Автор: Фартукова Наталья Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №71
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Способ организации учебного процесса в начальной школе – рабочий лист
Способ организации учебного процесса в начальной школе –
рабочий лист
В
рамках
ФГОС
одной
из
задач
модернизации
российского
образования является учёт познавательных интересов учащихся.
Стандарт устанавливает требование к личностным образовательным
результатам, включающим «формирование ответственного отношения к
учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору
и
построению
дальнейшей
индивидуальной
траектории
образования… с учётом устойчивых познавательных интересов».
Это совсем непростая задача, так как познавательный интерес,
являющийся сознательной деятельностью, имеет большое значение в
структуре всей учебной деятельности. Ведущую роль в ней играет
целенаправленность, придающая продуктивный характер. Интерес без
определенной цели сильно неустойчив. Только осмысленность деятельности
может дать результат познавательного интереса.
Цель не может быть достигнута, если у учащихся существует задача
лишь получить результат, познавая неизвестное и решая практическую или
интеллектуальную задачу.
Основным
здесь
является
процесс
получения
знаний,
который
контролирует непосредственно учитель. И его задача - включить в него
обучающихся, опираясь на формы познания.
Современный урок должен быть привлекательным и содержательным
для обучающихся с разными образовательными способностями. Одной из
продуктивных форм организации познавательной деятельности учащихся на
уроке является использование рабочих листов, которые учитель может
предложить учащимся на различных этапах урока.
Рабочий лист позволяет организовать продуктивную самостоятельную
работу учащихся с учебным материалом на уроке, помогает активизировать
учеников на любом этапе урока, является замечательным средством
получения обратной связи.
Рабочий лист – это специально разработанный учителем лист с
заданиями, которые необходимо выполнить по ходу объяснения материала
или после изучения темы.
Наиболее часто создаю рабочие листы с использованием текстов,
рисунков, таблиц.
Детям начальных классов нравятся задания с картинками, так
им понятнее и легче работать. Создавая рабочий лист с картинкой,
можно использовать следующие задания:
- найди соответствие;
- раскрась;
- подпиши;
- соедини;
Любой рабочий лист кроме содержания задания содержит:
- название;
- автора.
Предлагаю примеры рабочих листов, созданных мною в разное время:
на уроке литературного чтения в структуру рабочего листа может входить
биография писателя или поэта.
При изучении стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы» Н.Некрасова в 3
классе учащимся на основе биографического факта из жизни поэта
необходимо было самостоятельно догадаться, с каким произведением им
предстоит познакомиться на уроке. Затем перед прочтением провели
словарную работу, с помощью словарика попробовали дать значение
«непонятным» словам. После прочтения учащиеся раскрашивали карточки с
качествами, которые относились к дедушке Мазаю. Задание «Найди и
исправь ошибки» направлено на внимательность и знание текста. «Составь
план к стихотворению» и расставь цифры по порядку, как происходили
события в тексте – эти задания подготавливают детей к пересказу текста.
Структура «Рабочего листа» выглядит следующим образом:
- Тема (чаще всего пустое поле, которое необходимо заполнить);
-
Инструкция
(понятная
максимально,
соответствующая
возрасту
обучающихся);
- Целеполагание (используем опорные слова для детей младшего школьного
возраста);
- Задания (очень простое – простое –сложное – твое собственное задание.
Рядом с заданием вся теоретическая информация, которая необходима
ребенку, для того, чтобы успешно справиться с ним, образцы, зона
самопроверки в виде QR-кода или «перевернутого» правильного ответа);
-
Рефлексия на каждом этапе урока. Весь «Рабочий лист» должна
объединять легенда, которая отражает интересы детей, их увлечения.
Комплект
рабочих
листов
помогает
систематизировать
знания,
полученные на уроках математики в начальной школе. Предложенные
задания помогут оценить уровень подготовки школьников и выявить
пробелы в знаниях.
Увлекательные задания формируют мотивацию к обучению, повышают
интерес и внимательность учеников.
Исходя из этого, придумываем интересные названия номерам заданий
(операция №1, шаг №1, дело№1, улика 1 и тд). Всё это способствует
повышению мотивации к обучению.
Отдельно
стоит
поговорить
о
преимуществах, которые дает «рабочий лист». Ознакомимся с ними: -
развитие самостоятельности и возможность научить учащихся процессу
учения. Ни каждый ребенок может и готов работать самостоятельно.
Дома могут помочь родители, в школе можно списать или отсидеться.
«Рабочий лист» – это уникальный инструмент, благодаря которому
каждый ребенок вовлечен в процесс обучения; - возможность передать
ответственность за процесс и результат обучения ребенку. На данных
уроках меняется роль учителя. Мы отходим от функции «говорящей головы»,
передаем все лавры ребенку. Сообщаем ему при этом, что сегодня у него
есть все инструменты для того, чтобы успешно разобраться с новой темой; -
индивидуальный подход заключается в том, что каждый учащийся имеет
возможность получить обратную связь не от учителя, а из «Рабочего листа»,
двигаться в собственном темпе и определять цель своей деятельности; -
возможность использовать осознано цифровые девайсы; - учитель может
уделять время учащимся, которые в этом нуждаются.
Активность
учителя
направлена
на
слабых
детей,
детей
с
особенностями, если таковых несколько в классе, то можно создать
микро- группу и помочь ребятам справиться с «Рабочим листом». -
возможность выявить слабые зоны в нашей работе и работе учащихся.
Например, неумение читать инструкцию, отсутствие смыслового чтения,
не умение принимать учебные вызовы, слабая мотивация. Очень нравиться
говорить о «Рабочем листе», вспоминая о зоне ближайшего развития,
выведенной Л.С. Выготским. Ученик, приходя к нам на урок открытия новых
знаний, ориентировочно находиться на первой ступеньке «Когда-нибудь
научусь и смогу». Наш «Рабочий лист» находится на второй ступеньке
«Прошу помощи». Он является таким инструментом, который позволяет
обучающемуся,
используя запрограммированную
в
нем
помощь,
разобраться с темой и перешагнуть на следующую ступень «Умею сам».
Особенно актуально использование данного инструмента в условиях
дистанционного
обучения.
«Рабочий
лист»
позволяет осуществлять
обучение на расстоянии без непосредственного контакта между учителем и
обучающимся. Считаем, что «Рабочий лист» является эффективным
инструментом в работе учителя, который помогает решать множество
задач в рамках системно- деятельностного подхода и помогает детям
понять, что учёба = удовольствие.
Таким образом, каждый рабочий лист – это модель урока, которую
можно корректировать, дополнять, а затем использовать как опорный
материал для закрепления или повторения материала. Кроме того, рабочий
лист можно дополнить информационным листом, где каждый найдёт для
себя новую интересную информацию, что в конечном итоге повышает
интерес к предмету, то есть мотивирует на успешное обучение.
Ведь, по словам Конфуция, “самое прекрасное зрелище на свете – это
вид ребёнка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы
показали ему путь”.