Напоминание

Формирование системы гибких навыков soft skils в образовательном процессе

Автор: Светлана Зиновьевна Овчинникова
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ "Дзержинский техникум бизнеса и технологий"
Населённый пункт: Дзержинск г
Наименование материала: статья
Тема: Формирование системы гибких навыков soft skils в образовательном процессе







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Формирование навыков hard skills и soft skills, в процессе обучения

Большую

часть

времени

при

оформлении

письменной

экзаменационной работы, оформлении презентации к защите, обучающиеся

проводят за компьютером, стараются раскрыть в полном объеме тему

письменной

экзаменационной

работы,

правильно

изложить

материал,

создают диаграммы, таблицы, используют иллюстрационный материал.

При построении презентации обучающиеся пользуются методическими

рекомендациями, стараются

оформить и письменную экзаменационную

работу, и презентацию в соответствии с требованиями к оформлению и

содержанию, но не всегда обучающиеся имеющие лучшие письменные

экзаменационные работы

и

презентации, выполненные на высоком

техническом уровне, получают оценку «отлично» на защите работы.

Почему же так происходи?

Навыки soft skills и hard skills

Soft skills — это навыки общения, управления и саморегуляции. Слово

soft противопоставляется понятию hard skills — это технические навыки:

знание языков программирования, алгоритмов и сред разработки.

Если обучающиеся хорошо владеют навыками работы на компьютере,

то у них развиты - hard skills.

Если другие обучающиеся хорошо работают на компьютере под чьим –

либо руководством — это soft skills.

Вот

конкретные

навыки

применимые

при

использовании

информационных технологий при оформлении письменной экзаменационной

работы и оформлении презентации:

1. Формулирование и постановка задач — чтобы обучающиеся, до

момента защиты и в момент защиты письменной экзаменационной работы

делали нужное, в нужном объёме и вовремя.

Для этого в момент получения темы, обучающимся важно не только

изложить требования к оформлению письменных экзаменационных работ и

презентаций, но надо заострить внимание и на том, почему работу

необходимо выполнить в нужном объеме и вовремя, как это повлияет на

дальнейший ход событий.

Важно объяснить, даже непросто объяснить, а убедить обучающихся,

что выполнять требования к оформлению и содержанию необходимо.

Но еще важнее посещать консультации и обязательно предзащиту, где

обучающиеся имеют возможность не просто принять участие в предзащите,

но

посмотреть

на

защиту

других

обучающихся

сделать

для

себя

определенные выводы, а главное до защиты исправить все недочеты и на

защите держаться более уверенно, материал излагать четко, даже не

используя план выступления.

2. Управление проектом и планирование - понимать, что происходит

в процессе оформления письменной экзаменационной работы; ставить

правильно цель формулировать задачи, которые должны быть решены в

процессе оформления работы и построения презентации; контролировать

их исполнение; корректировать работу, если что-то идёт не так.

Здесь не достаточно владеть материалом на «отлично», важно уметь

анализировать, делать соответствующие выводы, видеть, что необходимо

доработать, уметь работать в различных программах.

3. Деловое общение – очень важно объяснить обучающимся, как

планировать

и проводить

предзащиту

и

защиту

письменной

экзаменационной работы; что делать после предзащиты; как структурировать

выступление на защите и не теряя времени, изложить материал работы

доступно и в полном объеме, при этом тесно работая с презентацией, активно

используя положительные эмоции при выступлении, как привлечь внимание

экзаменационной комиссии к выступлению и не потерять его на протяжении

всего выступления.

И самое главное, надо не только донести это до обучающихся, но на

предзащите проанализировать допущенные ошибки, при чем не просто

указать им на их ошибки, необходимо, чтобы они сами их назвали, поняли их

суть, тогда у студентов появится желание и возможность исправить эти

ошибки и не допускать на защите.

4. Управление конфликтом - что делать, когда коса находит на камень;

как урегулировать конфликты, не разрушая отношения.

Вследствие сильного эмоционального и физического напряжения при

оформлении

письменной

экзаменационной

работы,

оформлении

презентации, проведения предзащиты - обучающиеся не всегда адекватно

реагируют, на выступления своих сокурсников, в процессе обсуждения и

анализа проведения предзащиты.

Поэтому здесь очень важно кого-либо из обучающих не обидеть, но в

то же время, чтобы они для себя сделали выводы и провели корректировку

оформления презентации или выступления к ней.

5. Управление собой - как поддерживать себя в боевом состоянии,

развивать собственные навыки, следить за физическим и психическим

здоровьем, не только в процессе проведения предзащиты, защиты, но и в

процессе дальнейшей профессиональной деятельности.

Самое главное, чтобы обучающиеся после защиты не потеряли веру в

себя и не обесценили себя, а были уверены в себе и своем профессионализме,

смело могли высказывать свое мнение, адекватно реагировать на замечания.

6. Эмоциональный интеллект - способность регулировать собственное

поведение

под

действием разных эмоций, считывать

чужие

эмоции

и адекватно реагировать; не лезть на рожон из-за гнева.

Самое главное, чтобы обучающиеся после защиты не потеряли веру в

себя и не обесценили себя, а были уверены в себе и своем профессионализме,

смело могли высказывать свое мнение, адекватно реагировать на замечания.

И думать не только о своих эмоциях, но и о тех эмоциях, которые

испытывают люди, окружающие их.

Общая мысль — это навыки, которые направляют и регулируют

работу.

Если hard skills помогают сделать что-то правильно, то soft skills

помогают сделать нужное, вовремя и без ущерба для себя и окружающих.

Почему soft skills ценятся в области подготовки профессиональных

кадров?

Soft skills ценятся везде, потому что проблемы с управлением,

общением

и эмоциями

есть

во всех

сферах:

от

ракетостроения

до профессионального образования.

А проблема заключается в том, что этому почти не обучали.

Ни в школьной, ни в вузовской программе не было практических

занятий

об управлении

проектом,

планировании

и уж

тем

более,

об эмоциональной саморегуляции, ментальном здоровье на рабочем месте.

Получается, что человек в этих сферах предоставлен был сам себе:

либо он в процессе построения профессиональной карьеры самостоятельно

изучал эти навыки и учился их применять, либо не обучался и портил всем

жизнь.

Если продавцов нанимают без образования, то выбрать из них людей

с развитыми

навыками

soft

skills

очень

сложно.

Нанимают

вроде

компетентного человека, а он оказывается неспособным планировать своё

время.

На собеседовании

человек

произвёл

впечатление

адекватного,

а в работе оказался совершенно не командным.

Хочется сделать вывод, что в процессе обучения, выполнения

практических работ, самостоятельной и внеаудиторной работы, оформления

отчетов по практике, а также в процессе подготовки к защите письменной

экзаменационной работы и ее защиты у обучающихся формируются не

только hard skills, но и soft skills,

необходимые в профессиональной

деятельности.

С развитыми soft skills, выпускники техникума добиваются лучших

результатов и быстрее продвигаются по карьерной лестнице и работодатели

стараются уже не брать людей «с улицы» работать по профессии продавец, а

предлагают обучающимся после практики оставаться работать и оплачивают

их труд, но опять же только тем, у кого хорошо развиты навыки hard skills,

но и soft skills.