Напоминание

"Валеологический подход к реализации современных здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении"

Автор: Макаренко Анна Николаевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ д/с №41
Населённый пункт: город Белгород
Наименование материала: статья
Тема: "Валеологический подход к реализации современных здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Макаренко

А

.

Н

.

Валеологический подход к реализации современных здоровьесберегающих

технологий в дошкольном образовательном учреждении .
Инструктор по физической культуре МБДОУ д\с №41 город Белгород. электронный адрес: Актуальность темы, затронутой в представленной статье, на наш взгляд, не вызывает сомнений. По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ в среднем по стране лишь 10-12 % дошкольников могут быть признаны абсолютно здоровыми. Такое серьезное положение дел далеко не в последнюю очередь связано с недостатками процесса формирования здорового образа жизни в период дошкольного детства. Очевидно, что полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - основа формирования личности, а физическое воспитание, и, в частности, реализация здоровьесберегающих технологий является одним из ведущих направлений дошкольной педагогики. Здоровьесберегающие технологии традиционно определяются как «формы и методы развивающей, оздоровительной, образовательно-воспитательной работы, включенные в процесс формирования у детей ценностно-ориентированных установок на здоровье и здоровый образ жизни как неотъемлемой части жизненных ценностей и общекультурного мировоззрения» [1, 9]. Реализация здоровьесберегающих технологий всегда была в центре внимания отечественной дошкольной педагогики. Однако, вплоть до середины 1990-х годов работа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников детских садов велась в русле направления «физическое воспитание дошкольников». Многие разработки по физическому воспитанию отличались строго научным подходом, глубиной, имели обширную исследовательскую базу. Таковы, например, труды А.В. Кенеман и Д.В. Хухлаевой, Т.И. Осокиной и др., которые в определенной степени актуальны до сих пор. Однако, на наш взгляд, подход к физическому воспитанию дошкольников был несколько односторонним, ориентированным на развитие у ребенка конкретных физических качеств (силы, ловкости и т.п.). Иными словами, понятия «здоровье» и «физическое воспитание» рассматривались преимущественно в их физиологическом аспекте. Мы считаем, что такая трактовка сегодня должна быть значительно расширена.
Поскольку физическое здоровье детей образует неразрывное единство с их психическим здоровьем, с их эмоциональным благополучием, то пути достижения физического и психического здоровья ребенка не сводятся к узкопедагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они пронизывают всю организацию жизни детей в детском учреждении и в семье, организацию предметной и социальной среды, разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных их особенностей. Сегодня требуется комплексный подход к организации педагогического процесса, основанный на реализации здоровьесберегающих технологий в самой широкой их трактовке, в том числе и с валеологической точки зрения. Валеология - это наука о здоровье и здоровом человеке (от лат. valeologia - здравствовать, быть здоровым). Концепция данной науки состоит в том, что человек может и должен быть активным по отношению к своему здоровью, понимать, что среди всех потребностей человека потребность в здоровье, а отсюда и в здоровом образе жизни должна быть первичной. Основной валеологический принцип - человек должен познать и сотворить себя, научиться бережно относиться к своему здоровью и к здоровью окружающих. Этот принцип должен в полной мере соблюдаться в практике реализации здоровьесберегающих технологий. В этой связи необходимо рассмотреть несколько понятий, интегрирующихся в термине «здоровьесберегающие технологии». Ключевое слово здесь - здоровье. С валеологической точки зрения здоровье должно рассматриваться как полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоничное развитие физических и духовных сил. Именно этот признак лежит в основе наиболее актуальной на сегодняшний день ценностно-социальной модели здоровья. При этом здоровье трактуется как высшая ценность для человека, необходимая предпосылка для полноценной жизни, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участия в труде и социальной жизни, в экономической, научной, культурной и других видах деятельности. Этой модели в наибольшей степени соответствует определение здоровья, сформулированное в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Эту формулировку мы примем в качестве базовой. Она гласит: «Здоровье - это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие» [5, 6]. Очень важным для понимания сути современных здоровьесберегающих технологий также является понятие «здоровый образ жизни», ведь формирование его основ у ребенка - один из приоритетов любой здоровьесберегающей технологии. Понятие «здоровый образ жизни» - это концентрированное выражение взаимосвязи образа жизни и здоровья
человека. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья и развития условиях. Он выражает определенную ориентированность деятельности личности в направлении укрепления и развития личного (индивидуального) и общественного здоровья. Здоровый образ жизни связан с личностно-мотивационным воплощением индивидами своих социальных, психологических, физических возможностей и способностей. Мы полностью согласны с мнением Л.Н. Волошиной, которая по данному поводу отмечает: «Здоровый образ жизни, обусловленный многими факторами (социально-культурными, природными) в конечном счете определяется самим человеком. Поэтому не случайно на первое место все современные воспитательно- образовательные программы для дошкольных учреждений ставят задачу воспитания у детей ответственного отношения к собственному здоровью. Решение этого вопроса возможно путем тесной взаимосвязи медицины, педагогики, психологии, а также объединения усилий всех людей, ответственных за здоровье ребенка» [4, 75]. Можно сделать вывод о важнейшей роли воспитания у каждого члена общества отношения к здоровью как к одной из главных человеческих ценностей, а также о необходимости валеологически грамотной разработки основных положений и условий здорового образа жизни, методологии их внедрения, привития и освоения людьми. В достижении этой цели намечаются два основных пути. Первый - образование и воспитание каждого человека, начиная с детского возраста, в семье, в дошкольных, школьных учреждениях и т.д. Второй - самовоспитание личности. Естественно, что для достижения здорового образа жизни необходимо сочетать оба пути. Для того, чтобы это сочетание было эффективным, формирование здорового образа жизни должно быть начато уже в дошкольном детстве, трактоваться как валеологическое воспитание и реализовываться посредством адекватных здоровьесберегающих технологий. Отличительными чертами любой валеологически-ориентированной здоровьесберегающей технологии являются следующие: 1. Представление о здоровом ребенке, который является не только идеальным эталоном, но и практически достижимой нормой детского развития. 2. Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей ребенка. 3. Ключевым системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с детьми является индивидуально-дифференцированный подход.
Таким образом, цель реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении - формирование у детей основ здорового образа жизни; валеологическое воспитание, направленное на укрепление здоровья, оптимизацию физического и психического развития, достижение эмоционального благополучия каждого ребенка. Для достижения данной цели реализация здоровьесберегающей технологии должна вестись по нескольким направлениям, основными из них являются оздоровительное, воспитательное и образовательное. Рассмотрим их подробнее. 1. Оздоровительное направление реализации здоровьесберегающих технологий в первую очередь решает проблему качественного улучшения физического развития и физического состояния ребенка. Основное внимание здесь уделяется устранению недостатков в физическом развитии ребенка, повышению активности, сопротивляемости его организма к неблагоприятным факторам внутренней и внешней среды. Педагогическая работа, направленная на оздоровление дошкольников, включает в себя организацию режима жизни детей, закаливающих процедур, специальных упражнений по развитию движений. Этот процесс требует от воспитателя постоянных контактов с медицинскими работниками, учета их рекомендаций. Главные условия успешного решения задач оздоровительного направления следующие:  знание особенностей функционирования детского организма;  профессионально грамотный подход к оборудованию развивающей предметной среды в дошкольном учреждении;  внимательное отношение к выбору программы оздоровления, т.е. конкретных здоровьесберегающих технологий. 2. В содержание образовательного направления реализации здоровьесберегающих технологий входят обучение естественным видам движений и развитие двигательных качеств. Кроме того, в рамках данного направления решаются задачи, связанные с формированием у ребенка осознанного отношения к своему организму и своему здоровью, положительной мотивационной установки на формирование здоровых привычек, приемлемых с физиологической, нравственной и социальной точек зрения. 3. Объективной основой воспитательного направления реализации здоровьесберегающих технологий является органическая взаимосвязь физического и духовного развития дошкольников. Приоритет в данном случае - развитие у ребенка осознанной потребности в физическом и нравственном совершенствовании, без этой потребности формирование здорового образа жизни невозможно. Предполагается также
воспитание таких качеств, как смелость, сила воли, стремление к преодолению трудностей, чувства товарищества, взаимопомощи. Воспитательное направление служит связующим звеном между образовательным и оздоровительным направлениями. Можно сказать, что ядро оздоровительного направления - физиология ребенка, образовательного направления - интеллект ребенка, а воспитательного направления - психология и нравственно-эмоциональная сфера. Согласно валеологическому подходу, все перечисленные направления реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении тесно связаны между собой и должны решаться в комплексе с задачами умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников.
Источники:
1. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. - М.: Изд-во МПСИ, 2004. -240 с. 2. Давыдова Ю.А. Закономерности валеологического образования и воспитания // Проблемы образования: теория и практика. - 2004. - №1. - С. 8-11. 3. Дыхан Л.Б., Кукушин В.С., Трушкин А.Г. Педагогическая валеология. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: ИЦ «МарТ», 2005. - 528 с. 4. Волошина Л.Н. Теория и практика развития здоровьесберегающего образовательного пространства в комплексе дошкольное учреждение - педагогический колледж: монография.- Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. - 356 с. 5. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка.- М.: ВЛАДОС, 1997.- 88с.