Напоминание

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРНЫМ НОРМАМ

Автор: Тебенькова Ангелина Витальевна
Должность: студент
Учебное заведение: БГПУ им. Акмуллы
Населённый пункт: г.Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРНЫМ НОРМАМ







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

УДК 37.013.42

Тебенькова А.В., студент

Гайсина Г.И., доктор наук. Профессор

РФ, г.Уфа ФГБОУ ВО «БГПУ» им.М.Акмуллы

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРНЫМ

НОРМАМ

Дошкольный возраст является периодом начального становления базовой

культуры личности, приобщение к социокультурным ценностям, обретение

жизненных ориентиров. Нравственные качества не могут возникнуть

спонтанно без влияния человеческого окружения. Они формируются и

развиваются постепенно, в процессе накопления эмоционального усвоения

определённой информации и зависит это от условий, в которых ребёнок

живёт и от средств и методов воспитания. Живя в обществе, юный человек

должен соблюдать нормы и правила, которые действуют в этом обществе.

Чем раньше он их усвоит, тем успешнее будет его вхождение в социум.

Дошкольные

учреждения

работают

в

соответствии

с

Федеральным

государственным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДОО),

который регламентирует необходимый комплекс социокультурных норм и

правил поведения, необходимые для усвоения в период дошкольного детства.

Под социокультурным развитием рассматривается процесс вхождения

человека в культуру, приобщения к социокультурным нормам, традициям

семьи, общества и государства, процесс получения первичных представлений

о культурных традициях, о многообразии культур стран и народов мира,

принятие национальных и общечеловеческих ценностей, социальных норм и

ценностей, присущих данному обществу, в результате которых происходит

творческая переоценка опыта формирования собственной модели поведения

у

детей

в

конкретном

обществе,

ценностных

основ

отношения

к

действительности [1].

Процесс приобщения детей к социокультурным нормам в ДОО будет

эффективным, если:

- он нацелен на актуализацию освоения детьми социокультурных норм,

приоритетной мыслью которой выступает идея о том, что находясь в

обществе, в окружении других людей и определённой природно-социальной

среде,

необходимо

усвоить

нормы

и

правила

поведения,

которые

формируются уже в дошкольном образовании;

- обоснованы уровни усвоения детьми к социокультурным нормам в ДОО и

соответствующие им показатели.

Культура

как

основа

образовательной

стратегии

предусматривает

многообразие подходов. Круг проблем, которые можно обсуждать в данном

контексте, достаточно широк; одной из наиболее значимых среди них

является региональная культура (В.Л. Козлова, С.П. Литенкова, А.А.

Сергунин); ее можно рассматривать как модель жизни, как объект

культурного пространства, в которое с рождения включен человек, живущий

на данной территории (А.Н. Быстрова, В.Л. Каганский, И.Я. Мурзина).

По мнению Т.Н. Поштаревой, успех приобщение детей предшкольного

возраста к русской национальной культуре зависит от форм и методов

обучения и воспитания. Таким образом, мы выделили основные формы

приобщения детей предшкольного возраста к народной культуре:

1.

Циклы

занятий,

включающие

различные

виды

деятельности:

познавательную, художественно-изобразительную, музыкальную, игровую и

др., на основе единого содержания.

2. Беседы.

3. Видео просмотры, которые могут использоваться и на занятиях, и в

свободное время (чаще во вторую половину дня); при этом педагог может

выступать в роли организатора процесса, но и сами дети могут вы брать этот

вид деятельности.

4. Развлечения и праздники, знакомящие дошкольников с русской народной

культурой.

5. Фольклорные концерты и театрализованные представления.

6. Целевые прогулки, экскурсии.

7. Игровые методы.

8. Метод моделирования и конструирования.

В образовательном процессе дошкольной образовательной организации

отдельное внимание должно уделяться ознакомлению детей с традициями

национальной культуры (обычаями, обрядами, фольклором, народными

праздниками,

играми,

сказками

и

т.д.),

отражающими

особенности

восприятия

механизма

передачи

подрастающему

поколению

социокультурных норм. Накопленный поколениями социокультурный опыт

не может передаваться ребенку в готовом виде через выработанные нормы и

правила, для этого необходима специально организованная деятельность на

социокультурном уровне.

В рамках каждой образовательной области такие виды детской

деятельности, как игра и общение способны реализовываться в соответствии

с

развивающим

потенциалом

предметно-пространственной

среды

дошкольной образовательной организации, которая служит выполнению

следующих задач [2]:

- обеспечению возможностей общения и совместной деятельности детей и

взрослых;

-

учету

индивидуальных,

возрастных,

социокультурных,

национальнокультурных особенностей детей дошкольного возраста;

-

удовлетворению

потребностей

детей

в

игровой,

познавательной,

исследовательской,

творческой

деятельности

за

счет

обеспечения

полифункциональности пространства;

- развитию самостоятельности, активности, творческих способностей в

соответствии с индивидуальными потребностями и интересами детей.

Развивающая

предметно-пространственная

среда

дошкольной

образовательной организации должна быть содержательно насыщенной,

трансформируемой,

полифункциональной,

вариативной,

доступной

и

безопасной [3].

В перспективе развития необходимо внедрение в широкую практику

воспитательно-образовательного процесса проектную деятельность на основе

тематического

планирования

с

учетом

федеральных

государственных

требований именно по данному направлению.

Каждый ребѐнок неповторим, но каждый – это личность и много есть

различных путей, ведущих к одной цели – воспитанию здорового,

гармонично-творческого, нравственного и культурного человека

Список литературы:

1.

Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. -

4-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2017. - 208 с.

2.

Ересько Д.А. Восприятие предмета и образование формы в процессе

формирования художественного образа / Ересько Д.А. // Научные

труды магистрантов и аспирантов: сборник научных трудов / отв.

ред. Д.А. Погонышев. - Нижневартовск, 2020. - С. 228-231.

3.

Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной

культуры: программа. учеб.-метод. пособие / О.Л. Князева, М.Д.

Маханева. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Детство-Пресс, 1998. –

300 с.