"Коррекционная работа воспитателя в группе компенсирующей направленности (нарушение речи)"
Автор: Барышникова Светлана Михайловна Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ детский сад №451 "Теремок"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Коррекционная работа воспитателя в группе компенсирующей направленности (нарушение речи)"
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска
«Детский сад № 451 комбинированного вида «Теремок» (МКДОУ № 451)
630112, г. Новосибирск, ул. Селезнева, 29, т. 2114482, факс 2115806,
Коррекционная направленность работы
Р. Рождественский
Федеральные государственные образовательные стандарты,
вступившие в силу 1 января 2014 года, внесли свои коррективы в систему
дошкольного образования. Специалисты ДОУ должны в полной мере
реализовать общеобразовательные задачи дошкольного образования с
привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития
детей с ОНР.
Таким образом, на данном этапе коррекционно-развивающая работа
должна «обеспечить равные стартовые возможности для обучения детей в
общеразвивающих школах, лицеях, гимназиях»
1
.
Поэтому коррекционная работа руководствуется следующими
принципами:
индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и
потребностей каждого ребенка;
признания каждого ребенка полноправным участником
образовательного процесса;
поддержки детской инициативы и формирования познавательных
интересов каждого ребенка;
интеграции усилий специалистов;
конкретности и доступности учебного материала, соответствия
требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным
и возрастным особенностям детей;
систематичности и взаимосвязи учебного материала;
1
Н.В.Нищева, Проект примерной адаптированной Программы коррекционно-
развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми
нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет . – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2014, с.8, 10
2
постепенности подачи учебного материала;
концентрического наращивания информации в каждой из последующих
возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
Действительно, успех коррекционно-развивающей работы в группе
компенсирующей направленности (нарушение речи) определяется строгой,
продуманной системой, суть которой заключается в интегрировании
логопедии в воспитательно-образовательный процесс жизнедеятельности
детей.
Воспитатели – активные участники данного процесса.
Цель работы – воспитание гуманной личности, всесторонне и гармонично-
счастливого ребенка через социальную адаптацию и интеграцию ребенка в
среду нормально развивающихся сверстников.
Выполняя свои обязанности, педагоги группы компенсирующей
направленности для детей с нарушением речи (далее Группы) должны
учитывать индивидуальность каждого ребёнка. Не имея достаточной
информации о речевых и интеллектуальных особенностях детей с речевыми
нарушениями, во-первых, трудно выстроить доверительные отношения с
отдельным ребенком, во-вторых, учитывать его эмоциональное состояние, в-
третьих, невозможно правильно организовать коррекционно-воспитательный
процесс и создать предметно-развивающую среду.
Поэтому работа воспитателя в Группе основывается на специальных
знаниях в области коррекционной педагогики.
Для этого необходимо
проходить подготовку на курсах повышения квалификации по
воспитанию детей с нарушением речи,
работать по самообразованию в темах, определённых
направленностью группы;
держать тесную связь с учителем-логопедом.
3
Педагогическая деятельность базируется на реализации
образовательной программы ДОУ, разработанной в соответствии с
современными требованиями, с учётом примерной основной
общеобразовательной программы ДО «Детство» под.ред. Т. И. Бабаевой, А.Г.
Гогоберидзе, О.В. Солнцевой; и «Примерной адаптированной программы
коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с
тяжелыми нарушениями речи (с ОНР) (с 3 до 7 лет)» под ред. Н.В.Нищевой.
То есть, данные программы помогают осуществлять работу по
коррекционно-развивающему (под руководством учителя-логопеда) и
воспитательно-образовательному направлениям.
Воспитатели Группы выполняют, помимо общеобразовательных задач,
ряд коррекционных задач, которые направлены на устранение недостатков в
сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, что обусловлено
особенностями речевого дефекта. При этом они направляют свое внимание
не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом
развитии детей, на обогащение их представлений об окружающем, но и на
дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных
анализаторов. Следовательно, создают условия для благоприятного развития
компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге влияет на эффективное
овладение речью.
Первостепенным, на наш взгляд, в Группе является создание
доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление у детей
веры в собственные возможности, формирование интереса к занятиям, снятие
отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью.
Реализация указанных моментов возможна на основе хороших знаний
возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детей.
Воспитатели должны уметь разбираться в различных негативных
проявлениях ребенка, вовремя замечать признаки повышенной нервозности,
агрессивности или, напротив, повышенной утомляемости, пассивности и
4
вялости. Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие
предупреждает и формирует социально-приемлемые коллективистские
отношения в группе.
Коррекционно-воспитательная деятельность зависит не только от
психического состояния детей, но и от степени проявления общего недораз-
вития речи.
В работе с дошкольниками, имеющими первый уровень речевого
развития, основной контингент которых представляют дети 4-летнего
возраста, главными задачами следует считать:
формирование умений вслушиваться в речь, понимать ее
содержание;
развитие подражательной деятельности в виде произношения любых
звуковых сочетаний;
обогащение словаря, уточнение лексических и грамматических
значений слов;
развитие умения пользоваться речевыми средствами в общении.
Занятия с безречевыми детьми проводятся небольшими подгруппами
(2-3 человека). Ведущая форма занятий
— игра. Она и помогает
сформировать мотивационную основу речи.
Работа с детьми, достигшими второго уровня речевого развития,
предусматривает:
дальнейшее развитие понимания речи, связанное с различением
форм слова;
развитие устной речи, уточнение и расширение словаря;
практическое усвоение простых грамматических категорий;
работа над структурой предложения, его грамматическим и
интонационным оформлением;
закрепление правильного произношения;
обучение составлению рассказов.
5
С детьми, имеющими третий уровень речевого развития, задачи
усложняются и включают следующие компоненты:
совершенствование связной речи;
обогащение и уточнение словаря;
практическое усвоение грамматических средств языка;
формирование правильного произношения, воспитание
артикуляционных навыков, фонетико-фонематической стороны речи,
слоговой структуры;
подготовка к обучению грамоте и овладение элементами грамоты.
Для решения поставленных задач воспитатели максимально
используют материал, как общеобразовательных занятий, так и режимных
моментов. Но, если учитель-логопед развивает и совершенствует речевое
общение детей, то воспитатель закрепляет их речевые навыки, полученные на
логопедических занятиях.
Отправной точкой и очень ответственным этапом воспитательно-
образовательной и коррекционно-воспитательной работы является
обследование, которое проводится в первые две недели сентября. Здесь
выявляется уровень знаний, умений по образовательным областям,
заполняется сводная таблица динамики освоения содержания программы
по образовательным областям.
Обследование осуществляется как в специально организованной
деятельности (уровень сформированности математических представлений,
графомоторных навыков и т.д.), так и в ходе наблюдения за детьми в
режимные моменты, в совместной игре, в трудовой и бытовой
деятельности.
Опираясь на результаты обследования и рекомендации учителя-
логопеда, результаты собственного обследования воспитателями
планируется воспитательно-образовательная и коррекционно-
воспитательная работа;
отбираются адекватные программы и технологии;
6
выстраивается предметно-развивающее пространство группы;
организуется подгрупповая и индивидуальная работа.
Коррекционную работу воспитателя можно отследить в следующих
направлениях
1.
Артикуляционная гимнастика
2.
Пальчиковая гимнастика
3.
Корригирующая мини гимнастика
4.
Занятия по заданию логопеда.
5.
Проведение НОД по образовательной программе ДОУ.
6.
Коррекционная работа вне занятий:
1-2 Комплексы
артикуляционной, дыхательной, пальчиковой
гимнастики подбираются учителем-логопедом.
Воспитатели должны хорошо знать основные движения органов
артикуляционного аппарата, добиваться четкости, точности, хорошей
переключаемости. Упражнения преподносятся в игровой форме:
стихотворном сопровождении, в виде сказок и т.п. Они включаются в
«Речевую зарядку» (5-7 мин.) – утром перед завтраком,
коррекционный
час (логочас) (10-15 мин) – перед обедом,
индивидуальные занятия . К
ним обращаются в течение дня до трёх раз.
3 Корригирующая минигимнастика проводится ежедневно после сна
для профилактики нарушений осанки и стопы, при подборе упражнений
помогает инструктор ЛФК.
4 Занятия по заданию учителя-логопеда.
Индивидуальные занятия
, закрепляющие звукопроизношение,
воспитатели проводят в первую или во вторую половину дня (по мере
высвобождения времени). Занятия с детьми закреплённой подгруппы
проводятся в специально оборудованном логопедическом (речевом) уголке.
А, так как они знают, на какой стадии закрепления звуков находится
каждый ребенок, то следят за поставленными звуками и грамматической
7
правильностью речи детей в повседневной жизни: на протяжении всех
режимных моментов, при необходимости корректно исправляя ошибки.
Педагоги, работающие в Группах, сами должны быть образцом
грамматически правильной, четкой речи.
При проведении коррекционного часа включаются следующие игры
на развитие (или формирование):
психологической базы речи,
фонематических представлений,
лексики, грамматических категорий, связной речи,
моторных функций (артикуляционной, мелкой, общей моторики):
пространственных представлений (право, лево, узкий - широкий…..)
Непосредственно образовательная деятельность
регламентируется
перспективно-тематическим планированием.
Отличительной особенностью является то, что
в любом виде
деятельности воспитатели всегда ставят перед собой обучающие,
развивающие, воспитательные и коррекционные задачи.
Причем,
коррекционно-развивающие задачи могут быть как речевой
направленности, тогда уточняется, обогащается или активизируется
словарь, формируется грамматический строй речи, связная речь, так и
неречевой направленности, в этом случае мы развиваем графомоторные
навыки, зрительное или слуховое восприятие и т.п.
Таким образом, в каждом виде деятельности
(НОД, совместная,
самостоятельная и т.д.) планируется коррекционная работа.
К примеру, в
образовательной области (далее ОО) «Познавательное
развитие»
воспитатели могут упражнять воспитанников в умении
употреблять имена существительные в ед. или мн. числе; глаголы –
изменять по временам, лицам и родам; прилагательные согласовывать с
существительными в роде, числе и падеже и т.п.;
ОО «Художественно-
эстетическое развитие»:
в направлении «художественное творчество»
воспитатели закрепляют умение употреблять предложения с предлогами,
8
правильно использовать временные формы глагола, воспитывают навыки
связной речи, уточняя у детей о предстоящей или выполняемой работе и т.п.
Работа воспитателя над любой темой будет включать обязательно
комплекс из следующих игр:
подбор слов по одинаковым вопросам: Кто? Что? Какой?
Какая? Какое? Что делает?
образование уменьшительно-ласкательных названий;
употребление форм существительных во множественном
числе;
образование притяжательных и относительных
прилагательных;
автоматизация поставленных звуков;
составление словосочетаний с предлогами,
прилагательными, числительными;
работа над предложением.
Например, одно из занятий по лексической теме «Животные леса»
может содержать следующие игры с соответствующими коррекционными
задачами: «Назови, кто это?», «Скажи, чей?», «Кто, где живёт?», «Найди и
обведи» и т.п..
Мы понимаем, что достижение всех поставленных задач, будет
наиболее прогнозируемым, если использовать как можно больше сенсорных
опор, задействовать максимальное количество анализаторов. Стараемся
выполнять это условие, способствующее речевой активности наших
воспитанников.
Приёмная, умывальная комната, спальня, игровые центры и участок –
это широкая наглядная база для решения коррекционных задач:
формирование, активизация словарного запаса у детей, закрепление
грамматических категорий, развитие связной речи, работа над развитием
психических процессов и т.п.
9
Результаты освоения программного материала представлены в
соответствии с ФГОС ДО в виде целевых ориентиров. Их мы берём за основу
для детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, на этапе
завершения дошкольного образования дошкольник хорошо владеет устной
речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в
общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет
пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии
сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы
элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает
формирование предпосылок грамотности; он любознателен, инициативен,
самостоятелен, способен к принятию собственных решений; умеет
подчиняться правилам и социальным нормам,
способен к волевым
усилиям.
Мы стремимся к целевым ориентирам, так как они выступают
основаниями преемственности дошкольного и начального общего
образования.
Самое главное, помним, что после родителей для дошколят педагог -
главный человек. Именно на него равняются дети, от него ждут поддержки,
помощи, тепла и доброты. И поэтому стараемся подходить к своей работе не
только профессионально, но и с любовью к детям.
Литература:
1.
Нищева Н.В. Проект примерной адаптированной Программы
коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского
сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием
речи) с 3 до 7 лет . – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014, с.8, 10
2.
Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов
пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б.
10
Филичева, Н. А. Чевелёва, Г. В. Чиркина - М.: Просвещение, 1989.- 223
с.
3.
М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др. Основы
логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для
студ. сред. пед. учеб, заведений / Под ред. Т. В. Волосовец- М.:
Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с
4.
ФГОС ДО, утверждённый 17.10.2013
11