Напоминание

Формирование читательской грамотности на уроках в начальной школе

Автор: Невзорова Татьяна Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Лицей № 8 "Олимпия"
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Формирование читательской грамотности на уроках в начальной школе







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Формирование читательской грамотности на уроках в начальной школе

Одна из важнейших задач современной школы – воспитание и

обучение функционально- грамотных людей.

Функциональная грамотность – тот уровень образованности, который может быть

достигнут обучающимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека

вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет обучение

различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская

грамотность.

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте

международного тестирования в 1991 году.

В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и

использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы

достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

В процессе формирования читательской грамотности предполагается приобретение и развитие таких

умений как:

готовность к смысловому чтению (восприятию письменных текстов, анализу, оценке,

интерпретации и обобщению представленной в них информации),

способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с

учебной деятельностью,

ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.

Эти умения формируются в большей степени во время обучения в начальной школе. Поэтому

формирование читательской грамотности именно в начальной школе придается большое значение .

В настоящее время особую роль в учебном процессе имеют оценочные

процедуры международного уровня (PISA, PIRLS)

и федерального уровня (ВПР и НИКО), в которых оценивается функциональная грамотность

школьников и, в частности, читательская грамотность.

Одно из проверяемых умений в соответствии с ФГОС (ВПР 4 класс, русский язык, задания 6-8):

«умение распознавать основную мысль текста; адекватно формулировать основную мысль, соблюдая

нормы построения предложения и словоупотребления, определять тему и главную мысль текста» по

результатам ВПР-2021 сформировано у обучающихся 4-х классов лишь на 58% (результаты в

среднем по Российской Федерации).

Грамотный анализ и использование в своей работе результатов оценочных процедур позволит

учителям начальной школы успешно реализовывать ФГОС.

Выделяют три уровня сформированности читательской грамотности, которые связаны с

качественной характеристикой читательской самостоятельности выпускников начальной школы.

Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности обучающегося к дальнейшему

обучению на следующей образовательной ступени. Такие ученики уже не нуждаются в помощи,

чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих

далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний.

Средний уровень читательской грамотности предполагает понимание текстов для читателей, еще

неполностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на

его основе собственные значения, они все же нуждаются в помощи.

Низкий уровень читательской грамотности делает невозможным принятие учащимися помощи

педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях

для самообразования

В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению.

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к

книге – одна из главных задач начального обучения.

Формирование читательской грамотности на уроках в начальной школе

необходимо осуществлять поэтапно, соответственно уровням познания. И при этом , важно понимать

что не только литературное чтение является предметом, отвечающим за функциональную

читательскую грамотность.

В работе учитель сталкивается со следующими проблемами:

- дети имеют низкую скорость чтения;

- зачастую не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;

- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;

- затрудняются кратко пересказать содержание.

А часть детей не понимает смысла прочитанного, даже в тех

текстах, где основная мысль лежит на поверхности.

Поэтому перед учителем встают задачи –

Научить:

1. Осознанно, правильно, выразительно читать.

2. Извлекать из текста полезную информацию.

4. Работать с разными источниками информации.

5. Высказывать оценочные суждения о прочитанном.

6. Развивать потребность в чтении и читательскую компетентность.

Для реализации задач целесообразно применять следующие приемы работы.

Приемы работы по формированию читательской грамотности на уроках литературного

чтения.

1.

Прием «Творческие работы»

Хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям

предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому

написать сказку или стихотворение.

2.

Прием «Вопросник»

Прочитать текст и ответить на вопросы(предложить детям составить вопросы

самостоятельно)

Чайки

Животные газет не читают, радио не слушают, телевизор не смотрят и

Интернетом не пользуются, а погоду на завтра знают. Опытные моряки

говорят: «Чайка ходит по песку, морякам сулит тоску» Это значит, что

приближается сильная буря. Чайки чувствуют приближение шторма и не летят в море искать

пищу. Они ходят по песку и жалобно кричат.

Вопросы для контроля:

Что умеют животные?

Закончите морскую пословицу: «Чайка ходит по песку, мо

Что не делают чайки, когда приближается сильная буря?

3.

Приём – «Чтение с остановками».

Материалом служит повествовательный текст. Обязателен разговор перед чтением. В начале

урока обучающиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На

основной части урока текст читается по частям. После чтения каждой части, дети

высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.

Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки.

4.

Прием «Уголки».

Данный прием можно использовать при составлении характеристики одного из героев какого-

либо произведения.

Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой

жизненный опыт, положительных качеств героя, другая – об отрицательных, подкрепляя свой

ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В

конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.

5.Прием «Создание викторины»

Использовать после изучения темы или нескольких тем.

Дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят

вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводятся

соревнование. Иногда каждая группа выбирает лучшего – «знатока»,

а потом весь класс задаёт «знатокам» вопросы.

6.«Логическая цепочка».

После прочтения текста обучающимися,

предлагается построить события в логической последовательности.

Данный прием эффективен при пересказе текстов.

7. Приём “тонких” и “толстых” вопросов.

Эффективно использовать для организации взаимоопроса. В начале

урока обучающимся предлагается задать своему соседу три “тонких”

и три “толстых” вопроса по изученной теме.

Тонкие вопросы (по содержанию).

Толстые вопросы (по смыслу).

8. Приём «Концептуальная таблица»

Полезен, когда предполагается сравнение объектов. По вертикали

располагаются критерии, по которым происходит сравнение,

по горизонтали записываются объекты сравнения.

Рассмотрим этот приём при изучении и сравнении басен Эзопа

«Ворон и лисица» и И.А. Крылова «Ворона и лисица» .

Басня Эзопа

Басня И.А. Крылова

Название

«Ворон и лисица»

«Ворона и лисица»

Герои басни

Ворон, лисица

Ворона, лисица

Композиция

Мораль в конце басни

Мораль в начале басни

Из чьих уст

звучит мораль?

Лисица становится в

позицию автора, читает

ворону мораль: «Эх,

ворон, кабы у тебя ещё

и ум был в голове…»

Из уст автора: «Уж

сколько раз твердили

миру, что лесть гнусна,

вредна…»

Можно ли

прочитать по

ролям?

нет

да

Приемы работы по формированию читательской грамотности на уроках русского языка.

1.Прием «Собери слово».

Слово упало и разлетелось на кусочки.

Помогите - вновь из букв его сложите:

оядлеолушкягазмлнеякиакпдосонулх

тюсаленьлеонапардлягушликадязателинжидюккастфурюля

2.Прием «Цепочка».

Найди и прочитай слова, начинающихся с буквы А.

АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ.

Найди и прочитай слова, в которых все гласные –буква А.

СТАКАНАТАКАРТАЛАНТАРАКАНСАМБЛЬ

Найди и прочитай слова, в которых все гласные –буква О.

МОЛОКОКНОСОРОГОЛОСОКОЛОКОНТРОЛЬ

Читай только первые слоги.

Какие слова получились?

канат лентяй дача рисунок сани ракета фантазия концерт феникс тарелка

Найди в строчке 5 слов.

ркошкатигрппедкенгурунблраепетухимтоьлбттрговерблюдмнг

Вставь в слова только букву А, прочитай слова.

слтсткнзвтркрндшсрфнквдртткньпрдбрбнмскрдфлгхлт

3.

Прием «Алфавит»

Выбери только буквы русского алфавита, составь и отгадай загадку

L O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P Z L –

Y B W J Е S N C FЬ G S M Z N И Y W P R L C J f O S Y Г Q W P E Z U

B L G A R t S E J U T

Один костёр - весь мир согревает. ( Солнце)

4.

Прием «Замени букву»

По печи узнают человека.

Терпенье и прут всё перетрут.

Здоровому - грач не нужен.

5. Прием «Письмо с пробелами»

Из слов для справок дети выбирают слова и вставляют вместо точек. Читают и записывают

текст.

Скворец

В комнату … кот. В зубах у кота … скворец. Коля … у него птичку.

Мальчик … раненое крылышко. Потом Коля … скворца на волю.

Слова для справок: подлечил был выпустил вбежал отнял

6.Прием «Кластер» («гроздь»).

Суть данного приема в выделении смысловых единиц текста и графическом их оформлении в

определенном порядке. Использовать этот прием можно на всех этапах урока. «Грозди» -

графический прием систематизации материала. Правила его применения очень просты.

Выделяем центр – это тема,от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них

соответствующие термины и понятия.

Система кластеров охватывает большее количество информации, чем обучающиеся получают при

обычной письменной работе.

Организуя работу с младшими школьниками, можно предложить им

озаглавить смысловые блоки или дать готовые вопросы.

7.Прием «Лови ошибку»

Учитель предлагает информацию , которая содержит неизвестное обучающимся количество ошибок.

Дети , работая индивидуально, в парах, группами ищут ошибки, затем их проговаривают.

8.Прием «Письмо по кругу»

Класс делится на группы, Каждая группа получает рабочий лист, на котором записаны два

предложения по заданной теме. Затем лист передают друг другу , по очереди, и каждый ребенок

должен прочитать информацию и написать свое предложение по теме. Затем один человек из

группы читает информацию, а класс дополняет то , что считает важным.

9.Прием «Мозаика»

Данный прием предполагает сложение текста из частей в правильной последовательности

( предварительно текст разделен на части).

10. Прием «Шаг за шагом»

Прием используется для активизации знаний, полученных ранее.

(Обучающийся, выходя к доске, на каждый шаг называет термин , понятие, и т.д по заданной теме)

Разнообразные интересные задания по формированию функциональной грамотности можно найти

на бесплатной российской образовательной платформе «Яндекс.Учебник».

Вывод:

Использование на уроках русского языка и литературного чтения различных технологий, методов,

приемов по формированию«читательской грамотности школьников», позволяет научить

обучающихся искать закономерности, рассуждать по аналогии, что, несомненно, повышает

мотивацию к обучению, дети больше читают, учатся контролировать свои результаты, учатся

сотрудничать, самостоятельно находить ответы на вопросы путём логических рассуждений,

чувствовать ответственность за поведение и действия себя и других, аргументировать свою точку

зрения, выслушивать собеседника и вести диалог.

Такие приёмы работы позволяет активизировать творческую деятельность обучающихся,

выработать активную жизненную позицию, формировать

творческую личность.

Но эффективность данной работы, прежде всего, зависит от педагога, задача которого, выступая

организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого

процесса.