Напоминание

ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ПОВЫСИТЬ МОТИВАЦИЮ УЧАЩИХСЯ

Автор: Екатерина Семёновна Иванова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ Гимназия №2
Населённый пункт: город Балаково Саратовская область
Наименование материала: СТАТЬЯ ПО ОБОБЩЕНИЮ ОПЫТА РАБОТЫ
Тема: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ПОВЫСИТЬ МОТИВАЦИЮ УЧАЩИХСЯ







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ПОВЫСИТЬ

МОТИВАЦИЮ УЧАЩИХСЯ

Иванова Екатерина Семёновна

МАОУ Гимназия №2 г. Балаково Саратовской области

«Каждое мгновение той работы, которая называется образованием,

— это творение будущего и взгляд в будущее» - говорил В.А.

Сухомлинский.

Мотивация

важнейший

компонент

структуры

учебной

деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть

основной критерий ее сформированности. Педагогическая практика

использует

различные

пути

активизации,

основной

среди

них

-

разнообразие методов и приемов обучения, выбор таких их сочетаний,

которые в возникших ситуациях повышают уровень учебной мотивации

младших школьников. «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню,

дай сделать - и я пойму», - эта китайская пословица должна стать девизом

для педагога на каждом проводимом им уроке.

Какие

же

условия

способствуют

развитию познавательного

интереса у учащихся?

Организация обучения, при которой учащийся вовлекается в процесс

самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний.

Работа в группах и парах.

Применение ИКТ на уроках.

Понимание

учащимся

нужности,

важности,

целесообразности

изучения предмета в целом и отдельных его разделов.

Позитивная психологическая атмосфера урока.

В обучении должны создаваться возможности для творчества.

Создание ситуации успеха для учащихся.

Для формирования полноценной мотивации учения важно обеспечить

следующие условия: обогащать содержание личностно ориентированным

интересным

материалом;

удовлетворять

познавательные

запросы

и

потребности учащихся; организовать интересное общение учащихся

между собой; поощрять выполнение заданий повышенной трудности;

утверждать гуманное отношение ко всем учащимся - способным,

отстающим, безразличным; поддерживать ровный стиль отношений между

всеми

учащимися;

формировать

активную

самооценку

своих

возможностей;

утверждать

стремление

к

саморазвитию,

самоусовершенствованию; использовать эффективную поддержку детских

инициатив, ободрять учащихся при возникновении у них трудностей;

воспитывать ответственное отношение к учебному труду, заботиться о

разнообразии методов и приемов обучения.

Исследовательская

и

проектная

деятельность

-

одни

из

важнейших

составляющих

образовательных

стандартов

второго

поколения, позволяющие повысить мотивацию учащихся.

«Проектирование и исследование – изначально принципиально разные

по

направленности,

смыслу

и

содержанию

виды

деятельности.

Исследование – бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение

определенной, ясно осознаваемой задачи». (А.И. Савенков)

Исследование

полностью незнакомая деятельность

неизвестный

результат.

Проект

есть задача,

известен результат

подбор алгоритма

деятельности.

Использование исследований на уроках окружающего мира является

самым целесообразным методом обучения, так как познание мира и есть

его исследование. Первый раз на уроке окружающего мира дети проводят

исследование, изучая тему «Живая и неживая природа». Рассматривая

рисунок в учебнике, первоклашки непроизвольно выбирают предмет

исследования – дерево, так как возник вопрос: «Дерево – это объект живой

или неживой природы?» На этом уроке дети знакомятся с правилами

проведения

учебных

исследований.

Это

первое

предметное

микроисследование (подумать, задать себе вопрос, понаблюдать, спросить

у взрослого, провести эксперимент, найти ответ в справочной литературе).

Учебные исследования – это эффективный метод развития младших

школьников. Но существует ряд условий, которые необходимо соблюдать:

1.

Развитие исследовательских умений должно проходить в классе

постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

2.

Дети должны видеть смысл их творческой исследовательской

деятельности, видеть в этом возможность реализации саморазвития

и самосовершенствования.

3.

Задача учителя — не подавлять желания, порывы, творческие идеи

учащихся, а поддерживать и направлять их.

Для

повышения

эффективности

учебного

процесса

бесспорно

необходимо

использование

сервисов

сети

Интернет.

Задания,

предлагаемые учителем, могут быть выполнены в поисковых системах,

оформлены

в

виде

презентаций.

Это

способствует

активизации

познавательной деятельности учащихся, повышает интерес к поисково-

исследовательской деятельности, способствует повышению успеваемости

учащихся.

Современное

образование

становится

немыслимым

без

использования компьютеров. Пользуясь сервисом сети Интернет, учителя,

учащиеся (на первых шагах при помощи родителей) находят нужную

информацию на предметных сайтах не с урочным материалом, а именно с

дополнительным материалом по предмету, что-то сверх программы, что-то

развивающее, задания олимпиадного характера, небольшие конкурсы,

викторины по предмету и другое. Сетевые сообщества, виртуальные

мастерские, сетевые проекты, с одной стороны, является средством

экономии времени учителя, а с другой – повышает качество образования.

Результаты исследования дети стараются представить в необычной

форме – это презентации «Материки и океаны», «Моя Россия», «Балаково –

мой город родной», устные журналы «Хвойные растения», «Животные

и среда обитания», сборники летних записей исследователей «Тайны

летней красоты», «Экологические проблемы реки Волги» ….

В программе окружающего мира третьего класса есть объемная тема

«Природные

зоны

России».

План

проведения

исследования

использованием материала сети Интернет) можно определить следующий:

1. Местоположение и климат природной зоны

2. Растительный мир

3. Животный мир

4. Занятия людей

5. Экологические проблемы

На реализацию школьником задуманного результата направлены

задания, включающие в себя совокупность исследовательских, поисковых,

проблемных и творческих методов:

Упражнения, предполагающие обратное действие: «Как вы

думаете, почему детеныши животных любят играть?», «Почему весной

тает снег?», «Почему одни хищные животные охотятся ночью, а другие

днем?», «Почему цветы имеют такую яркую окраску?» …

Найдите возможную причину события: «звонят колокола», «трава

во дворе пожелтела», «пожарный вертолет весь день кружил над лесом»,

«медведь зимой не заснул, а бродил по лесу» ...

Развитие умения экспериментировать: «определяем плавучесть

предметов», «как вода исчезает», «эксперимент с магнитом и металлами»,

«эксперимент по смешиванию красок» …

Уже в начальной школе дети вовлекаются в разработку и реализацию

проектов. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого

необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс

проблем.

Реализуя исследовательский проект

«Не верь глазам своим»,

предмета «Мы и окружающий мир» 2 класс,

обобщение по разделу

«Космос» учащихся можно разбить на несколько групп и провести

огромную исследовательскую работу, используя сервис сети Интернет:

презентации «Удивительный мир космоса», сообщения учеников о Луне,

планетах и созвездиях, видеоролики, тесты «Проверь себя» (выполненные

в

программе

Мюгозой

Ехсе1,

содержащие

варианты

ответов

и

автоматически проверяющие ответы детей и выставляющие оценку)…

Интересен

творческий проект «Мы и солнечный год»,

в основе

которого лежит широкая интеграция, охватывающая разные направления –

природа, искусство, основы здорового образа жизни. Взрослые и дети,

работая над реализацией четырёх этапов проектной деятельности: «Звуки и

краски осени», «Зимушка-зима и развлечения», «Весна – красна», «Лето,

солнце и отдых» имеют возможность в любой момент обратиться к

творческому союзнику – сети Интернет.

Реализованные исследовательские, творческие и социальные

проекты:

1 класс:

рождение детского коллектива «Бригантина» - ноябрь

«Азбука – ступенька к мудрости» - февраль

«Всё о космосе» - апрель

«Поклонимся великим тем годам» - май

I полугодие – 2 класс

«Музей Осени» - октябрь

«Любите наших матерей» - ноябрь

«Планеты солнечной системы» - ноябрь

«Новогодний серпантин» - декабрь

Анализ

сущности

и

особенностей

организации

исследовательской и проектной деятельности позволяет сделать вывод, что

и та, и другая при правильной их организации создают условия для

интеллектуального, творческого, личностного развития учащихся. Они

направлены на создание у детей качественно новых ценностей на основе

самостоятельного приобретения новых знаний, умений и навыков, которые

значимы для них на данном этапе развития. Учащиеся, осознающие

способность приобретать новые знания и умения, самостоятельно и

продуктивно расширять свой кругозор, переходят на принципиально иной

уровень учебной мотивации, приобретают более высокий статус в

школьной среде.

Только грамотный выбор методов и приемов, их обоснованное

сочетание, учет методических особенностей использования способствуют

формированию учебной мотивации учащихся.