Автор: Жанна Вячеславна Корчакана
Должность: учитель иностранного языка
Учебное заведение: МБОУ Средняя школа № 56
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Авторская программа внеурочной деятельности
Тема: Кукольный театр на немецком языке
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Кукольный театр на немецком языке»
(наименование)
_______________3 года________________
(срок реализации программы)
______________8-10 лет_______________
(возраст обучающихся)
1.
Пояснительная записка
Данная программа внеурочной деятельности составлена для учащихся 2-4 классов
общеобразовательных
школ
в
соответствии
с
требованиями
федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, в том
числе
к планируемым результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования, на основе концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности.
Несмотря на то, что во многих школах преобладает изучение английского языка, в
настоящее время возрастает интерес к немецкому языку. Это обусловлено, прежде всего,
тем, что культурные и экономические связи России и Германии продолжаются более 500
лет. Молодёжные форумы и встречи наших двух стран, возможности школьного обмена
повышают популярность изучения немецкого языка.
Этому же может способствовать организация работы в школе кружка для
учащихся младшего школьного возраста, которые только начали изучать немецкий язык.
В настоящий момент актуальным, на мой взгляд, является разнообразное использование
театрального творчества школьников. Введение преподавания театрального искусства в
общеобразовательную
школу
способно
эффективно
повлиять
на
воспитательно-
образовательный процесс. К тому же, занятия в кружке кукольного театра помогают
учащимся увидеть истинные возможности изучения иностранного языка и убедят их в
том, что они изучают его «для жизни, а не для школы».
Одной
из
основных
задач
педагога
является
обеспечение
социализации
обучающихся, формирование общей культуры личности, инициативности, способности
творчески мыслить и находить нестандартные решения, а также акцентировать внимание
каждого учащегося на его успехах в процессе обучения.
Творческая
деятельность позволяет реализовать
ребенку
свои
творческие
способности,
которые
не
всегда
проявляются
в
учебной
деятельности
общеобразовательных школ. Следует отметить, что детская потребность в игре совпадет с
игровой природой актерского искусства. Работая на сценической площадке, дети
приобретают такие качества, как уверенность в своих силах, концентрация, умение
свободно держаться на публике, думать и действовать в условиях экстремальной
ситуации, взаимодействие с партнером, самостоятельность мышления, творческое
воображение, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Развитие этих качеств является актуальным при формировании личности ребенка в
современных условиях и способствует самореализации ребенка в будущем.
Цели и задачи программы
Основной целью организации работы кружка «Кукольный театр на немецком
языке» является расширение сферы применения навыков и умений, приобретенных в
обязательном курсе немецкого языка и расширение языковой среды.
Следовательно,
организация внеурочной деятельности направлена на достижение
следующих целей:
Формирование
умения общаться на иностранном языке на элементарном уровне с
учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников;
Приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка:
знакомство младших школьников с миром кукольного театра, с зарубежным детским
фольклором
и
доступными
образцами
художественной
литературы;
воспитание
дружелюбного отношения к представителям других стран;
Развитие
речевых,
интеллектуальных
и познавательных способностей
младших
школьников, развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;
Воспитание и разностороннее развитие младшего школьника средствами иностранного
языка и театрального искусства.
Деятельностный характер кукольного театра соответствует природе младшего школьника,
воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать
иноязычную речевую деятельность в театральную, дает возможность осуществлять
разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе.
С учетом сформулированных целей организация работы кружка «Кукольный театр
на немецком языке» направлена на решение следующих задач:
формирование
представлений
об
иностранном
языке
как
средстве
общения,
позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими или пишущими на
иностранном языке;
расширение лингвистического кругозора младших школьников; освоение элементарных
лингвистических представлений, доступных младшим школьникам на элементарном
уровне;
обеспечение коммуникативно-психологической адаптации детей к новому языковому
миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования
иностранного языка как средства общения;
развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и
воображения в процессе участия в спектаклях, ролевых играх;
развитие эмоциональной сферы детей в процессе постановки кукольных спектаклей на
иностранном языке;
2
приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на
иностранном языке различных ролей в игровых ситуациях и пьесах на иностранном
языке;
духовно-нравственное воспитание школьника, понимание и соблюдение им таких
нравственных устоев семьи как любовь к близким, взаимопомощь, уважение к
родителям, забота о младших;
развитие познавательных способностей, овладение умением координирования работы в
разных видах деятельности, умением работать в паре, в группе.
Пути, средства и методы достижения цели
Достигнуть целей, поставленных в данной Программе, можно использовать
следующие пути и методы.
1.
В центре процесса организации кукольного театра на немецком языке
находится личность ученика, его интересы и потребности. Речь идет о необходимости
реализации личностно-ориентированного подхода в обучении иностранному языку.
Процесс
следует
организовать
таким
образом,
чтобы
он
был
направ лен
на
формирование
и
развитие
языкового
и
речевого
творчества,
познавательной
активности каждого
учащегося,
предоставляя каждому возможность осознать,
осмыслить
новый
языковой
материал,
получить
достаточную
практику
для
формирования необходимых навыков и умений.
2.
Необходимо
предоставить
учащимся
возможность
самостоятельно
мыслить, решать интересные и важные для них проблемы, размышлять и рассуждать
над возможными путями решения этих проблем. Важно, чтобы в центре внимания
учащихся были идея, мысль, само высказывание, чтобы внимание было направлено
прежде всего на содержание этого высказывания, а уже во вторую очередь на
языковую форму. При такой организации учебного процесса язык выступает в своей
первичной функции — как средство формирования и формулирования мыслей.
3.
Организация кружка «Кукольный театр на немецком языке» нацелена на
развитие у школьников способностей использовать немецкий язык как инструмент
общения в диалоге культур современного мира, т.е. на развитие межкультурной
компетенции учащихся.
4.
Данный вид работы носит деятельностный характер. Процесс обучения
предусматривает участие каждого во внеурочной деятельности, сочетание различных
режимов
работы:
индивидуальной,
парной,
групповой;
использование
так
называемой
проектной
методики.
Необходимо
обеспечить
выход
иноязычной
речевой
деятельности
в
другие
виды
деятельности:
игровую,
трудовую,
эстетическую.
5.
Обучение немецкому языку и театральному искусству носит системный
и целостный характер, т.е. предполагает обучение всем видам речевой деятельности в
тесной взаимосвязи, причем каждый вид речевой деятельности может выступать и
как цель, и как средство обучения.
3
6.
Процесс обучения строится поэтапно: от отработки отдельных речевых
действий и выполнения этих действий с опорой на образец к действиям без опор, к
так называемому свободному устному общению.
7.
Принцип автономности обучения играет в современном образовании
особую роль в силу большого потока информации, с которым учащиеся сталкиваются
на каждом шагу. И в этих условиях особенно важно научить школьников
самостоятельно работать с информацией, критически ее осмысливать, делать выводы
и аргументировать их, подкрепляя необходимыми фактами, решать возникающие
проблемы, добывая необходимый для этого материал.
8.
Организация кружка «Кукольный театр на немецком языке» направлена
на формирование личности учащегося, создание у каждого учащегося системы
моральных ценностей, оценочно-эмоционального отношения к миру, на повышение
способности
учащихся
свободно
и
творчески
мыслить,
саморазвиваться
и
самосовершенствоваться.
Сроки реализации программы и распределение часов по годам обучения
Представленная программа организации работы кружка «Кукольный театр на
немецком языке» реализуется в течение трех лет: во 2, 3, 4 классах начальной школы, что
соответствует изучению иностранного языка на начальном этапе в общеобразовательной
школе.
Программа предусматривает работу кружка: 34 часа во 2, 3, 4 классах (1 час в
неделю, 34 учебные недели в каждом классе). Всего на организацию кружка «Кукольный
театр на немецком языке» в начальной школе отводится 102 часа.
Характеристика возрастной группы учащихся
Программа рассчитана на обучение детей в возрасте 8 - 10 лет в течение трех
учебных лет.
Известно,
что
учащиеся
данного
возраста
характеризуются
большой
восприимчивостью к изучению иностранного языка, так как их речевая способность еще
находится в стадии интенсивного развития, их речевые механизмы подвижны, легче
«подстраиваются» к иностранному языку, чем в более позднем возрасте.
Однако от учителя требуется хорошее знание возрастных особенностей младших
школьников, без учета которых нельзя рассчитывать на успех в работе, а именно:
—
большая склонность к игровой деятельности и отсутствие психологических
барьеров в ситуациях, требующих речевого взаимодействия и ролевого перевоплощения;
—
недостаточное развитие произвольного внимания и логической памяти, что делает
необходимым больше опираться на непроизвольное внимание и эмоционально-образную
память;
4
—
быстрая утомляемость (поэтому важно переключать детей с одного вида
деятельности на другой, использовать двигательную активность).
Занимаясь таким видом театральной деятельности как кукольный театр, ребенок
может воспитать в себе творческие и человеческие качества. Дети – самые лучшие актеры,
поскольку они непосредственны, активны, эмоциональны. Игра для них – естественная
потребность. Необходимо не только научить их владеть куклой, как сценическим
партнером, но и голосом, мимикой, т.е. выразительными средствами актера. Кукольное
театральное искусство позволяет заниматься этим осознанно. Участие в создании самих
кукол, декораций и представления в целом позволяет приобрести так же дополнительные
практические навыки. А так же навыки работе в команде, коллективе.
Дети набираются в кружок свободно с учетом их желаний. Количество
обучающихся может колебаться от 10 до 15 человек. Кукольный театр – искусство
коллективное. Оно включает в себя деятельность различных специалистов: драматурга,
режиссера, художника, композитора, осветителя и многих других. Все они работают над
созданием спектакля как единого целого, таким образом, каждый из учащихся может
иметь несколько поручений в кружке, например: быть одновременно артистом и рабочим
сцены или бутафором.
Формы организации внеурочной деятельности
В процессе обучения используются следующие формы занятий:
вводное занятие
комбинированное учебное занятие,
занятие-презентация,
экскурсия, виртуальная экскурсия,
выставка,
творческая мастерская, мастер-класс,
игры, упражнения и этюды с куклами,
постановочные работы над спектаклем.
2.
Учебно-тематический план
№
п/п
Наименование разделов, блоков,
тем
Всего,
час
Количество
часов
Характеристика
деятельности
обучающихся
Аудито
рные
Внеау
дитор
ные
I год обучения
1
Зарождение театрального
искусства. Кукольный театр.
2
2
Урок-презентация,
виртуальная
экскурсия.
2
Знакомство с перчаточной куклой.
3
1
2
Презентация,
зрительный ряд, игры
с куклами.
3
Работа над спектаклем «В гостях у
Кузи».
6
1
5
Чтение по ролям,
монолог, полилог.
5
4
Изготовление кукол к спектаклю
«В гостях у Кузи».
6
2
4
Творческая
мастерская, мастер-
классы
5
Слово, движение и создание
куклы.
5
1
4
Упражнения с
куклами
6
Мизансценирование. Работа по
картинам. Этюды на материале
спектакля «В гостях у Кузи».
6
1
5
Этюды с куклами
7
Подготовка к выступлению.
3
1
2
Постановочные
работы
8
Генеральная репетиция.
2
2
Прогон спектакля
9
Показ спектакля «В гостях у Кузи»
зрителю.
1
1
Творческий отчет
Итого:
34
9
25
II год обучения
1
Появление кукольного театра в
Европе. История театра кукол в
Германии.
2
2
Урок-презентация,
виртуальная
экскурсия.
2
Знакомство с тростевой куклой.
3
1
2
Презентация,
зрительный ряд, игры
с куклами.
3
Работа над спектаклем «Золушка».
6
1
5
Чтение по ролям,
монолог, полилог.
4
Изготовление кукол к спектаклю
«Золушка».
6
2
4
Творческая
мастерская, мастер-
классы
5
Слово, движение и создание
куклы.
5
1
4
Упражнения с
куклами
6
Мизансценирование. Работа по
картинам. Этюды на материале
спектакля «Золушка».
6
1
5
Этюды с куклами
7
Подготовка к выступлению.
3
1
2
Постановочные
работы
8
Генеральная репетиция.
2
2
Прогон спектакля
9
Показ спектакля «Золушка»
зрителю.
1
1
Творческий отчет
Итого:
34
9
25
III год обучения
1
История театра кукол в России.
2
2
Урок-презентация,
виртуальная
экскурсия.
2
Знакомство с театром срединных
кукол.
3
1
2
Презентация,
зрительный ряд, игры
с куклами.
3
Работа над спектаклем «Снежная
королева».
6
1
5
Чтение по ролям,
монолог, полилог.
4
Изготовление кукол к спектаклю
«Снежная королева».
6
2
4
Творческая
мастерская, мастер-
классы
5
Слово, движение и создание
куклы.
5
1
4
Упражнения с
куклами
6
Мизансценирование. Работа по
6
1
5
Этюды с куклами
6
картинам. Этюды на материале
спектакля «Снежная королева».
7
Подготовка к выступлению.
3
1
2
Постановочные
работы
8
Генеральная репетиция.
2
2
Прогон спектакля
9
Показ спектакля «Снежная
королева» зрителю.
1
1
Творческий отчет
Итого:
34
9
25
3.
Содержание обучения
2 класс
Т е м а
1 . Зарождение театрального искусства. Кукольный театр. Возникновение
театра как вида искусства. Искусство театра кукол. Виды кукол и их возможности (2
часа).
Т е м а 2 . Знакомство с перчаточной куклой. Анатомия театральной куклы. Элементы
сценического мастерства. Знакомство кружковцев с основными технологическими
процессами (изготовление кукол и оформление кукольного спектакля путем бесед и
показа готовых кукол или рисунков и чертежей). (3 часа).
Т е м а 3 . Работа над спектаклем «В гостях у Кузи». Выбор пьесы. Читка. Анализ:
идея, время, место действия, конфликт, образы в пьесе и их характерные черты.
Распределение ролей (6 часов).
Т е м а 4 . Изготовление кукол к спектаклю «В гостях у Кузи». Изготовление головы.
Изготовление папье-маше. Раскрой и шитье рубашки (основы) Изготовление ног и рук для
куклы(6 часов).
Т е м а 5 . Слово, движение и создание куклы. Репетиция на ширме с куклой, движения
говорящей куклы, работа над текстом, упражнения с реквизитом. Техника речи
(упражнения для четкого произношения) (5 часов).
Т е м а 6 . Мизансценирование. Работа по картинам. Этюды на материале спектакля
«В гостях у Кузи». Работа с куклой (движения, текст). Изготовление рисованных
декораций: грунтовка холста, нанесение трафарета, монтировка мягких декораций
(драпировка тканью задника и т. д.). Изготовление реквизита (6 часов).
Т е м а 7 . Подготовка к выступлению. Прогон всего спектакля. Разбор и устранение
ошибок спектакле. Отработка отдельных картин и ролей. Движение кукол, игра с
реквизитом. Окончание работ по материальной части спектакля (кукол, реквизита,
декораций, ширм). (3 часа).
Т е м а 8 . Генеральная репетиция. Прогон всего спектакля. Обсуждение участниками
кружка работы над спектаклем. Отработка неудавшихся кусков, картин. Общие замечания
об оформлении. Свет. Музыкальное сопровождение (2 часа).
Т е м а
9 .
Показ спектакля «В гостях у Кузи» зрителю.
Итоги работы кружка.
Выделение активных участников – оформителей спектакля, лучших исполнителей (1 час).
3 класс
Т е м а
1 .
Появление кукольного театра в Европе. История театра кукол в
7
Германии.
История появления кукольного театра в Европе. Путешествие куклы
Пульчинелла в Германию. Гансвурст и Касперле (2 часа).
Т е м а 2 . Знакомство с тростевой куклой. Анатомия театральной куклы. Элементы
сценического мастерства. Движения куклы: появление на ширме, уровень, походка, бег,
наклоны, приседание, работа с предметами (реквизитом). Общение с партнером в
ситуации «Знакомство» (3 часа).
Т е м а 3 . Работа над спектаклем «Золушка».
Выбор пьесы. Читка. Анализ: идея,
время, место действия, конфликт, образы в пьесе и их характерные черты. Распределение
ролей (6 часов).
Т е м а 4 . Изготовление кукол к спектаклю «Золушка». Изготовление кукол, работа с
головками (левкас, патронки). Подготовка: парички, глаза, нос, рот. Изготовление
реквизита к спектаклю (6 часов).
Т е м а 5 . Слово, движение и создание куклы. Мизансценирование отдельных картин.
Этюды на материал спектакля. Работа по созданию кукол: грим куклы (расписывается по
эскизу красками). Пошив костюма, Изготовление рук и ног. Изготовление плоских,
рисованных декораций для спектакля (5 часов).
Т е м а 6 . Мизансценирование. Работа по картинам. Этюды на материале спектакля
«Золушка». Музыкальные занятия. Занятия по технике речи, по оформлению спектакля.
Изготовление рисованных декораций: грунтовка холста, нанесение трафарета, монтировка
мягких декораций. Изготовление реквизита (6 часов).
Т е м а 7 . Подготовка к выступлению. Воспитание дисциплины в кружке в период
показа спектакля — четкое понимание исполняемых ролей и навыки кукловождения.
Распределение обязанностей: подготовка кукол
к
спектаклю, поднятие и опускание
занавеса, освещение, место каждого кружковца, участвующего в спектакле (3 часа).
Т е м а 8 . Генеральная репетиция. Прогон всего спектакля. Обсуждение участниками
кружка работы над спектаклем. Общие замечания об оформлении. Свет. Музыкальное
сопровождение (2 часа).
Т е м а 9 . Показ спектакля «Золушка» зрителю. Итоги работы кружка. Выделение
активных участников – оформителей спектакля, лучших исполнителей (1 час).
4 класс
Т е м а 1 . История кукольного театра России. Сведения из истории возникновения
кукольного театра в России. Кукла Петрушка. Государственный центральный театр кукол
им.С.В.Образцова (2 часа).
Т е м а
2 .
Знакомство с театром срединных кукол.
Элементы сценического
мастерства. Движения куклы: появление на ширме, уровень, походка, бег, наклоны,
приседание, работа с предметами (реквизитом) (3 часа).
Т е м а 3 . Работа над спектаклем «Снежная королева». Выбор пьесы. Читка. Анализ:
идея, время, место действия, конфликт, образы в пьесе и их характерные черты.
Распределение ролей (6 часов).
Т е м а
4 .
Изготовление кукол к спектаклю «Снежная королева».
Изготовление
8
кукол. Общая работа руководителя над спектаклем (постановочная) и индивидуальная с
каждым исполнителем (развитие навыков и умения водить куклу). Рисунок роли.
Действие кукольного персонажа в предлагаемых обстоятельствах (6 часов).
Т е м а 5 . Слово, движение и создание куклы. Слово, движение и создание куклы.
Репетиция на ширме с куклой, движения говорящей куклы, работа над текстом,
упражнения с реквизитом. Мизансценирование отдельных картин. Техника речи
(упражнения для четкого произношения) (5 часов).
Т е м а 6 . Мизансценирование. Работа по картинам. Этюды на материале спектакля
«Снежная королева». Максимум внимания к кукле и ее сценической жизни. Работа с
куклой (движения, текст). Музыкальные занятия. Этюды на материале спектакля.
Отработка мизансцен. Изготовление реквизита (6 часов).
Т е м а 7 . Подготовка к выступлению. Прогон всего спектакля. Разбор и устранение
ошибок спектакле. Отработка отдельных картин и ролей. Движение кукол, игра с
реквизитом. Окончание работ по материальной части спектакля (кукол, реквизита,
декораций, ширм) (3 часа).
Т е м а 8 . Генеральная репетиция. Прогон всего спектакля. Обсуждение участниками
кружка работы над спектаклем. Общие замечания об оформлении (2 часа).
Т е м а
9 . Показ спектакля «Снежная королева» зрителю. Итоги работы кружка.
Выделение активных участников – оформителей спектакля, лучших исполнителей (1 час).
4.
Предполагаемые результаты реализации программы
Личностные результаты: к концу обучения в кружке учащиеся знают, что такое
кукольный театр, чем он отличается от других видов искусства. Знают общие сведения из
истории развития кукольного театра России и Германии.
Умеют самостоятельно изготовить перчаточную куклу, владеют навыками работы
с разными видами кукол.
Имеют понятие о нормах поведения на сцене и в зрительном зале. Умеют образно
мыслить, концентрировать внимание. Приобретают навыки общения с партнером,
элементарного актерского мастерства, образного восприятия окружающего мира.
В области немецкого языка: расширяется лексический запас учащихся в пределах
программных тем, повышается уровень практического владения немецким языком,
улучшается.
Метапредметными результатами являются:
развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных
ролей в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;
развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные
языковые
и
речевые
средства
для
успешного
решения
элементарной
коммуникативной задачи;
расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;
9
развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника;
формирование мотивации к изучению иностранного языка.
5.
Формы и виды контроля
Контроль и оценка обучающихся в кружке осуществляется при помощи текущего
контроля в форме викторин и зачетов по этюдным работам с куклами на материале пьесы.
Возможно проведение мастер-класса в форме открытого занятия кружка для
посещения другими учащимися с целью повышения мотивации изучения немецкого
языка.
Главным видом контроля является спектакль, который проводится в конце каждого
года.
6. Методические рекомендации.
Сейчас невозможно сказать точно, когда появилась первая в мире кукла. Из
археологических раскопок и дошедших до нас исторических источников можно сделать
вывод, что во все времена куклы были неизменными спутниками человека.
… Вот первобытный человек
надевает на себя ритуальную маску. Древние
египтяне изготавливают каменные статуи для празднеств, посвященных богам Осирису и
Исиде. Древнегреческие актеры надевают на себя маски злых и добрых героев, богов и
простых смертных. Гигантские древнеримские статуи поворачивают головы и кивают.
Католические мадонны льют слезы. А народные Петрушки, Панчи, Полишинели,
Гансвурсты поносят служителей культа.
Давайте вспомним, что у каждого из нас в раннем детстве наверняка был свой
кукольный театр. В нем не было ширмы, декораций, специально изготовленных кукол,
осветителей, аппаратуры. Он существовал просто в окружающем нас мире и немножко в
нашем воображении. Но как он был богат и разнообразен! Вот в песочнице воздвигаются
крепости. Их крутые стены штурмуют оловянные солдатики. А когда нет под рукой
солдатиков, вместо них действуют спички под командование толстого генерала Коробки.
В быстрых веселых ручейках, соревнуясь, плавают коробочки, простейшие бумажные
лодочки, но теперь это уже быстроходные шхуны, фрегаты, каравеллы…
С этих игр начинается кукольный театр. Игра с предметом – это его истоки.
На первом этапе следует определиться, каким из видов кукольного театра вам
хотелось бы заниматься.
Среди театров кукол различают три основных типа:
1. Театр верховых кукол (перчаточных, гапитно-тростевых и кукол иных
конструкций), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно
скрыты от зрителей ширмой, но бывает и так, что они не скрываются и видны зрителям
целиком или на половину своего роста.
2. Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью
ниток, прутов или проволоками. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже
скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской или падугой. В некоторых
случаях актёры-кукловоды, как и в театрах верховых кукол, видны зрителям целиком или
на половину своего роста.
10
3. Театр кукол срединных (не верховых и не низовых) кукол, управляемых на
уровне актёров-кукловодов. Срединные куклы бывают объёмными, управляемыми
актёрами-кукловодами либо со стороны, либо изнутри кукол больших размеров, внутри
которых находится актёр-кукловод. К числу срединных кукол относятся, в частности,
куклы Театра теней. В таких театрах актёры-кукловоды не видны зрителям, так как
находится за экраном, на который проецируются тени от плоских или не плоских кукол-
актёров.
В
качестве
срединных
кукол-актёров
используются
куклы-марионетки,
управляемые сзади кукол видимыми или не видимыми зрителям актёрами-кукловодами.
Либо перчаточные куклы или куклы-актёры других конструкций.
В представленной программе использованы два вида театра кукол: театр верховых
кукол (2 и 3 класс), а так же театр срединных кукол(4 класс). Выбор этих видов
обусловлен, прежде всего, тем, что проще учащиеся овладевают навыками работы с
перчаточной куклой, затем с тростевой. На последнем году обучения в кружке
использован срединный театр, как наиболее доступный для работе в школе.
7.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического
обеспечения
Кол-во
1.
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1.
Бим И.Л., Рыжова Л.И. Немецкий язык. Рабочие программы.
Предметная линия учебников И.Л.Бим 2-4 классы. Пособие для
учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2022
1
2.
Лыкова, Бартковский: Кукольный театр в детском саду, начальной
школе
и
семье.
Учебно-методическое
пособие
Издательство: ИД Цветной мир, 2020 г.
1
3.
Агапова, И. А. Театральные постановки в средней школе: пьесы для
2-4 классов / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. - Москва: Огни, 2021.
1
4.
Троицкая И.И. Школьный театр как форма дополнительного
образования детей и его роль в их успешном профессиональном
самоопределении/ И.И. Троицкая// Наука и школа. - 2020.
1
5.
Музыкальный театр. Выпуск 2. - М.: Музыка, 2019.
1
6.
Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании школьников. М:
Просвещение, 2019.
1
7.
Белощенко С.Н. Работа над голосом и речью детей и подростков в
самодеятельных театральных коллективах. - Санкт-Петербург, 2019.
1
8.
Прибыловская С.А. Школьный кукольный театр. М.: Просвещение,
2020.
1
9.
Генералова И.А. Театр в школе: история вопроса и современная
ситуация/ И.А. Генералова// Науч. школа Плюс До и После. - 2019.
1
10.
Рубина Ю.И. Основы педагогического руководства школьной
театральной самодеятельностью. М: Просвещение, 2021.
1
11.
Тураева Э.Я. Сборник инсценировок (пособие для кружков
3
11
немецкого языка), М.: 1921
2.
Печатные пособия
12.
Карты: Европы, Германии и России.
1 компл.
13.
Набор
плакатов
Каспер-театр
круглый
год
–
Штутгард:
издательство «Эрнст Клетт», 2020
1 компл.
3.
Технические средства обучения
14.
Роутер
1
15.
Акустическая система
1
16.
Компьютер
1
17.
Проектор
1
18.
Экран
1
4.
Мультимедийные средства обучения
19.
Видео- аудиотехника и программное обеспечение
Комплект
5.
Игры и игрушки
20.
Куклы театральные
Комплект
21.
Декорации
Комплект
22.
Предметы бутафории
Комплект
6.
Оборудование класса
23.
Стенд для размещения творческих работ учащихся
1
24.
Стол учительский с тумбой
1
25.
Ученические столы 2-местные с комплектом стульев
Комплект
26.
Ширма театральная, оборудование сцены (занавес, задник, кулисы,
падуги, грядки и т.п.)
Комплект
27.
Набор инструментов и материалов для изготовления кукол.
Комплект
12