Автор: Тебенькова Ангелина Витальевна
Должность: студент
Учебное заведение: БГПУ им. Акмуллы
Населённый пункт: г.Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРНЫМ НОРМАМ
УДК 37.013.42
Тебенькова А.В., студент
Гайсина Г.И., доктор наук. Профессор
РФ, г.Уфа ФГБОУ ВО «БГПУ» им.М.Акмуллы
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРНЫМ
НОРМАМ
Дошкольный возраст является периодом начального становления базовой
культуры личности, приобщение к социокультурным ценностям, обретение
жизненных ориентиров. Нравственные качества не могут возникнуть
спонтанно без влияния человеческого окружения. Они формируются и
развиваются постепенно, в процессе накопления эмоционального усвоения
определённой информации и зависит это от условий, в которых ребёнок
живёт и от средств и методов воспитания. Живя в обществе, юный человек
должен соблюдать нормы и правила, которые действуют в этом обществе.
Чем раньше он их усвоит, тем успешнее будет его вхождение в социум.
Дошкольные
учреждения
работают
в
соответствии
с
Федеральным
государственным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДОО),
который регламентирует необходимый комплекс социокультурных норм и
правил поведения, необходимые для усвоения в период дошкольного детства.
Под социокультурным развитием рассматривается процесс вхождения
человека в культуру, приобщения к социокультурным нормам, традициям
семьи, общества и государства, процесс получения первичных представлений
о культурных традициях, о многообразии культур стран и народов мира,
принятие национальных и общечеловеческих ценностей, социальных норм и
ценностей, присущих данному обществу, в результате которых происходит
творческая переоценка опыта формирования собственной модели поведения
у
детей
в
конкретном
обществе,
ценностных
основ
отношения
к
действительности [1].
Процесс приобщения детей к социокультурным нормам в ДОО будет
эффективным, если:
- он нацелен на актуализацию освоения детьми социокультурных норм,
приоритетной мыслью которой выступает идея о том, что находясь в
обществе, в окружении других людей и определённой природно-социальной
среде,
необходимо
усвоить
нормы
и
правила
поведения,
которые
формируются уже в дошкольном образовании;
- обоснованы уровни усвоения детьми к социокультурным нормам в ДОО и
соответствующие им показатели.
Культура
как
основа
образовательной
стратегии
предусматривает
многообразие подходов. Круг проблем, которые можно обсуждать в данном
контексте, достаточно широк; одной из наиболее значимых среди них
является региональная культура (В.Л. Козлова, С.П. Литенкова, А.А.
Сергунин); ее можно рассматривать как модель жизни, как объект
культурного пространства, в которое с рождения включен человек, живущий
на данной территории (А.Н. Быстрова, В.Л. Каганский, И.Я. Мурзина).
По мнению Т.Н. Поштаревой, успех приобщение детей предшкольного
возраста к русской национальной культуре зависит от форм и методов
обучения и воспитания. Таким образом, мы выделили основные формы
приобщения детей предшкольного возраста к народной культуре:
1.
Циклы
занятий,
включающие
различные
виды
деятельности:
познавательную, художественно-изобразительную, музыкальную, игровую и
др., на основе единого содержания.
2. Беседы.
3. Видео просмотры, которые могут использоваться и на занятиях, и в
свободное время (чаще во вторую половину дня); при этом педагог может
выступать в роли организатора процесса, но и сами дети могут вы брать этот
вид деятельности.
4. Развлечения и праздники, знакомящие дошкольников с русской народной
культурой.
5. Фольклорные концерты и театрализованные представления.
6. Целевые прогулки, экскурсии.
7. Игровые методы.
8. Метод моделирования и конструирования.
В образовательном процессе дошкольной образовательной организации
отдельное внимание должно уделяться ознакомлению детей с традициями
национальной культуры (обычаями, обрядами, фольклором, народными
праздниками,
играми,
сказками
и
т.д.),
отражающими
особенности
восприятия
механизма
передачи
подрастающему
поколению
социокультурных норм. Накопленный поколениями социокультурный опыт
не может передаваться ребенку в готовом виде через выработанные нормы и
правила, для этого необходима специально организованная деятельность на
социокультурном уровне.
В рамках каждой образовательной области такие виды детской
деятельности, как игра и общение способны реализовываться в соответствии
с
развивающим
потенциалом
предметно-пространственной
среды
дошкольной образовательной организации, которая служит выполнению
следующих задач [2]:
- обеспечению возможностей общения и совместной деятельности детей и
взрослых;
-
учету
индивидуальных,
возрастных,
социокультурных,
национальнокультурных особенностей детей дошкольного возраста;
-
удовлетворению
потребностей
детей
в
игровой,
познавательной,
исследовательской,
творческой
деятельности
за
счет
обеспечения
полифункциональности пространства;
- развитию самостоятельности, активности, творческих способностей в
соответствии с индивидуальными потребностями и интересами детей.
Развивающая
предметно-пространственная
среда
дошкольной
образовательной организации должна быть содержательно насыщенной,
трансформируемой,
полифункциональной,
вариативной,
доступной
и
безопасной [3].
В перспективе развития необходимо внедрение в широкую практику
воспитательно-образовательного процесса проектную деятельность на основе
тематического
планирования
с
учетом
федеральных
государственных
требований именно по данному направлению.
Каждый ребѐнок неповторим, но каждый – это личность и много есть
различных путей, ведущих к одной цели – воспитанию здорового,
гармонично-творческого, нравственного и культурного человека
Список литературы:
1.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. -
4-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2017. - 208 с.
2.
Ересько Д.А. Восприятие предмета и образование формы в процессе
формирования художественного образа / Ересько Д.А. // Научные
труды магистрантов и аспирантов: сборник научных трудов / отв.
ред. Д.А. Погонышев. - Нижневартовск, 2020. - С. 228-231.
3.
Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной
культуры: программа. учеб.-метод. пособие / О.Л. Князева, М.Д.
Маханева. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Детство-Пресс, 1998. –
300 с.