Напоминание

"Использование аналитико-синтетических способностей обучающихся при формировании дифференциации гласных и согласных звуков и букв".

Авторы: Бадак Елена Алексеевна, Бадак Александр Петрович
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: Краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение "Пограничная специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат" КГОБУ Пограничная КШИ
Населённый пункт: п. Пограничный, Приморский край
Наименование материала: Конспект фронтального интегрированного занятия в рамках программ коррекционных курсов для группы обучающихся 2 класса в соответствии с Приказом №1599 вариант 1
Тема: "Использование аналитико-синтетических способностей обучающихся при формировании дифференциации гласных и согласных звуков и букв".







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Конспект фронтального интегрированного занятия в рамках

программ коррекционных курсов для группы обучающихся 2

класса (в соответствии с Приказом №1599 вариант 1)

Тема: «Использование аналитико-

синтетических способностей обучающихся при

формировании дифференциации гласных и

согласных звуков и букв».

Подготовили:

Педагог-психолог Бадак А.П.

Учитель-логопед Бадак Е.А.

Тема занятия: «Использование аналитико-синтетических способностей

обучающихся при формировании дифференциации гласных и согласных

звуков и букв»

Тема логопедического занятия: «Гласные и согласные звуки и буквы».

Тема

коррекционно-развивающего

занятия:

«Развитие

аналитико-

синтетических способностей обучающихся».

Цели:

Коррекционно-развивающие:

- корригировать и развивать зрительное восприятие;

- развивать аналитико-синтетические способности;

- корригировать и развивать слуховое внимание;

- формировать произвольность;

- развивать временно-пространственные представления;

- корригировать и развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

- корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа

полным предложением;

- корригировать и развивать фонематическое восприятие в процессе

опознания последовательности звуков в слове;

-

корригировать

и

развивать

фонематический

слух

в

процессе

дифференциации гласных и согласных звуков;

Образовательные:

- научить проводить анализ ситуаций и строить алгоритм их решения;

- формировать умение строить объемные модели;

- закреплять понятия, характеризующие звуки: гласные и согласные;

- формировать представление о звуко - буквенном составе слов;

Воспитательные:

-

формировать

навыки

самостоятельности,

доброжелательности

и

сотрудничества;

- создать положительное психоэмоциональное настроение на занятии;

- способствовать приобретению опыта работы в группе.

Планируемые результаты:

Личностные

результаты:

положительное

отношение

к

школе,

к

коррекционным занятиям,

проявление интереса к речевой деятельности,

формирование способности слушать и выполнять указания и инструкции,

решая познавательную задачу, понимать заданный вопрос, в соответствии с

ним строить ответ в устной форме.

Предметные

результаты:

различать

и

узнавать

звуки

окружающей

действительности, учиться классифицировать, исключать лишний предмет,

слушать

вопрос,

понимать

его,

отвечать

на

поставленный

вопрос,

устанавливать положение звука в слове, различать гласные и согласные

звуки, правильно их произносить, развивать связную речь.

Методы и приёмы:

словесный (рассказ, объяснение, повторение, пояснение, разъяснение);

наглядный (показ объектов, рисунков, схем);

практический (нахождение 4 лишнего объекта; нахождение общих

признаков в разных объектах; построение объемных фигур; различение

гласных и согласных звуков и букв; построение звуковых схем слов);

игровой (игра «Снежный ком», игра «Найди перепутанные цифры», игра

«Где чей домик?», «Волшебный мешочек»).

Образовательные технологии, использованные в занятии:

здоровьесберегающая;

игровая;

личностно-ориентированного подхода;

информационно-коммуникативная;

развивающего обучения;

объяснительно-иллюстративного обучения.

Тип занятия: закрепление знаний и способов действия.

Вид занятия: интегрированное фронтальное занятие.

Участники: учитель-логопед, педагог-психолог, обучающиеся 2 класса.

Оборудование: мяч; набор овощей; набор карточек для выделения лишнего;

алфавит;

магнитные

буквы;

схемы

для

характеристики

звука

по

артикуляционным и акустическим признакам; набор символов звуков;

смайлики, призы.

Ход занятия (40 мин.):

I.

Организация начала занятия (2 мин.)

Педагог – психолог, учитель- логопед: «Здравствуйте ребята, мы рады

вас видеть! Надеемся, что вы сегодня порадуете нас правильными ответами и

красивой речью! К нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь с ними!»

Обучающиеся здороваются.

II.

Подготовка обучающихся к занятию (2 мин.)

А) разминка в виде игры «Снежный ком» с целью формирования

положительной эмоциональной атмосферы.

III.

Закрепление умений.

Б) Перестроения: по росту, по цвету волос, по первым буквам фамилий.

Задача – выйти на необходимость аналитических действий в обыденной

жизни.

В) В жизни надо быть очень внимательным. Давайте потренируем своё

внимание. Работа с таблицами «Шульте».

Г) А теперь посмотрим, насколько вы внимательны. Перед вами вот такой

набор.

- Как вы назовете его одним словом? Выставляются овощи.

- Что здесь лишнее?

- А что общего между перцем и баклажаном?

- А картофель больше похож на перец или баклажан?

Д) А теперь посмотрим на картинки и тоже выберем лишнее.

Е) А что лишнее в этом ряду: А, К, 5, Ж?

Ж) А в этом: АОИЖЯ?

З) Давайте построим домики для гласных и согласных по плану, который

нарисуют на доске … (рисунок куба и построение 2 кубов)

Физкультминутка (1 мин.) до

Учитель-логопед:

«А-встал,

О-побежал,

У-потянулся,

Ы-нагнулся,

И-присел,

Э-на место сел!»

Подготовка обучающихся к теме занятия (2 мин)

Ребята, что вы можете сказать о звуках, с которыми мы сейчас разминались?

Обучающиеся отвечают: Это –гласные!

Учитель – логопед: Ребята, вы помните, что каждый звук речи имеет свою

букву. В какой домик мы заселим гласные буквы?

Обучающиеся: В красный!

Учитель-логопед: В какой домик заселим согласные буквы?

Обучающиеся: В синий!

Учитель-логопед: Сегодня мы с вами будем учиться различать гласные и

согласные звуки.

Закрепление умений

Задание 1: Обучающиеся выходят к доске из коробки с буквами выбирают

гласные и кладут их в красный домик, а согласные в синий.

Задание 2: Учитель- логопед: Как отличить гласные от согласных?

Возьмите зеркала, давайте вместе произнесем гласные звуки, встречают ли

они на пути препятствия или звук идет свободно? Можно ли их петь?

Обучающиеся отвечают: Препятствий нет, звук идет свободно, их

можно петь! (на доске в таблице ставится значок –пение и отсутствие

преград)

Учитель-логопед: А можно ли петь согласные звуки?

Обучающиеся отвечают: Если ответ – да, то пробуют пропеть. Дают

правильный ответ. (значок- не поются).

Учитель-логопед: Перед вами схемы, посмотрите на них и скажите,

какое препятствие встречают на своем пути согласные звуки?

Обучающиеся отвечают: Губы, зубы, язык! (прикрепляются значки в

таблицу)

З

аполнение таблицы «Сравнение гласных и согласных звуков».

Гласные

Согласные

Можно петь

Нельзя петь

Нет преграды

Преграда:

Голос

Шум

Шум + голос

Учитель- логопед: Участвует ли в образовании гласных голос?

Обучающиеся отвечают, прикрепляя картинки в таблицу.

Учитель-логопед: А в образовании согласных?

Обучающиеся отвечают.

Учитель-логопед: В образовании звонких согласных участвует голос, а

в образовании глухих –мы слышим шум. (прикрепляются значки).

Учитель- логопед: Теперь проверим, как вы запомнили различия

гласных и согласных звуков!

Перед вами наборы букв, зеркала, коробочки с символами звуков:

пуговицы красного цвета – символы гласных звуков, синего цвета –

согласные.

Задание 3: Подберите к каждой букве перед вами символ звука

(пуговицу). Контролируется правильность выполнения задания.

Задание 4: Работа с карточками с изображением овощей, пользуясь

пуговицами необходимо составить схемы слов, посчитать сколько звуков в

слове, сколько гласных. Контролируется правильность выполнения задания.

Обучающиеся по мере выполнения задания дают полный ответ

пользуясь составленными схемами.

Задание 5:

Игра «Волшебный мешочек». В мешочке перемешались

овощи, наощупь определи предмет, назови на какой звук он начинается и дай

его характеристику.

Задание 6: Работа с карточками, необходимо раскрасить гласные буквы

карандашом красного цвета, а согласные буквы карандашом синего цвета.

Обучающиеся выполняют задание.

IV.

Рефлексия (1 мин.)

Учитель- логопед: «А сейчас давайте вспомним, чему вы сегодня научились?

Что было интересного? Что было трудного? Что вы запомнили?»

Обучающиеся дают ответы.

Педагог-психолог: «Если все было легко и хорошо покажите веселый

смайлик, а если вам было трудно и скучно, покажите грустный смайлик».

V.

Информация о домашнем задании (1 мин.)

Педагог- психолог: дома попробуйте найти общее между предметами,

которые находятся в вашем доме.

Учитель-логопед: Ребята, дома, вам нужно рассказать родителям как

отличить гласные звуки от согласных.

VI.

Подведение итогов занятия (1 мин.)

Педагог-психолог: Итак, ребята, мы научились находить различия даже

между похожими предметами и находить общее даже среди непохожих на

первый взгляд вещей.

Учитель- логопед: Ребята, вы сегодня хорошо потрудились и умеете

различать гласные и согласные звуки.