Напоминание

Проблема развития критического мышления учащихся

Автор: Дамдинова Туяна Бадмацыреновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия № 33"
Населённый пункт: Республика Бурятия г.Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: Проблема развития критического мышления учащихся







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Проблема развития критического мышления учащихся.

Проблема формирования критического мышления стала актуальной за

рубежом в последние 15-20 лет. Среди исследователей, которые занимаются

этой проблемой с философской, психологической и педагогической точек

зрения можно отметить таких исследователей как Э. де Боно, Дж. Дьюи, М.

Липман, Д. Халперн, Д. Клустер и др. Лишь в последние 5 -10 лет она

привлекла внимание отечественных ученых (В.А. Болотов, А.В. Коржуев, Г.Б.

Сорина, А.В. Бутенко, Д.М. Шакирова, Л.И. Шрагина и др.

В последнее время в системе образования все более актуальными

становятся педагогические технологии. Большинство ученых считает, что

творческие способности у учащихся формируются только тогда, когда созданы

социальные условия для их реализации. Если ученик с самого начало учебного

процесса начинает творить, что-то придумывать, то это является фундаментом

для формирования творческой личности ребенка. Поэтому каждый учитель

вправе выбирать и работать по той или иной технологии, которую он считает

наиболее реализуемой в рамках образовательного процесса.

Цель данной статьи: изучить и обобщить историю становления и

функционирования технологии развития критического мышления в российском

образовательном пространстве.

В сегодняшнем демократическом обществе, где каждому гражданину

предстоит принимать важные решения, особое значение имеет умение

критически

мыслить.

Овладение

навыками

критического

мышления

необходимо и для формирования гражданского сознания. В процессе учения

каждому школьнику очень важно научиться думать, а не просто запоминать,

вникать в суть информации, осмысливать её. Школа не должна научить на всю

жизнь – она должна научить учиться всю жизнь.

В настоящее время в

образовательную

практику

основного

и

среднего

образования

активно

внедряются

различные

технологии,

в

том

числе

технология

развития

критического мышления.

Критическое мышление — это

система суждений, помогающих

анализировать и формулировать обоснованные выводы, создавать собственную

оценку происходящему, изучаемого и корректно интерпретировать его.

Как мы понимаем, основной целью

технологии развития критического

мышления является формирование личности, владеющей способами учения,

для успешности данного процесса можно выделить следующие задачи:

формирование нового стиля мышления, для которого характерны

открытость, гибкость, рефлексивность;

формирование

культуры

чтения,

включающей

в

себя

умение

ориентироваться

в

источниках

информации,

адекватно

понимать

прочитанное, оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;

развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление,

коммуникативность,

креативность,

мобильность,

самостоятельность,

толерантность, ответственность за собственный выбор и результат своей

деятельности;

стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности.

Доминирующими особенностями этой данной технологии являются, когда

- учебный процесс строится на закономерностях взаимодействия личности

информации,

- на этапах технологии могут применяться разнообразные формы и стратегии

работы с текстом, организация дискуссий;

- стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе

принципов сотрудничества.

Как основные признаки критического мышления можно выделить следующие

познавательные способности:

- проявлять любознательность;

- использовать исследовательские методы;

- ставить перед собой вопросы;

- вскрывать причины и последствия фактов;

- осуществлять планомерный поиск ответов;

- сомневаться в общепринятых истинах;

- выработка точки зрения и способность отстаивать ее логическими доводами.

Основу технологии развития критического мышления составляет структура

урока, состоящая из трех этапов (трех фаз):

вызов,

осмысление,

рефлексия.

Каждому этапу присущи собственные цели и задачи, методические приемы и

техники, направленные на выполнение задач этапа.

Основная идея технологии развития критического мышления – создать

такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно

работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают,

подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или

мнения

об

окружающем

мире.

По

мнению

исследователей,

основные

особенности технологии РКМ можно сформулировать следующим образом:

«Не объем знаний или количество информации является целью образования, а

то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим

способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни» [3, 19]. Не

присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в

процессе обучения.

Критическое мышление, таким образом, - не отдельный навык, а комплекс

навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и

обучения ребенка. Мы предполагаем, что критическое мышление должно

формироваться быстрее, если на уроках дети являются не пассивными

слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они

усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с

другими работами в данной области и других сферах знания (говоря

привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и

межпредметные связи). Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги

должны

помочь

им

в

этом)

подвергать

сомнению

достоверность

и

авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы,

конструировать новые примеры для использования теоретического знания,

принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д.

Систематическое включение критического мышления в учебный процесс

должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.

Технология развития критического мышления предлагает определенные

методы, приемы и стратегии, объединяющие процесс обучения по видам

учебной деятельности в пошаговой реализации каждой стадии занятия.

Формы урока с применением технологии развития критического мышления

отличаются от уроков с традиционным обучением. Ученики не сидят пассивно,

слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они

думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут,

обсуждают прочитанное.

Приёмы технологии «Развития критического мышления»

- инсерт;

-мозговая атака;

-групповая дискуссия;

-корзина идей, понятий, имен;

-кластеры;

-синквейн;

-продвинутая лекция;

-перепутанные логические цепочки [4, 57].

Обобщая изученный и систематизированный материал, можно сделать

выводы о том, что актуальность обусловлена внедрением в учебный процесс

технологии развития критического мышления, соответствующего требованиям

ФГОС

«модернизация

общеобразовательной

школы

предполагает

ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной

суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и

созидательных способностей.

Во-вторых, общеобразовательная школа должна формировать целостную

систему

универсальных

знаний,

умений,

навыков,

а

также

опыт

самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть

ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания

образования»

Таким образом, технология развития критического мышления является

одной из образовательных технологий, поддерживающих компетентностно-

ориентированный подход в образовании.

И за счет целенаправленных

изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса

должна обеспечивать доступность качественного образования и создавать

условия

для

расширения

возможностей

выстраивания

учащимися

индивидуальных образовательных траекторий с учетом их способностей,

склонностей и интересов.

Список литературы:

1. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии [Текст]/ Г. К.

Селевко. – М.: Народное образование. 1998. – 256 с.

2. Сорина Г. В. Критическое мышление: история и современный статус //

Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 6. 2003. С. 97 –

110.

3. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для

учителя [Текст] / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. — М.: Просвещение,

2004. – 175 c.

4. Загашев И. О. Критическое мышление: технология развития: Пособие для

учителя [Текст] / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. — СПб.: Альянс «Дельта»,

2003. — 192 с.