"Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории средствами ИКТ"
Автор: Камалова Гульфия Фаргатовна Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ "Каргалинская гимназия"
Населённый пункт: РТ.Чистопольский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории средствами ИКТ"
Активизация познавательной деятельности учащихся на
уроках истории средствами ИКТ
Живя в мире высоких информационных технологий, само общество
вовлекает всех в процесс информатизации. Потребность человека занять свое место в
социуме, приводит к необходимости применения современных информационных
технологий на практике. Поэтому я высоко оцениваю возможности информатизации.
Образовательные ресурсы нового поколения позволяют на качественно новом уровне
преподавать историю, используя самые разнообразные методы и технологии. Это,
прежде всего, возможность для учителя иметь под рукой огромное количество
иллюстративного материала, а главное очень быстрый доступ к нему, возможность
подготавливать для школьников ресурсы, содержащие необходимый материал,
возможность для учителя создавать самостоятельно тесты для проверки усвоения
определенного материала, непосредственное знакомство учителя с новинками
методической литературы.
На мой взгляд, своевременным является появление в учебном процессе
учебно-методических комплексов, где наряду с учебником, программами,
методичками разработаны мультимедийные электронные учебники. («История
России: XX век». «История Отечества IX-XVIII вв.», «История Отечества. 882-1917»
и другие.)
Эти учебники - находка для учителя и учащихся он способствует повышению
интереса к изучению предмета. Применение этих мультимедиа учебников на уроках
позволило мне разнообразить формы и методы работы с классом, использовать их на
самых разных этапах работы на уроках, поскольку они одновременно являются и
учебником, и рабочей тетрадью, и атласом, и хрестоматией и справочником с
учебным видеофильмом.
У моих учеников благодаря этим учебникам есть уникальная возможность не
только наглядно увидеть видеосюжеты по темам, но услышать литературные
произведения в авторском исполнении, что делает урок эмоционально более
насыщенным.
Кроме этого, учебники дают возможность формирования специальных умений
и навыков учащихся по истории. Так, например, по завершении работы с каждым
подпараграфом рекомендую составить его краткий план-конспект (своего рода
«шпаргалку»). Это поможет учащимся быстро вспомнить пройденный материал, что
особо важно при подготовке к экзамену. Учебники учат работе с документами,
(раздел «Документы» в меню учебника), формируя навык анализа работы с
первоисточником. Учитывая психологические особенности ребенка и каналы
восприятия информации, считаю необходимым говорить об использовании и
применении ИКТ с точки зрения наглядности. Самый простой метод использования
ИКТ - демонстрационно-иллюстративный. При этом текст параграфа учебника или
рассказ учителя иллюстрируется соответствующими Цифровыми Образовательными
Ресурсами (ЦОР), расширяя представления учащихся об изучаемом материале,
реализуя принцип наглядности и обогащая информационный ряд процесса обучения.
При использовании набора ЦОР достигается особенно важный для учащихся
результат - визуализация изучаемого материала. Начиная изучение раздела и крупных
подразделов, я рекомендую продемонстрировать учащимся изображения местности
изучаемого региона и изображения людей, которые там жили, создавали цивилизации
- жизнь которых и составляет основное содержание исторического процесса.
Например, начиная тему «Древний Египет», я демонстрирую вид долины Нила, реку
Нил, или при изучении истории первобытного общества наглядно показываю
каменные или бронзовые орудия труда древнейшего человека, а так же используются
различные схемы, отражающие устройство органов власти и т.п.
Очень важно использовать ИКТ
также в качестве наглядности при изучении
вопросов, касающихся культуры определенного периода. Иллюстраций учебника явно
недостаточно, чтобы дать полное представление об основных достижениях культуры,
показать памятники архитектуры или картины авторов и т.п. Хотя, практика
показывает, что наибольшую трудность при выполнении заданий ЕГЭ или
олимпиадных заданий вызывают именно вопросы, касающиеся культуры. Кроме того,
многие учебники истории содержат черно-белые иллюстрации, а это в свою очередь
препятствует более полному и насыщенному восприятию материала. Мы не всегда
имеем возможности для организации выездных экскурсий за пределы села или
района, а фонды крупных музеев нам недоступны, поэтому большим потенциалом в
реализации принципа наглядности с использованием ИКТ является организация
виртуальных экскурсий. Это возможно благодаря, например, таким энциклопедиям:
Кирилла и Мефодия, «Шедевры русской живописи», «Художественная энциклопедия
зарубежного классического искусства», «Золотое кольцо России». В одних случаях
предлагаются экскурсии уже в готовом виде, ими остается только воспользоваться. В
других случаях после ознакомления с материалами ЦОРа я сама составляю план
экскурсии и планирую этапы ее проведения. Мы часто говорим о том, что историю
делают люди, поэтому важно показать и выявить для учащихся роль личности в
истории. Набор таких ЦОРов:
«Энциклопедия истории России 862-1917 гг.» ,
«Династия Романовых. Три века российской истории», «От Кремля до Рейхстага»
может сыграть ключевую роль в процессе включения учащихся в «живую историю».
У учащихся появляется возможность не только зрительно увидеть портрет того или
иного деятеля, полководца и т.д., но и получить краткую библиографическую справку,
что так же способствует расширению кругозора учащихся. Важно не только показать
тот или иной портрет или дать справку, но и привязать личность к конкретной эпохе
или историческому событию. В решении этой проблемы важную роль играет
использование таких ЦОРов как: «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона»
- «Биографии: Россия» для получения разнообразной информации при подготовке
индивидуальных сообщений. Приготовленные детьми сообщения с использованием
ЦОРов или Интернета я использую на разных этапах урока, в том числе как
опережающие задания, а также как исследовательские и творческие проекты, которые
призваны способствовать повышению мотивации к изучению истории. При изучении
определенных разделов, тем, я рекомендую учащимся обратится к материалам
соответствующих ЦОР, например, «Кирилл и Мефодий», чтобы подобрать
дополнительные сведения о той или иной исторической личности, составить доклад,
провести поиск, а это способствует организации самостоятельной работы учащихся.
Работа с картами является необходимым навыком при изучении истории.
Недостаток оснащенности кабинетов истории картами возможно компенсировать за
счет заданий с использованием карт в ЦОРах. У учителя есть возможность выбрать
необходимую из имеющихся карт для формирования более полного представления об
изучаемом событие или эпохе, поскольку именно с этого учителя истории начинают
изучение истории отдельных цивилизаций. Кроме того, в ЦОРах содержатся задания,
предполагающие работу с контурными картами, которые я в основном применяю при
закреплении, обобщении и систематизации знаний. Практика показывает, что
большой интересу учащихся вызывают интерактивные карты. Возможность увидеть
то или иное сражение в движение, с соответствующими комментариями существенно
повышают интерес учащихся к предмету. Однако, на мой взгляд, имеется и
определенный недостаток. Каждый учитель истории знает, что работа с картой
начинается со знакомства с памяткой по работе с картой, мы учим учащихся как
правильно показывать границы государства или тот или иной район восстания, реку
или город и т.п., а при использовании карт на ЦОРах этот навык не формируется.
Чтобы всем детям было интересно на уроках истории, я, конечно, применяю на
уроках ИКТ. В большинстве случаев это - вспомогательное средства для возбуждения
познавательного интереса и создания проблемных ситуаций. Это настраивает
учащихся на изучение определенного материала и такой урок характеризуется
разнообразием форм организации учебной деятельности учащихся.
Для повторения, систематизации и обобщения знаний, можно спланировать
урок-игру, который превращает в соревнование занятия по самому обычному
школьному материалу. Он вносит новую струю в однообразное течение уроков,
вызывая большую активность даже слабых учеников.
Кроме этого я считаю, что при подготовке и проведении уроков просто
необходимо использовать Интернет. Я рассматриваю Интернет как часть
информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит
богатейший информационный потенциал. Я использую образовательные ресурсы
Интернета для поиска исторических источников, текстов монографий и курсов
лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей,
рефератов и др.
Хотелось бы сказать, что ни компьютер сам по себе, ни ИКТ ни какое - либо
другое средство обучения не в состоянии заменить педагога, живое слово,
непосредственное общение. Цель, главным образом, состоит во включении
компьютерных технологий в процесс обучения путем организованной и
педагогически обоснованной учебной и внеурочной деятельности. С моей точки
зрения, применение ИКТ надо рассматривать как одну из возможных технологий
преподавания предмета, разумно сочетая с традиционными формации обучения, не
увлекаясь и не чрезмерно злоупотребляя модным веянием в современной школе.
Использование ИКТ в большей степени говорит нам о единстве образовательного
процесса, поскольку их применение должно быть ориентированно на учебную
нагрузку школьников и не нарушать здоровьесберегающих факторов развития
ребенка, иначе результативность их использования будет невысокой.