"Валеологический подход к реализации современных здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении"
Автор: Макаренко Анна Николаевна Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ д/с №41
Населённый пункт: город Белгород
Наименование материала: статья
Тема: "Валеологический подход к реализации современных здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении"
Валеологический подход к реализации современных здоровьесберегающих
технологий в дошкольном образовательном учреждении .
Инструктор по физической культуре МБДОУ д\с №41 город Белгород.
электронный адрес:
Актуальность темы, затронутой в представленной статье, на наш взгляд, не
вызывает сомнений. По данным Министерства здравоохранения и социального развития
РФ в среднем по стране лишь 10-12
% дошкольников могут быть признаны абсолютно
здоровыми. Такое серьезное положение дел далеко не в последнюю очередь связано с
недостатками процесса формирования здорового образа жизни в период дошкольного
детства. Очевидно, что полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - основа
формирования личности, а физическое воспитание, и, в частности, реализация
здоровьесберегающих технологий является одним из ведущих направлений дошкольной
педагогики.
Здоровьесберегающие технологии традиционно определяются как «формы и
методы развивающей, оздоровительной, образовательно-воспитательной работы,
включенные в процесс формирования у детей ценностно-ориентированных установок на
здоровье и здоровый образ жизни как неотъемлемой части жизненных ценностей и
общекультурного мировоззрения» [1, 9].
Реализация здоровьесберегающих технологий всегда была в центре внимания
отечественной дошкольной педагогики. Однако, вплоть до середины 1990-х годов работа
по сохранению и укреплению здоровья воспитанников детских садов велась в русле
направления «физическое воспитание дошкольников». Многие разработки по
физическому воспитанию отличались строго научным подходом, глубиной, имели
обширную исследовательскую базу. Таковы, например, труды А.В. Кенеман и
Д.В. Хухлаевой, Т.И. Осокиной и др., которые в определенной степени актуальны до сих
пор. Однако, на наш взгляд, подход к физическому воспитанию дошкольников был
несколько односторонним, ориентированным на развитие у ребенка конкретных
физических качеств (силы, ловкости и т.п.). Иными словами, понятия «здоровье» и
«физическое воспитание» рассматривались преимущественно в их физиологическом
аспекте. Мы считаем, что такая трактовка сегодня должна быть значительно расширена.
Поскольку физическое здоровье детей образует неразрывное единство с их психическим
здоровьем, с их эмоциональным благополучием, то пути достижения физического и
психического здоровья ребенка не сводятся к узкопедагогическим средствам физического
воспитания и медицинским мероприятиям. Они пронизывают всю организацию жизни
детей в детском учреждении и в семье, организацию предметной и социальной среды,
разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных их
особенностей. Сегодня требуется комплексный подход к организации педагогического
процесса, основанный на реализации здоровьесберегающих технологий в самой широкой
их трактовке, в том числе и с валеологической точки зрения.
Валеология - это наука о здоровье и здоровом человеке (от лат.
valeologia -
здравствовать, быть здоровым). Концепция данной науки состоит в том, что человек может
и должен быть активным по отношению к своему здоровью, понимать, что среди всех
потребностей человека потребность в здоровье, а отсюда и в здоровом образе жизни
должна быть первичной. Основной валеологический принцип - человек должен познать и
сотворить себя, научиться бережно относиться к своему здоровью и к здоровью
окружающих. Этот принцип должен в полной мере соблюдаться в практике реализации
здоровьесберегающих технологий. В этой связи необходимо рассмотреть несколько
понятий, интегрирующихся в термине «здоровьесберегающие технологии». Ключевое
слово здесь - здоровье. С валеологической точки зрения здоровье должно рассматриваться
как полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоничное
развитие физических и духовных сил. Именно этот признак лежит в основе наиболее
актуальной на сегодняшний день ценностно-социальной модели здоровья. При этом
здоровье трактуется как высшая ценность для человека, необходимая предпосылка для
полноценной жизни, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участия в
труде и социальной жизни, в экономической, научной, культурной и других видах
деятельности. Этой модели в наибольшей степени соответствует определение здоровья,
сформулированное в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
Эту формулировку мы примем в качестве базовой. Она гласит: «Здоровье - это такое
состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических
дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие» [5, 6].
Очень важным для понимания сути современных здоровьесберегающих технологий
также является понятие «здоровый образ жизни», ведь формирование его основ у ребенка
- один из приоритетов любой здоровьесберегающей технологии. Понятие «здоровый образ
жизни» - это концентрированное выражение взаимосвязи образа жизни и здоровья
человека. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком
профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья и
развития условиях. Он выражает определенную ориентированность деятельности
личности в направлении укрепления и развития личного (индивидуального) и
общественного здоровья. Здоровый образ жизни связан с личностно-мотивационным
воплощением индивидами своих социальных, психологических, физических
возможностей и способностей. Мы полностью согласны с мнением Л.Н.
Волошиной,
которая по данному поводу отмечает: «Здоровый образ жизни, обусловленный многими
факторами (социально-культурными, природными) в конечном счете определяется самим
человеком. Поэтому не случайно на первое место все современные воспитательно-
образовательные программы для дошкольных учреждений ставят задачу воспитания у
детей ответственного отношения к собственному здоровью. Решение этого вопроса
возможно путем тесной взаимосвязи медицины, педагогики, психологии, а также
объединения усилий всех людей, ответственных за здоровье ребенка» [4, 75].
Можно сделать вывод о важнейшей роли воспитания у каждого члена общества
отношения к здоровью как к одной из главных человеческих ценностей, а также о
необходимости валеологически грамотной разработки основных положений и условий
здорового образа жизни, методологии их внедрения, привития и освоения людьми. В
достижении этой цели намечаются два основных пути. Первый - образование и
воспитание каждого человека, начиная с детского возраста, в семье, в дошкольных,
школьных учреждениях и т.д. Второй - самовоспитание личности. Естественно, что для
достижения здорового образа жизни необходимо сочетать оба пути. Для того, чтобы это
сочетание было эффективным, формирование здорового образа жизни должно быть начато
уже в дошкольном детстве, трактоваться как валеологическое воспитание и
реализовываться посредством адекватных здоровьесберегающих технологий.
Отличительными чертами любой валеологически-ориентированной
здоровьесберегающей технологии являются следующие:
1. Представление о здоровом ребенке, который является не только идеальным
эталоном, но и практически достижимой нормой детского развития.
2. Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а
как форма развития, расширения психофизиологических возможностей ребенка.
3. Ключевым системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы
с детьми является индивидуально-дифференцированный подход.
Таким образом, цель реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольном
образовательном учреждении - формирование у детей основ здорового образа жизни;
валеологическое воспитание, направленное на укрепление здоровья, оптимизацию
физического и психического развития, достижение эмоционального благополучия каждого
ребенка. Для достижения данной цели реализация здоровьесберегающей технологии
должна вестись по нескольким направлениям, основными из них являются
оздоровительное, воспитательное и образовательное. Рассмотрим их подробнее.
1. Оздоровительное направление реализации здоровьесберегающих технологий в
первую очередь решает проблему качественного улучшения физического развития и
физического состояния ребенка. Основное внимание здесь уделяется устранению
недостатков в физическом развитии ребенка, повышению активности, сопротивляемости
его организма к неблагоприятным факторам внутренней и внешней среды.
Педагогическая работа, направленная на оздоровление дошкольников, включает в
себя организацию режима жизни детей, закаливающих процедур, специальных
упражнений по развитию движений. Этот процесс требует от воспитателя постоянных
контактов с медицинскими работниками, учета их рекомендаций. Главные условия
успешного решения задач оздоровительного направления следующие:
знание особенностей функционирования детского организма;
профессионально грамотный подход к оборудованию развивающей предметной
среды в дошкольном учреждении;
внимательное отношение к выбору программы оздоровления, т.е. конкретных
здоровьесберегающих технологий.
2. В содержание образовательного направления реализации здоровьесберегающих
технологий входят обучение естественным видам движений и развитие двигательных
качеств. Кроме того, в рамках данного направления решаются задачи, связанные с
формированием у ребенка осознанного отношения к своему организму и своему здоровью,
положительной мотивационной установки на формирование здоровых привычек,
приемлемых с физиологической, нравственной и социальной точек зрения.
3. Объективной основой воспитательного направления реализации
здоровьесберегающих технологий является органическая взаимосвязь физического и
духовного развития дошкольников. Приоритет в данном случае - развитие у ребенка
осознанной потребности в физическом и нравственном совершенствовании, без этой
потребности формирование здорового образа жизни невозможно. Предполагается также
воспитание таких качеств, как смелость, сила воли, стремление к преодолению
трудностей, чувства товарищества, взаимопомощи. Воспитательное направление служит
связующим звеном между образовательным и оздоровительным направлениями. Можно
сказать, что ядро оздоровительного направления - физиология ребенка, образовательного
направления - интеллект ребенка, а воспитательного направления - психология и
нравственно-эмоциональная сфера.
Согласно валеологическому подходу, все перечисленные направления реализации
здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении тесно
связаны между собой и должны решаться в комплексе с задачами умственного,
нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников.
Источники:
1.
Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. - М.: Изд-во МПСИ, 2004. -240 с.
2.
Давыдова Ю.А. Закономерности валеологического образования и
воспитания // Проблемы образования: теория и практика. - 2004. - №1. - С. 8-11.
3.
Дыхан Л.Б., Кукушин В.С., Трушкин А.Г. Педагогическая валеология. - М.: ИКЦ
«МарТ»; Ростов-на-Дону: ИЦ «МарТ», 2005. - 528 с.
4.
Волошина Л.Н. Теория и практика развития здоровьесберегающего
образовательного пространства в комплексе дошкольное учреждение -
педагогический колледж: монография.- Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. - 356 с.
5.
Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка.- М.: ВЛАДОС, 1997.- 88с.