Автор: Торопыно Наталья Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Филиал Туроснянская ООШ МБОУ-Смотровобудская СОШ
Населённый пункт: с. Туросна Брянская обл.
Наименование материала: Конспект урока математики 3 класс
Тема: Виды треугольников
Торопыно Наталья Михайловна
учитель начальных классов
Филиал Туроснянская ООШ МБОУ-Смотровобудская СОШ
Конспект урока математики в 3 классе
Тема: Виды треугольников
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цели: познакомить с разными видами треугольников, закреплять
вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать разносторонние,
равносторонние, равнобедренные треугольники, решать задачи изученных
видов, выполнять задания творческого и поискового характера, анализировать и
делать выводы, работать в группе.
УУД
Регулятивные: формулируют учебную задачу урока, составляют план и
последовательность действий, контролируют свою деятельность и деятельность
других учеников, при необходимости вносят корректировки, осознают качество
и уровень усвоения знаний.
Познавательные: формулируют познавательную цель, осознанно и
произвольно строят речевое высказывание в устной форме, выделяют
необходимую информацию, создают алгоритм деятельности, анализируют,
сравнивают, делают выводы.
Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать друг друга,
планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, правильно
выражают свои мысли в речи, уважают в общении и сотрудничестве друзей и
самого себя.
Методы и формы обучения: частично – поисковый, индивидуальная,
фронтальная, групповая.
Формы работы учащихся: фронтальная работа, самостоятельная работа,
работа в группе.
Материал: учебник «Математика» 3класс М. И.Моро, М.А.Бантова. Поурочные
разработки по математике к УМК М.И.Моро, («Школа России»), у каждого
ученика полоски разной длины, линейка, карандаш, треугольник.
Ход урока:
I. Орг. момент:
- Хочу начать наш урок с такого высказывания:
Успех не приходит к тебе…
ты идёшь к успеху.
- Как вы понимаете это высказывание?
II. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Сегодня на уроке мы с вами будем заниматься исследованием.
- Кто такой исследователь?
Человек, создающий или открывающий новые знания.
- Значит, нам с вами тоже предстоит открыть на уроке что-то новое, то, что
вы до сих пор не знали.
- Хотите узнать, что же будет предметом нашего исследования?
- Тогда приступим к выполнению следующих заданий.
- Провести исследование вам поможет вот такой маршрутный лист:
Маршрутный лист ученика _________________________________
Отлично Сомневаюсь Не получается
Мой настрой на урок
Как я помню предыдущий материал
Как я поняла цель урока
Как я поняла новый материал
Как я умею применять новые знания на
практике
Как я работала на уроке
- Сразу отметьте, как вы настроены на урок. (закрашивают кружок)
III. Актуализация знаний.
- К любому исследованию нужна подготовка. Для этого проведём
математическую разминку.
1) Игра «Верно-неверно!»
(сигнальные карточки: - «неверно» + «верно»)
1) В прямоугольнике все углы прямые. +
2) 100 – самое маленькое трёхзначное число. +
3) При умножении на 1 любого числа, получится 1. -
4) Число 40 не делится на 8. –
5) Треугольник не является многоугольником. -
6) При умножении 0 на любое число получится 0. +
7) Число 600 больше числа 599 на 10. –
8) В числе 370 - 7 сот. и 3 десятка. –
9) В 1 м - 10 дм. +
10) Треугольник, у которого все стороны равны, называется
одинаковосторонним треугольником. –
- Последнее задание у нас с вами вызвало затруднение. Доказать верность
данного высказывания вы не можете. Почему? (не хватает знаний). Я
думаю, что в течение урока мы с ним справимся.
2) Работа с геометрическим материалом.
- Перед вами картинка. Какие задания по ней вы можете предложить сами?
(Слова-помощники для детей: Как одним словом..? На какие …? Сколько…?
- Какая фигура лишняя? (треугольник)
- Почему? ( потому что все остальные четырёхугольники)
- И так, сегодня на уроке мы будем исследовать треугольник.
- Запишите в маршрутный лист.
Понятие
Знаю
Узнаю
Хочу узнать
Треугольник
- Что вы знаете о треугольнике?
(Это геометрическая фигура, у которой три стороны, три угла, три
вершины)
Понятие
Знаю
Узнаю
Хочу узнать
Треугольник
три стороны, три
угла, три вершины
- Оцените как вы помните изученный ранее материал, в маршрутном листе.
(закрашивают кружок)
IV. Сообщение темы и цели урока. Постановка задач урока.
- Что нового сегодня мы узнаем о треугольнике? (затрудняются сказать)
Загадка
- Отгадайте загадку
В каждом цирке выступает,
Не бывает он сердит,
С ним никто не унывает —
Самых мрачных рассмешит.
- Кто это? (Клоун)
- Клоун даст вам подсказку, чтобы вы смогли назвать тему урока.
- Из каких геометрических фигур он состоит? (из треугольников, овала и
кругов)
- Каких фигур больше? (треугольников)
- Эти треугольники одинаковые? (Все треугольники разные)
Работа в группе
- Сформулируйте тему урока? (Виды треугольников)
- Что вы хотите узнать о треугольниках?
- Какая цель урока? (Познакомится с видами треугольника)
- Верно. Мы научимся классифицировать треугольники по признаку «длина
сторон».
V. Первичное усвоение новых знаний.
Понятие
Знаю
Узнаю
Хочу узнать
Треугольник
три стороны, три
угла ,три вершины
Виды
треугольников
- Какую геометрическую фигуру мы будем исследовать?
- Что вы уже знаете о треугольнике?
- Что должны узнать?
- Оцените, как вы поняли цели урока. (закрашивают кружок)
1) Работа в парах
- У вас на столах конверты с цветными полосками.
- Возьмите первый конверт, сравните длину полосок.
- Что можете сказать о размере полосок? (одинаковой длины)
- Как вы определили, что они одинаковые? (Способом наложения)
- Как сказать по-другому какие отрезки? (Равные)
- Сложите из них треугольник. Каждая полоска – сторона треугольника.
- Какие стороны у данного треугольника? (Равные)
- Подумайте, как называют данный треугольник? (равносторонний)
РАВНОСТОРОННИЙ
, повторите и запишите в маршрутный лист.
Треугольник, у которого равны все три стороны, называется –
равносторонним.
- Возьмите в руки полоски, из второго конверта, сравните их длины.
Одинаковой длины полоски? Сложите из них треугольник.
- Найдите нижнюю сторону – это основание. Две другие - боковые
стороны, которые равны .
- Какое имя носит этот треугольник, как вы думаете? В геометрии этот
треугольник называют РАВНОБЕДРЕННЫЙ.
Треугольник, у которого равны две стороны, называется – равнобедренным.
- Возьмите третий конверт, сравните полоски, сложите из него треугольник.
- Одинаковые по длине полоски? (разные)
- Как называется этот треугольник? РАЗНОСТОРОННИЙ
Треугольник, у которого все три стороны разные, называется –
разносторонним.
- Мы свами в процессе исследования установили, что треугольники бывают
трёх видов. Давайте их назовём.
2) Работа с учебником с. 73.
- Итак, ребята, мы с вами провели исследование и дали название
треугольникам. А где мы можем убедиться в том, что мы сделали
правильные выводы? (в учебнике с. 73)
1, 4 – разносторонние
3, 5 – равнобедренные
2,6 – равносторонние
- Отметьте в маршрутном листе как вы поняли новый материал.
(закрашивают кружочки)
VI. Первичная проверка понимания.
Самостоятельная работа
- Распределите треугольники по группам.
Проверка.
VII. Закрепление изученного материала. Работа по учебнику.
1) Задача № 2
Припёк – это прибыль по весу, ведь в тесто добавляют различные
ингредиенты.
Мука
Хлеб
Припёк
10кг
14кг
?
?
?
28
- Можем ответить на вопрос задачи? (Да)
1) Узнаем, сколько припёка получится?
14-10=4 (кг)
- В первой строке нам всё известно. А во второй?
- Рассмотрим третий столбец.
2) Узнаем, во сколько раз 28 больше, чем 4?
28:4=7(р.)
- Значит муки и хлеба должно быть в 7 раз больше.
3) Сколько муки потребуется, чтобы припёк был в 28кг?
10 * 7=70 (кг)
4) Сколько хлеба получится?
14*7 = 98 (кг)
2) Работа в парах.
№ 1
VIII. Домашнее задание
С. 73 №3, с. 74 «Проверь себя»
IX. Итог урока. Рефлексия.
- Где в жизни могут пригодиться знания о треугольниках, людям каких
профессий? (Архитектору, повару, портнихе, инженеру…
Обучающиеся могут привести различные примеры: металлоконструкции
мостов и линий электропередач, знаки дорожного движения, мостовая
плитка, крыши домов, выпечка, сервировка стола и т.д.)
- Давайте подведем итоги урока.
- Вернёмся к заданию №10) Треугольник, у которого все стороны равны,
называется одинаковосторонним треугольником. – (равносторонним)
Продолжи фразу:
Сегодня на уроке
•
Я узнал(а) …
•
Я научил(ся)ась…
•
Новые знания мне пригодятся…
•
Мне было трудно…
•
Завтра я хочу узнать…
- Что вам ещё хочется узнать о треугольнике?
- Что кроме сторон есть у треугольника? (углы)
- На следующих уроках вы узнаете, какие ещё виды треугольников бывают.
- Оцените свою работу на уроке.
- Я рада, что сегодняшний урок прошёл с пользой.
- Ребята, ещё есть такое понятие как «фронтовой треугольник».
В годы Великой Отечественной войны солдаты писали письма на листочке
бумаги, а затем складывали его особым образом, чтобы получался
треугольник. Такие треугольники отдавали на военную почту. Они были без
марок, но с печатью полевой почты.
Перед написанием письма надо было сложить треугольник из чистого листа.
Обычно это был "двойной" листок, вырванный из середины тетради.
Первым делом подписывался адрес.
После этого лист разворачивался, и писалось письмо.
Недавно учащиеся нашей школы приняли участие в акции «Письмо
солдату» . На таком же треугольнике они написали письмо со словами
поддержки нашим солдатам, участвующим в специальной операции на
Украине.
И вы можете поучаствовать в акции «Письмо солдату» в поддержку наших
солдат. В письме вы можете выразить им свою благодарность.
Есть даже памятник солдатскому треугольнику на «Солдатском поле»
г. Волгоград.