.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.

Бим И.Л., Рыжова Л.И. Немецкий язык. Рабочие программы.

Предметная линия учебников И.Л.Бим 2-4 классы. Пособие для

учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2022

1

2.

Лыкова, Бартковский: Кукольный театр в детском саду, начальной

школе

и

семье.

Учебно-методическое

пособие

Издательство: ИД Цветной мир, 2020 г.

1

3.

Агапова, И. А. Театральные постановки в средней школе: пьесы для

2-4 классов / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. - Москва: Огни, 2021.

1

4.

Троицкая И.И. Школьный театр как форма дополнительного

образования детей и его роль в их успешном профессиональном

самоопределении/ И.И. Троицкая// Наука и школа. - 2020.

1

5.

Музыкальный театр. Выпуск 2. - М.: Музыка, 2019.

1

6.

Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании школьников. М:

Просвещение, 2019.

1

7.

Белощенко С.Н. Работа над голосом и речью детей и подростков в

самодеятельных театральных коллективах. - Санкт-Петербург, 2019.

1

8.

Прибыловская С.А. Школьный кукольный театр. М.: Просвещение,

2020.

1

9.

Генералова И.А. Театр в школе: история вопроса и современная

ситуация/ И.А. Генералова// Науч. школа Плюс До и После. - 2019.

1

10.

Рубина Ю.И. Основы педагогического руководства школьной

театральной самодеятельностью. М: Просвещение, 2021.

1

11.

Тураева Э.Я. Сборник инсценировок (пособие для кружков

3

11

немецкого языка), М.: 1921

2.

Печатные пособия

12.

Карты: Европы, Германии и России.

1 компл.

13.

Набор

плакатов

Каспер-театр

круглый

год

Штутгард:

издательство «Эрнст Клетт», 2020

1 компл.

3.

Технические средства обучения

14.

Роутер

1

15.

Акустическая система

1

16.

Компьютер

1

17.

Проектор

1

18.

Экран

1

4.

Мультимедийные средства обучения

19.

Видео- аудиотехника и программное обеспечение

Комплект

5.

Игры и игрушки

20.

Куклы театральные

Комплект

21.

Декорации

Комплект

22.

Предметы бутафории

Комплект

6.

Оборудование класса

23.

Стенд для размещения творческих работ учащихся

1

24.

Стол учительский с тумбой

1

25.

Ученические столы 2-местные с комплектом стульев

Комплект

26.

Ширма театральная, оборудование сцены (занавес, задник, кулисы,

падуги, грядки и т.п.)

Комплект

27.

Набор инструментов и материалов для изготовления кукол.

Комплект

12