"Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории средствами ИКТ"

Автор: Камалова Гульфия Фаргатовна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ "Каргалинская гимназия"
Населённый пункт: РТ.Чистопольский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории средствами ИКТ"
Дата публикации: 12.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Активизация познавательной деятельности учащихся на

уроках истории средствами ИКТ
Живя в мире высоких информационных технологий, само общество вовлекает всех в процесс информатизации. Потребность человека занять свое место в социуме, приводит к необходимости применения современных информационных технологий на практике. Поэтому я высоко оцениваю возможности информатизации. Образовательные ресурсы нового поколения позволяют на качественно новом уровне преподавать историю, используя самые разнообразные методы и технологии. Это, прежде всего, возможность для учителя иметь под рукой огромное количество иллюстративного материала, а главное очень быстрый доступ к нему, возможность подготавливать для школьников ресурсы, содержащие необходимый материал, возможность для учителя создавать самостоятельно тесты для проверки усвоения определенного материала, непосредственное знакомство учителя с новинками методической литературы. На мой взгляд, своевременным является появление в учебном процессе учебно-методических комплексов, где наряду с учебником, программами, методичками разработаны мультимедийные электронные учебники. («История России: XX век». «История Отечества IX-XVIII вв.», «История Отечества. 882-1917» и другие.) Эти учебники - находка для учителя и учащихся он способствует повышению интереса к изучению предмета. Применение этих мультимедиа учебников на уроках позволило мне разнообразить формы и методы работы с классом, использовать их на самых разных этапах работы на уроках, поскольку они одновременно являются и учебником, и рабочей тетрадью, и атласом, и хрестоматией и справочником с учебным видеофильмом. У моих учеников благодаря этим учебникам есть уникальная возможность не только наглядно увидеть видеосюжеты по темам, но услышать литературные произведения в авторском исполнении, что делает урок эмоционально более насыщенным. Кроме этого, учебники дают возможность формирования специальных умений и навыков учащихся по истории. Так, например, по завершении работы с каждым подпараграфом рекомендую составить его краткий план-конспект (своего рода «шпаргалку»). Это поможет учащимся быстро вспомнить пройденный материал, что особо важно при подготовке к экзамену. Учебники учат работе с документами, (раздел «Документы» в меню учебника), формируя навык анализа работы с первоисточником. Учитывая психологические особенности ребенка и каналы восприятия информации, считаю необходимым говорить об использовании и применении ИКТ с точки зрения наглядности. Самый простой метод использования ИКТ - демонстрационно-иллюстративный. При этом текст параграфа учебника или рассказ учителя иллюстрируется соответствующими Цифровыми Образовательными Ресурсами (ЦОР), расширяя представления учащихся об изучаемом материале, реализуя принцип наглядности и обогащая информационный ряд процесса обучения. При использовании набора ЦОР достигается особенно важный для учащихся
результат - визуализация изучаемого материала. Начиная изучение раздела и крупных подразделов, я рекомендую продемонстрировать учащимся изображения местности изучаемого региона и изображения людей, которые там жили, создавали цивилизации - жизнь которых и составляет основное содержание исторического процесса. Например, начиная тему «Древний Египет», я демонстрирую вид долины Нила, реку Нил, или при изучении истории первобытного общества наглядно показываю каменные или бронзовые орудия труда древнейшего человека, а так же используются различные схемы, отражающие устройство органов власти и т.п. Очень важно использовать ИКТ также в качестве наглядности при изучении вопросов, касающихся культуры определенного периода. Иллюстраций учебника явно недостаточно, чтобы дать полное представление об основных достижениях культуры, показать памятники архитектуры или картины авторов и т.п. Хотя, практика показывает, что наибольшую трудность при выполнении заданий ЕГЭ или олимпиадных заданий вызывают именно вопросы, касающиеся культуры. Кроме того, многие учебники истории содержат черно-белые иллюстрации, а это в свою очередь препятствует более полному и насыщенному восприятию материала. Мы не всегда имеем возможности для организации выездных экскурсий за пределы села или района, а фонды крупных музеев нам недоступны, поэтому большим потенциалом в реализации принципа наглядности с использованием ИКТ является организация виртуальных экскурсий. Это возможно благодаря, например, таким энциклопедиям: Кирилла и Мефодия, «Шедевры русской живописи», «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», «Золотое кольцо России». В одних случаях предлагаются экскурсии уже в готовом виде, ими остается только воспользоваться. В других случаях после ознакомления с материалами ЦОРа я сама составляю план экскурсии и планирую этапы ее проведения. Мы часто говорим о том, что историю делают люди, поэтому важно показать и выявить для учащихся роль личности в истории. Набор таких ЦОРов: «Энциклопедия истории России 862-1917 гг.» , «Династия Романовых. Три века российской истории», «От Кремля до Рейхстага» может сыграть ключевую роль в процессе включения учащихся в «живую историю». У учащихся появляется возможность не только зрительно увидеть портрет того или иного деятеля, полководца и т.д., но и получить краткую библиографическую справку, что так же способствует расширению кругозора учащихся. Важно не только показать тот или иной портрет или дать справку, но и привязать личность к конкретной эпохе или историческому событию. В решении этой проблемы важную роль играет использование таких ЦОРов как: «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» - «Биографии: Россия» для получения разнообразной информации при подготовке индивидуальных сообщений. Приготовленные детьми сообщения с использованием ЦОРов или Интернета я использую на разных этапах урока, в том числе как опережающие задания, а также как исследовательские и творческие проекты, которые призваны способствовать повышению мотивации к изучению истории. При изучении определенных разделов, тем, я рекомендую учащимся обратится к материалам соответствующих ЦОР, например, «Кирилл и Мефодий», чтобы подобрать дополнительные сведения о той или иной исторической личности, составить доклад, провести поиск, а это способствует организации самостоятельной работы учащихся. Работа с картами является необходимым навыком при изучении истории.
Недостаток оснащенности кабинетов истории картами возможно компенсировать за счет заданий с использованием карт в ЦОРах. У учителя есть возможность выбрать необходимую из имеющихся карт для формирования более полного представления об изучаемом событие или эпохе, поскольку именно с этого учителя истории начинают изучение истории отдельных цивилизаций. Кроме того, в ЦОРах содержатся задания, предполагающие работу с контурными картами, которые я в основном применяю при закреплении, обобщении и систематизации знаний. Практика показывает, что большой интересу учащихся вызывают интерактивные карты. Возможность увидеть то или иное сражение в движение, с соответствующими комментариями существенно повышают интерес учащихся к предмету. Однако, на мой взгляд, имеется и определенный недостаток. Каждый учитель истории знает, что работа с картой начинается со знакомства с памяткой по работе с картой, мы учим учащихся как правильно показывать границы государства или тот или иной район восстания, реку или город и т.п., а при использовании карт на ЦОРах этот навык не формируется. Чтобы всем детям было интересно на уроках истории, я, конечно, применяю на уроках ИКТ. В большинстве случаев это - вспомогательное средства для возбуждения познавательного интереса и создания проблемных ситуаций. Это настраивает учащихся на изучение определенного материала и такой урок характеризуется разнообразием форм организации учебной деятельности учащихся. Для повторения, систематизации и обобщения знаний, можно спланировать урок-игру, который превращает в соревнование занятия по самому обычному школьному материалу. Он вносит новую струю в однообразное течение уроков, вызывая большую активность даже слабых учеников. Кроме этого я считаю, что при подготовке и проведении уроков просто необходимо использовать Интернет. Я рассматриваю Интернет как часть информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Я использую образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др. Хотелось бы сказать, что ни компьютер сам по себе, ни ИКТ ни какое - либо другое средство обучения не в состоянии заменить педагога, живое слово, непосредственное общение. Цель, главным образом, состоит во включении компьютерных технологий в процесс обучения путем организованной и педагогически обоснованной учебной и внеурочной деятельности. С моей точки зрения, применение ИКТ надо рассматривать как одну из возможных технологий преподавания предмета, разумно сочетая с традиционными формации обучения, не увлекаясь и не чрезмерно злоупотребляя модным веянием в современной школе. Использование ИКТ в большей степени говорит нам о единстве образовательного процесса, поскольку их применение должно быть ориентированно на учебную нагрузку школьников и не нарушать здоровьесберегающих факторов развития ребенка, иначе результативность их использования будет невысокой.