Авторы: Бадак Елена Алексеевна, Бадак Александр Петрович
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: Краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение "Пограничная специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат" КГОБУ Пограничная КШИ
Населённый пункт: п. Пограничный, Приморский край
Наименование материала: Конспект фронтального интегрированного занятия в рамках программ коррекционных курсов для группы обучающихся 2 класса в соответствии с Приказом №1599 вариант 1
Тема: "Использование аналитико-синтетических способностей обучающихся при формировании дифференциации гласных и согласных звуков и букв".
Конспект фронтального интегрированного занятия в рамках
программ коррекционных курсов для группы обучающихся 2
класса (в соответствии с Приказом №1599 вариант 1)
Тема: «Использование аналитико-
синтетических способностей обучающихся при
формировании дифференциации гласных и
согласных звуков и букв».
Подготовили:
Педагог-психолог Бадак А.П.
Учитель-логопед Бадак Е.А.
Тема занятия: «Использование аналитико-синтетических способностей
обучающихся при формировании дифференциации гласных и согласных
звуков и букв»
Тема логопедического занятия: «Гласные и согласные звуки и буквы».
Тема
коррекционно-развивающего
занятия:
«Развитие
аналитико-
синтетических способностей обучающихся».
Цели:
Коррекционно-развивающие:
- корригировать и развивать зрительное восприятие;
- развивать аналитико-синтетические способности;
- корригировать и развивать слуховое внимание;
- формировать произвольность;
- развивать временно-пространственные представления;
- корригировать и развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа
полным предложением;
- корригировать и развивать фонематическое восприятие в процессе
опознания последовательности звуков в слове;
-
корригировать
и
развивать
фонематический
слух
в
процессе
дифференциации гласных и согласных звуков;
Образовательные:
- научить проводить анализ ситуаций и строить алгоритм их решения;
- формировать умение строить объемные модели;
- закреплять понятия, характеризующие звуки: гласные и согласные;
- формировать представление о звуко - буквенном составе слов;
Воспитательные:
-
формировать
навыки
самостоятельности,
доброжелательности
и
сотрудничества;
- создать положительное психоэмоциональное настроение на занятии;
- способствовать приобретению опыта работы в группе.
Планируемые результаты:
Личностные
результаты:
положительное
отношение
к
школе,
к
коррекционным занятиям,
проявление интереса к речевой деятельности,
формирование способности слушать и выполнять указания и инструкции,
решая познавательную задачу, понимать заданный вопрос, в соответствии с
ним строить ответ в устной форме.
Предметные
результаты:
различать
и
узнавать
звуки
окружающей
действительности, учиться классифицировать, исключать лишний предмет,
слушать
вопрос,
понимать
его,
отвечать
на
поставленный
вопрос,
устанавливать положение звука в слове, различать гласные и согласные
звуки, правильно их произносить, развивать связную речь.
Методы и приёмы:
словесный (рассказ, объяснение, повторение, пояснение, разъяснение);
наглядный (показ объектов, рисунков, схем);
практический (нахождение 4 лишнего объекта; нахождение общих
признаков в разных объектах; построение объемных фигур; различение
гласных и согласных звуков и букв; построение звуковых схем слов);
игровой (игра «Снежный ком», игра «Найди перепутанные цифры», игра
«Где чей домик?», «Волшебный мешочек»).
Образовательные технологии, использованные в занятии:
•
здоровьесберегающая;
•
игровая;
•
личностно-ориентированного подхода;
•
информационно-коммуникативная;
•
развивающего обучения;
•
объяснительно-иллюстративного обучения.
Тип занятия: закрепление знаний и способов действия.
Вид занятия: интегрированное фронтальное занятие.
Участники: учитель-логопед, педагог-психолог, обучающиеся 2 класса.
Оборудование: мяч; набор овощей; набор карточек для выделения лишнего;
алфавит;
магнитные
буквы;
схемы
для
характеристики
звука
по
артикуляционным и акустическим признакам; набор символов звуков;
смайлики, призы.
Ход занятия (40 мин.):
I.
Организация начала занятия (2 мин.)
Педагог – психолог, учитель- логопед: «Здравствуйте ребята, мы рады
вас видеть! Надеемся, что вы сегодня порадуете нас правильными ответами и
красивой речью! К нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь с ними!»
Обучающиеся здороваются.
II.
Подготовка обучающихся к занятию (2 мин.)
А) разминка в виде игры «Снежный ком» с целью формирования
положительной эмоциональной атмосферы.
III.
Закрепление умений.
Б) Перестроения: по росту, по цвету волос, по первым буквам фамилий.
Задача – выйти на необходимость аналитических действий в обыденной
жизни.
В) В жизни надо быть очень внимательным. Давайте потренируем своё
внимание. Работа с таблицами «Шульте».
Г) А теперь посмотрим, насколько вы внимательны. Перед вами вот такой
набор.
- Как вы назовете его одним словом? Выставляются овощи.
- Что здесь лишнее?
- А что общего между перцем и баклажаном?
- А картофель больше похож на перец или баклажан?
Д) А теперь посмотрим на картинки и тоже выберем лишнее.
Е) А что лишнее в этом ряду: А, К, 5, Ж?
Ж) А в этом: АОИЖЯ?
З) Давайте построим домики для гласных и согласных по плану, который
нарисуют на доске … (рисунок куба и построение 2 кубов)
Физкультминутка (1 мин.) до
Учитель-логопед:
«А-встал,
О-побежал,
У-потянулся,
Ы-нагнулся,
И-присел,
Э-на место сел!»
Подготовка обучающихся к теме занятия (2 мин)
Ребята, что вы можете сказать о звуках, с которыми мы сейчас разминались?
Обучающиеся отвечают: Это –гласные!
Учитель – логопед: Ребята, вы помните, что каждый звук речи имеет свою
букву. В какой домик мы заселим гласные буквы?
Обучающиеся: В красный!
Учитель-логопед: В какой домик заселим согласные буквы?
Обучающиеся: В синий!
Учитель-логопед: Сегодня мы с вами будем учиться различать гласные и
согласные звуки.
Закрепление умений
Задание 1: Обучающиеся выходят к доске из коробки с буквами выбирают
гласные и кладут их в красный домик, а согласные в синий.
Задание 2: Учитель- логопед: Как отличить гласные от согласных?
Возьмите зеркала, давайте вместе произнесем гласные звуки, встречают ли
они на пути препятствия или звук идет свободно? Можно ли их петь?
Обучающиеся отвечают: Препятствий нет, звук идет свободно, их
можно петь! (на доске в таблице ставится значок –пение и отсутствие
преград)
Учитель-логопед: А можно ли петь согласные звуки?
Обучающиеся отвечают: Если ответ – да, то пробуют пропеть. Дают
правильный ответ. (значок- не поются).
Учитель-логопед: Перед вами схемы, посмотрите на них и скажите,
какое препятствие встречают на своем пути согласные звуки?
Обучающиеся отвечают: Губы, зубы, язык! (прикрепляются значки в
таблицу)
З
аполнение таблицы «Сравнение гласных и согласных звуков».
Гласные
Согласные
Можно петь
Нельзя петь
Нет преграды
Преграда:
Голос
Шум
Шум + голос
Учитель- логопед: Участвует ли в образовании гласных голос?
Обучающиеся отвечают, прикрепляя картинки в таблицу.
Учитель-логопед: А в образовании согласных?
Обучающиеся отвечают.
Учитель-логопед: В образовании звонких согласных участвует голос, а
в образовании глухих –мы слышим шум. (прикрепляются значки).
Учитель- логопед: Теперь проверим, как вы запомнили различия
гласных и согласных звуков!
Перед вами наборы букв, зеркала, коробочки с символами звуков:
пуговицы красного цвета – символы гласных звуков, синего цвета –
согласные.
Задание 3: Подберите к каждой букве перед вами символ звука
(пуговицу). Контролируется правильность выполнения задания.
Задание 4: Работа с карточками с изображением овощей, пользуясь
пуговицами необходимо составить схемы слов, посчитать сколько звуков в
слове, сколько гласных. Контролируется правильность выполнения задания.
Обучающиеся по мере выполнения задания дают полный ответ
пользуясь составленными схемами.
Задание 5:
Игра «Волшебный мешочек». В мешочке перемешались
овощи, наощупь определи предмет, назови на какой звук он начинается и дай
его характеристику.
Задание 6: Работа с карточками, необходимо раскрасить гласные буквы
карандашом красного цвета, а согласные буквы карандашом синего цвета.
Обучающиеся выполняют задание.
IV.
Рефлексия (1 мин.)
Учитель- логопед: «А сейчас давайте вспомним, чему вы сегодня научились?
Что было интересного? Что было трудного? Что вы запомнили?»
Обучающиеся дают ответы.
Педагог-психолог: «Если все было легко и хорошо покажите веселый
смайлик, а если вам было трудно и скучно, покажите грустный смайлик».
V.
Информация о домашнем задании (1 мин.)
Педагог- психолог: дома попробуйте найти общее между предметами,
которые находятся в вашем доме.
Учитель-логопед: Ребята, дома, вам нужно рассказать родителям как
отличить гласные звуки от согласных.
VI.
Подведение итогов занятия (1 мин.)
Педагог-психолог: Итак, ребята, мы научились находить различия даже
между похожими предметами и находить общее даже среди непохожих на
первый взгляд вещей.
Учитель- логопед: Ребята, вы сегодня хорошо потрудились и умеете
различать гласные и согласные звуки.