Авторы: Энгель Светлана Владимировна, Шалонина Марина Владимировна Должности: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Ручеек"
Населённый пункт: город Бородино, Красноярский край
Наименование материала: проект
Тема: "Мы за будущее без вредных привычек"
2
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента
физического и психического здоровья. До семи лет идет интенсивное
развитие органов и становление функциональных систем организма,
закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на
этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков
здорового образа жизни, стремление вести здоровый образ жизни,
воспитывать в себе негативное отношение к вредным привычкам.
Приобщение к укрепляющему здоровье осознанному поведению детей с
дошкольного возраста является актуальной проблемой дошкольного
воспитания, т.к. именно в этом возрасте в силу высокой активности детей
формируется поведение, складываются привычки.
Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние
оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса,
того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском
саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из
главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги
должны воспитывать в ребенке: умение самостоятельно различать полезные и
вредные привычки; правильно выбирать в любой ситуации только то, что
полезно для здоровья; прививать ребенку с малых лет правильное отношение
к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны
решаться путем создания целостной системы по сохранению физического,
психического и социального благополучия ребенка.
Основной деятельностью в дошкольном возрасте – является сюжетно-
ролевая игра. Мы обратили внимание, что в ходе игры определённая группа
детей использует кегли, как бутылки с пивом, палочки – это сигареты. На
замечание воспитателя, что так делать нехорошо, дети спросили:
- Почему?
- Потому что это плохая привычка.
- А что такое привычка? Какие они бывают? Для чего они нужны?
Эти вопросы детей стали основой для создания проекта.
Новизна проекта состоит в том, что:
- процесс получения знаний на отдельных этапах проходит с использованием
театрализованной деятельности;
- обеспечена ситуация успеха каждому участнику через его непосредственное
участие в реализации проекта и получение продукта деятельности;
- многообразие видов активной познавательной деятельности позволили
проявить участникам самостоятельность и инициативность на каждом этапе.
Методы и приемы:
игра, наглядный метод, метод проблемного
изложения, метод вопросов и ответов, игровой тренинг, продуктивные виды
деятельности, игра-драматизация, театрализация, эксперимент, демонстрация
мультфильмов.
3
ИКТ-технологии: привлечение интернет ресурсов; создание
презентаций.
Цель:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста
представлений о здоровье человека, как о самом ценном и дорогом, о
пагубном влиянии вредных привычек на организм человека.
Задачи:
1. Расширять знания детей о полезных и вредных привычках.
2. Обогащать кругозор, активизировать словарь дошкольников.
3. Расширять и углублять знания детей о внутренних органах человека, о
необходимости правильной их работы.
4. Воспитывать у детей отрицательное отношение к вредным привычкам.
5. Осуществлять просвещение родителей по вопросам воспитания ЗОЖ.
6. Привлечь родителей к активному участию в реализации проекта.
План реализации проекта:
Мероприятия
Участник
и
Сроки
I. Подготовительный этап.
Подбор информации о ЗОЖ: что такое
«здоровье», «привычки человека», «организм
человека».
Создание образовательной среды: подбор
материала, атрибутов, дидактических игр,
литературы по теме «ЗОЖ», «Полезные и вредные
привычки».
Подбор материала для продуктивной
деятельности.
Составление перспективного плана
мероприятий.
родители
дети
педагоги
1 - 11
сентября
II. Основной этап.
Речевое развитие (Приложение 1) :
чтение
стихотворений о вреде курения,
М.Д.Яснова «Я мою руки», И.П.Токмаковой «Тили –
тили», А.Барто «Девочка чумазая», Л.Зильберг «Что
полезно», Г.Остера «Вредные советы»;
отгадывание загадок о спорте и о правилах
гигиены;
речевая игра «Доскажи словечко»;
составление рассказов на тему «Вредно –
полезно»;
подготовка мини сообщений на тему «А в
нашей семье, вот так следят за здоровьем».
Познавательное развитие:
систематизация знаний о здоровье, здоровом
образе жизни, полезных и вредных привычках;
дети
педагоги
дети
педагоги
14 – 18
сентября
21 – 30
сентября
4
проведение ежедневных приемов оздоровления
(закаливание; самомассаж; дыхательная,
артикуляционная, утренняя гимнастики);
просмотр мультфильмов
«Мойдодыр»,
«Айболит», «Смешарики о здоровом образе
жизни», «Уроки хорошего поведения», «Утренняя
гимнастика для малышей»;
тематическая беседа, НОД,
экспериментальная деятельность (Приложение 2)
«Полезные и вредные привычки», «Беседа с
доктором Пилюлькиным о вредных привычках», я
«Путешествие в организм человека»,
«Путешествие «по стране привычек», «О вреде
курения»; «Детям о вреде курения».
Игровая деятельность :
дидактические игры «Мы такие разные»,
«Когда я это делаю», игровая ситуация «Представь
что»; игровой тренинг «Мои полезные привычки»;
игры–драматизации «Добрый доктор Айболит»,
«Колобок». (Приложение 3);
сюжетно–ролевые игры «Больница»,
«Аптека», «Мы спортсмены», «Кафе».
Продуктивная деятельность :
рисование на тему «Наша спортивная семья»,
«Это опасно для здоровья», «Здоровые привычки»;
лепка на темы: «Полезные продукты»,
«Предметы для занятий спортом».
Работа с родителями :
папка–передвижка на тему «Боремся с
вредными привычками у дошкольников»,
«Вредные привычки у детей дошкольного возраста;
распространение буклета «Наши привычки –
привычки наших детей»; круглый стол
«Наши
верные друзья – полезные привычки»;
анкетирование «Условия здорового образа жизни в
семье». (Приложение 4).
организация фотовыставки «А в нашей семье
вот так следят за здоровьем»;
Театрализованная деятельность:
Театральное представление «Курильщик у
доктора» (приложение 5).
дети
педагоги
дети
педагоги
дети
педагоги
дети
педагоги
родители
дети
родители
педагоги
дети
педагоги
родители
21-26
0ктября
с 14
сентября
по 23
октября
14 – 26
октября
С 11
сентября
по 26
октября
с 11
сентября
по 26
октября
22
октября
III. Заключительный этап.
Оформление выставок:
родители
24 – 26
5
- коллаж «Дерево полезных привычек»
- акция «Мы против вредных привычек»
- фотовыставка « А в нашей семье вот так следят за
здоровьем»
- декоративная лепка « Здоровые продукты»
- театральное представление «Курильщик у
доктора».
Оформление и презентация проекта.
дети
педагоги
октября
26
октября
Результат проекта:
дети расширили знания о полезных и вредных
привычках, активизировали словарь. Дети узнали о внутренних органах
человека, о необходимости правильной их работы, об отрицательном влиянии
вредных привычек на организм человека. Родители активно
взаимодействовали с детьми и педагогами в ходе реализации проекта.
Критерии эффективности проекта: В процессе реализации проекта
98% детей и родителей были активными участниками всех мероприятий.
В связи с тем, что работа по проекту предполагает отсроченные по
времени результаты, мы можем предположить, что такие сложные темы, как
«Вредные привычки» дети примут на бессознательном уровне, но в
дальнейшем, эти знания проявятся и помогут ребятам отказаться от вредных
привычек.